Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 01.10.2009 ПО ДЕЛУ N А56-19073/2008

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2009 г. по делу N А56-19073/2008


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковца А.В., судей Бычковой Е.Н., Старченковой В.В., при участии от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе Греченковой И.А. (доверенность от 02.12.2008 N 60), Кушнир И.С. (доверенность от 09.07.2009 N 28) и Кузьминой Е.А. (доверенность от 24.09.2009 N 36), от открытого акционерного общества "Всеволожская сельхозтехника" генерального директора Матвейчука В.Н. (протокол N 10 от 30.10.2006), рассмотрев 28.09.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2009 (судья Сергиенко А.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009 (судьи Аносова Н.В., Горшелев В.В., Шестакова М.А.) по делу N А56-19073/2008,
установил:

открытое акционерное общество "Всеволожская сельхозтехника" (далее - Общество, ОАО "Всеволожская сельхозтехника") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - РО ФСФР, Комиссия) в государственной регистрации выпуска ценных бумаг ОАО "Всеволожская сельхозтехника", содержащегося в уведомлении от 24.10.2008 N 1100 и обязании РО ФСФР произвести государственную регистрацию решения о выпуске ценных бумаг.
Решением суда первой инстанции от 12.05.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.07.2009, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе РО ФСФР, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты.
По мнению подателя жалобы, судами дана неправильная оценка основаниям для отказа в государственной регистрации выпуска акций Общества.
Комиссия считает, что ОАО "Всеволожская сельхозтехника" были нарушены требования Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/ПЗ-Н (далее - Стандарты эмиссии), а представленные Обществом документы содержат недостоверные сведения, в связи с чем в государственной регистрации выпуска ценных бумаг было обоснованно отказано.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители РО ФСФР поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общим собранием акционеров ОАО "Всеволожская сельхозтехника" от 26.06.2007 было принято решение об увеличении уставного капитала Общества путем размещения дополнительного выпуска акций по закрытой подписке. Указанное решение 11.03.2008 утверждено советом директоров Общества. ОАО "Всеволожская сельхозтехника" 25.03.2008 обратилось в Комиссию с заявлением о государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 руб. в количестве 35 000 штук, распространяемых по закрытой подписке.
По результатам рассмотрения заявления Общества РО ФСФР принято решение об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска акций ОАО "Всеволожская сельхозтехника", о чем в адрес последнего было направлено уведомление от 24.04.2008 N 1100.
Отказ в государственной регистрации дополнительного выпуска акций мотивирован тем, что Обществом, по мнению Комиссии, были нарушены требования пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ).
Указанное нарушение выразилось в том, что годовым общим собранием акционеров Общества от 26.06.2007 принято решение о размещении дополнительных акций посредством закрытой подписки только среди акционеров акционерного общества пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа). Количество дополнительно размещаемых акций составляет 35000 штук, количество ранее размещенных акций - 5924 штуки. При данных условиях размещения акционеры Общества, по мнению Комиссии, лишены возможности приобрести целое число размещаемых ценных бумаг пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа) без образования дробных акций.
Норма упомянутой статьи Закона N 208-ФЗ допускает возможность образования части акций (дробных акций) только в случаях, когда приобретение целого числа акций невозможно, а именно: при осуществлении преимущественного права на приобретение акций, продаваемых акционером закрытого общества, а также при осуществлении преимущественного права на приобретение дополнительных акций либо при консолидации акций.
Комиссия также указала, что Обществом нарушены требования пунктов 2.3.3, 3.1.2, 6.3.1, 2.4.2, 6.2.8 Стандартов эмиссии, а также требования пунктов 1.6, 1.9, 5.7, 8.2.4, 8.2.5, 8.4.3, 8.4.4, 8.5.4, 8.5.5, 8.6.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/ПЗ-Н (далее - Положение о раскрытии информации).
Отказ Комиссии в государственной регистрации дополнительного выпуска акций послужил основанием для обращения ОАО "Всеволожская сельхозтехника" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что при представлении документов, необходимых для регистрации дополнительного выпуска акций, Общество не допустило нарушений, являющихся основанием для отказа в государственной регистрации указанного выпуска акций, в связи с чем удовлетворил заявление Общества.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, приходит к следующим выводам.
Поскольку РО ФСФР является государственным органом, суды пришли к правильному выводу, что производство по заявлению ОАО "Всеволожская сельхозтехника" о признании незаконным отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг должно осуществляться в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью первой статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части пятой статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из статьи 21 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ), основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг, в частности, являются:
- нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;
- несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
- внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Как следует из пункта 8.3 решения о дополнительном выпуске ценных бумаг ОАО "Всеволожская сельхозтехника", утвержденного советом директоров указанной организации 11.03.2008, акционеры Общества имеют возможность приобрести целое число размещаемых акций пропорционально количеству принадлежащих им обыкновенных акций Общества.
Таким образом, названное решение не предусматривает возможности возникновения дробных акций в результате размещения акций дополнительного выпуска.
Следует также учесть, что согласно пункту 3 статьи 25 Закона N 208-ФЗ, если при осуществлении преимущественного права на приобретение акций, продаваемых акционером закрытого общества, при осуществлении преимущественного права на приобретение дополнительных акций, а также при консолидации акций приобретение акционером целого числа акций невозможно, образуются части акций (дробные акции). То есть названная норма закона не исключает возможности образования дробных акций при осуществлении преимущественного права на приобретение дополнительных акций.
При таком положении довод Комиссии о нарушении Обществом положений статьи 25 Закона N 208-ФЗ обоснованно отклонен судами обеих инстанций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 39-ФЗ решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.
Согласно пункту 2.3.3 Стандартов эмиссии решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, кроме решения о выпуске ценных бумаг, размещенных при учреждении акционерного общества и при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, в том числе в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением, должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении.
Отклоняя доводы Комиссии о нарушении Обществом вышеназванного пункта 2.3.3 Стандартов эмиссии, суды исходили из того, что в данном случае решение о дополнительном выпуске акций, принятое общим собранием акционеров ОАО "Всеволожская сельхозтехника" 26.06.2007, первоначально было утверждено 25.07.2007, после чего эмитент обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации этого выпуска. Комиссия 12.09.2007 отказала в регистрации. Совет директоров Общества 29.10.2007 вновь утвердил решение о выпуске акций. После этого эмитент еще раз обратился за регистрацией того же самого выпуска ценных бумаг. РО ФСФР 30.11.2007 повторно отказало в регистрации выпуска акций. В связи с этим советом директоров Общества 11.03.2008 вновь утверждено решение о выпуске ценных бумаг.
Исследовав доказательства, представленные Комиссией в подтверждение обоснованности отказа в регистрации дополнительного выпуска акций Общества, суды обеих инстанций пришли к выводу, что первоначально решение о выпуске было утверждено в установленный Стандартами эмиссии срок.
Оценив доводы Комиссии об обоснованности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг ОАО "Всеволожская сельхозтехника" в связи с нарушением Обществом пунктов 3.1.2, 6.3.1, 2.4.2 и 6.2.8 Стандартов эмиссии, а также требований пунктов 1.6, 1.9, 5.7, 8.2.4, 8.2.5, 8.4.3, 8.4.4, 8.5.4, 8.5.5 и 8.6 Положения о раскрытии информации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что Обществом не допущено нарушений, которые могли бы являться основанием для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
При этом суды исходили из того, что в соответствии с пунктом 2.4.12 Стандартов эмиссии (в редакции, действовавшей на момент принятия РО ФСФР оспариваемого решения) в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, а также в случае выявления иных нарушений, которые не требуют для их устранения проведения общего собрания участников (акционеров) эмитента, регистрирующий орган вправе, не отказывая в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, предоставить возможность эмитенту исправить допущенные нарушения. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление о необходимости устранения нарушений с указанием допущенных нарушений и срока для их устранения.
По мнению кассационного суда, указанный вывод судов первой и апелляционной инстанций соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Нормы материального права применены судами обеих инстанций правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2009 по делу N А56-19073/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.ЯКОВЕЦ

Судьи
Е.Н.БЫЧКОВА
В.В.СТАРЧЕНКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)