Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 2 августа 2005 г. Дело N А36-301/2-04
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Советскому району г. Липецка на Решение от 24.01.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 21.04.2005 Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-301/2-04,
ЗАО "Козинка-4", правопреемник ЗАО "Резон" (далее - Общество), обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Липецка, в настоящее время преобразована в Инспекцию ФНС РФ по Советскому району г. Липецка (далее - Инспекция), о признании незаконным Решения Инспекции N 12-45/44993 от 30.09.2004 в части предложения уплатить 23535400 руб. налога на прибыль, 22158739 руб. НДС, 15848682 руб. налога на доходы физических лиц (п. 2.1 "а" решения); 1953824,7 руб. пени по налогу на доходы физических лиц (п. 2.1 "в" решения); предложения перечислить 23535400 руб. налога на прибыль, 22158739 руб. НДС, 15848682 руб. налога на доходы физических лиц, 1915305 руб. пени по налогу на прибыль, 2802769 руб. пени по НДС, 1953824,7 руб. пени по налогу на доходы физических лиц (п. 2.2 решения) с учетом уточнения.
Решением арбитражного суда от 24.01.2005 признано незаконным Решение Инспекции N 12-45/44993 от 30.09.2004 в части:
- предложения уплатить налог на прибыль в сумме 23333575 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 20459863 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 15848682 руб. (п. 2.1 "а" решения);
- предложения уплатить пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 1953824,7 руб. (п. 2.1 "в" решения);
- предложения перечислить 23333575 руб. налога на прибыль, 20459863 руб. НДС, 15848682 руб. налога на доходы физических лиц, 1915305 руб. пени по налогу на прибыль, 2781839 руб. пени по НДС, 1953824,7 руб. пени по налогу на доходы физических лиц (п. 2.2. решения).
В остальной части в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты в части выводов о неправомерности доначислений Обществу налогов и пени, произведенных с применением ст. 40 НК РФ.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ арбитражным судом кассационной инстанции проверена законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции исходя из доводов содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и отзыва, суд кассационной инстанции находит, что состоявшиеся судебные акты по делу не подлежат отмене.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества за период с 01.01.2001 по 30.04.2004 по вопросу соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов.
По результатам проведенной проверки налоговым органом был составлен акт N 53 от 10.09.2004, а 30.09.2004 принято Решение N 12-45/44993 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также о доначислении сумм налогов и пени.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что 31.12.2003 Обществом были заключены договоры на реализацию объектов недвижимости (зданий магазинов) по адресам: г. Липецк, пл. Победы, 5, ул. 8 Марта, 9, ул. Московская, 103 по их остаточной стоимости с акционером Пивовар С.Ф., имеющим 50% акций данного Общества.
Указанные сделки налоговый орган расценил как сделки между взаимозависимыми лицами.
Данное обстоятельство послужило основанием для проверки Инспекцией правильности применения цен по указанным сделкам и производства расчета налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, а также налога на доходы физических лиц, исходя из рыночных цен, определенных в порядке и на основании ст. 40 НК РФ.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Исходя из названного принципа, п. 1 ст. 40 НК РФ (Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения) установлено общее правило, согласно которому для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки; пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Пунктом 3 ст. 40 НК РФ определено, что в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 40 НК РФ, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между не взаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Согласно п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
В соответствии с п. 8 ст. 40 НК РФ при определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
Пунктами 9 и 10 определены методы и порядок применения методов при определении рыночной цены.
Первым является метод определения рыночной цены на товары, работы или услуги основанный на информации о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. При этом п. 11 ст. 40 НК РФ установлено, что должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на товары работы или услуги.
Вторым является метод цены последующей реализации, который применяется ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников. При этом методе рыночная цена товаров реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары реализованы покупателем этих товаров при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
Третьим методом является затратный метод, который применяется при невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем). Рыночная цена товаров реализуемых продавцом, при данном методе определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
Судом установлено, что в ходе проведения выездной налоговой проверки с целью определения рыночной цены имущества Инспекцией на основании ст. 95 НК РФ была назначена и проведена экспертиза. Ее результатом явились отчеты Липецкой торгово-промышленной палаты N N 330К/1, 330К/2, 330К/3 от 28.08.2004.
При назначении экспертизы перед экспертом не были поставлены вопросы об определении рыночной стоимости имущества в порядке, установленном ст. 40 НК РФ.
Не проводилось таких исследований и налоговым органом.
Проанализировав отчет эксперта, суд пришел к выводу, что рыночная цена объектов недвижимости определялась экспертом согласно Закону РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей совершения сделок купли-продажи с объектами недвижимости, то есть без учета принципов определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, закрепленных в ст. 40 НК РФ.
В ходе судебного заседания эксперт-оценщик Липецкой торгово-промышленной палаты подтвердил, что при определении рыночной цены помещений, указанных налоговым органом, методы определения цены товаров, работ или услуг, закрепленные в ст. 40 НК РФ, им не использовались.
Кроме того, из содержания отчетов эксперта следует, что на рынке недвижимости г. Липецка в рассматриваемый период не предлагались к продаже идентичные (однородные) товары, т.е., аналогичные по месторасположению, техническому состоянию и площади помещения, признание которых таковыми производится по правилам п. п. 6, 7 ст. 40 НК РФ.
В силу п. 10 ст. 40 НК РФ в таких случаях для определения рыночной цены товаров для целей налогообложения используется метод цены последующей реализации, а при невозможности использования этого метода, применяется, затратный метод.
Судом установлено, что при оценке объектов недвижимости экспертом не применялся метод цены последующей реализации, а были использованы затратный, доходный методы и метод сравнительного анализа продаж. При этом согласно показаниям эксперта-оценщика затратный метод, определенный ст. 40 НК РФ, отличается от затратного метода, использованного им в ходе проведения экспертизы, и цены, установленные при использовании затратного метода, наименее приближены к действительным ценам.
Суд правомерно указал, что отчеты также нельзя рассматривать как официальный источник информации.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу, что налоговый орган при определении цены сделки в целях налогового контроля не мог использовать указанные отчеты эксперта, а обязан был руководствоваться п. 10 ст. 40 НК РФ и использовать для определения рыночной цены метод последующей реализации либо, при наличии соответствующих оснований - затратный метод.
Допущенные Инспекцией нарушения при применении ст. 40 НК РФ являются неустранимыми в судебном порядке и влекут признание незаконным Решения Инспекции N 12-45/44993 от 30.09.2004 в части доначисления налогов и пени с применением ст. 40 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 24.01.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 21.04.2005 Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-301/2-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Советскому району г. Липецка - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
от 2 августа 2005 г. Дело N А36-301/2-04
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Советскому району г. Липецка на Решение от 24.01.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 21.04.2005 Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-301/2-04,
ЗАО "Козинка-4", правопреемник ЗАО "Резон" (далее - Общество), обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Липецка, в настоящее время преобразована в Инспекцию ФНС РФ по Советскому району г. Липецка (далее - Инспекция), о признании незаконным Решения Инспекции N 12-45/44993 от 30.09.2004 в части предложения уплатить 23535400 руб. налога на прибыль, 22158739 руб. НДС, 15848682 руб. налога на доходы физических лиц (п. 2.1 "а" решения); 1953824,7 руб. пени по налогу на доходы физических лиц (п. 2.1 "в" решения); предложения перечислить 23535400 руб. налога на прибыль, 22158739 руб. НДС, 15848682 руб. налога на доходы физических лиц, 1915305 руб. пени по налогу на прибыль, 2802769 руб. пени по НДС, 1953824,7 руб. пени по налогу на доходы физических лиц (п. 2.2 решения) с учетом уточнения.
Решением арбитражного суда от 24.01.2005 признано незаконным Решение Инспекции N 12-45/44993 от 30.09.2004 в части:
- предложения уплатить налог на прибыль в сумме 23333575 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 20459863 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 15848682 руб. (п. 2.1 "а" решения);
- предложения уплатить пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 1953824,7 руб. (п. 2.1 "в" решения);
- предложения перечислить 23333575 руб. налога на прибыль, 20459863 руб. НДС, 15848682 руб. налога на доходы физических лиц, 1915305 руб. пени по налогу на прибыль, 2781839 руб. пени по НДС, 1953824,7 руб. пени по налогу на доходы физических лиц (п. 2.2. решения).
В остальной части в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты в части выводов о неправомерности доначислений Обществу налогов и пени, произведенных с применением ст. 40 НК РФ.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ арбитражным судом кассационной инстанции проверена законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции исходя из доводов содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и отзыва, суд кассационной инстанции находит, что состоявшиеся судебные акты по делу не подлежат отмене.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества за период с 01.01.2001 по 30.04.2004 по вопросу соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов.
По результатам проведенной проверки налоговым органом был составлен акт N 53 от 10.09.2004, а 30.09.2004 принято Решение N 12-45/44993 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также о доначислении сумм налогов и пени.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что 31.12.2003 Обществом были заключены договоры на реализацию объектов недвижимости (зданий магазинов) по адресам: г. Липецк, пл. Победы, 5, ул. 8 Марта, 9, ул. Московская, 103 по их остаточной стоимости с акционером Пивовар С.Ф., имеющим 50% акций данного Общества.
Указанные сделки налоговый орган расценил как сделки между взаимозависимыми лицами.
Данное обстоятельство послужило основанием для проверки Инспекцией правильности применения цен по указанным сделкам и производства расчета налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, а также налога на доходы физических лиц, исходя из рыночных цен, определенных в порядке и на основании ст. 40 НК РФ.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Исходя из названного принципа, п. 1 ст. 40 НК РФ (Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения) установлено общее правило, согласно которому для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки; пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Пунктом 3 ст. 40 НК РФ определено, что в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 40 НК РФ, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между не взаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Согласно п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
В соответствии с п. 8 ст. 40 НК РФ при определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
Пунктами 9 и 10 определены методы и порядок применения методов при определении рыночной цены.
Первым является метод определения рыночной цены на товары, работы или услуги основанный на информации о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. При этом п. 11 ст. 40 НК РФ установлено, что должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на товары работы или услуги.
Вторым является метод цены последующей реализации, который применяется ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников. При этом методе рыночная цена товаров реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары реализованы покупателем этих товаров при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
Третьим методом является затратный метод, который применяется при невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем). Рыночная цена товаров реализуемых продавцом, при данном методе определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
Судом установлено, что в ходе проведения выездной налоговой проверки с целью определения рыночной цены имущества Инспекцией на основании ст. 95 НК РФ была назначена и проведена экспертиза. Ее результатом явились отчеты Липецкой торгово-промышленной палаты N N 330К/1, 330К/2, 330К/3 от 28.08.2004.
При назначении экспертизы перед экспертом не были поставлены вопросы об определении рыночной стоимости имущества в порядке, установленном ст. 40 НК РФ.
Не проводилось таких исследований и налоговым органом.
Проанализировав отчет эксперта, суд пришел к выводу, что рыночная цена объектов недвижимости определялась экспертом согласно Закону РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей совершения сделок купли-продажи с объектами недвижимости, то есть без учета принципов определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, закрепленных в ст. 40 НК РФ.
В ходе судебного заседания эксперт-оценщик Липецкой торгово-промышленной палаты подтвердил, что при определении рыночной цены помещений, указанных налоговым органом, методы определения цены товаров, работ или услуг, закрепленные в ст. 40 НК РФ, им не использовались.
Кроме того, из содержания отчетов эксперта следует, что на рынке недвижимости г. Липецка в рассматриваемый период не предлагались к продаже идентичные (однородные) товары, т.е., аналогичные по месторасположению, техническому состоянию и площади помещения, признание которых таковыми производится по правилам п. п. 6, 7 ст. 40 НК РФ.
В силу п. 10 ст. 40 НК РФ в таких случаях для определения рыночной цены товаров для целей налогообложения используется метод цены последующей реализации, а при невозможности использования этого метода, применяется, затратный метод.
Судом установлено, что при оценке объектов недвижимости экспертом не применялся метод цены последующей реализации, а были использованы затратный, доходный методы и метод сравнительного анализа продаж. При этом согласно показаниям эксперта-оценщика затратный метод, определенный ст. 40 НК РФ, отличается от затратного метода, использованного им в ходе проведения экспертизы, и цены, установленные при использовании затратного метода, наименее приближены к действительным ценам.
Суд правомерно указал, что отчеты также нельзя рассматривать как официальный источник информации.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу, что налоговый орган при определении цены сделки в целях налогового контроля не мог использовать указанные отчеты эксперта, а обязан был руководствоваться п. 10 ст. 40 НК РФ и использовать для определения рыночной цены метод последующей реализации либо, при наличии соответствующих оснований - затратный метод.
Допущенные Инспекцией нарушения при применении ст. 40 НК РФ являются неустранимыми в судебном порядке и влекут признание незаконным Решения Инспекции N 12-45/44993 от 30.09.2004 в части доначисления налогов и пени с применением ст. 40 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 24.01.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 21.04.2005 Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-301/2-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Советскому району г. Липецка - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 02.08.2005 N А36-301/2-04
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 2 августа 2005 г. Дело N А36-301/2-04
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Советскому району г. Липецка на Решение от 24.01.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 21.04.2005 Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-301/2-04,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Козинка-4", правопреемник ЗАО "Резон" (далее - Общество), обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Липецка, в настоящее время преобразована в Инспекцию ФНС РФ по Советскому району г. Липецка (далее - Инспекция), о признании незаконным Решения Инспекции N 12-45/44993 от 30.09.2004 в части предложения уплатить 23535400 руб. налога на прибыль, 22158739 руб. НДС, 15848682 руб. налога на доходы физических лиц (п. 2.1 "а" решения); 1953824,7 руб. пени по налогу на доходы физических лиц (п. 2.1 "в" решения); предложения перечислить 23535400 руб. налога на прибыль, 22158739 руб. НДС, 15848682 руб. налога на доходы физических лиц, 1915305 руб. пени по налогу на прибыль, 2802769 руб. пени по НДС, 1953824,7 руб. пени по налогу на доходы физических лиц (п. 2.2 решения) с учетом уточнения.
Решением арбитражного суда от 24.01.2005 признано незаконным Решение Инспекции N 12-45/44993 от 30.09.2004 в части:
- предложения уплатить налог на прибыль в сумме 23333575 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 20459863 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 15848682 руб. (п. 2.1 "а" решения);
- предложения уплатить пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 1953824,7 руб. (п. 2.1 "в" решения);
- предложения перечислить 23333575 руб. налога на прибыль, 20459863 руб. НДС, 15848682 руб. налога на доходы физических лиц, 1915305 руб. пени по налогу на прибыль, 2781839 руб. пени по НДС, 1953824,7 руб. пени по налогу на доходы физических лиц (п. 2.2. решения).
В остальной части в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты в части выводов о неправомерности доначислений Обществу налогов и пени, произведенных с применением ст. 40 НК РФ.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ арбитражным судом кассационной инстанции проверена законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции исходя из доводов содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и отзыва, суд кассационной инстанции находит, что состоявшиеся судебные акты по делу не подлежат отмене.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества за период с 01.01.2001 по 30.04.2004 по вопросу соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов.
По результатам проведенной проверки налоговым органом был составлен акт N 53 от 10.09.2004, а 30.09.2004 принято Решение N 12-45/44993 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также о доначислении сумм налогов и пени.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что 31.12.2003 Обществом были заключены договоры на реализацию объектов недвижимости (зданий магазинов) по адресам: г. Липецк, пл. Победы, 5, ул. 8 Марта, 9, ул. Московская, 103 по их остаточной стоимости с акционером Пивовар С.Ф., имеющим 50% акций данного Общества.
Указанные сделки налоговый орган расценил как сделки между взаимозависимыми лицами.
Данное обстоятельство послужило основанием для проверки Инспекцией правильности применения цен по указанным сделкам и производства расчета налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, а также налога на доходы физических лиц, исходя из рыночных цен, определенных в порядке и на основании ст. 40 НК РФ.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Исходя из названного принципа, п. 1 ст. 40 НК РФ (Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения) установлено общее правило, согласно которому для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки; пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Пунктом 3 ст. 40 НК РФ определено, что в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 40 НК РФ, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между не взаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Согласно п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
В соответствии с п. 8 ст. 40 НК РФ при определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
Пунктами 9 и 10 определены методы и порядок применения методов при определении рыночной цены.
Первым является метод определения рыночной цены на товары, работы или услуги основанный на информации о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. При этом п. 11 ст. 40 НК РФ установлено, что должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на товары работы или услуги.
Вторым является метод цены последующей реализации, который применяется ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников. При этом методе рыночная цена товаров реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары реализованы покупателем этих товаров при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
Третьим методом является затратный метод, который применяется при невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем). Рыночная цена товаров реализуемых продавцом, при данном методе определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
Судом установлено, что в ходе проведения выездной налоговой проверки с целью определения рыночной цены имущества Инспекцией на основании ст. 95 НК РФ была назначена и проведена экспертиза. Ее результатом явились отчеты Липецкой торгово-промышленной палаты N N 330К/1, 330К/2, 330К/3 от 28.08.2004.
При назначении экспертизы перед экспертом не были поставлены вопросы об определении рыночной стоимости имущества в порядке, установленном ст. 40 НК РФ.
Не проводилось таких исследований и налоговым органом.
Проанализировав отчет эксперта, суд пришел к выводу, что рыночная цена объектов недвижимости определялась экспертом согласно Закону РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей совершения сделок купли-продажи с объектами недвижимости, то есть без учета принципов определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, закрепленных в ст. 40 НК РФ.
В ходе судебного заседания эксперт-оценщик Липецкой торгово-промышленной палаты подтвердил, что при определении рыночной цены помещений, указанных налоговым органом, методы определения цены товаров, работ или услуг, закрепленные в ст. 40 НК РФ, им не использовались.
Кроме того, из содержания отчетов эксперта следует, что на рынке недвижимости г. Липецка в рассматриваемый период не предлагались к продаже идентичные (однородные) товары, т.е., аналогичные по месторасположению, техническому состоянию и площади помещения, признание которых таковыми производится по правилам п. п. 6, 7 ст. 40 НК РФ.
В силу п. 10 ст. 40 НК РФ в таких случаях для определения рыночной цены товаров для целей налогообложения используется метод цены последующей реализации, а при невозможности использования этого метода, применяется, затратный метод.
Судом установлено, что при оценке объектов недвижимости экспертом не применялся метод цены последующей реализации, а были использованы затратный, доходный методы и метод сравнительного анализа продаж. При этом согласно показаниям эксперта-оценщика затратный метод, определенный ст. 40 НК РФ, отличается от затратного метода, использованного им в ходе проведения экспертизы, и цены, установленные при использовании затратного метода, наименее приближены к действительным ценам.
Суд правомерно указал, что отчеты также нельзя рассматривать как официальный источник информации.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу, что налоговый орган при определении цены сделки в целях налогового контроля не мог использовать указанные отчеты эксперта, а обязан был руководствоваться п. 10 ст. 40 НК РФ и использовать для определения рыночной цены метод последующей реализации либо, при наличии соответствующих оснований - затратный метод.
Допущенные Инспекцией нарушения при применении ст. 40 НК РФ являются неустранимыми в судебном порядке и влекут признание незаконным Решения Инспекции N 12-45/44993 от 30.09.2004 в части доначисления налогов и пени с применением ст. 40 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 24.01.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 21.04.2005 Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-301/2-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Советскому району г. Липецка - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 2 августа 2005 г. Дело N А36-301/2-04
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Советскому району г. Липецка на Решение от 24.01.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 21.04.2005 Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-301/2-04,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Козинка-4", правопреемник ЗАО "Резон" (далее - Общество), обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Липецка, в настоящее время преобразована в Инспекцию ФНС РФ по Советскому району г. Липецка (далее - Инспекция), о признании незаконным Решения Инспекции N 12-45/44993 от 30.09.2004 в части предложения уплатить 23535400 руб. налога на прибыль, 22158739 руб. НДС, 15848682 руб. налога на доходы физических лиц (п. 2.1 "а" решения); 1953824,7 руб. пени по налогу на доходы физических лиц (п. 2.1 "в" решения); предложения перечислить 23535400 руб. налога на прибыль, 22158739 руб. НДС, 15848682 руб. налога на доходы физических лиц, 1915305 руб. пени по налогу на прибыль, 2802769 руб. пени по НДС, 1953824,7 руб. пени по налогу на доходы физических лиц (п. 2.2 решения) с учетом уточнения.
Решением арбитражного суда от 24.01.2005 признано незаконным Решение Инспекции N 12-45/44993 от 30.09.2004 в части:
- предложения уплатить налог на прибыль в сумме 23333575 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 20459863 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 15848682 руб. (п. 2.1 "а" решения);
- предложения уплатить пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 1953824,7 руб. (п. 2.1 "в" решения);
- предложения перечислить 23333575 руб. налога на прибыль, 20459863 руб. НДС, 15848682 руб. налога на доходы физических лиц, 1915305 руб. пени по налогу на прибыль, 2781839 руб. пени по НДС, 1953824,7 руб. пени по налогу на доходы физических лиц (п. 2.2. решения).
В остальной части в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты в части выводов о неправомерности доначислений Обществу налогов и пени, произведенных с применением ст. 40 НК РФ.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ арбитражным судом кассационной инстанции проверена законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции исходя из доводов содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и отзыва, суд кассационной инстанции находит, что состоявшиеся судебные акты по делу не подлежат отмене.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества за период с 01.01.2001 по 30.04.2004 по вопросу соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов.
По результатам проведенной проверки налоговым органом был составлен акт N 53 от 10.09.2004, а 30.09.2004 принято Решение N 12-45/44993 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также о доначислении сумм налогов и пени.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что 31.12.2003 Обществом были заключены договоры на реализацию объектов недвижимости (зданий магазинов) по адресам: г. Липецк, пл. Победы, 5, ул. 8 Марта, 9, ул. Московская, 103 по их остаточной стоимости с акционером Пивовар С.Ф., имеющим 50% акций данного Общества.
Указанные сделки налоговый орган расценил как сделки между взаимозависимыми лицами.
Данное обстоятельство послужило основанием для проверки Инспекцией правильности применения цен по указанным сделкам и производства расчета налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, а также налога на доходы физических лиц, исходя из рыночных цен, определенных в порядке и на основании ст. 40 НК РФ.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Исходя из названного принципа, п. 1 ст. 40 НК РФ (Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения) установлено общее правило, согласно которому для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки; пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Пунктом 3 ст. 40 НК РФ определено, что в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 40 НК РФ, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ. При этом учитываются обычные при заключении сделок между не взаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
- потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
- реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Согласно п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
В соответствии с п. 8 ст. 40 НК РФ при определении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
Пунктами 9 и 10 определены методы и порядок применения методов при определении рыночной цены.
Первым является метод определения рыночной цены на товары, работы или услуги основанный на информации о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. При этом п. 11 ст. 40 НК РФ установлено, что должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на товары работы или услуги.
Вторым является метод цены последующей реализации, который применяется ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников. При этом методе рыночная цена товаров реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары реализованы покупателем этих товаров при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
Третьим методом является затратный метод, который применяется при невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем). Рыночная цена товаров реализуемых продавцом, при данном методе определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
Судом установлено, что в ходе проведения выездной налоговой проверки с целью определения рыночной цены имущества Инспекцией на основании ст. 95 НК РФ была назначена и проведена экспертиза. Ее результатом явились отчеты Липецкой торгово-промышленной палаты N N 330К/1, 330К/2, 330К/3 от 28.08.2004.
При назначении экспертизы перед экспертом не были поставлены вопросы об определении рыночной стоимости имущества в порядке, установленном ст. 40 НК РФ.
Не проводилось таких исследований и налоговым органом.
Проанализировав отчет эксперта, суд пришел к выводу, что рыночная цена объектов недвижимости определялась экспертом согласно Закону РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей совершения сделок купли-продажи с объектами недвижимости, то есть без учета принципов определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, закрепленных в ст. 40 НК РФ.
В ходе судебного заседания эксперт-оценщик Липецкой торгово-промышленной палаты подтвердил, что при определении рыночной цены помещений, указанных налоговым органом, методы определения цены товаров, работ или услуг, закрепленные в ст. 40 НК РФ, им не использовались.
Кроме того, из содержания отчетов эксперта следует, что на рынке недвижимости г. Липецка в рассматриваемый период не предлагались к продаже идентичные (однородные) товары, т.е., аналогичные по месторасположению, техническому состоянию и площади помещения, признание которых таковыми производится по правилам п. п. 6, 7 ст. 40 НК РФ.
В силу п. 10 ст. 40 НК РФ в таких случаях для определения рыночной цены товаров для целей налогообложения используется метод цены последующей реализации, а при невозможности использования этого метода, применяется, затратный метод.
Судом установлено, что при оценке объектов недвижимости экспертом не применялся метод цены последующей реализации, а были использованы затратный, доходный методы и метод сравнительного анализа продаж. При этом согласно показаниям эксперта-оценщика затратный метод, определенный ст. 40 НК РФ, отличается от затратного метода, использованного им в ходе проведения экспертизы, и цены, установленные при использовании затратного метода, наименее приближены к действительным ценам.
Суд правомерно указал, что отчеты также нельзя рассматривать как официальный источник информации.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу, что налоговый орган при определении цены сделки в целях налогового контроля не мог использовать указанные отчеты эксперта, а обязан был руководствоваться п. 10 ст. 40 НК РФ и использовать для определения рыночной цены метод последующей реализации либо, при наличии соответствующих оснований - затратный метод.
Допущенные Инспекцией нарушения при применении ст. 40 НК РФ являются неустранимыми в судебном порядке и влекут признание незаконным Решения Инспекции N 12-45/44993 от 30.09.2004 в части доначисления налогов и пени с применением ст. 40 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 24.01.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 21.04.2005 Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-301/2-04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по Советскому району г. Липецка - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)