Судебные решения, арбитраж
Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 13 августа 2007 года Дело N Ф08-5085/2007-1923А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - унитарного муниципального предприятия "Дербентгорводоканал", в отсутствие заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Дагестан, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства и направившего ходатайство от 08.08.2007 о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.04.2007 по делу N А15-1995/2006, установил следующее.
Унитарное муниципальное предприятие "Дербентгорводоканал" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Дагестан (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решений налоговой инспекции от 27.10.2006 N 01-44 и от 27.10.2006 N 01.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприятие в судебном заседании заявило ходатайство об отказе от иска в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 27.10.2006 N 01, а также в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 27.10.2006 N 01-44 о доначислении 3640 рублей водного налога за 2005 год, 507 рублей 40 копеек пени и 728 рублей штрафа.
Решением суда от 04.04.2007 принят отказ предприятия, производство по делу в части отказа прекращено.
В остальной части заявленные требования предприятия удовлетворены, решение налоговой инспекции от 27.10.2006 N 01-44 признано недействительным в части взыскания 99468 рублей водного налога, 8382 рублей пени и 19893 рублей 60 копеек штрафа за 2004 год, а также в части начисления пени за 2005 год в размере 17843 рублей 60 копеек.
Судебный акт мотивирован тем, что предприятием в 2004 году правомерно применена ставка водного налога в размере 60 рублей за 1 тыс. кубических метров, установленная Законом Республики Дагестан от 12.01.2000 N 4, поскольку законодательными актами Республики Дагестан в 2003 - 2004 годах ставки платы за забор воды не были приняты и утверждены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить. По мнению заявителя, ставка водного налога в размере 60 рублей за 1 тыс. кубических метров, установленная Законом Республики Дагестан от 12.01.2000 N 4, не подлежит применению с 01.01.2003. Следовательно, ставка водного налога, применяемая предприятием в 2004 году, должна определяться в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2001 N 826.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель предприятия повторил доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя предприятия, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросу правильности исчисления и своевременности перечисления водного налога за период с 01.11.2004 по 01.07.2006.
По результатам проверки составлен акт от 26.09.2006 N 01-43 и вынесено решение от 27.10.2006 N 01-44, которым предприятию начислено 103108 рублей водного налога, 20622 рубля штрафа и 27595 рублей пени.
Основанием для вынесения решения послужил вывод о том, что при расчете платы за пользование водными объектами предприятие обязано было применять ставку платы, установленную Постановлением Правительства РФ от 28.11.2001 N 826, в соответствии с которым минимальная ставка забора воды с подземных водных объектов за 1 тыс. кубических метров по Северо-Кавказскому региону на прочие реки и озера установлена в размере 272 рублей.
Полагая, что решение налогового органа от 27.10.2006 N 01-44 является незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (действовавшего в 2004 году) плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами.
Объектом платы за пользование водными объектами признается, в том числе пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, указанное в статье 1 названного Закона, в целях осуществления забора воды из водных объектов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ установлены максимальные и минимальные ставки за пользование водными объектами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных пунктом 1 настоящей статьи, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 4 названного Закона предусмотрено, что ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, оплачивается по минимальным ставкам в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ. Размеры ставки платы за такое пользование водными объектами не должны превышать 60 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года.
До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 2 настоящей статьи.
Судом установлено, что предприятие осуществляло забор воды из водного объекта для обеспечения питьевой водой жителей г. Дербент.
Согласно приложению к статье 4 Закона Республики Дагестан от 12.01.2000 N 4 установлена ставка платы по категориям плательщиков и в зависимости от вида пользования водными объектами. Для предприятий жилищно-коммунального хозяйства на водоснабжение населения, предприятий теплоэнергетики (или других предприятий), непосредственно забирающих или подающих воду для населения, ставка налога установлена в размере 60 рублей за 1 тыс. кубических метров забранной воды. Данная ставка в соответствии с приложением может применяться до 1 января 2003 года. При таких обстоятельствах судом сделан неверный вывод о правомерности применения предприятием в 2004 году ставки водного налога в размере 60 рублей за 1 тыс. кубических метров.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2001 N 826 определены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам, в том числе с разделением по видам водопользования. Согласно указанному Постановлению минимальная ставка по подземным водным объектам по Северо-Кавказскому экономическому району составляет 272 рубля за 1 тыс. кубических метров забранной воды.
Норма абзаца 3 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", согласно которой до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, не ограничена сроком действия.
Поскольку законодательный орган Республики Дагестан правом установить с 01.01.2003 иные ставки платы по категориям плательщиков, в частности для осуществляющих забор воды для водоснабжения населения, не воспользовался, иных ставок платежей за пользование водными объектами не существовало. Таким образом, предприятие должно было исчислять водный налог исходя из ставок, определенных в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2001 N 826.
Вывод суда о том, что предприятием в 2004 году правомерно применена ставка водного налога в размере 60 рублей за 1 тыс. кубических метров, установленная Законом Республики Дагестан от 12.01.2000 N 4, поскольку законодательными актами Республики Дагестан в 2003 - 2004 годах ставки платы за забор воды не были приняты и утверждены, является неправильным.
Норма Закона Республики Дагестан от 12.01.2000 N 4, устанавливающая ставку налога в размере 60 рублей, прекратила свое действие с 01.01.2003. Следовательно, данной нормой суд не мог руководствоваться при вынесении судебного акта. Таким образом, с 01.01.2003 применению подлежат ставки в размере 272 рублей за 1 тыс. кубических метров забранной воды, установленные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2001 N 826, принятым во исполнение статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с УМП "Дербентгорводоканал" подлежат взысканию расходы по госпошлине по делу в сумме 2 тыс. рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.04.2007 по делу N А15-1995/2006 отменить в части признания недействительным решения МРИ ФНС N 4 по Республике Дагестан от 27.10.2006 N 01-44 и в этой части в удовлетворении требований УМП "Дербентгорводоканал" отказать.
Взыскать с УМП "Дербентгорводоканал" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2 тыс. рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 13.08.2007 N Ф08-5085/2007-1923А ПО ДЕЛУ N А15-1995/2006
Разделы:Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 13 августа 2007 года Дело N Ф08-5085/2007-1923А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - унитарного муниципального предприятия "Дербентгорводоканал", в отсутствие заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Дагестан, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства и направившего ходатайство от 08.08.2007 о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.04.2007 по делу N А15-1995/2006, установил следующее.
Унитарное муниципальное предприятие "Дербентгорводоканал" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Дагестан (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решений налоговой инспекции от 27.10.2006 N 01-44 и от 27.10.2006 N 01.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприятие в судебном заседании заявило ходатайство об отказе от иска в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 27.10.2006 N 01, а также в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 27.10.2006 N 01-44 о доначислении 3640 рублей водного налога за 2005 год, 507 рублей 40 копеек пени и 728 рублей штрафа.
Решением суда от 04.04.2007 принят отказ предприятия, производство по делу в части отказа прекращено.
В остальной части заявленные требования предприятия удовлетворены, решение налоговой инспекции от 27.10.2006 N 01-44 признано недействительным в части взыскания 99468 рублей водного налога, 8382 рублей пени и 19893 рублей 60 копеек штрафа за 2004 год, а также в части начисления пени за 2005 год в размере 17843 рублей 60 копеек.
Судебный акт мотивирован тем, что предприятием в 2004 году правомерно применена ставка водного налога в размере 60 рублей за 1 тыс. кубических метров, установленная Законом Республики Дагестан от 12.01.2000 N 4, поскольку законодательными актами Республики Дагестан в 2003 - 2004 годах ставки платы за забор воды не были приняты и утверждены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить. По мнению заявителя, ставка водного налога в размере 60 рублей за 1 тыс. кубических метров, установленная Законом Республики Дагестан от 12.01.2000 N 4, не подлежит применению с 01.01.2003. Следовательно, ставка водного налога, применяемая предприятием в 2004 году, должна определяться в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2001 N 826.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель предприятия повторил доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя предприятия, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка предприятия по вопросу правильности исчисления и своевременности перечисления водного налога за период с 01.11.2004 по 01.07.2006.
По результатам проверки составлен акт от 26.09.2006 N 01-43 и вынесено решение от 27.10.2006 N 01-44, которым предприятию начислено 103108 рублей водного налога, 20622 рубля штрафа и 27595 рублей пени.
Основанием для вынесения решения послужил вывод о том, что при расчете платы за пользование водными объектами предприятие обязано было применять ставку платы, установленную Постановлением Правительства РФ от 28.11.2001 N 826, в соответствии с которым минимальная ставка забора воды с подземных водных объектов за 1 тыс. кубических метров по Северо-Кавказскому региону на прочие реки и озера установлена в размере 272 рублей.
Полагая, что решение налогового органа от 27.10.2006 N 01-44 является незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (действовавшего в 2004 году) плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами.
Объектом платы за пользование водными объектами признается, в том числе пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, указанное в статье 1 названного Закона, в целях осуществления забора воды из водных объектов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ установлены максимальные и минимальные ставки за пользование водными объектами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных пунктом 1 настоящей статьи, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 4 названного Закона предусмотрено, что ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, оплачивается по минимальным ставкам в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ. Размеры ставки платы за такое пользование водными объектами не должны превышать 60 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года.
До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 2 настоящей статьи.
Судом установлено, что предприятие осуществляло забор воды из водного объекта для обеспечения питьевой водой жителей г. Дербент.
Согласно приложению к статье 4 Закона Республики Дагестан от 12.01.2000 N 4 установлена ставка платы по категориям плательщиков и в зависимости от вида пользования водными объектами. Для предприятий жилищно-коммунального хозяйства на водоснабжение населения, предприятий теплоэнергетики (или других предприятий), непосредственно забирающих или подающих воду для населения, ставка налога установлена в размере 60 рублей за 1 тыс. кубических метров забранной воды. Данная ставка в соответствии с приложением может применяться до 1 января 2003 года. При таких обстоятельствах судом сделан неверный вывод о правомерности применения предприятием в 2004 году ставки водного налога в размере 60 рублей за 1 тыс. кубических метров.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2001 N 826 определены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам, в том числе с разделением по видам водопользования. Согласно указанному Постановлению минимальная ставка по подземным водным объектам по Северо-Кавказскому экономическому району составляет 272 рубля за 1 тыс. кубических метров забранной воды.
Норма абзаца 3 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", согласно которой до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, не ограничена сроком действия.
Поскольку законодательный орган Республики Дагестан правом установить с 01.01.2003 иные ставки платы по категориям плательщиков, в частности для осуществляющих забор воды для водоснабжения населения, не воспользовался, иных ставок платежей за пользование водными объектами не существовало. Таким образом, предприятие должно было исчислять водный налог исходя из ставок, определенных в Постановлении Правительства РФ от 28.11.2001 N 826.
Вывод суда о том, что предприятием в 2004 году правомерно применена ставка водного налога в размере 60 рублей за 1 тыс. кубических метров, установленная Законом Республики Дагестан от 12.01.2000 N 4, поскольку законодательными актами Республики Дагестан в 2003 - 2004 годах ставки платы за забор воды не были приняты и утверждены, является неправильным.
Норма Закона Республики Дагестан от 12.01.2000 N 4, устанавливающая ставку налога в размере 60 рублей, прекратила свое действие с 01.01.2003. Следовательно, данной нормой суд не мог руководствоваться при вынесении судебного акта. Таким образом, с 01.01.2003 применению подлежат ставки в размере 272 рублей за 1 тыс. кубических метров забранной воды, установленные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2001 N 826, принятым во исполнение статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с УМП "Дербентгорводоканал" подлежат взысканию расходы по госпошлине по делу в сумме 2 тыс. рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.04.2007 по делу N А15-1995/2006 отменить в части признания недействительным решения МРИ ФНС N 4 по Республике Дагестан от 27.10.2006 N 01-44 и в этой части в удовлетворении требований УМП "Дербентгорводоканал" отказать.
Взыскать с УМП "Дербентгорводоканал" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2 тыс. рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)