Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей
от заявителя: Никоноровой Т.Г. (доверенность от 01.12.2008),
от заинтересованного лица: Васильева П.В. (доверенность от 11.01.2009 N 03-27/2)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.09.2008,
принятое судьей Кузьминой О.С.,
по делу N А79-4762/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат "Катунь"
о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике от 06.05.2008 N 449
и
общество с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат "Катунь" (далее - ООО "Пищекомбинат "Катунь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике (далее - Инспекция, налоговый орган) от 06.05.2008 N 449 в части начисления к уплате земельного налога за 2006 год в сумме 97 020 рублей, за 2007 год в сумме 97 020 рублей, пеней по этому налогу в сумме 27 749 рублей и штрафов по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 38 808 рублей, по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 14 553 рублей и по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 106 722 рублей.
Решением суда от 29.09.2008 (с учетом дополнительного решения от 14.10.2008) заявленное требование удовлетворено.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил пункт 1 статьи 390, пункты 1, 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 17, пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", пункты 2, 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. Он указывает на то, что требование Общества сводилось к тому, что Инспекция при расчете земельного налога неправильно применила налоговую ставку, однако суд при рассмотрении дела вышел за пределы заявленного требования. Кроме того, заявитель жалобы полагает, что в рассматриваемом случае подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка Общества с кадастровым номером 21:20:10 01 62:0029, опубликованная в постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Чувашской Республики", а также размещенная на сайте Цивильского района Чувашской Республики в разделе "Справочная информация, информация по ценам и тарифам", поскольку с 2003 года до 23.01.2008 кадастровая оценка земель оставалась неизменной. В случае отсутствия в названном постановлении информации о земельном участке Общества, идентификация этого участка возможна исходя из указанного в постановлении кадастрового квартала. Представленные в дело документы, по мнению Инспекции, подтверждают, что Общество фактически знало о кадастровой стоимости земельного участка и имело возможность исчислить и уплатить земельный налог за 2006 и 2007 годы.
Представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, в судебном заседании.
ООО "Пищекомбинат "Катунь" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов налогового органа, считают решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 30 минут 26.01.2009 до 11 часов 29.01.2009.
Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ООО "Пищекомбинат "Катунь" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2005 по 31.12.2007 и установила ряд нарушений, в том числе неуплату земельного налога за 2006 год в сумме 97 020 рублей и за 2007 год в сумме 97 020 рублей в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Цивильск, ул. Николаева, д. 3, и принадлежащего Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, и непредставление налоговых деклараций по названному налогу за данные налоговые периоды.
Результаты проверки оформлены актом N 14 от 31.03.2008, на основании которого заместитель руководителя Инспекции принял решение N 449 от 06.05.2008 о привлечении ООО "Пищекомбинат "Катунь" к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога в размере 38 808 рублей, по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление декларации по земельному налогу за 2007 год в размере 14 553 рублей и по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление декларации по земельному налогу за 2006 год в размере 106 722 рублей. В решении Обществу также предложено перечислить в бюджет неуплаченные суммы земельного налога и соответствующую сумму пеней.
Общество не согласилось с решением налогового органа в указанной части и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного правового акта частично недействительным.
Руководствуясь пунктом 6 статьи 3, статьями 17, 387, 388, 389, 390, пунктами 1, 3 статьи 391, статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 8, 9, 12 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 6 статьи 19 Положения "О налоговом регулировании в Цивильском районе, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления", утвержденного решением Собрания депутатов Цивильского района от 27.06.2007, Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из того, что неопубикование сведений о кадастровой стоимости земельных участков для исчисления земельного налога за 2006 и 2007 годы свидетельствует об отсутствии совокупности условий, необходимых для исчисления и уплаты земельного налога, и, следовательно, о невозможности Общества исчислить и уплатить данный налог за указанные налоговые периоды.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
В силу положений статей 52 - 55 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый период.
Согласно статье 15 Кодекса земельный налог относится к местным налогам.
В статье 387 Кодекса предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований. Устанавливая данный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.
На территории города Цивильска Чувашской Республики земельный налог установлен на 2006 и 2007 годы решением Цивильского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 28.09.2005 (с изменениями от 28.02.2006) "Об установлении налога на имущество физических лиц и земельного налога".
Остальные элементы налогообложения определены нормами главы 31 Кодекса, в том числе порядок определения налоговой базы при исчислении земельного налога.
В соответствии со статьей 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 названных Правил).
В силу пункта 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, налогоплательщики-организации обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом и которая в целях исчисления земельного налога налогоплательщиками подлежит доведению до их сведения в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года.
В пункте 2.10 решения Цивильского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 28.09.2005 (с изменениями от 28.02.2006) "Об установлении налога на имущество физических лиц и земельного налога" также предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков путем опубликования в составе информационных ресурсов Цивильского района не позднее 1 марта текущего года.
Государственная кадастровая оценка земель поселений Чувашской Республики была проведена в 2003 году и ее результаты утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45. Данное постановление с приложением опубликовано в Собрании законодательства Чувашской Республики N 4 за 2003 год и на сайте Цивильского района Чувашской Республики в разделе "Справочная информация, информация по ценам и тарифам".
С 2003 до 2008 года кадастровая оценка земель поселений Чувашской Республики оставалась неизменной. Следовательно, кадастровая стоимость земельных участков, опубликованная в названном постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики, подлежала применению при исчислении земельного налога за 2006 и 2007 годы.
Недоведение сведений о кадастровой стоимости земельного участка до налогоплательщика в установленные сроки свидетельствует о неисполнении соответствующим органом обязанности, предусмотренной в пункте 14 статьи 396 Кодекса, однако не является с учетом приведенных норм права основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности по уплате земельного налога.
Выводы суда о том, что постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Чувашской Республики" не подлежит применению в рассматриваемой ситуации, поскольку оно принято гораздо ранее вступления в силу главы 31 "Земельный налог" Кодекса и не содержит кадастровой стоимости принадлежащего Обществу земельного участка, являются ошибочными.
Глава 31 Кодекса устанавливает обязанность исчислять земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка и обязанность и сроки по доведению кадастровой стоимости земельного участка до сведения налогоплательщиков, но не порядок проведения государственной кадастровой оценки земель и утверждения ее результатов, который определяется в соответствии с нормами земельного законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале.
В пункте 2 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, установлено, что кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера земельного участка в этом квартале.
Номером земельного участка в кадастровом квартале является порядковый номер подраздела, открываемого для записи сведений о данном земельном участке в соответствующем разделе государственного реестра земель кадастрового района (пункт 3 указанных Правил).
Следовательно, идентификация земельного участка возможна по номеру кадастрового квартала, который в рассматриваемом случае был указан в названном постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики.
Кроме того, из материалов дела следует, что Мелоян С.В., являющийся одним из двух учредителей Общества, обращался в 2006 году в Управление Роснедвижимости по Чувашской Республики с заявлением о предоставлении сведений государственного земельного кадастра и получил их. Таким образом, Общество располагало необходимыми сведениями для исчисления земельного налога за спорные налоговые периоды. Обращение Общества с таким заявлением только в 2008 году не опровергает указанное обстоятельство.
С учетом изложенного Общество имело возможность исчислить и уплатить земельный налог за 2006 и 2007 годы в отношении принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка и представить налоговые декларации по данному налогу за указанные периоды в налоговый орган, однако не исполнило установленные законом обязанности, поэтому у налогового органа имелись правовые основания для доначисления Обществу земельного налога, пеней и применения налоговых санкций за неуплату налога и непредставление налоговых деклараций.
Вместе с тем согласно статье 396 Кодекса сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Общество при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 06.05.2008 N 449 в части доначисления земельного налога, пеней и штрафов по этому налогу было не согласно с примененной налоговым органом при исчислении земельного налога ставкой налога 1,5 процента, полагая, что в отношении принадлежащего ему земельного участка должна применяться налоговая ставка 0,6 процента (как для земельного участка под объектами торговли и общественного питания).
Арбитражный суд Чувашской Республики сделал неправильный вывод об отсутствии у Общества возможности исчислить и уплатить земельный налог и не проверил обоснованность применения налоговым органом при исчислении земельного налога ставки 1,5 процента, в связи с чем решение суда от 29.09.2008 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.09.2008 по делу N А79-4762/2008 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 29.01.2009 ПО ДЕЛУ N А79-4762/2008
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2009 г. по делу N А79-4762/2008
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей
от заявителя: Никоноровой Т.Г. (доверенность от 01.12.2008),
от заинтересованного лица: Васильева П.В. (доверенность от 11.01.2009 N 03-27/2)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.09.2008,
принятое судьей Кузьминой О.С.,
по делу N А79-4762/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат "Катунь"
о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике от 06.05.2008 N 449
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат "Катунь" (далее - ООО "Пищекомбинат "Катунь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике (далее - Инспекция, налоговый орган) от 06.05.2008 N 449 в части начисления к уплате земельного налога за 2006 год в сумме 97 020 рублей, за 2007 год в сумме 97 020 рублей, пеней по этому налогу в сумме 27 749 рублей и штрафов по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 38 808 рублей, по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 14 553 рублей и по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 106 722 рублей.
Решением суда от 29.09.2008 (с учетом дополнительного решения от 14.10.2008) заявленное требование удовлетворено.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил пункт 1 статьи 390, пункты 1, 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 17, пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", пункты 2, 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. Он указывает на то, что требование Общества сводилось к тому, что Инспекция при расчете земельного налога неправильно применила налоговую ставку, однако суд при рассмотрении дела вышел за пределы заявленного требования. Кроме того, заявитель жалобы полагает, что в рассматриваемом случае подлежала применению кадастровая стоимость земельного участка Общества с кадастровым номером 21:20:10 01 62:0029, опубликованная в постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Чувашской Республики", а также размещенная на сайте Цивильского района Чувашской Республики в разделе "Справочная информация, информация по ценам и тарифам", поскольку с 2003 года до 23.01.2008 кадастровая оценка земель оставалась неизменной. В случае отсутствия в названном постановлении информации о земельном участке Общества, идентификация этого участка возможна исходя из указанного в постановлении кадастрового квартала. Представленные в дело документы, по мнению Инспекции, подтверждают, что Общество фактически знало о кадастровой стоимости земельного участка и имело возможность исчислить и уплатить земельный налог за 2006 и 2007 годы.
Представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, в судебном заседании.
ООО "Пищекомбинат "Катунь" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов налогового органа, считают решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 30 минут 26.01.2009 до 11 часов 29.01.2009.
Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ООО "Пищекомбинат "Катунь" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2005 по 31.12.2007 и установила ряд нарушений, в том числе неуплату земельного налога за 2006 год в сумме 97 020 рублей и за 2007 год в сумме 97 020 рублей в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Цивильск, ул. Николаева, д. 3, и принадлежащего Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, и непредставление налоговых деклараций по названному налогу за данные налоговые периоды.
Результаты проверки оформлены актом N 14 от 31.03.2008, на основании которого заместитель руководителя Инспекции принял решение N 449 от 06.05.2008 о привлечении ООО "Пищекомбинат "Катунь" к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога в размере 38 808 рублей, по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление декларации по земельному налогу за 2007 год в размере 14 553 рублей и по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление декларации по земельному налогу за 2006 год в размере 106 722 рублей. В решении Обществу также предложено перечислить в бюджет неуплаченные суммы земельного налога и соответствующую сумму пеней.
Общество не согласилось с решением налогового органа в указанной части и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного правового акта частично недействительным.
Руководствуясь пунктом 6 статьи 3, статьями 17, 387, 388, 389, 390, пунктами 1, 3 статьи 391, статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 8, 9, 12 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 6 статьи 19 Положения "О налоговом регулировании в Цивильском районе, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления", утвержденного решением Собрания депутатов Цивильского района от 27.06.2007, Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из того, что неопубикование сведений о кадастровой стоимости земельных участков для исчисления земельного налога за 2006 и 2007 годы свидетельствует об отсутствии совокупности условий, необходимых для исчисления и уплаты земельного налога, и, следовательно, о невозможности Общества исчислить и уплатить данный налог за указанные налоговые периоды.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
В силу положений статей 52 - 55 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый период.
Согласно статье 15 Кодекса земельный налог относится к местным налогам.
В статье 387 Кодекса предусмотрено, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований. Устанавливая данный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.
На территории города Цивильска Чувашской Республики земельный налог установлен на 2006 и 2007 годы решением Цивильского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 28.09.2005 (с изменениями от 28.02.2006) "Об установлении налога на имущество физических лиц и земельного налога".
Остальные элементы налогообложения определены нормами главы 31 Кодекса, в том числе порядок определения налоговой базы при исчислении земельного налога.
В соответствии со статьей 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 названных Правил).
В силу пункта 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, налогоплательщики-организации обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом и которая в целях исчисления земельного налога налогоплательщиками подлежит доведению до их сведения в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года.
В пункте 2.10 решения Цивильского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 28.09.2005 (с изменениями от 28.02.2006) "Об установлении налога на имущество физических лиц и земельного налога" также предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков путем опубликования в составе информационных ресурсов Цивильского района не позднее 1 марта текущего года.
Государственная кадастровая оценка земель поселений Чувашской Республики была проведена в 2003 году и ее результаты утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45. Данное постановление с приложением опубликовано в Собрании законодательства Чувашской Республики N 4 за 2003 год и на сайте Цивильского района Чувашской Республики в разделе "Справочная информация, информация по ценам и тарифам".
С 2003 до 2008 года кадастровая оценка земель поселений Чувашской Республики оставалась неизменной. Следовательно, кадастровая стоимость земельных участков, опубликованная в названном постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики, подлежала применению при исчислении земельного налога за 2006 и 2007 годы.
Недоведение сведений о кадастровой стоимости земельного участка до налогоплательщика в установленные сроки свидетельствует о неисполнении соответствующим органом обязанности, предусмотренной в пункте 14 статьи 396 Кодекса, однако не является с учетом приведенных норм права основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности по уплате земельного налога.
Выводы суда о том, что постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 N 45 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Чувашской Республики" не подлежит применению в рассматриваемой ситуации, поскольку оно принято гораздо ранее вступления в силу главы 31 "Земельный налог" Кодекса и не содержит кадастровой стоимости принадлежащего Обществу земельного участка, являются ошибочными.
Глава 31 Кодекса устанавливает обязанность исчислять земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка и обязанность и сроки по доведению кадастровой стоимости земельного участка до сведения налогоплательщиков, но не порядок проведения государственной кадастровой оценки земель и утверждения ее результатов, который определяется в соответствии с нормами земельного законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале.
В пункте 2 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, установлено, что кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера земельного участка в этом квартале.
Номером земельного участка в кадастровом квартале является порядковый номер подраздела, открываемого для записи сведений о данном земельном участке в соответствующем разделе государственного реестра земель кадастрового района (пункт 3 указанных Правил).
Следовательно, идентификация земельного участка возможна по номеру кадастрового квартала, который в рассматриваемом случае был указан в названном постановлении Кабинета Министров Чувашской Республики.
Кроме того, из материалов дела следует, что Мелоян С.В., являющийся одним из двух учредителей Общества, обращался в 2006 году в Управление Роснедвижимости по Чувашской Республики с заявлением о предоставлении сведений государственного земельного кадастра и получил их. Таким образом, Общество располагало необходимыми сведениями для исчисления земельного налога за спорные налоговые периоды. Обращение Общества с таким заявлением только в 2008 году не опровергает указанное обстоятельство.
С учетом изложенного Общество имело возможность исчислить и уплатить земельный налог за 2006 и 2007 годы в отношении принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка и представить налоговые декларации по данному налогу за указанные периоды в налоговый орган, однако не исполнило установленные законом обязанности, поэтому у налогового органа имелись правовые основания для доначисления Обществу земельного налога, пеней и применения налоговых санкций за неуплату налога и непредставление налоговых деклараций.
Вместе с тем согласно статье 396 Кодекса сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Общество при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 06.05.2008 N 449 в части доначисления земельного налога, пеней и штрафов по этому налогу было не согласно с примененной налоговым органом при исчислении земельного налога ставкой налога 1,5 процента, полагая, что в отношении принадлежащего ему земельного участка должна применяться налоговая ставка 0,6 процента (как для земельного участка под объектами торговли и общественного питания).
Арбитражный суд Чувашской Республики сделал неправильный вывод об отсутствии у Общества возможности исчислить и уплатить земельный налог и не проверил обоснованность применения налоговым органом при исчислении земельного налога ставки 1,5 процента, в связи с чем решение суда от 29.09.2008 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.09.2008 по делу N А79-4762/2008 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.П.МАСЛОВА
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
О.П.МАСЛОВА
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)