Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 26.11.2007 ПО ДЕЛУ N А51-8458/2007-33-161

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 ноября 2007 г. по делу N А51-8458/2007-33-161



Арбитражный суд Приморского края,
рассмотрев в судебном заседании 20 - 23.11.2007 дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "С."
о признании незаконным письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Приморскому краю от 29.06.2007 N 05-08/6461 об отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и обязании выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес,
установил:

резолютивная часть решения была оформлена судом и объявлена сторонам в судебном заседании 23.11.2007, изготовление решения в полном объеме откладывалось судом на основании ст. 176 АПК РФ.
ООО "С." (далее по тексту - "заявитель", "Общество" либо "налогоплательщик") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Приморскому краю (далее по тексту - "МИФНС", "инспекция" либо "налоговый орган") от 29.06.2007 N 05-08/6461 об отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и обязании инспекцию выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Настаивая на удовлетворении требований, заявитель указал, что в связи с введением в действие Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" какие-либо изменения в ст. 366 НК РФ законодателем не внесены, в связи с чем Налоговый кодекс не предусматривает оснований для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес; к тому же и сам Федеральный закон N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр...", в том числе и п. 4 статьи 5 Закона, не содержит запрета на открытие новых игорных заведений, так как на территории Приморского края в установленный законом срок и до настоящего времени игорная зона органами власти субъекта Российской Федерации не определена.
Налоговый орган, возражая против требований Общества в полном объеме, указал, что поскольку игорная зона на территории Приморского края не определена до настоящего времени, то в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр..." после 01.01.2007, то есть со дня вступления закона в силу, не могут быть созданы новые игорные заведения в принципе, в связи с чем заявитель не должен был создавать новое игорное заведение в п. Лучегорск Приморского края и направлять в инспекцию заявление о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по данному заведению, поэтому отказ инспекции в регистрации таких новых объектов налогообложения соответствует требованиям Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, выслушав доводы и пояснения сторон, судом установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "С." с местонахождением в г. Владивосток Приморского края зарегистрировано в качестве юридического лица 15.10.2003 ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока, и осуществляет деятельность в сфере организации игорного бизнеса (организация и содержание тотализаторов и игорных заведений) на основании лицензии N 003569, выданной Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту 29.12.2003 на срок до 29.12.2008.
На основании Приказа Общества N 70 от 03.04.2007 в связи с расширением деятельности было создано обособленное подразделение по адресу п. Лучегорск Приморского края, 5-й микрорайон, стр. 2 (клуб игровых автоматов), и утверждено Положение об обособленном подразделении.
В соответствии с заявлением Общества о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения от 23.04.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Приморскому краю было выдано Уведомление N 399440 от 24.04.2007 о постановке на учет Общества по месту нахождения обособленного подразделения в п. Лучегорск.
01.06.2007 почтовой корреспонденцией с описью вложения Заявитель направил в МИФНС N 2 по Приморскому краю Заявление о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 01.06.2007, согласно которому просил МИФНС зарегистрировать 50 игровых автоматов по адресу п. Лучегорск Приморского края, 5-й микрорайон, стр. 2.
В ответ на данное Заявление МИФНС письмом от 29.06.2007 N 05-08/6461 отказала Обществу в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, указав, что в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 открытие и регистрация новых игорных заведений запрещено с 01.01.2007, и в соответствие с требованиями данного Закона должны быть приведены исключительно игорные заведения, открытые до 01.01.2007. Не согласившись с отказом инспекции в регистрации объектов налогообложения, выраженном в письме от 29.06.2007 N 05-08/6461, Общество обратилось в суд с требованием о признании его незаконным.
Суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Статья 365 Налогового кодекса Российской Федерации (по тексту - "НК РФ") устанавливает, что организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, признаются налогоплательщиками налога на игорный бизнес.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 366 НК РФ игровые автоматы признаются объектами налогообложения, и каждый объект налогообложения подлежит обязательной регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения в силу прямого указания п. 2 ст. 366 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 366 НК РФ также установлено, что регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. При этом налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливаются объекты налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки таких объектов налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Объекты налогообложения считаются зарегистрированными с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения (п. 4 ст. 366 НК РФ); заявление о регистрации объектов налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения (п. 5 ст. 366 НК РФ); налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения (п. 6 ст. 366 НК РФ).
Из изложенного следует вывод о том, что регистрация объектов налогообложения налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер (а не разрешительный) и производится налоговым органом автоматически по факту получения от налогоплательщика соответствующего заявления о регистрации объектов налогообложения.
Закон обязывает налоговые органы выдать свидетельство о регистрации объектов в 5-дневный срок и не предусматривает оснований, по которым налоговые органы вправе отказать в принятии у налогоплательщика заявления о регистрации объектов налогообложения или отказать в регистрации таких объектов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что, отказывая в регистрации объектов налогообложения, налоговый орган превысил полномочия, предоставленные ему федеральным законом, а, не выдав Обществу в 5-дневный срок по получении заявления свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, - прямо нарушил положения п. 6 ст. 366 НК РФ.
При этом суд не принимает ссылку инспекции на положения Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", поскольку данный Федеральный закон, как прямо вытекает из его статей 1 и 3, регламентирует отношения в сфере государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, которое осуществляется путем проведения мероприятий, указанных в ч. 1 ст. 3 Закона, и не относится к законодательству о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ), отношения в сфере налогообложения (в том числе по определению объектов налогообложения, исчислению налога, предоставлению налоговой отчетности) не регулирует.
При этом нормами ч. 3 ст. 3 и ч. 3 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 на налоговые органы возложены только дополнительные обязанности по проверке технического состояния игрового оборудования и по контролю за соблюдением организаторами азартных игр требований частей 1 и 2 ст. 16 Закона, касающихся наличия лицензии, стоимости чистых активов, требований к работникам игорного заведения и оборудованию, мест расположения игорных заведений, количеству игровых автоматов (игровых столов) в зоне обслуживания участников азартных игр, площади игорного заведения, технически заложенному проценту выигрыша и т.п.
Обязанности налоговых органов в сфере налогообложения положения Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 не устанавливают и по отношению к ст. 366 НК РФ - их не меняют. Какие-либо изменения в ст. 366 НК РФ в связи с принятием указанного Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 также внесены не были.
Одновременно, налоговым органам не предоставлено и право запрещать деятельность по организации и проведению азартных игр на территории субъектов Российской Федерации (за исключением игровых зон), поскольку в силу п. 7, п. 8 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" такие полномочия предоставлены только органам государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым территориальные подразделения Федеральной налоговой службы не относятся; при этом на территории Приморского края такой запрет органами власти субъекта Российской Федерации не установлен.
Пунктами 4, 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, который принят акт (решение).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (решение) государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным (пункт 2 статьи 201 АПК РФ).
Учитывая изложенное и обстоятельства, установленные судом по настоящему делу, суд считает необходимым удовлетворить требования заявителя и признать незаконным отказ МИФНС N 2 по Приморскому краю в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, поскольку он не соответствует положениям Налогового кодекса РФ, в частности, нарушает нормы статьи 366 НК РФ, и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, препятствуя ему в осуществлении не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, п. 3, п. 4 ст. 3 НК РФ).
В соответствии с правилами ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины суд относит на налоговый орган, поскольку требования заявителя удовлетворены судом в полном объеме, а положениями главы 25.3 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты госпошлины государственных органов при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201, 110 АПК РФ, суд
решил:

признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Приморскому краю в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, выраженный в письме от 29.06.2007 N 05-08/6461, как несоответствующий Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Приморскому краю выдать Обществу с ограниченной ответственностью "С." свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу п. Лучегорск, 5-й микрорайон, стр. 2 в соответствии с заявлением общества от 01.06.2007 в течение пяти дней с даты получения решения суда.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Приморскому краю в пользу Общества с ограниченной ответственностью "С." расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)