Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.10.2008 ПО ДЕЛУ N А57-2039/08

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2008 г. по делу N А57-2039/08


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.05.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 по делу N А57-2039/08
по заявлению открытого акционерного общества "Балаковский порт" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области о признании недействительными решения и требования,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Балаковский порт" (далее - ОАО "Балаковский порт", налогоплательщик, заявитель) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Саратовской области, налоговый орган) о признании недействительными решения от 27.12.2007 N 342, требования от 24.01.2008 N 116 в части обязания уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 36 610 руб., транспортный налог в сумме 4390 руб., налог на добычу полезных ископаемых в сумме 403 912 руб., начисления пени по транспортному налогу в сумме 736,95 руб., пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 57 254,09 руб., штрафа за неуплату транспортного налога в сумме 878 руб. и штрафа за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 80 782,40 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.05.2008 (в редакции определения от 16.06.2008) заявление удовлетворено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган с принятыми по делу судебными актами в части признания недействительным решения от 27.12.2007 N 342 по доначислению транспортного налога и налога на добычу полезных ископаемых, соответствующих пеней и штрафа по ним не согласился, просил их отменить в обжалованной части и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя просил кассационную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения.
Правильность применения обеими судебными инстанциями при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Межрайонной ИФНС N 2 по Саратовской области с 02 октября 2007 года по 27 ноября 2007 года проведена выездная налоговая проверка деятельности ОАО "Балаковский порт" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на прибыль, налога на имущество, налога на добавленную стоимость, транспортного налога, водного налога, земельного налога, налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2006 г.; единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г.; налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2005 г. по 30.09.2007 г.; полноты и своевременности предоставления сведений налога на доходы физических лиц за 2005 г., 2006 г.
В ходе проверки налоговый орган установил, что налогоплательщиком допущены следующие нарушения:
- неполная уплата налога на прибыль в сумме 210 086 руб.,
- неполная уплата НДС в сумме 146 780 руб.,
- неполная уплата транспортного налога в сумме 4390 руб.,
- неполная уплата налога на добычу полезных ископаемых в сумме 257 893 руб.,
- неполная уплата единого социального налога в сумме 327,17 руб.,
- неперечисление удержанного налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2005 г. по 30.09.2007 г. в сумме 323 884,95 руб.
20 ноября 2007 года по результатам налоговой проверки составлен акт выездной налоговой проверки, в котором зафиксированы указанные нарушения.
Налогоплательщиком представлены возражения к акту налоговой проверки.
27 декабря 2007 года Межрайонной ИФНС N 2 по Саратовской области с учетом представленных возражений налогоплательщика принято решение N 342 о привлечении ОАО "Балаковский порт" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в виде штрафа в сумме 111 264,43 руб., и к налоговой ответственности, предусмотренной статье 123 НК РФ в виде штрафа в сумме 64 776,99 руб.
Данным решением налогоплательщику начислены пени в сумме 173 557,41 руб., а также предложено уплатить недоимку в сумме 1 089 380,12 руб., в том числе по НДС в сумме 146780 руб., по налогу на прибыль в сумме 72 206 руб., транспортный налог в сумме 4390 руб., налог на добычу полезных ископаемых в сумме 403 912 руб., единый социальный налог в сумме 327,17 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 323884, 95 руб.; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, предоставить в налоговой орган уточненную декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006 год.
На основании указанного решения инспекция предъявила требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 116 от 24.01.2008 г.
ОАО "Балаковский порт" не согласилось с принятым налоговым органом решением и предъявленным требованием в части обязания уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 36 610 руб., транспортный налог в сумме 4390 руб., налог на добычу полезных ископаемых в сумме 403 912 руб., начисления пени по транспортному налогу в сумме 736, 95 руб., пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 57 254, 09 руб., штрафа за неуплату транспортного налога в сумме 878 руб. и штрафа за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 80 782,40 руб. и оспорило его в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции выводы судебных инстанций об удовлетворении заявленных требований находит правильными исходя из следующего.
1. Относительно доначисления транспортного налога за 2005 и 2006 годы на три единицы самоходной техники.
В указанный период налогоплательщик имел на балансе трактор МТЗ-80 мощностью 75 л.с, бульдозер Т-10 мощностью 130 л.с, бульдозер Т-130 мощностью 130 л.с. Данные самоходные машины не были зарегистрированы в качестве транспортных средств в уполномоченных органах.
Налоговая инспекция полагает, что поскольку обязанность зарегистрировать транспортные средства лежит на налогоплательщике, то неисполнение этой обязанности не освобождает его уплаты транспортного налога.
Статьей 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение 5 суток после приобретения транспортных средств.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск наземных транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении, осуществляется путем их регистрации в уполномоченных органах и выдачи соответствующих документов.
Судами с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14.12.04 N 451-О, сделан правильный вывод, что транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в дорожном движении не воздействует на состояние дорог общего пользования, поэтому экономических оснований для обложения его транспортным налогом не имеется.
Таким образом, оспоренное решение налогового органа правомерно признано незаконным в части доначисления транспортного налога в сумме 4390 руб., соответствующих пеней и штрафа.
2. Относительно доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 403912 руб., соответствующих пеней и штрафа.
В силу статей 334, 336 НК РФ заявитель является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Инспекция вменяет ему неправомерное уменьшение налогооблагаемой базы по данному налогу на суммы расходов на перемещение полезного ископаемого с места добычи до получателя.
ОАО "Балаковский порт" производит сезонную русловую добычу песка на участке, расположенном в русле реки Волги в 1,0 км. юго-восточнее с. Терса Вольского района Саратовской области в северной части о. Карачаровский. Карьер по добыче песка расположен вдоль русла реки параллельно левой кромки основного судового хода. Водный подход представляет собой полосу примыкания карьера к кромке основного судового хода шириной 50 м, длиной 1100 м. Подход и отход судов из карьера погрузки производится по основному судовому ходу.
ОАО "Балаковский порт" заключает договоры с юридическими лицами о продаже песка речного природного 2 класса соответствующего ГОСТу 8736-93. Спецификации к договорам предусматривают формирование цены 1 тонны песка с учетом стоимости доставки до места погрузки. Реализация песка по договорам осуществляется круглый год. Добыча песка осуществляется плавкраном, оборудованным грейфером. При грейферно-крановом способе добычи песок зачерпывается грейфером, подвешенным на стрелу плавучего крана. Грейфер представляет собой механически раскрывающийся и закрывающийся ковш. Опущенный плавкраном на дно водоема, раскрытый грейфер под своей тяжестью заостренными челюстями (лепестками) проседает в грунт дна водоема и за счет смыкания посредством канатного привода своих челюстей (лепестков) заглубляется в песок. Сжимая и сильно уплотняя песок закрывающимися челюстями, грейфер вбирает его в себя, вытесняя воду. Немного увлажненный полусырой песок наполняет весь внутренний объем грейфера. При подъеме грейфера со дна чистая вода стекает по закрытому ковшу грейфера в водоем. Краново-грейферным способом загружаются баржи бункерного типа и баржи-площадки.
Погрузка добытого песка осуществляется на баржу-площадку (бункер), где ведется учет добытого песка, он складируется и хранится. Бункер является несамоходным флотом, транспортировка бункера с песком осуществляется водным транспортом-теплоходом "Рейдовый-21". Выгрузка песка из бункера производится портальным краном на соответствующие площадки в порту, с которых непосредственно производится погрузка песка в транспортные средства заказчиков.
Таким образом, описанный процесс включает в себя доставку до покупателя. Следовательно, как правильно указали судебные инстанции, ОАО "Балаковский порт" правомерно включило расходы по доставке водным транспортом добытого песка от места добычи до площадки порта в налоговую базу для исчисления налога на добычу полезных ископаемых.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.05.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 по делу N А57-2039/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)