Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2009 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Т.А.,
при участии:
от заявителя - Петренко М.Г. - по доверенности N НЮ-3-15/721 от 22.12.2008, паспорт <...>,
от ответчика - не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N 10 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26 марта 2009 года по делу N А54-5508/2008 С5 (судья Шуман И.В.),
открытое акционерное общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Рязанской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 25.09.2008 N 2967/11-08/524.
Принятым по делу решением заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель жалобы ссылается на необоснованность вывода суда об отсутствии у заявителя обязанности уплатить земельный налог на земельные участки с кадастровыми номерами 62:23:0000000:0001 и 62:23:0000000:0034 за 2006 год в связи с отсутствием зарегистрированного права на данные участки, поскольку заявителю в указанный период данные участки принадлежали на праве постоянного бессрочного пользования в силу п. 3 ст. 268 ГК РФ, как правопреемнику ФГУП "Московская железная дорога".
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Рязанской области проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 62:23:0010211:358.
30.04.2008 ОАО "Российские железные дороги" в Межрайонную ИФНС России N 10 по Рязанской области (по месту нахождения обособленного подразделения: Рязанская область, р.п. Чучково, ул. Вокзальная) была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2006 год за один земельный участок (кадастровый номер 62:23:0010211:358 с кадастровой стоимостью 89 873 руб.) на сумму к доплате 268 руб.
Представленная открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" указанная декларация послужила основанием для проведения камеральной налоговой проверки.
В ходе камеральной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области установлен факт неполной уплаты налога в сумме 535 398 руб. 26 коп., в результате невключения в налоговую базу для исчисления земельного налога данных по двум другим земельным участкам, используемых обществом в хозяйственной деятельности. Это земельные участки с кадастровыми номерами 62:23:0000000:0001 (кадастровой стоимостью 3 300 066 руб.) и 62:23:0000000:0034 (кадастровой стоимостью 32 393 151 руб.), расположенные по адресу: Рязанская область, р.п. Чучково, ул. Вокзальная.
Результаты проверки Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области оформлены актом от 04.08.2008 N 1210/11-10-01/561 (т. 1, л.д. 45 - 48), направленным в адрес открытого акционерного общества заказным письмом (л.д. 49).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" на данный акт представило в Межрайонную ИФНС России N 10 по Рязанской области возражения от 08.09.2008 N 11616.
09.09.2008 исх. N 11-04/14761 Межрайонная ИФНС России N 10 по Рязанской области уведомила открытое акционерное общество "Российские железные дороги" о рассмотрении акта камеральной налоговой проверки от 04.08.2008 N 1210/11-10-01/561 в 11 час. 25.09.2008 по адресу: Рязанская область, пгт. Шилово, ул. 8 Марта, д. 3.
25.09.2008 заместителем начальника Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области в отсутствие представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" вынесено решение N 2967/11-08/524 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 55 - 60).
В соответствии с указанным решением открытое акционерное общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 107 079 руб. 65 коп.
Кроме того, открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" доначислен земельный налог в сумме 535 398 руб. 26 коп. и начислены пени в сумме 110 439 руб. 29 коп. (т. 1, л.д. 59).
Указанное решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области также направлено в адрес открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области от 25.09.2008 N 2967/11-08/524, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того обстоятельства, что в 2006 году у ОАО "РЖД" отсутствовало зарегистрированное право на спорные земельные участки и, соответственно, у него отсутствовала обязанность уплатить земельный налог по ним за 2006 год.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод Арбитражного суда Рязанской области законным и обоснованным, исходя из следующего.
С 19.02.1993 Федеральное государственное унитарное предприятие "Московская железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации было зарегистрировано в Московской регистрационной палате в качестве юридического лица (т. 1, л.д. 22).
На основании государственного акта N РЯ-23-000100 (т. 2, л.д. 81), выданного Московско-Рязанскому отделению Московской железной дороги (постановление Главы Чучковского района Рязанской области от 30.12.1998 N 173), ФГУП "Московская железная дорога" был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 416 га, на котором размещены платформы железнодорожные, здания вокзалов и другие объекты (согласно перечню - т. 2, л.д. 33 - 38) дороги".
С 23.09.2003 открытое акционерное общество "Российские железные дороги" зарегистрировано в Межрайонной ИМНС России N 39 по г. Москве в качестве юридического лица (т. 1, л.д. 23).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в период с 23.09.2003 по 01.01.2006 открытое акционерное общество "Российские железные дороги" продолжало пользоваться земельным участком площадью 416 га, ранее предоставленным ФГУП "Московская железная дорога", как фактический землепользователь, так как на данном участке расположены объекты железнодорожного хозяйства, необходимые для обеспечения безопасности и бесперебойности железнодорожных перевозок. За фактическое землепользование указанными земельными участками открытое акционерное общество осуществляло уплату земельного налога в соответствии с требованиями статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции, действующей до 01.01.2006), согласно которой ежегодным земельным налогом облагались все землепользователи, кроме арендаторов.
Статьей 1 Федерального закона N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 01 января 2006 года введена в действие глава Земельного кодекса РФ "Земельный налог", согласно положениям ст. 388 которой налогоплательщиками налога на землю являются не все землевладельцы и землепользователи, а только те, которые владеют землей на праве собственности или на праве постоянного бессрочного пользования.
Исходя из указанной нормы права, с 01.01.2006 открытое акционерное общество "Российские железные дороги" перестало быть плательщиком земельного налога в отношении земельного участка площадью 416 га (с 10.01.2006 - земельными участками с кадастровыми номерами 62:23:0000000:0001 и 62:23:0000000:0034, в связи с произведенным межеванием спорного земельного участка площадью 416 га на два), поскольку фактически не обладало ими на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Доначисляя земельный налог, инспекция исходила из того, что в 2006 году заявитель фактически пользовался указанными земельными участками.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Согласно п. 1 ст. 388 ЗК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации.
При этом, как следует из п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ, плательщиками земельного налога являются не все фактические землепользователи, а только лица, чье право собственности, или право постоянного (бессрочного) пользования, или право пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок зарегистрированы в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а права, возникшие до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, удостоверены актом (свидетельством) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Поскольку указанные обстоятельства инспекцией в ходе проверки не установлены, напротив, согласно сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области, направленным в ответ на запрос арбитражного суда первой инстанции, в 2006 году (и ранее) открытое акционерное общество "Российские железные дороги" не обращалось за регистрацией права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 62:23:0000000:0034 и 62:23:000000:0001, согласно свидетельствам о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области от 24.04.2007, выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.03.2009 правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 6223:0000000:0034; 62:23:0000000:0001 является Российская Федерация, то есть спорные земельные участки относятся к федеральной собственности, не принадлежат ОАО "РЖД" ни на праве собственности, ни на праве постоянного (бессрочного) пользования, ни на каком-либо ином праве, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у общества обязанностей плательщика земельного налога в спорный период исходя из установленной налоговым органом площади земельных участков.
При этом необоснован довод налогового органа о том, что заявителю спорные участки принадлежат на праве постоянного бессрочного пользования в силу ч. 3 ст. 268 ГК РФ, как правопреемнику ФГУП "Московская железная дорога", которому данные участки были предоставлены на указанном вещном праве в установленном законом порядке.
Согласно части 3 ст. 268 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного бессрочного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Указанная норма в рассматриваемом случае неприменима, поскольку ОАО "РЖД" было создано не в результате реорганизации путем преобразования ФГУП "Московская железная дорога", а путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения государственного имущества в качестве вклада в уставный капитал в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст. 13 ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 2, 3 п. 3 ст. 4 ФЗ от 27.03.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
После приватизации федерального железнодорожного транспорта ФГУП "Московская железная дорога" перестало существовать, при этом вновь созданному в результате приватизации юридическому лицу - ОАО "РЖД" спорные земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования по сводному передаточному акту не передавались. Каких-либо доказательств того, что к ОАО "РЖД" перешли все принадлежащие ФГУП "Московская железная дорога" права и обязанности, в том числе по спорным земельным участкам, инспекцией не представлено.
Следовательно, инспекция, включая в налогооблагаемую базу вышеназванные земельные участки при исчислении земельного налога за 2006 год, не доказала в установленном законом порядке факт их принадлежности ОАО "РЖД". В связи с этим у налогового органа отсутствовали законные основания для доначисления налогоплательщику земельного налога в отношении указанных земельных участков, начисления соответствующих пеней и штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Рязанской области от 26 марта 2009 года по делу N А54-5508/2008 С5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.06.2009 ПО ДЕЛУ N А54-5508/2008С5
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2009 г. по делу N А54-5508/2008С5
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2009 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Т.А.,
при участии:
от заявителя - Петренко М.Г. - по доверенности N НЮ-3-15/721 от 22.12.2008, паспорт <...>,
от ответчика - не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N 10 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26 марта 2009 года по делу N А54-5508/2008 С5 (судья Шуман И.В.),
установил:
открытое акционерное общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Рязанской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 25.09.2008 N 2967/11-08/524.
Принятым по делу решением заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель жалобы ссылается на необоснованность вывода суда об отсутствии у заявителя обязанности уплатить земельный налог на земельные участки с кадастровыми номерами 62:23:0000000:0001 и 62:23:0000000:0034 за 2006 год в связи с отсутствием зарегистрированного права на данные участки, поскольку заявителю в указанный период данные участки принадлежали на праве постоянного бессрочного пользования в силу п. 3 ст. 268 ГК РФ, как правопреемнику ФГУП "Московская железная дорога".
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Рязанской области проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 62:23:0010211:358.
30.04.2008 ОАО "Российские железные дороги" в Межрайонную ИФНС России N 10 по Рязанской области (по месту нахождения обособленного подразделения: Рязанская область, р.п. Чучково, ул. Вокзальная) была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2006 год за один земельный участок (кадастровый номер 62:23:0010211:358 с кадастровой стоимостью 89 873 руб.) на сумму к доплате 268 руб.
Представленная открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" указанная декларация послужила основанием для проведения камеральной налоговой проверки.
В ходе камеральной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области установлен факт неполной уплаты налога в сумме 535 398 руб. 26 коп., в результате невключения в налоговую базу для исчисления земельного налога данных по двум другим земельным участкам, используемых обществом в хозяйственной деятельности. Это земельные участки с кадастровыми номерами 62:23:0000000:0001 (кадастровой стоимостью 3 300 066 руб.) и 62:23:0000000:0034 (кадастровой стоимостью 32 393 151 руб.), расположенные по адресу: Рязанская область, р.п. Чучково, ул. Вокзальная.
Результаты проверки Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области оформлены актом от 04.08.2008 N 1210/11-10-01/561 (т. 1, л.д. 45 - 48), направленным в адрес открытого акционерного общества заказным письмом (л.д. 49).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" на данный акт представило в Межрайонную ИФНС России N 10 по Рязанской области возражения от 08.09.2008 N 11616.
09.09.2008 исх. N 11-04/14761 Межрайонная ИФНС России N 10 по Рязанской области уведомила открытое акционерное общество "Российские железные дороги" о рассмотрении акта камеральной налоговой проверки от 04.08.2008 N 1210/11-10-01/561 в 11 час. 25.09.2008 по адресу: Рязанская область, пгт. Шилово, ул. 8 Марта, д. 3.
25.09.2008 заместителем начальника Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области в отсутствие представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" вынесено решение N 2967/11-08/524 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 55 - 60).
В соответствии с указанным решением открытое акционерное общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 107 079 руб. 65 коп.
Кроме того, открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" доначислен земельный налог в сумме 535 398 руб. 26 коп. и начислены пени в сумме 110 439 руб. 29 коп. (т. 1, л.д. 59).
Указанное решение Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области также направлено в адрес открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Не согласившись с решением Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области от 25.09.2008 N 2967/11-08/524, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того обстоятельства, что в 2006 году у ОАО "РЖД" отсутствовало зарегистрированное право на спорные земельные участки и, соответственно, у него отсутствовала обязанность уплатить земельный налог по ним за 2006 год.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод Арбитражного суда Рязанской области законным и обоснованным, исходя из следующего.
С 19.02.1993 Федеральное государственное унитарное предприятие "Московская железная дорога" Министерства путей сообщения Российской Федерации было зарегистрировано в Московской регистрационной палате в качестве юридического лица (т. 1, л.д. 22).
На основании государственного акта N РЯ-23-000100 (т. 2, л.д. 81), выданного Московско-Рязанскому отделению Московской железной дороги (постановление Главы Чучковского района Рязанской области от 30.12.1998 N 173), ФГУП "Московская железная дорога" был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 416 га, на котором размещены платформы железнодорожные, здания вокзалов и другие объекты (согласно перечню - т. 2, л.д. 33 - 38) дороги".
С 23.09.2003 открытое акционерное общество "Российские железные дороги" зарегистрировано в Межрайонной ИМНС России N 39 по г. Москве в качестве юридического лица (т. 1, л.д. 23).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в период с 23.09.2003 по 01.01.2006 открытое акционерное общество "Российские железные дороги" продолжало пользоваться земельным участком площадью 416 га, ранее предоставленным ФГУП "Московская железная дорога", как фактический землепользователь, так как на данном участке расположены объекты железнодорожного хозяйства, необходимые для обеспечения безопасности и бесперебойности железнодорожных перевозок. За фактическое землепользование указанными земельными участками открытое акционерное общество осуществляло уплату земельного налога в соответствии с требованиями статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции, действующей до 01.01.2006), согласно которой ежегодным земельным налогом облагались все землепользователи, кроме арендаторов.
Статьей 1 Федерального закона N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 01 января 2006 года введена в действие глава Земельного кодекса РФ "Земельный налог", согласно положениям ст. 388 которой налогоплательщиками налога на землю являются не все землевладельцы и землепользователи, а только те, которые владеют землей на праве собственности или на праве постоянного бессрочного пользования.
Исходя из указанной нормы права, с 01.01.2006 открытое акционерное общество "Российские железные дороги" перестало быть плательщиком земельного налога в отношении земельного участка площадью 416 га (с 10.01.2006 - земельными участками с кадастровыми номерами 62:23:0000000:0001 и 62:23:0000000:0034, в связи с произведенным межеванием спорного земельного участка площадью 416 га на два), поскольку фактически не обладало ими на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Доначисляя земельный налог, инспекция исходила из того, что в 2006 году заявитель фактически пользовался указанными земельными участками.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Согласно п. 1 ст. 388 ЗК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации.
При этом, как следует из п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ, плательщиками земельного налога являются не все фактические землепользователи, а только лица, чье право собственности, или право постоянного (бессрочного) пользования, или право пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок зарегистрированы в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а права, возникшие до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, удостоверены актом (свидетельством) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Поскольку указанные обстоятельства инспекцией в ходе проверки не установлены, напротив, согласно сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области, направленным в ответ на запрос арбитражного суда первой инстанции, в 2006 году (и ранее) открытое акционерное общество "Российские железные дороги" не обращалось за регистрацией права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 62:23:0000000:0034 и 62:23:000000:0001, согласно свидетельствам о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области от 24.04.2007, выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.03.2009 правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 6223:0000000:0034; 62:23:0000000:0001 является Российская Федерация, то есть спорные земельные участки относятся к федеральной собственности, не принадлежат ОАО "РЖД" ни на праве собственности, ни на праве постоянного (бессрочного) пользования, ни на каком-либо ином праве, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у общества обязанностей плательщика земельного налога в спорный период исходя из установленной налоговым органом площади земельных участков.
При этом необоснован довод налогового органа о том, что заявителю спорные участки принадлежат на праве постоянного бессрочного пользования в силу ч. 3 ст. 268 ГК РФ, как правопреемнику ФГУП "Московская железная дорога", которому данные участки были предоставлены на указанном вещном праве в установленном законом порядке.
Согласно части 3 ст. 268 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного бессрочного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Указанная норма в рассматриваемом случае неприменима, поскольку ОАО "РЖД" было создано не в результате реорганизации путем преобразования ФГУП "Московская железная дорога", а путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения государственного имущества в качестве вклада в уставный капитал в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст. 13 ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 2, 3 п. 3 ст. 4 ФЗ от 27.03.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
После приватизации федерального железнодорожного транспорта ФГУП "Московская железная дорога" перестало существовать, при этом вновь созданному в результате приватизации юридическому лицу - ОАО "РЖД" спорные земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования по сводному передаточному акту не передавались. Каких-либо доказательств того, что к ОАО "РЖД" перешли все принадлежащие ФГУП "Московская железная дорога" права и обязанности, в том числе по спорным земельным участкам, инспекцией не представлено.
Следовательно, инспекция, включая в налогооблагаемую базу вышеназванные земельные участки при исчислении земельного налога за 2006 год, не доказала в установленном законом порядке факт их принадлежности ОАО "РЖД". В связи с этим у налогового органа отсутствовали законные основания для доначисления налогоплательщику земельного налога в отношении указанных земельных участков, начисления соответствующих пеней и штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 26 марта 2009 года по делу N А54-5508/2008 С5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
Е.Н.ТИМАШКОВА
Г.Д.ИГНАШИНА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)