Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.12.2010 N 18АП-11087/2010 ПО ДЕЛУ N А47-972/2010

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2010 г. N 18АП-11087/2010

Дело N А47-972/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2010 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бояршиновой Е.В., судей Арямова А.А., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтесервис" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.09.2010 по делу N А47-972/2010 (судья Жарова Л.А.), при участии от общества с ограниченной ответственностью "Нефтесервис" - Беляева С.В. (доверенность б/н от 04.10.2010), Можухова О.А. (директор), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области - Назаровой Е.В. (доверенность б/н от 26.08.2009), Ломакиной С.Г. (доверенность б/н от 26.08.2009),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Нефтесервис" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, ООО "Нефтесервис") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) от 30.10.2009 N 10-20/12749 в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в виде штрафа в размере 222870 рублей, начисления пени по НДПИ в сумме 958996 рублей, предложения уплатить недоимку по НДПИ в сумме 2480794 рублей.
К участию в деле судом первой инстанции привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление по недропользованию по Оренбургской области (далее - третье лицо, Управление Оренбургнедра), Приуральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - третье лицо, Управление Ростехнадзора).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции, в связи неправильным применением норм материального права, требования общества удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд пришел к неверному выводу о том, что примененные обществом нормативы потерь оператора ООО "Татнефть" в установленном порядке не утверждены и имели место в 2008 году, за рамками проверяемого периода, поскольку инспекцией оспаривается само право применения обществом нормативов операторов, а не их фактическое не утверждение в установленном порядке.
По мнению заявителя, поскольку общество не является собственником оборудования, не имеет права проводить работы по усовершенствованию технологических процессов добычи нефти и технических средств, следовательно, не имеет возможности утвердить собственные нормативы потерь на установках, принадлежащих оператору, и, соответственно, имеет право использовать утвержденные в установленном порядке нормативы потерь операторов.
Также общество не согласно с тем, что осуществляло незаконную добычу нефти, поскольку лицензией ему предоставлено право пробной эксплуатации разведочных скважин, что фактически и производилось в спорный период.
Заявитель ссылается на допущенные им ошибки при заполнении первичных документов в отношении подготовки и реализации нефти, которые легли в основу доначисления налога, однако поскольку данные неточности не повлияли на количество нефти, включенное в налоговую декларацию, то оснований для внесения изменения в отчетность не имелось.
Кроме того, налогоплательщик указывает, что в расчет количества потерь нефти необоснованно включены объемы, определенные инспекцией расчетным методом с использованием данных "отчета о научно-исследовательской работе "Разработка нормативов технологических потерь нефти на Донском месторождении Корниловской площади", поскольку указанный отчет, согласно доводам инспекции не утвержден в установленном порядке и не может быть использован при расчетах.
Также налогоплательщик утверждает, что обязанность по утверждению нормативов потерь возникла у него только с 25.11.2008 с учетом изменения редакции п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921. Утверждение нормативов потерь до этого времени - являлось правом, а не обязанностью недропользователя.
Налоговым органом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонены ее доводы.
Так инспекция указывает, что обществом для определения норматива потерь использовался "Отчет о научно-исследовательской работе "Разработка нормативов технологических потерь нефти на Донском месторождении Корниловской площади" на 2006 и 2007 года.
Также налоговый орган указывает, что заявителем не представлено доказательств наличия у операторов утвержденных в установленном порядке нормативов потерь нефти в проверяемых периодах. Представленные в материалы дела нормативы потерь операторов относятся к 2008 - 2009 годам.
По мнению инспекции, налогоплательщик не вправе использовать нормативы потерь операторов, поскольку действующим законодательством нормативными потерями признаются фактические потери в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом речь идет о нормативах, утверждаемых по каждому конкретному месторождению на основании схемы и технологии разработки месторождения. По Донскому месторождению Корниловской площади такие нормативы не утверждены.
Ссылаясь на имеющуюся у общества лицензию, налоговый орган указывает, что налогоплательщик не имел законного права на добычу нефти.
Инспекция также отклоняет доводы заявителя об ошибках в расчетах, ссылаясь на то, что изменения в налоговую отчетность налогоплательщиком не внесены. При этом расчет с применением процента 0,464 %, установленного "отчетом о научно-исследовательской работе "Разработка нормативов технологических потерь нефти на Донском месторождении Корниловской площади" налоговым органом не производился. Указанный отчет применяло само общество, для определения размера нормативных потерь.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, действовавшим в период 2005 - 2007 годов, предусмотрена обязанность утверждать ежегодно нормативы потерь с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Госгортехнадзором России.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание третьи лица не явились.
С учетом мнения заявителя и заинтересованного лица в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
Заинтересованное лицо приняло участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, осуществленной Арбитражным судом Оренбургской области в составе судьи Сердюк Т.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Крапивиной В.В.
В судебном заседании заявитель и заинтересованное лицо, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения налогового законодательства ООО "Нефтесервис", по итогам которой составлен акт от 08.09.2009 N 10-20/34дсп (т. 2, л.д. 52 - 78), вынесено решение от 30.10.2009 N 10-20/12749 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу начислены налоги, пени и применены штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ, в том числе, НДПИ в сумме 2480794 рублей, пени по НДПИ в сумме 958996 рублей, штраф в размере 222870 рублей, (т. 1, л.д. 36 - 86).
Основанием для начисления НДПИ послужил вывод налогового органа о занижении размера НДПИ, в связи с необоснованным применением ставки 0 % в части потерь полезных ископаемых, поскольку нормативы потерь заявителем не утверждены и не согласованы в установленном законом порядке.
Не согласившись с решением инспекции, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из отсутствия у налогоплательщика утвержденных в установленном порядке нормативов потерь нефти и соответственно необоснованном исчислении НДПИ в отношении фактических потерь нефти по ставке 0 %.
Указанный вывод суда является верным.
Согласно ст. 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общество имеет Лицензию на право пользования недрами для геологического изучения Корниловской площади ОРБ 00998 НП (далее - лицензия) (т. 1, л.д. 1 - 108).
В соответствии с соглашением об условиях пользования недрами для геологического изучения Корниловской площади, приложение N 1 к лицензии, общество наделяется всеми правами и несет всю ответственность, как пользователь недр, в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеет право выполнять опытно-промышленную эксплуатацию законсервированных и новых скважин.
Дополнительным соглашением об условиях пользования недрами для геологического изучения Корниловской площади, Приложение N 3 к лицензии, налоговая база при добыче нефти определяется согласно ст. 5 Федерального закона N 126-ФЗ от 08.08.2001 в соответствии со ст. 338 главы 26 НК РФ. Порядок исчисления и взимания НДПИ производится в соответствии с главой 26 НК РФ, налогоплательщиком самостоятельно.
Согласно ст. 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 337 НК РФ видом добытого полезного ископаемого являются углеводородное сырье: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
Как предусмотрено п. 1 ст. 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. При добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной налоговая база определяется как количество добытого полезного ископаемого в натуральном выражении, которое определяется в соответствии со статьей 339 НК РФ.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытого полезного ископаемого прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Как следует из учетной политики общества на 2005 - 2007 годы, заявитель в проверяемом периоде применял косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого (т. 6, л.д. 100 - 105).
При косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье, то есть в количестве добытого полезного ископаемого, определенного расчетным способом, также учтены фактические потери.
При этом положения ст. 342 НК РФ не исключают возможность применения налоговой ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых при использовании налогоплательщиком косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого. Таким образом, применение налоговой ставки 0 процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого. Данная позиция отражена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 19.02.2007 N 03-06-06-01/7.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 342 НК РФ предусмотрена возможность налогообложения по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях главы 26 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2007 пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому, в случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 утверждены "Правила об утверждении нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки" (далее - Правила), вступившие в действие с 01.01.02 и устанавливающие порядок утверждения указанных нормативов.
Согласно п. 5 данных Правил (в первоначальной редакции) нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения, ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.
Министерство энергетики Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2007 N 76 в п. 5 Правил внесены изменения, касающиеся названия министерства, уполномоченного утверждать нормативы потерь.
В соответствии с п. 4 Правил при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Из письма Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 18/Л/неф-1363 от 01.09.2009 следует, что нормативы потерь по Корниловскому месторождению на период 2005 - 2007 годов не утверждены (т. 2, л.д. 145).
Как уже указывалось согласно абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, применяемому к правоотношениям, возникшим с 01.01.2006, в случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов по вновь разрабатываемым месторождениям используются нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Согласно ответу ООО "Нефтесервис" от 24.08.2009 N 199 технический проект по данному месторождению также не разрабатывался (т. 2, л.д. 135 - 137).
Из письма Управления по недропользованию по Оренбургской области от 21.09.2009 N ОК-0311505 (т. 3, л.д. 2) следует, что нормативными документами для добычи нефти являются согласованные в установленном порядке с соответствующими государственными органами: План пробной эксплуатации скважины, Проект пробной эксплуатации месторождения, технологическая схема разработки месторождения. Указанные документы заявителем не представлены за исключением плана пробной эксплуатации скважины N 23, который не содержит сведений о размерах потерь при добыче.
При этом как указано в письме Управления по недропользованию по Оренбургской области от 21.09.2009 N ОК-0311505 предоставленный заявителем Отчет о научно-исследовательской работе "Разработка нормативов технологических потерь нефти на Донском месторождении Корниловской площади для ООО "Нефтесервис" не является документом, дающим право вести добычу и списывать потери (т. 2, л.д. 146 - 150).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что указанный отчет не может быть расценен как технический проект, содержащий нормативы фактических потерь при добыче полезных ископаемых в спорных периодах, поскольку он не утвержден в установленном законом порядке.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что нормативы потерь полезных ископаемых по Корниловскому месторождению на 2005 - 2007 годы в установленном порядке обществом не утверждены.
Согласно п.п. 18, 20 Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.12.1998 N 76, учет добычи и потерь полезных ископаемых осуществляется в соответствии с установленным порядком ведения геолого-маркшейдерского учета запасов полезных ископаемых и отражается в формах государственного федерального статистического наблюдения.
Учет добычи и потерь нефти и газа ведется по данным учета на скважинах и на пунктах первичной обработки (подготовки) углеводородов на основании согласованных с органами Госгортехнадзора России методик.
Методическими указаниями по определению технологических потерь нефти на предприятиях нефтяных компаний Российской Федерации, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 16.06.1997 N РД 153-39-019-97, предусмотрено, что фактические технологические потери нефти (реальные потери в данный момент времени) определяются по источникам потерь нефти на нефтепромысловых объектах в процессах добычи, сбора, подготовки, транспортировки и хранения нефти при условии соблюдения технологических регламентов, правил и инструкций по эксплуатации и обслуживанию оборудования, аппаратов и сооружений.
Согласно п.п. 2.2, 5 Инструкции по нормированию технологических потерь нефти на нефтегазодобывающих предприятиях нефтяных компаний Российской Федерации, утвержденной Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 16.06.1997 N РД 153-39-018-97, добыча нефти - это комплекс технологических и производственных процессов, связанных с извлечением нефти из недр на земную поверхность, сбором и подготовкой ее на промыслах по качеству, соответствующему требованиям действующих стандартов или нормативных документов.
Величина фактических потерь нефти определяется расчетно-экспериментальным методом в соответствии с положениями Методических указаний по определению технологических потерь нефти на предприятиях нефтяных компаний Российской Федерации, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 16.06.1997 N РД 153-39-019-97.
Указание в п. 5 Правил как в редакции Постановления Правительства РФ от 05.02.2007 N 76, так и ранее на нормативы потерь по месторождению, свидетельствует о необходимости наличия утвержденных нормативов потерь по конкретному месторождению.
Соответственно, использование обществом нормативов потерь операторов ООО "Татнефть" и ЗАО "Самара-Нафта", на установки подготовки нефти которых поставлялась сырая нефть, добытая обществом, налоговым законодательством не предусмотрено.
Кроме того, общество не представило в материалы дела доказательства утверждения ООО "Татнефть" и ЗАО "Самара-Нафта" нормативов потерь в установленном порядке на период 2005 - 2007 года. Представленные в материалы дела письмо ЗАО "Самара-Нафта" от 16.09.2009 и нормативы технологических потерь ООО "Татнефть" (т. 1, л.д. 109, 110) относятся к периодам 2008-2009 года, а кроме того устанавливают лишь размерь технологических потерь нефти, что не свидетельствует о наличии на данных предприятиях утвержденных нормативов потерь.
Судом первой инстанции установлено, что фактические потери определены налогоплательщиком на основании данных, содержащихся в геологических отчетах по эксплуатации скважин (месячных эксплуатационных рапортах), являющихся первичными документами оперативной отчетности по добыче нефти и позволяющих определить расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого.
Расчет количества добытого полезного ископаемого был произведен налогоплательщиком самостоятельно и налоговым органом он не оспаривается.
Арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняется довод общества о неправомерном использовании инспекцией коэффициентов потерь нефти, установленных Отчетом о научно-исследовательской работе "Разработка нормативов технологических потерь нефти на Донском месторождении Корниловской площади", в силу следующего.
Как верно указано заинтересованным лицом инспекцией расчет потерь не производился, их объем установлен обществом самостоятельно, в том числе с применением указанного отчета. При этом налоговым органом не оспаривается верность установленных данным отчетом коэффициентов и сама возможность его применения для определения размера фактических потерь нефти расчетным способом, в то же время данный отчет не может подтверждать нормативный характер потерь, поскольку не отвечает требованиям законодательства к порядку утверждения нормативов потерь. Таким образом, в силу п. 4 Правил при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезного ископаемого относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Ссылки общества на допущенные им ошибки при расчете объема потерь судом апелляционной инстанции отклоняются, как документально не подтвержденные.
Следовательно, довод общества о правомерности применения нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении фактических потерь нефти при ее добыче судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку противоречит приведенным нормативным актам и фактическим обстоятельствам дела.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общество в 2005-2007 годах применяло нулевую ставку в отношении потерь нефти с нарушением порядка, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ, а также пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 N 921, что привело к неуплате названного налога за указанные периоды, основания для переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.09.2010 по делу N А47-972/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нефтесервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
судья
Е.В.БОЯРШИНОВА
Судьи:
А.А.АРЯМОВ
В.Ю.КОСТИН














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)