Судебные решения, арбитраж

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С УПЛАТОЙ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА И
НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ


1. Компенсационные выплаты муниципальным служащим, предусмотренные Законом Ростовской области от 29.12.97 N 55-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области", не включаются в налоговую базу при исчислении единого социального налога и налога на доходы физических лиц.
Сельская администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения налоговой инспекции. Суд удовлетворил заявленные требования. Судебный акт мотивирован тем, что компенсационные выплаты муниципальным служащим, предусмотренные Законом Ростовской области от 29.12.97 N 55-ЗС "О муниципальной службе в Ростовской области" (далее - Закон от 29.12.97 N 55-ЗС), не должны включаться в налоговую базу при исчислении ЕСН и НДФЛ.
Оставляя судебный акт без изменения, суд кассационной инстанции указал на правильность позиции суда. Спорные выплаты не подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ и ЕСН, поскольку освобождаются от налогообложения на основании пункта 1 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 08.01.98 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (далее - Закон от 08.01.98 N 8-ФЗ) предусмотрено, что муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закону от 08.01.98 N 8-ФЗ, другим федеральным законам.
Законом от 29.12.97 N 55-ЗС установлено, что муниципальному служащему за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования выплачиваются ежемесячное компенсационное пособие в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда и ежегодная компенсация на лечение в размере двух должностных окладов.
Таким образом, законодательством Российской Федерации, которое включает и Закон от 29.12.97 N 55-ЗС, гарантированы дополнительные выплаты государственным служащим в виде компенсационных выплат на лечение и питание.
Согласно пункту 3 статьи 217 и пункту 2 части 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения; оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия; оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях; увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников; исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Освобождение от налогообложения компенсационных выплат муниципальным служащим в связи с нахождением на государственной службе и выплат на лечение и отдых данной правовой нормой прямо не предусмотрено. Вместе с тем, на основании пункта 1 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Из смысла указанных норм права компенсационные выплаты муниципальным служащим, предусмотренные Законом от 29.12.97 N 55-ЗС, не должны включаться в налоговую базу при исчислении НДФЛ и ЕСН (дела N Ф08-3311/06, Ф08-3301/06, Ф08-3339/06).
Практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не обнаружена.
Противоречия в практике ФАС СКО и иных окружных судов не выявлены.

2. Частичная неоплата товара в результате исполнения обязательств по поставке товара не свидетельствует о получении налогоплательщиком дохода в натуральной форме на безвозмездной основе. Свидетельством безвозмездной передачи продукции (имущества), выполнения работ, оказания услуг является воля собственника, направленная на отчуждение этого имущества, выполнение работ, оказание услуг в пользу другого лица без каких-либо имущественных обязательств со стороны последнего.
По внешнеэкономическим контрактам в адрес предпринимателя производилась поставка плодоовощной продукции. Условиями контрактов предусмотрена оплата за поставленные товары в течение 180 дней со дня поставки. Установив факт частичной неоплаты заявителем товара, полученного по контрактам, налоговый орган пришел к выводу о получении заявителем дохода в натуральной форме на безвозмездной основе в результате неисполнения обязательств по оплате поставленных товаров. Доход в целях обложения налогом на доходы физических лиц за проверяемый период определен налоговым органом по размеру задолженности предпринимателя перед иностранными партнерами по контрактам. Решением налоговой инспекции предприниматель привлечен к ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа, ему доначислены налог на доходы физических лиц и пени.
Признавая недействительным решение налоговой инспекции, суд сделал вывод, что налоговая инспекция не доказала, что получение предпринимателем товара носит безвозмездный характер носит. Суд кассационной инстанции поддержал вывод суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Глава 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также иное законодательство о налогах и сборах не содержат норм, меняющих требования статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации о надлежащем исполнении обязательств. Свидетельством безвозмездной передачи продукции (имущества), выполнения работ, оказания услуг должна являться воля собственника, направленная на отчуждение этого имущества, выполнение работ, оказание услуг в пользу другого лица без каких-либо имущественных обязательств со стороны последнего (часть 2 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации).
Возмездный характер получения плодоовощной продукции следует из содержания заключенных между предпринимателем и иностранными поставщиками внешнеэкономических контрактов, условия контрактов об исполнении денежного обязательства путем перечисления денег на расчетные счета поставщиков не изменялись, и суд исходя из этого сделал вывод о сохранении за предпринимателем обязанности по перечислению денежных сумм, предусмотренных контрактами, в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Предприниматель осуществлял оплату товара, поставленного по контрактам, в течение длительного времени: до проведения проверки, в процессе ее проведения и после ее окончания. Заявитель не получил доход от безвозмездной поставки товара. Следовательно, у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления налога на доходы физических лиц, пени по налогу и штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (дела N Ф08-6336/06, Ф08-6331/06, Ф08-6331/06).
Практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не обнаружена.
Противоречия по выводу в практике ФАС СКО и иных окружных судов не выявлены.

3. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства наряду с главой хозяйства являются плательщиками страховых взносов в виде фиксированного платежа, поэтому взыскание задолженности члена крестьянского (фермерского) хозяйства с главы хозяйства неправомерно.
Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных за четырех членов КФХ, из расчета ставки фиксированного платежа.
Решением в удовлетворении требований пенсионного фонда отказано. Суд исходил из неправомерности требования заявителя о взыскании с главы КФХ недоимки по уплате страховых взносов, образовавшихся за членами хозяйства, поскольку указанные лица являются самостоятельными плательщиками страховых взносов.
Суд кассационной инстанции оставил решение суда без изменения.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с указанным Законом распространяется обязательное пенсионное страхование. В силу пункта 4 статьи 28 Закона N 167-ФЗ порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.03 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа. Эти Правила согласно пункту 1 распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав и членов КФХ к индивидуальным предпринимателям при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Следовательно, глава и члены КФХ являются самостоятельными плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязаны уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа вне зависимости от наличия у них статуса индивидуального предпринимателя (дела N Ф08-3954/06, Ф08-3791/06, Ф08-2998/06).
Практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не обнаружена.
Противоречия по выводу в практике ФАС СКО и иных окружных судов не выявлены.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)