Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 20.05.2004 N Ф08-2068/2004-811А

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 20 мая 2004 года Дело N Ф08-2068/2004-811А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Багира", представителя от заинтересованного лица - инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Багира" на решение от 22 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 13 февраля 2004 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-24155/2003-5/749, установил следующее.
ООО "Багира" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным уведомления инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску от 16.04.2003 N 581 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 22.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции 13.02.2004, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что юридические лица, созданные в декабре и не подавшие заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения вместе с заявлением о постановке на налоговый учет, не вправе применять специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в текущем календарном году.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось ООО "Багира" с кассационной жалобой на решение от 22.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 13.02.2004, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. При этом заявитель считает, что на момент создания ООО "Багира" действовала норма пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ), согласно которой вновь созданная организация, подавшая заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, считается субъектом упрощенной системы налогообложения с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.
Налоговая инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Багира" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, государственная регистрация ООО "Багира" произведена 10.12.2002, постановка на налоговый учет осуществлена 16.12.2002.
Налоговым органом обществу выдано свидетельство о постановке на налоговый учет. Обществом заявление о применении упрощенной системы налогообложения в декабре 2002 года не подавалось.
Налогоплательщик 19.12.2003 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения, в котором указал, что "в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Багира" переходит на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года".
08.01.2003 общество получило уведомление от 25.12.2002 N 581 налогового органа о возможности применения ООО "Багира" упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Письмом от 05.05.2003 N 2/9-1845/214 налоговая инспекция сообщила обществу, что глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации вступает в силу с 01.01.2003 и организации, вновь созданные в период с 1 по 31 декабря 2002 года, не могут применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Кодекса, в текущем календарном году (2002).
Налоговым органом обществу направлено также уведомление от 16.04.2003 N 581 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения ООО "Багира" с 01.01.2003.
Не согласившись с указанным уведомлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Принимая решение по делу, суд правомерно исходил из следующего.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации введена глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения". На основании статьи 8 указанного Закона специальные налоговые режимы вводятся в действие с 01.01.2003.
С указанной даты переход на упрощенную систему налогообложения регулируется нормами главы 26.2 Кодекса. Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Пункт 2 этой же статьи 346.13 указывает, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Статья 3 Федерального закона N 104-ФЗ признает утратившими силу с 1 января 2003 года ряд нормативных актов, в том числе Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Указанный Федеральный закон N 104-ФЗ был изменен Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Однако изменения Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ не затронули порядка вступления в законную силу Федерального закона N 104-ФЗ. Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ согласно статьям 1 и 8 самого Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ в части изменений Федерального закона N 104-ФЗ вступает в силу с 1 января 2003 года.
Поскольку со дня введения в действие (1 января 2003 года) главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" признавался утратившим силу (статья 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ), положения статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ означают, что если в результате изменившегося правового регулирования возникнут новые права и обязанности налогоплательщика (или изменится содержание и объем прежних прав и обязанностей), то такие права реализуются, а обязанности подлежат исполнению только с 1 января 2003 года.
Таким образом, если налогоплательщик до 1 января 2003 года применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренную Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ, то он, подав заявление в 2002 году, вправе с 1 января 2003 года перейти на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Если же налогоплательщик до 1 января 2003 года не применял упрощенную систему налогообложения, то его права по переходу на упрощенную систему налогообложения реализуются им в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и не оспаривается обществом, в декабре 2002 года ООО "Багира" находилось на общей системе налогообложения.
Таким образом, действия налогового органа об отказе обществу в переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 соответствуют налоговому законодательству, и суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 13 февраля 2004 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-24155/2003-5/794 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 20 мая 2004 года Дело N Ф08-2068/2004-811А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Багира", представителя от заинтересованного лица - инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Багира" на решение от 22 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 13 февраля 2004 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-24155/2003-5/749, установил следующее.
ООО "Багира" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным уведомления инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску от 16.04.2003 N 581 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 22.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции 13.02.2004, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что юридические лица, созданные в декабре и не подавшие заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения вместе с заявлением о постановке на налоговый учет, не вправе применять специальный налоговый режим, предусмотренный главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в текущем календарном году.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось ООО "Багира" с кассационной жалобой на решение от 22.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 13.02.2004, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. При этом заявитель считает, что на момент создания ООО "Багира" действовала норма пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ), согласно которой вновь созданная организация, подавшая заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, считается субъектом упрощенной системы налогообложения с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.
Налоговая инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Багира" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, государственная регистрация ООО "Багира" произведена 10.12.2002, постановка на налоговый учет осуществлена 16.12.2002.
Налоговым органом обществу выдано свидетельство о постановке на налоговый учет. Обществом заявление о применении упрощенной системы налогообложения в декабре 2002 года не подавалось.
Налогоплательщик 19.12.2003 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения, в котором указал, что "в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Багира" переходит на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года".
08.01.2003 общество получило уведомление от 25.12.2002 N 581 налогового органа о возможности применения ООО "Багира" упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
Письмом от 05.05.2003 N 2/9-1845/214 налоговая инспекция сообщила обществу, что глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации вступает в силу с 01.01.2003 и организации, вновь созданные в период с 1 по 31 декабря 2002 года, не могут применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Кодекса, в текущем календарном году (2002).
Налоговым органом обществу направлено также уведомление от 16.04.2003 N 581 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения ООО "Багира" с 01.01.2003.
Не согласившись с указанным уведомлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Принимая решение по делу, суд правомерно исходил из следующего.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации введена глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения". На основании статьи 8 указанного Закона специальные налоговые режимы вводятся в действие с 01.01.2003.
С указанной даты переход на упрощенную систему налогообложения регулируется нормами главы 26.2 Кодекса. Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Пункт 2 этой же статьи 346.13 указывает, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Статья 3 Федерального закона N 104-ФЗ признает утратившими силу с 1 января 2003 года ряд нормативных актов, в том числе Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Указанный Федеральный закон N 104-ФЗ был изменен Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Однако изменения Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ не затронули порядка вступления в законную силу Федерального закона N 104-ФЗ. Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ согласно статьям 1 и 8 самого Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ в части изменений Федерального закона N 104-ФЗ вступает в силу с 1 января 2003 года.
Поскольку со дня введения в действие (1 января 2003 года) главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный закон от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" признавался утратившим силу (статья 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ), положения статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ означают, что если в результате изменившегося правового регулирования возникнут новые права и обязанности налогоплательщика (или изменится содержание и объем прежних прав и обязанностей), то такие права реализуются, а обязанности подлежат исполнению только с 1 января 2003 года.
Таким образом, если налогоплательщик до 1 января 2003 года применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренную Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ, то он, подав заявление в 2002 году, вправе с 1 января 2003 года перейти на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Если же налогоплательщик до 1 января 2003 года не применял упрощенную систему налогообложения, то его права по переходу на упрощенную систему налогообложения реализуются им в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и не оспаривается обществом, в декабре 2002 года ООО "Багира" находилось на общей системе налогообложения.
Таким образом, действия налогового органа об отказе обществу в переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 соответствуют налоговому законодательству, и суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 13 февраля 2004 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-24155/2003-5/794 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)