Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.05.2010 ПО ДЕЛУ N А46-17109/2009

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2010 г. по делу N А46-17109/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Киричек Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Леоновой Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1518/2010) общества с ограниченной ответственностью "СИБИНТЕРКОМ" на решение Арбитражного суда Омской области от 11.01.2010 по делу N А46-17109/2009 (судья Суставова О.Ю.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИБИНТЕРКОМ" к инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска
о признании недействительным решения от 15.06.2009 N 14-18/10732,
при участии в судебном заседании представителей:
- от ООО "СИБИНТЕРКОМ" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска - Котикова О.А. (удостоверение <...>, доверенность N 03/82021173 от 17.11.2009).

установил:

Решением от 11.01.2010 по делу N А46-17109/2009 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "СИБИНТЕРКОМ" (далее - ООО "СИБИНТЕРКОМ", общество, налогоплательщик) о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее - ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска, налоговый орган, инспекция) N 14-18/10732ДСП от 15.06.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать полностью.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на то, что заявителем соблюден досудебный порядок урегулирования спора и обращение в арбитражный суд правомерно, по существу спора судом первой инстанции нарушений прав и интересов заявителя не установлено, привлечение налоговым органом общества к налоговой ответственности правомерно.
В апелляционной жалобе общество просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на нарушение судом первой инстанции норм налогового законодательства, несоответствие выводов суд обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
До начала судебного заседания от ООО "СИБИНТЕРКОМ" поступило письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью представителя в другом судебном процессе.
Представитель ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска оставила разрешение заявленного ходатайства на усмотрение суда.
Суд апелляционной инстанции, посовещавшись на месте определил: в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью "СИБИНТЕРКОМ" об отложении судебного заседания отказать.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что у заявителя имелось достаточно времени для представления всех необходимых, по его мнению, доказательств, при том, что инициатором судебного разбирательства являлся он.
В судебном заседании представитель ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска считает, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска была проведена выездная налоговая проверка ООО "СИБИНТЕРКОМ" по всем налогам и сборам, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2006 по 31.12.2007, по правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2006 по 30.12.2008, по результатам которой был составлен акт N 14-18/8096 ДСП от 07.05.2009.
По итогам рассмотрения акта выездной налоговой проверки N 14-18/8096 ДСП от 07.05.2009, письменных возражений и уточнений к возражениям по акту налогоплательщика при участии лица, в отношении которого проведена проверка, директора Любчич С.И., главного бухгалтера Табаченко Н.Н., заместителем начальника ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска было вынесено решение N 14-18/10732ДСП от 15.06.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО "СИБИНТЕРКОМ", в котором зафиксирован факт неполной уплаты ООО "СИБИНТЕРКОМ" налога на прибыль за 2007 год в общей сумме 41751,00 руб.; налога на добавленную стоимость за 2007 год в общей сумме 286643,00 руб.; налога на доходы физических лиц в сумме 2006804,95 руб.; единого налога, исчисляемого в связи с упрощенной системы налогообложения, за 2007 год в общей сумме 222371,00 руб., руб.; налога на имущество организаций за 2007 год в сумме 138141,00 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 - 2007 годы в общей сумме 551440,00 руб.; единого социального налога за 2007 год в общей сумме 506712,00 руб.
Данным решением налогового органа ООО "СИБИНТЕРКОМ":
- привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 1131,00 руб. - за неполную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет за 2007 год; в сумме 3044,00 руб. - за неполную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации за 2007 год; в сумме 28665,00 руб. - за неполную уплату налога на добавленную стоимость; в сумме 50672,00 руб. - за неполную уплату единого социального налога; в сумме 13814,00 руб. - за неполную уплату налога на имущество; в сумме 22237,00 руб. - за неполную уплату единого налога, исчисляемого в связи с применением упрощенной системы;
- привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 121650,00 руб. за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов;
- привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 401361 руб. за невыполнение налоговым агентом обязанностей по перечислению в бюджет удержанных, но не перечисленных сумм налога;
- привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 20876,00 руб. за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах строка представления такой декларации; в сумме 44175,00 руб. за непредставление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах строка представления такой декларации; в сумме 253206,00 руб. за непредставление налоговой декларации по единому социальному налогу в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах строка представления такой декларации; в сумме 69071,00 руб. за непредставление налоговой декларации по налогу на имущество организаций в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах строка представления такой декларации.
Кроме того, обществу начислены пени по состоянию на 15.06.2009 за просрочку уплаты налога на прибыль за 2007 год - в сумме 7230,93 руб., за просрочку уплаты на добавленную стоимость - в общей сумме 67782,35 руб., за просрочку уплаты налога на доходы физических лиц - в сумме 522202,13 руб.; за просрочку уплаты налога на имущество организации за 2007 год - в сумме 23873,28 руб.; за просрочку уплаты единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, - в сумме 6139,67 руб.; за просрочку уплаты единого социального налога за 2007 год - в сумме 105536,28 руб.; за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - в общей сумме 166907,54 руб., в том числе, по страховой части трудовой пенсии - в сумме 128166,56 руб., по накопительной части трудовой пенсии - в сумме 38740,98 руб.
Также налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 286643 руб., недоимку по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, за 2007 год в сумме 11308 руб., недоимку по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, за 2007 год в сумме 30443 руб., недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме 2006804,95 руб., недоимку по единому налогу, исчисляемому в связи с упрощенной системы налогообложения, за 2007 год в сумме 222371 руб.; недоимку по налогу на имущество организации за 2007 год в сумме 138141 руб.; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006 - 2007 годы в сумме 551440,00 руб.; недоимку по единому социальному налогу за 2007 год в сумме 506712 руб.
Этим же решением постановлено уменьшить исчисленную в завышенных размерах на сумму единого налога, исчисляемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2007 год в сумме 247717,00 руб., в том числе: 1 квартал 2007 года - 46275,00 руб.; 4 квартал 2007 года - 201442,00 руб.
Заявителем в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области была подана апелляционная жалоба на решение ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска от 15.06.2009 N 14-18/10732 ДСП.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области N 16-17/09932 от 17.07.2009 решение ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска от 15.06.2009 N 14-18/10732ДСП изменено, пункт 1 его резолютивной части изложен в следующей редакции:
"1. Привлечь ООО "СИБИНТЕРКОМ" к налоговой ответственности, предусмотренной:
пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в виде взыскания штрафа в размере 20876,00 руб.; налогу на добавленную стоимость в виде взыскания штрафа в размере 44175,00 руб.; единому социальному налогу в виде взыскания штрафа в размере 253206,00 руб.; налогу на имущество организаций в виде взыскания штрафа в размере 69071,00 руб.; пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сумм: налога на прибыль организаций в размере 1392,00 руб.; налога на добавленную стоимость в размере 9555,00 руб.; единого социального налога в размере 16891,00 руб.; налога на имущество организаций в размере 4605,00 руб.; единого налога, исчисляемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 7412,00 руб.; статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за невыполнение налоговым агентом обязанностей по перечислению в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц в виде взыскания штрафа в размере 401361,00 руб.; пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок документов в виде взыскания штрафа в размере 121650 руб.".
ООО "СИБИНТЕРКОМ", считая решение ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска от 15.06.2009 N 14-18/10732ДСП не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
11.01.2010 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса обжалуемый судебный акт на предмет соответствия его нормам материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100.1 Налогового кодекса РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 Налогового кодекса РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
В силу положений пункта 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 Налогового кодекса РФ.
Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен статьей 101.2 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с указанной нормой решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.
В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.
В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа, с учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Таким образом, законодателем предусмотрено обязательное досудебное обжалование решений налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган.
Как следует из материалов дела, ООО "СИБИНТЕРКОМ", не согласившись с решением ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области с апелляционной жалобой, при этом, не оспаривая по существу правомерность установления налоговым органом факта неполной уплаты по налогам и обязательным платежам, начисления штрафных санкций и пеней, в апелляционной жалобе ООО "СИБИНТЕРКОМ" просило лишь уменьшить размер штрафных санкций, указывая при этом в качестве смягчающих ответственность обстоятельств на свое тяжелое финансово-экономическое положение.
Указанное обстоятельство заявителем по существу не оспаривается, доказательств обратного в нарушении ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела представлено не было.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав вышеприведенные нормы права, приходит к выводу о том, что Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на обжалование решения налогового органа в вышестоящий орган только в той части, с которой налогоплательщик не согласен, а также на принятие вышестоящим налоговом органом решения только в обжалуемой части, что не является нарушением прав налогоплательщика, так как именно он указывает основания незаконности обжалуемого решения.
В рассматриваем случае заявитель, как было указано выше, обжаловал решение Инспекции только в части начисления штрафов.
Между тем, из мотивировочной части решения Управления следует, что в остальной части правомерность оспариваемого решения от 15.06.2009 N 14-18/10732ДСП вышестоящим органом не проверялась.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что целью введения нормы об обязательности обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговой орган является возможность разрешения возникших разногласий между налогоплательщиком и контролирующим органом именно во внесудебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что соблюдение рассматриваемой процедуры обеспечивается тем, что в абзаце 4 пункта 2 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право заинтересованного лица на подачу в вышестоящий орган жалобы на вступившее в силу решение Инспекции в пределах годичного срока со дня его принятия. При этом сама по себе возможность подачи повторной жалобы по иным основаниям не запрещается и допускается согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что формальное соблюдение данных норм является достаточным, судом апелляционной инстанции признается необоснованным.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что фактически заявитель не оспаривает решение о снижении штрафов ни размер штрафов, а оспаривает правомерность доначисления налогов.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоблюдении Обществом досудебного порядка урегулирования спора в указанной части.
В соответствии с п. 2 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Следовательно, суд первой инстанции обязан был оставить без рассмотрения заявление Общества о признании недействительным решения Инспекции.
Доводы апелляционной жалобы по существу спора в связи с указанными выше обстоятельствами, правового значения в рассматриваемом случае не имеют.
При изложенных обстоятельствах, несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, в силу п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового судебного акта в соответствии с частью 3 статьи 269 АПК РФ об оставлении заявления налогоплательщика без рассмотрения.
В соответствии со ст. 110 и п. 1 ст. 149 Арбитражного процессуального кодекса государственная пошлина по первой инстанции в размере 2000 руб. по платежному поручению N 484 от 10.08.2009 подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 11.01.2010 по делу N А46-17109/2009 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "СИБИНТЕРКОМ" о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска N 14-18/10732ДСП от 15.06.2009 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставить без рассмотрения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "СИБИНТЕРКОМ", государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную по платежному поручению N 484 от 10.08.2009.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ

Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Ю.Н.КИРИЧЕК
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)