Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.03.2011 ПО ДЕЛУ N А65-16407/2010

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2011 г. по делу N А65-16407/2010


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010
по делу N А65-16407/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лизинговая инвестиционная компания "Лизинг-Инвест", г. Казань (ИНН 1656021486, ОГРН 1021603060291), к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани, о признании незаконными решений от 04.05.2010 N 156/36, 160/39, 159/38, 158/37, 161/40, 163/42, 157/34, 155/35, 162/41, при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Лизинговая инвестиционная компания "Лизинг-Инвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани (далее - инспекция) от 04.05.2010 N 156/36.
Определением от 25.08.2010 суд объединил в одно производство для совместного рассмотрения настоящее дело N А65-16407/2010 по вышеуказанному заявлению, дела N А65-16408/2010, А65-16409/2010, А65-16410/2010, А65-16411/2010, А65-16412/2010, А65-16413/2010 и А65-16415/2010 по заявлению общества о признании незаконными решений инспекции от 04.05.2010 N 160/39, 163/42, 157/34, 158/37, 159/38, 155/35, 162/41 в части наличия задолженности по земельному налогу и доначисления земельного налога. Объединенному делу присвоен номер А65-16407/2010.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по делам N А65-16407/2010, А65-16408/2010, А65-16412/2010, А65-16413/2010 привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.10.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных заявителем уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2006 год, за 2007 год, за 2008 год, за 1, 2, 3 кварталы 2008 года, за 1, 2, 3 кварталы 2009 года, о чем составлены акты камеральных проверок.
Решениями инспекции обществу предложено перечислить суммы неуплаченного земельного налога. Основанием для доначисления налога послужил вывод налогового органа о занижении обществом налоговой базы по земельному налогу вследствие невключения в нее кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:090513:8, находящегося по адресу: г. Казань, ул. Деловая, д. 8. По мнению инспекции, поскольку обществом в 2005 году были приобретены в собственность объекты недвижимости (здание пищеблока городской больницы N 10, здание стационара городской больницы N 10, здание административного корпуса, здание (прачечная)) и фактическое использование земельным участком с 2005 года обществом не оспаривается, отсутствие правоустанавливающего документа не может служить основанием для освобождения от уплаты земельного налога.
Жалобы общества на решения инспекции оставлены управлением без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными решениями, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Лица, которым согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляться не может, при приобретении объектов недвижимости обязаны на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до установленной этим Законом даты в порядке статьи 36 названного Кодекса приобрести соответствующий земельный участок в собственность или аренду по своему выбору.
Как усматривается из материалов дела, обществом в 2005 году на торгах приобретено недвижимое имущество: административный корпус площадью 764,9 кв. м., стационар площадью 1743 кв. м., пищеблок площадью 187,2 кв. м., прачечная площадью 145,3 кв. м.
Здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 16:50:090513:8, принадлежащем на праве постоянного бессрочного пользования с 01.09.1999 государственному научно-производственному предприятию им. В.И.Ленина, а с 10.08.2007 Российской Федерации на праве собственности.
Общество по договору купли-продажи от 02.10.2009 N 8/021009 приобрело у Территориального управления Росимущества по Республике Татарстан (продавца) земельный участок, находящийся по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Кировский район, ул. Деловая, д. 8, кадастровый номер 16:50:090513:8, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - горбольница. Переход к покупателю права собственности на объект недвижимости зарегистрирован в установленном порядке 27.10.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 16-АС N 390002 от 27.10.2009.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъяснено, что судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В силу закона к обществу перешло право пользования земельным участком, необходимым для использования недвижимого имущества, и оно фактически пользовалось участком, но в отсутствие государственной регистрации права оно не могло быть плательщиком земельного налога.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 N ВАС-13503/09 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
С учетом изложенного вывод судов о том, что обязанность уплачивать земельный налог возникнет у заявителя только после регистрации соответствующего права пользования на спорный земельный участок, является обоснованным.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.10.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 по делу N А65-16407/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)