Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 14 декабря 2005 года Дело N Ф04-8916/2005(17781-А81-14)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 11.08.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-917/05 по заявлению открытого акционерного общества "Нефтяная Компания "Мангазея" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительным решения,
Открытое акционерное общество "Нефтяная Компания "Мангазея" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.12.2004 N 843-КАМ о привлечении к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 16095,4 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, о доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 80477 руб.
Решением от 11.08.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа требование удовлетворено.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, поскольку общество, имея нормативы потерь газового конденсата, утвержденные и согласованные в соответствии с Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, применяло иные нормативы, указанные в плане горных работ на 2004 год.
В отзыве на жалобу общество и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы, просили решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения суда, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2004 года, налоговым органом принято решение от 29.12.2004 N 843-КАМ о привлечении к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 16095,4 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 80477 руб.
В решении налогового органа указано на неправильное исчисление объема добычи газового конденсата, подлежащего налогообложению по ставке налога 0 процентов, поскольку общество при исчислении налога на добычу полезных ископаемых применило не норматив потерь газового конденсата, утвержденный Минэнерго Российской Федерации и согласованный с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Госгортехнадзором Российской Федерации (9,585 процента от объема добытого газового конденсата), а иные нормативы потерь полезного ископаемого.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд при рассмотрении спора исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьям 338, 340 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
При этом количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 2 которой количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Поскольку количество добытых полезных ископаемых общество определяло прямым методом, следовательно, в силу пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого согласно положениям данной статьи признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
Следовательно, в целях налогообложения объектом налогообложения является газовый конденсат, прошедший операции, в результате которых образуются фактические потери.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений.
В соответствии с данным нормативным актом нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения, ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.
Судом установлено, что при добыче газового конденсата на нефтегазоконденсатном месторождении Черничное для предупреждения образования гидратных пробок в скважинах и технологических линиях, для подготовки конденсата на промысле путем его подогрева до + 20° С, производится подогрев устьев скважин, сепараторов, наборных емкостей.
В этих целях на скважинах установлены паровые котлы, работающие на добываемом конденсате, являющиеся неотъемлемой частью технологического процесса добычи конденсата.
Следовательно, как установлено арбитражным судом, используемый в указанных целях конденсат относится также к фактическим потерям, связанным с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
Норматив названных потерь определен в Плане горных работ на 2004 год по Черничному нефтегазоконденсатному месторождению, согласованном в Управлении Тюменского округа Госгортехнадзора.
В решении налогового органа отсутствуют ссылки на указанные обстоятельства.
Учитывая, что в оспариваемом решении налогового органа не приведены доводы и доказательства необоснованности нормативов потерь, согласованных в органе Госгортехнадзора, и исходя из того, что налоговый орган в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств неправильного определения обществом объема газового конденсата, подлежащего налогообложению по ставке 0 процентов, арбитражный суд обоснованно признал недействительным решение налогового органа.
Кроме того, как указывалось обществом в отзыве на заявление, в материалах дела имеется платежное поручение от 05.10.2004 N 248 об уплате в бюджет налога на добычу полезных ископаемых в сумме 960240 руб., в связи с чем у налогоплательщика за проверяемый налоговый период имелась переплата по данному налогу.
Следовательно, у налогового органа не имелось правовых оснований для доначисления налога на добычу полезных ископаемых и привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Решение от 11.08.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-917/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 14.12.2005 N Ф04-8916/2005(17781-А81-14)
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2005 года Дело N Ф04-8916/2005(17781-А81-14)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 11.08.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-917/05 по заявлению открытого акционерного общества "Нефтяная Компания "Мангазея" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Нефтяная Компания "Мангазея" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.12.2004 N 843-КАМ о привлечении к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 16095,4 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, о доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 80477 руб.
Решением от 11.08.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа требование удовлетворено.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, поскольку общество, имея нормативы потерь газового конденсата, утвержденные и согласованные в соответствии с Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, применяло иные нормативы, указанные в плане горных работ на 2004 год.
В отзыве на жалобу общество и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы, просили решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения суда, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2004 года, налоговым органом принято решение от 29.12.2004 N 843-КАМ о привлечении к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 16095,4 руб. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 80477 руб.
В решении налогового органа указано на неправильное исчисление объема добычи газового конденсата, подлежащего налогообложению по ставке налога 0 процентов, поскольку общество при исчислении налога на добычу полезных ископаемых применило не норматив потерь газового конденсата, утвержденный Минэнерго Российской Федерации и согласованный с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Госгортехнадзором Российской Федерации (9,585 процента от объема добытого газового конденсата), а иные нормативы потерь полезного ископаемого.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд при рассмотрении спора исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьям 338, 340 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
При этом количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 2 которой количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Поскольку количество добытых полезных ископаемых общество определяло прямым методом, следовательно, в силу пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого согласно положениям данной статьи признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
Следовательно, в целях налогообложения объектом налогообложения является газовый конденсат, прошедший операции, в результате которых образуются фактические потери.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений.
В соответствии с данным нормативным актом нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения, ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.
Судом установлено, что при добыче газового конденсата на нефтегазоконденсатном месторождении Черничное для предупреждения образования гидратных пробок в скважинах и технологических линиях, для подготовки конденсата на промысле путем его подогрева до + 20° С, производится подогрев устьев скважин, сепараторов, наборных емкостей.
В этих целях на скважинах установлены паровые котлы, работающие на добываемом конденсате, являющиеся неотъемлемой частью технологического процесса добычи конденсата.
Следовательно, как установлено арбитражным судом, используемый в указанных целях конденсат относится также к фактическим потерям, связанным с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
Норматив названных потерь определен в Плане горных работ на 2004 год по Черничному нефтегазоконденсатному месторождению, согласованном в Управлении Тюменского округа Госгортехнадзора.
В решении налогового органа отсутствуют ссылки на указанные обстоятельства.
Учитывая, что в оспариваемом решении налогового органа не приведены доводы и доказательства необоснованности нормативов потерь, согласованных в органе Госгортехнадзора, и исходя из того, что налоговый орган в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств неправильного определения обществом объема газового конденсата, подлежащего налогообложению по ставке 0 процентов, арбитражный суд обоснованно признал недействительным решение налогового органа.
Кроме того, как указывалось обществом в отзыве на заявление, в материалах дела имеется платежное поручение от 05.10.2004 N 248 об уплате в бюджет налога на добычу полезных ископаемых в сумме 960240 руб., в связи с чем у налогоплательщика за проверяемый налоговый период имелась переплата по данному налогу.
Следовательно, у налогового органа не имелось правовых оснований для доначисления налога на добычу полезных ископаемых и привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 11.08.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-917/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)