Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 августа 2005 г. Дело N А14-4484/2004/136/28
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 4 по Воронежской области на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.04.2005 по делу N А14-4484/2004/136/28,
Общество с ограниченной ответственностью "Агропромсервис" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 N 22.
В ходе судебного разбирательства в соответствии со ст. 48 АПК РФ произведена замена Межрайонной ИМНС РФ N 4 по Воронежской области на Межрайонную инспекцию ФНС России N 4 по Воронежской области в связи с реорганизацией налоговых органов на основании Приказа Управления МНС РФ по Воронежской области от 29.11.2004 N 270.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.04.2005 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным Решение налоговой инспекции от 12.02.2004 N 22.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС РФ N 4 по Воронежской области просит Решение суда от 08.04.2005 отменить, ссылаясь при этом на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и в возражениях на жалобу, выслушав объяснения представителей ООО "Агропромсервис", суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ N 4 по Воронежской области проведена камеральная проверка представленной ООО "Агропромсервис" налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2003 г., по результатам которой принято Решение от 12.02.2004 N 22 о взыскании с Общества налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 541 руб., о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 9401 руб.
Основанием для доначисления оспариваемой суммы налога на добавленную стоимость, пени за несвоевременную его уплату, применения штрафа послужили выводы инспекции о неправомерном заявлении ООО "Агропромсервис" в налоговой декларации налоговых вычетов по товарно-материальным ценностям, приобретенным в период нахождения Общества на общепринятой системе налогообложения, а оплаченным после перехода на упрощенную систему налогообложения.
Считая, что Решение N 22 Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Агропромсервис" оспорило ненормативный акт налогового органа в судебном порядке.
ООО "Агропромсервис" с 01.01.2003 применяет упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты ряда налогов, в том числе и налога на добавленную стоимость, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
При этом упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
При таких обстоятельствах с момента перехода на упрощенную систему налогообложения налоговые периоды по всем исчисленным и уплаченным налогам считаются прекращенными. Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с положениями ст. ст. 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость имеет лишь налогоплательщик.
При этом из правового анализа указанных норм следует, что условиями принятия налогоплательщиком сумм налога к вычету являются: факт оплаты им товаров (работ, услуг); приобретение товаров (работ, услуг) для использования в целях осуществления деятельности, подлежащей обложению НДС; наличие счетов-фактур; принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на бухгалтерский учет.
Статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующими основания и порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не предусмотрено право организации на применение налогового вычета по НДС, уплаченному поставщикам после перехода на упрощенную систему налогообложения в случаях, когда товары были получены и использованы до момента перехода на упрощенную систему налогообложения.
Учитывая изложенное, у Общества отсутствовали законные основания для применения ООО "Агропромсервис" налоговых вычетов в 4 квартале 2003 г., когда оно не являлось налогоплательщиком по НДС.
Подпунктом 1 п. 5 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лиц, не являющихся налогоплательщиками, исчислять сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, в случае выставления ими счетов-фактур с выделением сумм налога.
Принимая во внимание, что Общество не оспаривало суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные им самим с реализации и отраженные в представленной в налоговый орган налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2003 г., а также учитывая, что ООО "Агропромсервис" неправомерно при исчислении НДС за указанные налоговые периоды применило налоговые вычеты по НДС в порядке ст. ст. 171, 172 НК РФ, кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции необоснованно удовлетворены заявленные требования ООО "Агропромсервис" о признании недействительным Решения Межрайонной инспекциИ МНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 о доначислении Обществу налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени за несвоевременную его уплату в размере 541 руб.
Учитывая, что при рассмотрении спора судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, при этом фактические обстоятельства установлены полно, у сторон не имеется разногласий относительно суммы налога на добавленную стоимость, кассационная инстанция пришла к выводу, что судебный акт в части признания недействительным Решения МИМНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 N 22 о доначислении заявителю налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени за несвоевременную его уплату в размере 541 руб. надлежит отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверяя законность и обоснованность судебного акта в части признания недействительным Решения N 22 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 9401 руб., суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда в этой части ввиду того, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или его должностным лицом в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, является отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения (п. 2 ст. 109 НК РФ).
Как усматривается из материалов дела, Министерством финансов РФ в письме от 02.06.2004 (исх. N 03-03-11/88) давалось разъяснение Обществу "Агропромсервис" о применении налоговых вычетов после перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации правомочно давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, то в силу ст. 111 Кодекса выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов), является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Таким образом, наличие вышеназванного разъяснения, данного Министерством финансов РФ, исключает вину ООО "Агропромсервис" в совершении вмененного ему налоговым органом правонарушения, а следовательно, привлечение заявителя к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 9401 руб. является неправомерным, и вывод суда первой инстанции о несоответствии Решения инспекции N 22 в этой части законодательству о налогах и сборах кассационная инстанция признает правильным.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.04.2005 по делу N А14-4484/2004/136/28 в части признания недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 N 22 о взыскании налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени в сумме 541 руб. отменить.
В удовлетворении заявленных требований ООО "Агропромсервис" о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 N 22 о взыскании налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени в сумме 541 руб. отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
от 5 августа 2005 г. Дело N А14-4484/2004/136/28
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 4 по Воронежской области на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.04.2005 по делу N А14-4484/2004/136/28,
Общество с ограниченной ответственностью "Агропромсервис" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 N 22.
В ходе судебного разбирательства в соответствии со ст. 48 АПК РФ произведена замена Межрайонной ИМНС РФ N 4 по Воронежской области на Межрайонную инспекцию ФНС России N 4 по Воронежской области в связи с реорганизацией налоговых органов на основании Приказа Управления МНС РФ по Воронежской области от 29.11.2004 N 270.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.04.2005 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным Решение налоговой инспекции от 12.02.2004 N 22.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС РФ N 4 по Воронежской области просит Решение суда от 08.04.2005 отменить, ссылаясь при этом на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и в возражениях на жалобу, выслушав объяснения представителей ООО "Агропромсервис", суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ N 4 по Воронежской области проведена камеральная проверка представленной ООО "Агропромсервис" налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2003 г., по результатам которой принято Решение от 12.02.2004 N 22 о взыскании с Общества налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 541 руб., о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 9401 руб.
Основанием для доначисления оспариваемой суммы налога на добавленную стоимость, пени за несвоевременную его уплату, применения штрафа послужили выводы инспекции о неправомерном заявлении ООО "Агропромсервис" в налоговой декларации налоговых вычетов по товарно-материальным ценностям, приобретенным в период нахождения Общества на общепринятой системе налогообложения, а оплаченным после перехода на упрощенную систему налогообложения.
Считая, что Решение N 22 Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Агропромсервис" оспорило ненормативный акт налогового органа в судебном порядке.
ООО "Агропромсервис" с 01.01.2003 применяет упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты ряда налогов, в том числе и налога на добавленную стоимость, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
При этом упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
При таких обстоятельствах с момента перехода на упрощенную систему налогообложения налоговые периоды по всем исчисленным и уплаченным налогам считаются прекращенными. Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с положениями ст. ст. 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость имеет лишь налогоплательщик.
При этом из правового анализа указанных норм следует, что условиями принятия налогоплательщиком сумм налога к вычету являются: факт оплаты им товаров (работ, услуг); приобретение товаров (работ, услуг) для использования в целях осуществления деятельности, подлежащей обложению НДС; наличие счетов-фактур; принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на бухгалтерский учет.
Статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующими основания и порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не предусмотрено право организации на применение налогового вычета по НДС, уплаченному поставщикам после перехода на упрощенную систему налогообложения в случаях, когда товары были получены и использованы до момента перехода на упрощенную систему налогообложения.
Учитывая изложенное, у Общества отсутствовали законные основания для применения ООО "Агропромсервис" налоговых вычетов в 4 квартале 2003 г., когда оно не являлось налогоплательщиком по НДС.
Подпунктом 1 п. 5 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лиц, не являющихся налогоплательщиками, исчислять сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, в случае выставления ими счетов-фактур с выделением сумм налога.
Принимая во внимание, что Общество не оспаривало суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные им самим с реализации и отраженные в представленной в налоговый орган налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2003 г., а также учитывая, что ООО "Агропромсервис" неправомерно при исчислении НДС за указанные налоговые периоды применило налоговые вычеты по НДС в порядке ст. ст. 171, 172 НК РФ, кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции необоснованно удовлетворены заявленные требования ООО "Агропромсервис" о признании недействительным Решения Межрайонной инспекциИ МНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 о доначислении Обществу налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени за несвоевременную его уплату в размере 541 руб.
Учитывая, что при рассмотрении спора судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, при этом фактические обстоятельства установлены полно, у сторон не имеется разногласий относительно суммы налога на добавленную стоимость, кассационная инстанция пришла к выводу, что судебный акт в части признания недействительным Решения МИМНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 N 22 о доначислении заявителю налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени за несвоевременную его уплату в размере 541 руб. надлежит отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверяя законность и обоснованность судебного акта в части признания недействительным Решения N 22 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 9401 руб., суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда в этой части ввиду того, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или его должностным лицом в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, является отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения (п. 2 ст. 109 НК РФ).
Как усматривается из материалов дела, Министерством финансов РФ в письме от 02.06.2004 (исх. N 03-03-11/88) давалось разъяснение Обществу "Агропромсервис" о применении налоговых вычетов после перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации правомочно давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, то в силу ст. 111 Кодекса выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов), является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Таким образом, наличие вышеназванного разъяснения, данного Министерством финансов РФ, исключает вину ООО "Агропромсервис" в совершении вмененного ему налоговым органом правонарушения, а следовательно, привлечение заявителя к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 9401 руб. является неправомерным, и вывод суда первой инстанции о несоответствии Решения инспекции N 22 в этой части законодательству о налогах и сборах кассационная инстанция признает правильным.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.04.2005 по делу N А14-4484/2004/136/28 в части признания недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 N 22 о взыскании налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени в сумме 541 руб. отменить.
В удовлетворении заявленных требований ООО "Агропромсервис" о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 N 22 о взыскании налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени в сумме 541 руб. отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 05.08.2005 N А14-4484/2004/136/28
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 5 августа 2005 г. Дело N А14-4484/2004/136/28
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 4 по Воронежской области на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.04.2005 по делу N А14-4484/2004/136/28,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агропромсервис" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 N 22.
В ходе судебного разбирательства в соответствии со ст. 48 АПК РФ произведена замена Межрайонной ИМНС РФ N 4 по Воронежской области на Межрайонную инспекцию ФНС России N 4 по Воронежской области в связи с реорганизацией налоговых органов на основании Приказа Управления МНС РФ по Воронежской области от 29.11.2004 N 270.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.04.2005 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным Решение налоговой инспекции от 12.02.2004 N 22.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС РФ N 4 по Воронежской области просит Решение суда от 08.04.2005 отменить, ссылаясь при этом на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и в возражениях на жалобу, выслушав объяснения представителей ООО "Агропромсервис", суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ N 4 по Воронежской области проведена камеральная проверка представленной ООО "Агропромсервис" налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2003 г., по результатам которой принято Решение от 12.02.2004 N 22 о взыскании с Общества налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 541 руб., о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 9401 руб.
Основанием для доначисления оспариваемой суммы налога на добавленную стоимость, пени за несвоевременную его уплату, применения штрафа послужили выводы инспекции о неправомерном заявлении ООО "Агропромсервис" в налоговой декларации налоговых вычетов по товарно-материальным ценностям, приобретенным в период нахождения Общества на общепринятой системе налогообложения, а оплаченным после перехода на упрощенную систему налогообложения.
Считая, что Решение N 22 Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Агропромсервис" оспорило ненормативный акт налогового органа в судебном порядке.
ООО "Агропромсервис" с 01.01.2003 применяет упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты ряда налогов, в том числе и налога на добавленную стоимость, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
При этом упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
При таких обстоятельствах с момента перехода на упрощенную систему налогообложения налоговые периоды по всем исчисленным и уплаченным налогам считаются прекращенными. Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с положениями ст. ст. 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость имеет лишь налогоплательщик.
При этом из правового анализа указанных норм следует, что условиями принятия налогоплательщиком сумм налога к вычету являются: факт оплаты им товаров (работ, услуг); приобретение товаров (работ, услуг) для использования в целях осуществления деятельности, подлежащей обложению НДС; наличие счетов-фактур; принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на бухгалтерский учет.
Статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующими основания и порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не предусмотрено право организации на применение налогового вычета по НДС, уплаченному поставщикам после перехода на упрощенную систему налогообложения в случаях, когда товары были получены и использованы до момента перехода на упрощенную систему налогообложения.
Учитывая изложенное, у Общества отсутствовали законные основания для применения ООО "Агропромсервис" налоговых вычетов в 4 квартале 2003 г., когда оно не являлось налогоплательщиком по НДС.
Подпунктом 1 п. 5 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лиц, не являющихся налогоплательщиками, исчислять сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, в случае выставления ими счетов-фактур с выделением сумм налога.
Принимая во внимание, что Общество не оспаривало суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные им самим с реализации и отраженные в представленной в налоговый орган налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2003 г., а также учитывая, что ООО "Агропромсервис" неправомерно при исчислении НДС за указанные налоговые периоды применило налоговые вычеты по НДС в порядке ст. ст. 171, 172 НК РФ, кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции необоснованно удовлетворены заявленные требования ООО "Агропромсервис" о признании недействительным Решения Межрайонной инспекциИ МНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 о доначислении Обществу налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени за несвоевременную его уплату в размере 541 руб.
Учитывая, что при рассмотрении спора судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, при этом фактические обстоятельства установлены полно, у сторон не имеется разногласий относительно суммы налога на добавленную стоимость, кассационная инстанция пришла к выводу, что судебный акт в части признания недействительным Решения МИМНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 N 22 о доначислении заявителю налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени за несвоевременную его уплату в размере 541 руб. надлежит отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверяя законность и обоснованность судебного акта в части признания недействительным Решения N 22 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 9401 руб., суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда в этой части ввиду того, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или его должностным лицом в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, является отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения (п. 2 ст. 109 НК РФ).
Как усматривается из материалов дела, Министерством финансов РФ в письме от 02.06.2004 (исх. N 03-03-11/88) давалось разъяснение Обществу "Агропромсервис" о применении налоговых вычетов после перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации правомочно давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, то в силу ст. 111 Кодекса выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов), является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Таким образом, наличие вышеназванного разъяснения, данного Министерством финансов РФ, исключает вину ООО "Агропромсервис" в совершении вмененного ему налоговым органом правонарушения, а следовательно, привлечение заявителя к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 9401 руб. является неправомерным, и вывод суда первой инстанции о несоответствии Решения инспекции N 22 в этой части законодательству о налогах и сборах кассационная инстанция признает правильным.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.04.2005 по делу N А14-4484/2004/136/28 в части признания недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 N 22 о взыскании налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени в сумме 541 руб. отменить.
В удовлетворении заявленных требований ООО "Агропромсервис" о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 N 22 о взыскании налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени в сумме 541 руб. отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 5 августа 2005 г. Дело N А14-4484/2004/136/28
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 4 по Воронежской области на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.04.2005 по делу N А14-4484/2004/136/28,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агропромсервис" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 N 22.
В ходе судебного разбирательства в соответствии со ст. 48 АПК РФ произведена замена Межрайонной ИМНС РФ N 4 по Воронежской области на Межрайонную инспекцию ФНС России N 4 по Воронежской области в связи с реорганизацией налоговых органов на основании Приказа Управления МНС РФ по Воронежской области от 29.11.2004 N 270.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.04.2005 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным Решение налоговой инспекции от 12.02.2004 N 22.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС РФ N 4 по Воронежской области просит Решение суда от 08.04.2005 отменить, ссылаясь при этом на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и в возражениях на жалобу, выслушав объяснения представителей ООО "Агропромсервис", суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ N 4 по Воронежской области проведена камеральная проверка представленной ООО "Агропромсервис" налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2003 г., по результатам которой принято Решение от 12.02.2004 N 22 о взыскании с Общества налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 541 руб., о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 9401 руб.
Основанием для доначисления оспариваемой суммы налога на добавленную стоимость, пени за несвоевременную его уплату, применения штрафа послужили выводы инспекции о неправомерном заявлении ООО "Агропромсервис" в налоговой декларации налоговых вычетов по товарно-материальным ценностям, приобретенным в период нахождения Общества на общепринятой системе налогообложения, а оплаченным после перехода на упрощенную систему налогообложения.
Считая, что Решение N 22 Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Агропромсервис" оспорило ненормативный акт налогового органа в судебном порядке.
ООО "Агропромсервис" с 01.01.2003 применяет упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты ряда налогов, в том числе и налога на добавленную стоимость, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
При этом упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
При таких обстоятельствах с момента перехода на упрощенную систему налогообложения налоговые периоды по всем исчисленным и уплаченным налогам считаются прекращенными. Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с положениями ст. ст. 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость имеет лишь налогоплательщик.
При этом из правового анализа указанных норм следует, что условиями принятия налогоплательщиком сумм налога к вычету являются: факт оплаты им товаров (работ, услуг); приобретение товаров (работ, услуг) для использования в целях осуществления деятельности, подлежащей обложению НДС; наличие счетов-фактур; принятие приобретенных товаров (работ, услуг) на бухгалтерский учет.
Статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующими основания и порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не предусмотрено право организации на применение налогового вычета по НДС, уплаченному поставщикам после перехода на упрощенную систему налогообложения в случаях, когда товары были получены и использованы до момента перехода на упрощенную систему налогообложения.
Учитывая изложенное, у Общества отсутствовали законные основания для применения ООО "Агропромсервис" налоговых вычетов в 4 квартале 2003 г., когда оно не являлось налогоплательщиком по НДС.
Подпунктом 1 п. 5 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лиц, не являющихся налогоплательщиками, исчислять сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, в случае выставления ими счетов-фактур с выделением сумм налога.
Принимая во внимание, что Общество не оспаривало суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные им самим с реализации и отраженные в представленной в налоговый орган налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2003 г., а также учитывая, что ООО "Агропромсервис" неправомерно при исчислении НДС за указанные налоговые периоды применило налоговые вычеты по НДС в порядке ст. ст. 171, 172 НК РФ, кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции необоснованно удовлетворены заявленные требования ООО "Агропромсервис" о признании недействительным Решения Межрайонной инспекциИ МНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 о доначислении Обществу налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени за несвоевременную его уплату в размере 541 руб.
Учитывая, что при рассмотрении спора судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, при этом фактические обстоятельства установлены полно, у сторон не имеется разногласий относительно суммы налога на добавленную стоимость, кассационная инстанция пришла к выводу, что судебный акт в части признания недействительным Решения МИМНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 N 22 о доначислении заявителю налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени за несвоевременную его уплату в размере 541 руб. надлежит отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверяя законность и обоснованность судебного акта в части признания недействительным Решения N 22 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 9401 руб., суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда в этой части ввиду того, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или его должностным лицом в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, является отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения (п. 2 ст. 109 НК РФ).
Как усматривается из материалов дела, Министерством финансов РФ в письме от 02.06.2004 (исх. N 03-03-11/88) давалось разъяснение Обществу "Агропромсервис" о применении налоговых вычетов после перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации правомочно давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, то в силу ст. 111 Кодекса выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов), является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Таким образом, наличие вышеназванного разъяснения, данного Министерством финансов РФ, исключает вину ООО "Агропромсервис" в совершении вмененного ему налоговым органом правонарушения, а следовательно, привлечение заявителя к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 9401 руб. является неправомерным, и вывод суда первой инстанции о несоответствии Решения инспекции N 22 в этой части законодательству о налогах и сборах кассационная инстанция признает правильным.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.04.2005 по делу N А14-4484/2004/136/28 в части признания недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 N 22 о взыскании налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени в сумме 541 руб. отменить.
В удовлетворении заявленных требований ООО "Агропромсервис" о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области от 12.02.2004 N 22 о взыскании налога на добавленную стоимость в сумме 57130 руб. и пени в сумме 541 руб. отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)