Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 09.08.2007 ПО ДЕЛУ N А40-12394/07-140-73

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 августа 2007 г. по делу N А40-12394/07-140-73


Резолютивная часть решения объявлена 09.08.2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 09.08.2007 г.
Арбитражный суд в составе:
председательствующего: М.
судей: единолично
протокол ведет судья
при участии: от истца (заявителя: Н. д. б\\н от 27.12.06 г.
от ответчика: МРИ ФНС КН по Свердловской области - не явился, извещен, МИ ФНС КН N 2 - К. д. N 53-04-13/023230 от 18.12.06 г.
от третьего лица - МИ ФНС N 14 по Московской области - Б. д. б\\н от 20.12.06 г., В. д. N 04-02/2335-16
в судебном заседании дело по заявлению ООО "Межрегиональная компания по реализации газа" (ООО "Межрегионгаз")
к МРИ ФНС КН по Свердловской области, МИ ФНС КН N 2
о признать незаконным бездействие, обязать отразить в КЛС излишне уплаченные налоги, обязать возвратить излишне уплаченный налог на прибыль и ЕСН
установил:

заявитель ООО "Межрегиональная компания по реализации газа" (ООО "Межрегионгаз") обратился в арбитражный суд к МРИ ФНС КН по Свердловской области, МИ ФНС КН N 2 с требованиями о признании незаконным бездействие МРИ ФНС КН по Свердловской области, выразившееся в том, что данная инспекция не передала карточки лицевых счетов заявителя по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ и местный бюджет и по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, в МИ ФНС КН N 2, в порядке восстановления нарушенных прав заявителя податель заявления просил обязать МРИ ФНС КН по Свердловской области передать карточки лицевых счетов заявителя по вышеуказанным налогам в МИ ФНС КН N 2; также заявитель просил обязать МИ ФНС КН N 2 отразить в карточках лицевых счетов Общества: излишне уплаченный налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, в сумме 622 412.43 руб., излишне уплаченный налог на прибыль, подлежащий зачислению в местный бюджет, в сумме 80 031.73 руб., излишне уплаченный ЕСН, подлежащий зачислению в федеральный бюджет, в сумме 20.83 руб., обязать МИ ФНС КН N 2 и МРИ ФНС КН по Свердловской области возвратить Обществу: излишне уплаченный налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, в сумме 622 412.43 руб., излишне уплаченный налог на прибыль, подлежащий зачислению в местный бюджет, в сумме 80 031.73 руб., излишне уплаченный ЕСН, подлежащий зачислению в федеральный бюджет, в сумме 20.83 руб.
Ответчик МРИ ФНС КН по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Судебное заседание проводится в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие ответчика МРИ ФНС КН по Свердловской области.
Также ответчик МРИ ФНС КН по Свердловской области представил в материалы дела отзыв (т. 1 л.д. 129 - 131) в котором требования заявителя не признал.
Ответчик МИ ФНС Н N 2 также требования заявителя не признал, представил письменные пояснения (т. 1 л.д. 142 - 145).
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено следующее.
Как усматривается из материалов дела заявитель состоял на налоговом учете в МРИ ФНС КН по Свердловской области по месту нахождения обособленного подразделения (филиал по Свердловской области).
Уведомлением от 30.06.2004 г. МРИ ФНС КН по Свердловской области известило заявителя о снятии с налогового учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (т. 1 л.д. 24). С 01.04.2002 г. заявитель состоит на налоговом учете в МИ ФНС КН N 2 как крупнейший налогоплательщик, что подтверждается Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (т. 1 л.д. 25).
В связи со снятием с налогового учета в МРИ ФНС по Свердловской области между налогоплательщиком и данной инспекцией проведена сверка расчетов по платежам в бюджет за период с 01.01.2004 г. по 30.06.2004 г.
Из акта от 08.07.2004 г. N 4743 следует, что переплата Общества в бюджет по ЕСН составляет 20.83 руб. (т. 1 л.д. 16 - 17), из акта от 08.07.2004 г. N 4741 следует, что переплата по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта РФ составляет по данным налогового органа 622 412.43 руб., а по данным налогоплательщика 663 597.43 руб. (т. 1 л.д. 18 - 19), из акта от 08.07.2004 г. следует, что переплата по налогу на прибыль, зачисляемого в местный бюджет по данным налогового органа составляет 80 031.73 руб., а по данным налогоплательщика 42 449.73 руб. (т. 1 л.д. 21 - 22). Указанные акты сверки со стороны налоговой инспекции подписаны налоговым инспектором.
Заявитель в материалы дела представил письменные пояснения относительно образования переплаты в указанных суммах, а также расчет переплаты: излишне уплаченный налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ в размере 622 412.43 руб., излишне уплаченный налога на прибыль организаций, подлежащий зачислению в соответствующий местный бюджет в размере 80 031.73 руб., а также излишне уплаченный ЕСН, подлежащий зачислению в федеральный бюджет в сумме 20.83 руб.
Из указанных письменных пояснений и расчета следует, что переплата по указанным налоговым платежам по налогу на прибыль образовалась в связи с уплатой налогов по платежным поручениям, а именно в бюджет субъекта РФ: N 4526 от 04.05.01 г., N 4529 от 04.05.01 г., N 5681 от 13.06.01 г., N 7239 от 02.08.01 г., N 3765 от 07.08.01 г., N 3749 от 07.08.01 г., N 7327 от 06.08.01 г., N 7337 от 06.08.01 г., N 7297 от 06.08.01 г., N 628 от 23.07.02 г., N 634 от 24.07.02 г. и в местный бюджет по платежным поручениям N 7328 от 06.08.01 г., N 3766 от 07.08.01 г., N 3750 от 07.08.01 г., N 4531 от 04.05.01 г., N 4532 от 04.05.01 г., N 5682 от 13.06.01 г., N 6958 от 27.07.01 г., N 4530 от 04.05.01 г., N 7238 от 02.08.01 г., N 7338 от 06.08.01 г., N 7298 от 06.08.01 г., N 211 от 01.04.02 г., N 639 от 25.07.02 г., N 643 от 26.07.02 г.
Налогоплательщиком в представленном расчете переплаты по налогу на прибыль приведены соответствующие налоговые периоды, даты подачи налоговых деклараций по налогу на прибыль, начисленные суммы налога к уплате, рассчитана разница между начисленными и уплаченными суммами налога на прибыль из которого следует, что переплата по налогу на прибыль составляет 622 412.43 руб. и 80 031.73 руб. зачисляемого соответственно в бюджет субъекта РФ и в местный бюджет.
Определениями суда от 24.04.2007 г. судом назначена сверка расчетов по платежам общества в бюджет по налогу на прибыль (в бюджет субъекта РФ и в местный бюджет), МИ ФНС КН N 2 предлагалось акт сверки расчетов представить в судебное заседание. Определениями суда от 22.05.2007 г. и от 21.06.2007 г. судом также предлагалось МИ ФНС КН N 2 выполнить определение суда от 24.04.2007 г. провести сверку расчетов, акт сверки представить в судебное заседание.
В судебном заседании ответчик МИ ФНС КН N 2 пояснил, что не оспаривает наличие переплаты заявителя в бюджет по налогу на прибыль организаций, подлежащий зачислению в субъекта РФ в размере 622 412.43 руб., излишне уплаченный налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в соответствующий местный бюджет в размере 80 031.73 руб., а также излишне уплаченный ЕСН, подлежащий зачислению в федеральный бюджет в сумме 20.83 руб., что судом отражено в протоколе судебного заседания.
Также ответчик МИ ФНС КН N 2 пояснил, что не ссылается и не представляет доказательств того, что заявитель имеет задолженность по платежам Общества в бюджет, что препятствовало бы удовлетворению требований о возврате излишне уплаченных сумм налога.
С заявлением от 30.12.2004 г. N КС-14/3211 (т. 2 л.д. 29) о возврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль и ЕСН заявитель обращался в МРИ ФНС КН по Свердловской области - по месту налогового учета.
В соответствии со ст. 78 НК РФ в редакции, действующей в период обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налогов, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Аналогичные правила содержит ст. 78 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2007 г.
В связи с тем, что налогоплательщик состоит на налоговом учете в МИ ФНС КН N 2 требования о возврате сумм излишне уплаченных налоговой подлежат исполнению данной налоговой инспекцией.
При этом, суд полагает, что не может быть удовлетворено требование заявителя об обязании МРИ ФНС КН по Свердловской области возвратить заявителю суммы излишне уплаченных налогов в связи с тем, что Общество в данной налоговой инспекции на налоговом учете не состоит.
Как указал заявитель в судебном заседании, снятие организации с налогового учета в МРИ ФНС КН по Свердловской области в 2004 году осуществлялось в связи с ликвидацией обособленного подразделения организации - филиала по Свердловской области. ООО "Межрегионгаз" как крупнейший налогоплательщик состоит на налоговом учете в МИ ФНС КН N 2 с 01.04.2002 г., что подтверждается Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика (т. 1 л.д. 25).
По правилам ст. 78 НК РФ Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Не могут быт удовлетворены следующие требования заявителя: о признании незаконным бездействие МРИ ФНС КН по Свердловской области, выразившееся в том, что данная инспекция не передала карточки лицевых счетов заявителя по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ и местный бюджет и по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, в МИ ФНС КН N 2, а также требование об обязании МРИ ФНС КН по Свердловской области передать карточки лицевых счетов заявителя по вышеуказанным налогам в МИ ФНС КН N 2; обязании МИ ФНС КН N 2 отразить в карточках лицевых счетов Общества: излишне уплаченный налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, в сумме 622 412.43 руб., излишне уплаченный налог на прибыль, подлежащий зачислению в местный бюджет, в сумме 80 031.73 руб., излишне уплаченный ЕСН, подлежащий зачислению в федеральный бюджет, в сумме 20.83 руб.
Как следует из отзыва, представленного в материалы дела МРИ ФНС КН по Свердловской области в связи со снятием с налогового учета в данной инспекции пакет документов по передаче КРСБ по налогам и сборам в отношении данного налогоплательщика был направлен по месту учета головной организации в МРИ ФНС N 14 по Московской области, что подтверждается письмом от 15.02.2007 с. N 522дсп по коду налогоплательщика 5003, что соответствовало ИНН организации (т. 2 л.д. 135 - 136). Об указанном обстоятельстве МРИ ФНС КН по Свердловской области также сообщало в адрес налогоплательщика письмом от 27.02.2007 г. N 03.1-16/19 (т. 2 л.д. 133) в ответ на запрос организации от 08.02.2007 г. N НФ-14/436 (т. 2 л.д. 134).
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица МРИ ФНС N 14 по Московской области пояснила, что организация состоит на налоговом учете в данной инспекции по месту нахождения транспортных средств и недвижимого имущества, что подтверждается письмом от 01.08.2005 г. N 03-05/4564в (т. 2 л.д. 5), а все документы, связанные с налоговым учетом Общества как крупнейшего налогоплательщика, направленные МРИ ФНС КН по Свердловской области в адрес МРИ ФНС N 14 по Московской области направлены третьим лицом в адрес МИ ФНС КН N 2, что также подтверждается представленным третьим лицом письмом от 24.07.2007 г. N 14-10/1492 дсп.
Карточки лицевых счетов налогоплательщика являются внутренними документами, которые ведет налоговый орган во исполнение ведомственных актов. В связи с этим, само по себе наличие (отсутствие) содержащихся в них сведений прав налогоплательщика не нарушает. Законодательством о налогах и сборах также не предусмотрено право налогоплательщика по вопросам отражения в карточках лицевых счетов излишне уплаченных налогов, тем более такое требование Общества, заявленное к МРИ ФНС КН по Свердловской области не может быть удовлетворено, так как Общество в данной инспекции на налоговом учете не состоит.
Что касается довода МИ ФНС КН N 2 о том, что по правилам ст. 78 НК РФ заявление о возврате сумм излишне уплаченных налогов подается в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы налога, а по уплаченным в 2001, 2002 годах суммам налога заявление подано только в 2004 г. то данный довод является необоснованным.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 г. N 6219/06 изложена правовая позиция в соответствии с которой вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Суд полагает, что в связи с тем, что налогоплательщик узнал о фактах излишней уплаты налогов 08.07.2004 г. о чем были составлены и подписаны акты сверок N 4743, 4741, 4742 заявление о возврате излишне уплаченных сумм налогов подано в суд до истечения названного срока. Данная позиция также соответствует правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 21.06.2001 г. N 173-О.
Учитывая установленные судом обстоятельства, требования Общества подлежат частичному удовлетворению.
Расходы по уплате госпошлины подлежат распределению по правилам ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 78, 79 НК РФ, ст. 65, 110, 167 - 170, 200, 201 АПК РФ, суд
решил:

требования ООО "Межрегиональная компания по реализации газа" удовлетворить частично.
Обязать МИ ФНС КН N 2 возвратить ООО "Межрегиональная компания по реализации газа" излишне уплаченный налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в бюджет Свердловской области в размере 622 412.43 руб., излишне уплаченный налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в соответствующий местный бюджет Свердловской области в размере 80 031.73 руб., а также излишне уплаченный ЕСН, подлежащий зачислению в федеральный бюджет в сумме 20.83 руб.
Взыскать с МИ ФНС КН N 2 в пользу ООО "Межрегиональная компания по реализации газа" госпошлину в сумме 13 524.64 руб.
В удовлетворении остальной части требований заявителю отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в порядке апелляционного производства. Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)