Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2011 N 06АП-4007/2011 ПО ДЕЛУ N А04-1945/2011

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2011 г. N 06АП-4007/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Лункам": Попенов М.А., представитель по доверенности от 26.05.2011;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Амурской области: Ванникова Елена Васильевна, представитель по доверенности от 15.09.2010 N 05-32/123;
- от Управления Федеральной налоговой службы России по Амурской области: Лещенко Татьяна Александровна, представитель по доверенности от 20.01.2011 N 07-04-74;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лункам"
на решение от 18.07.2011
по делу N А04-1945/2011
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Пожарской В.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лункам" (ОГРН 1022800517585, ИНН 2801032431)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Амурской области (ОГРН 1042800037587, ИНН 2801888889), Управления Федеральной налоговой службы России по Амурской области (ОГРН 1042800037411, ИНН 2801099980)
об оспаривании решения налогового органа

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Лункам" (далее - ООО "Лункам", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 10.03.2011 N 14-12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения управления Федеральной налоговой службы по Амурской области (далее - Управление) от 25.04.2011 N 15-12/55 в части неуплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2009 год в сумме 2 334 394 руб., налога на имущество за 2009 год в сумме 188 921 руб., единого социального налога (далее - ЕСН) за 2009 год в сумме 232 389 руб., всего 2 755 704 руб. как не соответствующих нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
Решением суда от 18.07.2011 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил удовлетворить требования общества.
Инспекция, Управление в представленных отзывах, их представители в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
ООО "Лункам" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022800517585, ИНН 2801032431 по адресу г.Благовещенск Амурской области, ул. Ленина, 55.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, обществу на праве собственности принадлежит гостиница, расположенная по адресу: г.Благовещенск, ул. Амурская, 221, общей площадью 3033,3 кв. м, инвентарный N 10:401:001:006165370:0001, литер А.
В период с 21.09.2011 по 29.11.2010 на основании решения заместителя начальника инспекции от 21.09.2010 N 98-12 проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам полноты и своевременности уплаты по всем налогам и сборам за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
Инспекцией в ходе проведения проверки выявлено, что в нарушение подпункта 12 пункта 2 статьи 346.26, статьи 346.27 НК РФ обществом в 2009 году при оказании услуг по временному размещению и проживанию неправомерно применялась система налогообложения в виде ЕНВД, в результате чего не исчислен НДС с выручки от реализации услуг по временному размещению и проживанию граждан. Вследствие чего, установлена неуплата НДС за 2009 год в сумме 2 334 394 руб., из них за I квартал 478 849 руб., за II квартал 609 719 руб., за III квартал 599 265 руб., за IV квартал 646 561 руб.; налога на имущество за этот же налоговый период в сумме 188 921 руб., а также ЕСН год в сумме 232 398 руб., в том числе в федеральный бюджет 133 255 руб., в фонд социального страхования 30 695 руб., в федеральный фонд обязательного медицинского страхования 24 285 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 44 154 руб., всего 2 755 704 руб.
28.01.2011 был вынесен акт выездной налоговой проверки N 4-12.
Решением от 10.03.2011 N 14-12 (в редакции с учетом решения управления от 25.04.2011 N 15-12/55, принятого по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества), ООО "Лункам" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату (неполную уплату) НДС за 2009 год в размере 114 416.52 руб., за неуплату (неполную уплату) налога на имущество за 2009 год - 11 335.26 руб., за неуплату (неполную уплату) транспортного налога за 2008, 2009 годы - 146.52 руб., за неуплату (неполную уплату) единого социального налога - 11 999.20 руб., всего 137 750.98 руб. Кроме того, заявителю предложено уплатить за 2009 год недоимку по НДС в сумме 2 334 394 руб., по налогу на имущество в сумме 188 921 руб., по ЕСН в сумме 232 289 руб., представить уточненные налоговые декларации.
Требованием от 29.04.2011 N 2214 обществу предложено в срок до 13.05.2011 осуществить уплату начисленных сумм налогов и штрафов, а также пеней, начисленных на суммы недоимки.
Общество, выразив несогласие с решением инспекции, обжаловало его в Управление, которое решением от 25.04.2011 N 15-12/55 частично удовлетворило жалобу, из пункта 5 были исключены пени, начисленные за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц. В остальной части решение инспекции оставлено в силе.
Не согласившись с названными решениями налоговых органов, ООО "Лункам" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Из материалов дела, следует, что в 2009 году ООО "Лункам" представляло бухгалтерскую и налоговую отчетность как организация, применяющая общую систему налогообложения, учета и отчетности, и систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, в том числе деятельности по временному размещению и проживанию граждан.
Основанием для доначисления обществу оспариваемых сумм ЕСН и налога на имущество, а также начисление НДС явилось установление инспекцией факта отсутствия у ООО "Лункам" права на применение системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по оказанию услуг в 2009 году по временному проживанию и размещению граждан.
Отказывая в удовлетворении требований общества суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения) и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Пунктом 12 части 2 рассматриваемой нормы установлено, что система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров.
По смыслу части 3 статьи 346.29 НК РФ для исчисления суммы ЕНВД при оказании услуг по временному размещению и проживанию используется показатель "общая площадь помещения для временного размещения и проживания" (в квадратных метрах)".
Под помещением для временного размещения и проживания понимается помещение, используемое для временного размещения и проживания физических лиц (квартира, комната в квартире, частный дом, коттедж (их части), гостиничный номер, комната в общежитии и другие помещения). Общая площадь помещений для временного размещения и проживания определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию (договоров купли-продажи, аренды (субаренды), технических паспортов, планов, схем, экспликаций и других документов). При определении общей площади помещений для временного размещения и проживания объектов гостиничного типа (гостиниц, кемпингов, общежитий и других объектов) не учитывается площадь помещений общего пользования проживающих (холлов, коридоров, вестибюлей на этажах, межэтажных лестниц, общих санузлов, саун и душевых комнат, помещений ресторанов, баров, столовых и других помещений), а также площадь административно-хозяйственных помещений (статья 346.27 НК РФ).
Общество не согласно с включением налоговым органом в общую площадь помещений для временного проживания и размещения, площади шкафов, санузлов и коридоров, размещенных в гостиничных номерах. Считает, что указанные помещения относятся к помещениям общего пользования.
Между тем, коридоры, санузлы и иные помещения, которые находятся в гостиничном номере, находятся в пользовании лиц, размещенных в номерах, то есть доступ иных лиц (посетителей) гостиницы в них ограничен. Глава 26.3 НК РФ не предусматривает возможности каких-либо изъятий из площади помещений гостиничных номеров.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации, от 14.08.2007 N 03-11-04/3/318, площадь прихожей, санузла, комнаты отдыха в гостиничных номерах для целей исчисления единого налога на вмененный доход учитывается в составе площади спальных помещений, то есть указанные помещения не относятся к помещениям общего пользования проживающих.
Таким образом, площадь санузлов, шкафов и коридоров в гостиничных номерах входит в общую площадь помещений для временного проживания и размещения, определяющую возможность применения ЕНВД.
Согласно техническому паспорту площадь помещений для временного проживания и размещения (гостиничных номеров) гостиницы "Глория" с учетом площади расположенных в них санузлов, шкафов и коридоров, согласно по состоянию на 21.11.2007 составляет 624.40 кв. м.
Поскольку площадь используемых обществом помещений для временного проживания и размещения превышает 500 кв. м, у налогоплательщика отсутствовала возможность применения ЕНВД по рассматриваемому виду деятельности в спорном периоде.
Следовательно, в соответствии с положениями статьи 143 НК РФ, в 2009 году общество являлось плательщиком НДС в отношении рассматриваемого вида деятельности, что свидетельствует о правомерности его начисления заявителю по результатам налоговой проверки.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что сумма выручки от реализации услуг по временному размещению и проживанию граждан без учета стоимости завтраков, обедов, ужинов и скидок за проживание постоянным клиентам (99 266 руб.) составила 14 501 081 руб. без НДС. Из них за I квартал 3 024 164 руб., II квартал 3 708 502 руб., за III квартал 3 897 426 руб., за IV квартал 3 870 989 руб.
В силу части 1 статьи 154 НК РФ для целей применения НДС налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно части 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Частью 1 статьи 166 НК РФ установлено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
С учетом того, что ООО "Лункам" не имело права на применения ЕНВД в 2009 году, то в соответствии с положениями главы 21 НК РФ оно являлось плательщиком НДС с выручки от реализации услуг по временному размещению и проживанию. В связи с неправомерным применением налогообложения в виде ЕНВД соответствующий налог обществом в 2009 году исчислен не был.
По смыслу положений частей 2 и 3 статьи 164 НК РФ деятельность по оказанию услуг по временному размещению и проживанию облагается НДС по ставке 18%.
Таким образом, в 2009 году ООО "Лункам" занижена налоговая база на сумму выручки от реализации услуг по временному размещению и проживанию в размере 14 501 081 руб. и соответственно сумма НДС по ставке 18% в размере 2 610 195 руб., из них за I квартал 3 024 164 руб., за II квартал 3 708 502 руб., за III квартал 701 537 руб., за IV квартал 3 870 989 руб.
В ходе проведения налоговым органом проверочных мероприятий установлено, что представленная заявителем копия технического паспорта на здание рассматриваемой гостиницы выявлено несоответствие наименований и площади помещений, указанных в экспликации схематическому плану здания. Согласно исследуемому техпаспорту общая площадь здания гостиницы составила 3 033.30 кв. м в то время как согласно поэтажным планам-схемам общая площадь здания - 3 016.30 кв. м.
Согласно разъяснениям, изложенным в письме Амурского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" N 05/983 от 26.11.2011 что если технический паспорт содержит противоречивые сведения, а именно наименование площадей и размеры площади помещений, указанные в экспликации не соответствуют показателям поэтажного плана здания, то он подлежит редакции. В этом случае следует руководствоваться тем разделом техпаспорта, который соответствует данным абриса, составленного в результате натурного обследования помещения здания.
Поскольку обществом общая площадь здания гостиницы и соответствующих помещений исчислена неверно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что доначисление ООО "Лункам" налога на имущество за 2009 год является правомерным.
Кроме того, в силу положений статьи 235 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) общество являлось плательщиком ЕСН в 2009 году.
Согласно пункту 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса), а также по авторским договорам.
Налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 настоящего Кодекса). Налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. (пункты 1, 2 статьи 237 НК РФ)
Из материалов дела усматривается, что в рассматриваемый период налоговая база для уплаты ЕСН исчислена ООО "Лункам" в сумме 729 196 руб., из чего ЕСН исчислен в размере 180 586 руб. В сумму налоговой базы не включена сумма выплат в пользу работников гостиницы "Глория" за 2009 год, занятых в осуществлении деятельности по оказанию услуг по временному размещению и проживанию, в размере 2 207 700 руб., в связи с применением ЕНВД.
Судом установлено отсутствие у общества права на применения налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по оказанию услуг по временному размещению и проживанию в 2009 году. Поскольку данная деятельность облагается по общему режиму налогообложения, следовательно, выплаты работникам, занятым в ее осуществлении, подлежат включению в налоговую базу по ЕСН за 2009 год.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Амурской области от 18.07.2011 по делу N А04-1945/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ

Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)