Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 4 августа 2008 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Л., единолично, при ведении протокола судебного заседания судьей Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина" к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. в части, обязании возвратить сумму излишне взысканного НДПИ в размере 12 283 559 руб., пени в размере 268 887 руб. (всего 12 552 448 руб.), при участии представителей заявителя: Х., дов. N 7992/16-01 от 28.05.2008 г., паспорт N 92 01 875128 от 04.01.2002 г., В., дов. N 19540/16-01 от 29.12.2007 г., паспорт N 92 01 875753 от 10.01.2002 г., представителей заинтересованного лица: Ф., дов. N 55 от 07.05.2008 г., удостоверение УР N 431404,
ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина" (далее - Заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в суд с требованиями (с учетом уточнения, том 5 л.д. 69) о признании недействительным вынесенного МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Инспекция, налоговый орган) решения N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь - декабрь 2004 года в размере 12 283 559 руб., соответствующих пеней и обязании МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возвратить сумму излишне взысканного налога на добычу полезных ископаемых и пеней в размере 12 552 448 руб.
Заинтересованное лицо (МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1) возражало против удовлетворения требований по доводам изложенным в письменных пояснениях от 08.07.2008 г. (том 5 л.д. 101 - 104).
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив, имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об обоснованности требований ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина" по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в отношении ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина" проводилась повторная выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2004 года, по результатам которой был составлен акт повторной выездной налоговой проверки N 52-02-16/217 от 28.02.2008 г. (том 5 л.д. 79 - 100) и вынесено решение N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. (том 1 л.д. 39 - 49), полученное представителем налогоплательщика 10.04.2008 г.
Указанным решением налоговый орган: отказал в привлечении к налоговой ответственности (пункт 1), начислил пени по состоянию на 07.04.2008 г. на недоимку по НДПИ в размере 268 887 руб. (пункт 2), предложил уплатить недоимку по НДПИ по соответствующим срокам уплаты в размере 12 283 559 руб., уплатить пени указанные в пункте 2 решения, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 3).
На основании принятого решения N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г., которым налогоплательщику была начислена недоимка по НДПИ в размере 12 283 559 руб. и пени в размере 268 887 руб., Инспекция направила требование об уплате налога N 594 от 08.05.2008 г. (том 5 л.д. 75 - 76).
Общество уплатило недоимку по НДПИ в размере 12 283 559 руб. и пени в размере 268 887 руб. по решению N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. и требованию N 594 от 08.05.2008 г. платежным поручением N 27581, 27582 от 30.05.2008 г. (том 5 л.д. 77 - 78).
Заявитель, учитывая предмет иска (том 1 л.д. 7), не обжалует решение N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. в части отказа в привлечении к ответственности, в связи с чем суд исследует законность вынесенного налоговым органом решения только в оспариваемой части (начисление НДПИ и пеней).
Налоговым органом в ходе проведения выездной проверки было установлено, что общество в нарушение статей 337, 339 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неправомерно определило добытое полезное ископаемое (нефть) и занизило количество добытой нефти за сентябрь - декабрь 2004 года на 10 265 тонн, что привело к занижению налоговой базы и неуплате НДПИ в размере 12 283 559 руб.
По данному нарушению судом установлено следующее.
Основной деятельностью общества является добыча нефти на участках недр, предоставленных в пользовании в соответствии с лицензиями на добычу полезных ископаемых.
Налогоплательщик ежемесячно представлял в Инспекцию налоговые декларации по НДПИ за 2004 год, согласно которым общее количество добытой нефти за 2004 год составило 25 099 486 тонн, сумма НДПИ подлежащая уплате за 2004 год составила 26 466 765 542 руб., в том числе за сентябрь - декабрь 2004 года нефти добыто в количестве 8 325 157 тонн, сумма НДПИ приходящаяся на добытую за 4 месяца нефть составила 9 943 866 023 руб.
23 октября 2007 года общество представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НДПИ за сентябрь - декабрь 2004 года (том 3 л.д. 45 - 136, том 4 л.д. 1 - 31) в связи с уменьшением количества добытой нефти (объект налогообложения) на нормативные потери при добыче на основании пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно данным уточненным декларациям за сентябрь - декабрь 2004 года обществом было добыто нефти в количестве 8 293 384 тонн, сумма НДПИ подлежащая уплате в бюджет по этой нефти составила 9 905 977 355 руб., в том числе:
- за сентябрь 2004 года добыто 2 065 189 тонн, сумма НДПИ составила 2 510 394 683 руб.
- за октябрь 2004 года добыто 2 094 018 тонн, сумма НДПИ составила 2 886 733 676 руб.
- за ноябрь 2004 года добыто 2 047 247 тонн, сумма НДПИ составила 2 343 308 774 руб.
- за декабрь 2004 года добыто 2 086 928 тонн, сумма НДПИ составила 2 165 540 222 руб.
Подробный расчет количества добытой нефти, сумма НДПИ, количества нормативных потерь при добыче, не учитывающихся при определении налоговой базы по каждому участку недр за сентябрь - декабрь 2004 года представлен в материалы дела (том 4 л.д. 32 - 33).
Данные о количестве добытой нефти, потерях и количестве нефти сданной в систему магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть" отражаются в ежемесячно составляемых актах снятия натуральных остатков на 1 число следующего месяца, в том числе за сентябрь - декабрь 2004 года акты снятия натуральных остатков представлены в материалы дела (том 4 л.д. 49 - 57).
Общество включало в налоговую базу по НДПИ данные о количестве добытой нефти (пункт 2 акта) за вычетом нормативных потерь (пункт 4 акта), при этом, количество добытой нефти определялось как масса товарной нефти "нетто", то есть без учета балласта (воды, солей, механических примесей) на основании требований пункта 1 статьи 337 НК РФ и Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 08.01.2002 г. N 2-ст (далее - ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия").
Налоговый орган в оспариваемом решении посчитал, что количество добытой нефти для целей налогообложения определяется в массе "брутто", то есть с учетом "балласта" (вода, соли, механические примеси) на основании Национального стандарта ГОСТ Р 8.595-2004 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2004 г. N 99-ст (далее - ГОСТ Р 8.595-2004 "Масса нефти и нефтепродуктов"), при этом, в налоговую базу включается количество нефти массы "брутто" сданной с систему магистральных нефтепроводов (по данным Инспекции налогоплательщик должен был исчислить НДПИ за сентябрь - декабрь 2004 года с массы "брутто" в количестве 8 095 445 тонн).
Суд, рассмотрев доводы налогового органа и представленные сторонами доказательства, считает, что налогоплательщик правильно определил размер налоговой базы по НДПИ с количества добытой нефти исходя из массы "нетто" по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации.
Одним из видов полезных ископаемых, являющихся объектом налогообложения НДПИ, в пункте 2 статьи 337 НК РФ указана нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется на основании пункта 2 статьи 338 НК РФ как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении, которое в свою очередь определяется в единицах массы прямым методом (посредством применения измерительных средств и устройств) и косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье) - пункт 2 статьи 339 НК РФ.
Согласно действующему в Российской Федерации Государственному стандарту ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия" под товарной нефтью понимается нефть подготовленная к поставке потребителю в соответствии с требованиями действующих нормативных и технических документов, принятых в установленном порядке; под сырой нефтью понимается жидкая природная ископаемая смесь углеводородов широкого физико-химического состава, которая содержит растворенный газ, воду, минеральные соли, механические примеси и служит основным сырьем для производства жидких энергоносителей (бензина, керосина, дизельного топлива, мазута), смазочных масел, битумов и кокса.
Указанный выше государственный стандарт не содержит понятия нефти как полезного ископаемого, а также "нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной", в связи с чем суд считает, что для целей налогообложения НДПИ принимается товарная нефть, соответствующая одной из трех групп по степени подготовки указанных в пункте 4.4 ГОСТ Р 51858-2002 (в каждой группе отражен норматив по содержанию массовой доли воды, концентрации хлористых солей и массовой доли механических примесей).
При этом, ГОСТ Р 51858-2002 не содержит понятия массы нефти "брутто" или массы нефти "нетто", ГОСТ Р 8.595-2004 "Масса нефти и нефтепродуктов", на который ссылается налоговый орган, также не содержит понятия масса нефти "брутто" и масса нефти "нетто", поскольку в пункте 3.12 - 3.15 этого Государственного стандарта указано понятие товарной нефти "нефть, подготовленная к поставке потребителю в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51858", массы брутто товарной нефти "масса товарной нефти, показатели качества которой соответствуют требованиям ГОСТ Р 51858", массы балласта "общая масса воды, солей и механических примесей в товарной нефти", массы нетто товарной нефти "разность массы брутто товарной нефти и массы балласта".
Общество определяло количество добытой нефти (массу нефти) обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, соответствующей качеству нефти отраженному в пункте 4 ГОСТ Р 51858-2002 без учета воды, солей и механических примесей, содержащихся в сырой нефти.
При этом, количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, являющееся объектом налогообложения, не составляет одну и ту же величину, что и количество нефти слитое в систему магистральных нефтепроводов за соответствующий налоговый период (месяц), поскольку не вся добытая в течение одного месяца нефть продается покупателям и сливается в систему магистральных нефтепроводов для транспортировки.
Из анализа положений пункта 1 и 2 статьи 337, пункта 2 статьи 338 и пункта 2 статьи 339 НК РФ, установленных государственных стандартах ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия" и ГОСТ Р 8.595-2004 "Масса нефти и нефтепродуктов" следует, что под количеством добытой нефти, на основании которого определяется налоговая база по НДПИ, понимается масса добытой товарной нефти "нетто" без учета воды, хлористых солей и механических примесей (балласта), соответствующей качественным характеристикам установленным в пункте 4 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия".
Довод налогового органа, что масса товарной нефти "нетто" является производной массы товарной нефти "брутто", поэтому "первой по своему качеству соответствующая государственным стандартам Российской Федерации" является именно масса товарной нефти "брутто" судом не принимается, так как противоречит определению вида полезного ископаемого "нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная", с учетом отсутствия в обоих ГОСТ определения качества нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной.
Ссылка Инспекции на Инструкцию по определению массы нефти при учетных операциях с применением систем измерения количества и показателей качества нефти РД 153-39.4-042-99, утвержденную Приказом Минтопэнерго России от 14.04.2000 г. N 113 (далее - Инструкция) судом не принимается, поскольку данная Инструкция, так же как и ГОСТ Р 8.595-2004 "Масса нефти и нефтепродуктов" указывает на методы измерения количественных показателей нефти, в то время как пункты 1 и 2 статьи 337 НК РФ предусматривают соответствие добытой нефти первой по качеству Государственному стандарту, в котором будут определены качественные характеристики полезного ископаемого, а не порядок измерения его количества (метод определения количества полезного ископаемого). Тем более Инспекция Государственным стандартом не является и не вправе заменить ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия".
Суд также учитывает, что пунктами 2 и 4 статьи 342 НК РФ предусмотрено, что налоговая ставка за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется исходя из двух коэффициентов, в том числе коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр (пункт 4), который рассчитывается исходя из суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр по данным государственного запаса полезных ископаемых за календарный год.
Баланс запасов полезных ископаемых составляется ежегодно Федеральным агентством по недропользованию по каждому добывающему предприятию отрасли на основании статьи 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. "О недрах", пункта 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. N 293.
Согласно представленному государственному балансу полезных ископаемых группы компаний ОАО "Татнефть" за 2004 год (том 4 л.д. 94 - 100) общее количество добытой нефти за 2004 год составило 25 099 486 тонн, что соответствует количеству нефти отраженному в актах снятия натуральных остатков на 1 число каждого месяца 2004 года и налоговых декларациях по НДПИ за 2004 год (с учетом уменьшения на нормативные потери), при этом, данное количество нефти отраженное в государственном балансе полезных ископаемых определяется на основании показателей статистической отчетности по форме 1-ТЭК "Сведения по эксплуатации скважин".
Согласно пункту 18 Инструкции по заполнению статистической отчетности по форме 1-ТЭК, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 29.05.1996 г. количество добытой нефти определяется и отражается в отчете в тоннах "нетто".
Вывод суда о необходимости определять количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в тоннах "нетто" соответствует общей позиции законодателя, который Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 158-ФЗ внес с 1 января 2009 года изменения в пункт 1 статьи 339 НК РФ, согласно данным измерениям "количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы "нетто", а также разъяснениям Минфина России от 11.09.2007 г. N 03-06-05-01/30 направленным в ФНС России (том 5 л.д. 36 - 63).
Суд также учитывает, что Инспекция в любом случае неправомерно начислила обществу НДПИ за сентябрь - декабрь 2004 года в размере 12 283 559 руб., поскольку налоговый орган определял занижение количества нефти (налоговая база) исходя из массы нефти "брутто" отраженной в пункте 5 акта снятия натуральных остатков за сентябрь - декабрь 2004 года, в котором указывалось количество нефти слитое в систему магистральных нефтепроводов (за сентябрь - декабрь 2004 года слито 8 095 445 тонн), в то время как налогоплательщик определял налоговую базу исходя из показателей отраженных в пункте 2 каждого акта "количество добытой нефти", которое составило за 4 месяца 8 293 384 тонны.
Сумма НДПИ для нефти подлежащего уплате в бюджет равняется произведению налоговой базы, определенной как количество добытой нефти, на налоговую ставку (статья 338, 342, пункт 1 статьи 343 НК РФ), в связи с чем налоговая база по НДПИ за сентябрь - декабрь 2004 года определенная налогоплательщиком составила 8 293 384 тонны, что превышает установленную налоговым органом налоговую базу по данным выездной проверки (8 095 445 тонн), то есть общество, даже если учитывать установленное Инспекцией неправильное определение количества добытой нефти, уплатило НДПИ в размере превышающем доначисленный по проверке.
Таким образом, решение N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления по НДПИ за сентябрь - декабрь 2004 года в размере 12 283 559 руб., пеней в размере 268 887 руб. является незаконным, противоречащим статьям 337, 338, 339, 342, 343 НК РФ.
По требованию о возврате излишне взысканных НДПИ и пеней в размере 12 552 448 руб. судом установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 НК РФ суммы излишне взысканного налога, а также пеней подлежат возврату налогоплательщику по решению суда на основании искового заявления поданного в течение 3-х лет со дня когда он узнал о факте излишнего взыскания налога или налоговой санкции.
Судом установлено, что общество на основании решения N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. и требования об уплате налога N 594 от 08.05.2008 г. платежными поручениями N 27581, 27582 от 30.05.2008 г. (том 5 л.д. 77 - 78) уплатило начисленную недоимку по НДПИ и пени в общем размере 12 552 448 руб.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты исчисленных налогоплательщиком налогов. Неисполнение такой обязанности является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Следовательно, направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, поэтому перечисление налогоплательщиком по требованию об уплате налога денежных средств носит характер взыскания недоимки, а не добровольной уплаты налога (Постановление Президиума ВАС РФ N 13592/04 от 29.03.2005 г.).
Решение N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. признано судом по настоящему делу незаконным, соответственно, суммы недоимки по НДПИ и начисленные на нее пени в размере 12 552 448 руб. уплаченные налогоплательщиком по этому решению являются излишне взысканными и подлежат возврату обществу на основании пункта 1 статьи 79 НК РФ, в связи с чем требование Заявителя о возврате излишне взысканных налога и пеней являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Уплаченная при обращении в суд государственная пошлина в размере 102 000 руб. подлежит взысканию с МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу общества в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
признать недействительным вынесенное МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 решение N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пеней по состоянию на 07.04.2008 г. на недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 268 887 руб. (пункт 2 резолютивной части решения); предложения уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь - декабрь 2004 года в размере 12 283 559 руб., уплатить пени указанные в пункте 2 решения, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 3 резолютивной части решения), как не соответствующее статье 337 НК РФ.
Обязать МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возвратить ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина" сумму излишне взысканного налога на добычу полезных ископаемых в размере 12 283 559 руб., пеней в размере 268 887 руб. (всего 12 552 448 руб.) в порядке установленном статьей 79 НК РФ.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина" государственную пошлину в размере 102 000 руб.
Решение в части признания недействительными решения N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. подлежит немедленному исполнению, в остальной части подлежит исполнению после вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 04.08.2008 ПО ДЕЛУ N А40-32914/08-107-106
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2008 г. по делу N А40-32914/08-107-106
Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 4 августа 2008 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Л., единолично, при ведении протокола судебного заседания судьей Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина" к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. в части, обязании возвратить сумму излишне взысканного НДПИ в размере 12 283 559 руб., пени в размере 268 887 руб. (всего 12 552 448 руб.), при участии представителей заявителя: Х., дов. N 7992/16-01 от 28.05.2008 г., паспорт N 92 01 875128 от 04.01.2002 г., В., дов. N 19540/16-01 от 29.12.2007 г., паспорт N 92 01 875753 от 10.01.2002 г., представителей заинтересованного лица: Ф., дов. N 55 от 07.05.2008 г., удостоверение УР N 431404,
установил:
ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина" (далее - Заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в суд с требованиями (с учетом уточнения, том 5 л.д. 69) о признании недействительным вынесенного МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Инспекция, налоговый орган) решения N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь - декабрь 2004 года в размере 12 283 559 руб., соответствующих пеней и обязании МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возвратить сумму излишне взысканного налога на добычу полезных ископаемых и пеней в размере 12 552 448 руб.
Заинтересованное лицо (МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1) возражало против удовлетворения требований по доводам изложенным в письменных пояснениях от 08.07.2008 г. (том 5 л.д. 101 - 104).
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив, имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об обоснованности требований ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина" по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в отношении ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина" проводилась повторная выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2004 года, по результатам которой был составлен акт повторной выездной налоговой проверки N 52-02-16/217 от 28.02.2008 г. (том 5 л.д. 79 - 100) и вынесено решение N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. (том 1 л.д. 39 - 49), полученное представителем налогоплательщика 10.04.2008 г.
Указанным решением налоговый орган: отказал в привлечении к налоговой ответственности (пункт 1), начислил пени по состоянию на 07.04.2008 г. на недоимку по НДПИ в размере 268 887 руб. (пункт 2), предложил уплатить недоимку по НДПИ по соответствующим срокам уплаты в размере 12 283 559 руб., уплатить пени указанные в пункте 2 решения, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 3).
На основании принятого решения N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г., которым налогоплательщику была начислена недоимка по НДПИ в размере 12 283 559 руб. и пени в размере 268 887 руб., Инспекция направила требование об уплате налога N 594 от 08.05.2008 г. (том 5 л.д. 75 - 76).
Общество уплатило недоимку по НДПИ в размере 12 283 559 руб. и пени в размере 268 887 руб. по решению N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. и требованию N 594 от 08.05.2008 г. платежным поручением N 27581, 27582 от 30.05.2008 г. (том 5 л.д. 77 - 78).
Заявитель, учитывая предмет иска (том 1 л.д. 7), не обжалует решение N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. в части отказа в привлечении к ответственности, в связи с чем суд исследует законность вынесенного налоговым органом решения только в оспариваемой части (начисление НДПИ и пеней).
Налоговым органом в ходе проведения выездной проверки было установлено, что общество в нарушение статей 337, 339 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неправомерно определило добытое полезное ископаемое (нефть) и занизило количество добытой нефти за сентябрь - декабрь 2004 года на 10 265 тонн, что привело к занижению налоговой базы и неуплате НДПИ в размере 12 283 559 руб.
По данному нарушению судом установлено следующее.
Основной деятельностью общества является добыча нефти на участках недр, предоставленных в пользовании в соответствии с лицензиями на добычу полезных ископаемых.
Налогоплательщик ежемесячно представлял в Инспекцию налоговые декларации по НДПИ за 2004 год, согласно которым общее количество добытой нефти за 2004 год составило 25 099 486 тонн, сумма НДПИ подлежащая уплате за 2004 год составила 26 466 765 542 руб., в том числе за сентябрь - декабрь 2004 года нефти добыто в количестве 8 325 157 тонн, сумма НДПИ приходящаяся на добытую за 4 месяца нефть составила 9 943 866 023 руб.
23 октября 2007 года общество представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НДПИ за сентябрь - декабрь 2004 года (том 3 л.д. 45 - 136, том 4 л.д. 1 - 31) в связи с уменьшением количества добытой нефти (объект налогообложения) на нормативные потери при добыче на основании пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно данным уточненным декларациям за сентябрь - декабрь 2004 года обществом было добыто нефти в количестве 8 293 384 тонн, сумма НДПИ подлежащая уплате в бюджет по этой нефти составила 9 905 977 355 руб., в том числе:
- за сентябрь 2004 года добыто 2 065 189 тонн, сумма НДПИ составила 2 510 394 683 руб.
- за октябрь 2004 года добыто 2 094 018 тонн, сумма НДПИ составила 2 886 733 676 руб.
- за ноябрь 2004 года добыто 2 047 247 тонн, сумма НДПИ составила 2 343 308 774 руб.
- за декабрь 2004 года добыто 2 086 928 тонн, сумма НДПИ составила 2 165 540 222 руб.
Подробный расчет количества добытой нефти, сумма НДПИ, количества нормативных потерь при добыче, не учитывающихся при определении налоговой базы по каждому участку недр за сентябрь - декабрь 2004 года представлен в материалы дела (том 4 л.д. 32 - 33).
Данные о количестве добытой нефти, потерях и количестве нефти сданной в систему магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть" отражаются в ежемесячно составляемых актах снятия натуральных остатков на 1 число следующего месяца, в том числе за сентябрь - декабрь 2004 года акты снятия натуральных остатков представлены в материалы дела (том 4 л.д. 49 - 57).
Общество включало в налоговую базу по НДПИ данные о количестве добытой нефти (пункт 2 акта) за вычетом нормативных потерь (пункт 4 акта), при этом, количество добытой нефти определялось как масса товарной нефти "нетто", то есть без учета балласта (воды, солей, механических примесей) на основании требований пункта 1 статьи 337 НК РФ и Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 08.01.2002 г. N 2-ст (далее - ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия").
Налоговый орган в оспариваемом решении посчитал, что количество добытой нефти для целей налогообложения определяется в массе "брутто", то есть с учетом "балласта" (вода, соли, механические примеси) на основании Национального стандарта ГОСТ Р 8.595-2004 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2004 г. N 99-ст (далее - ГОСТ Р 8.595-2004 "Масса нефти и нефтепродуктов"), при этом, в налоговую базу включается количество нефти массы "брутто" сданной с систему магистральных нефтепроводов (по данным Инспекции налогоплательщик должен был исчислить НДПИ за сентябрь - декабрь 2004 года с массы "брутто" в количестве 8 095 445 тонн).
Суд, рассмотрев доводы налогового органа и представленные сторонами доказательства, считает, что налогоплательщик правильно определил размер налоговой базы по НДПИ с количества добытой нефти исходя из массы "нетто" по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации.
Одним из видов полезных ископаемых, являющихся объектом налогообложения НДПИ, в пункте 2 статьи 337 НК РФ указана нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется на основании пункта 2 статьи 338 НК РФ как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении, которое в свою очередь определяется в единицах массы прямым методом (посредством применения измерительных средств и устройств) и косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье) - пункт 2 статьи 339 НК РФ.
Согласно действующему в Российской Федерации Государственному стандарту ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия" под товарной нефтью понимается нефть подготовленная к поставке потребителю в соответствии с требованиями действующих нормативных и технических документов, принятых в установленном порядке; под сырой нефтью понимается жидкая природная ископаемая смесь углеводородов широкого физико-химического состава, которая содержит растворенный газ, воду, минеральные соли, механические примеси и служит основным сырьем для производства жидких энергоносителей (бензина, керосина, дизельного топлива, мазута), смазочных масел, битумов и кокса.
Указанный выше государственный стандарт не содержит понятия нефти как полезного ископаемого, а также "нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной", в связи с чем суд считает, что для целей налогообложения НДПИ принимается товарная нефть, соответствующая одной из трех групп по степени подготовки указанных в пункте 4.4 ГОСТ Р 51858-2002 (в каждой группе отражен норматив по содержанию массовой доли воды, концентрации хлористых солей и массовой доли механических примесей).
При этом, ГОСТ Р 51858-2002 не содержит понятия массы нефти "брутто" или массы нефти "нетто", ГОСТ Р 8.595-2004 "Масса нефти и нефтепродуктов", на который ссылается налоговый орган, также не содержит понятия масса нефти "брутто" и масса нефти "нетто", поскольку в пункте 3.12 - 3.15 этого Государственного стандарта указано понятие товарной нефти "нефть, подготовленная к поставке потребителю в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51858", массы брутто товарной нефти "масса товарной нефти, показатели качества которой соответствуют требованиям ГОСТ Р 51858", массы балласта "общая масса воды, солей и механических примесей в товарной нефти", массы нетто товарной нефти "разность массы брутто товарной нефти и массы балласта".
Общество определяло количество добытой нефти (массу нефти) обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, соответствующей качеству нефти отраженному в пункте 4 ГОСТ Р 51858-2002 без учета воды, солей и механических примесей, содержащихся в сырой нефти.
При этом, количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, являющееся объектом налогообложения, не составляет одну и ту же величину, что и количество нефти слитое в систему магистральных нефтепроводов за соответствующий налоговый период (месяц), поскольку не вся добытая в течение одного месяца нефть продается покупателям и сливается в систему магистральных нефтепроводов для транспортировки.
Из анализа положений пункта 1 и 2 статьи 337, пункта 2 статьи 338 и пункта 2 статьи 339 НК РФ, установленных государственных стандартах ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия" и ГОСТ Р 8.595-2004 "Масса нефти и нефтепродуктов" следует, что под количеством добытой нефти, на основании которого определяется налоговая база по НДПИ, понимается масса добытой товарной нефти "нетто" без учета воды, хлористых солей и механических примесей (балласта), соответствующей качественным характеристикам установленным в пункте 4 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия".
Довод налогового органа, что масса товарной нефти "нетто" является производной массы товарной нефти "брутто", поэтому "первой по своему качеству соответствующая государственным стандартам Российской Федерации" является именно масса товарной нефти "брутто" судом не принимается, так как противоречит определению вида полезного ископаемого "нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная", с учетом отсутствия в обоих ГОСТ определения качества нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной.
Ссылка Инспекции на Инструкцию по определению массы нефти при учетных операциях с применением систем измерения количества и показателей качества нефти РД 153-39.4-042-99, утвержденную Приказом Минтопэнерго России от 14.04.2000 г. N 113 (далее - Инструкция) судом не принимается, поскольку данная Инструкция, так же как и ГОСТ Р 8.595-2004 "Масса нефти и нефтепродуктов" указывает на методы измерения количественных показателей нефти, в то время как пункты 1 и 2 статьи 337 НК РФ предусматривают соответствие добытой нефти первой по качеству Государственному стандарту, в котором будут определены качественные характеристики полезного ископаемого, а не порядок измерения его количества (метод определения количества полезного ископаемого). Тем более Инспекция Государственным стандартом не является и не вправе заменить ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия".
Суд также учитывает, что пунктами 2 и 4 статьи 342 НК РФ предусмотрено, что налоговая ставка за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется исходя из двух коэффициентов, в том числе коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр (пункт 4), который рассчитывается исходя из суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр по данным государственного запаса полезных ископаемых за календарный год.
Баланс запасов полезных ископаемых составляется ежегодно Федеральным агентством по недропользованию по каждому добывающему предприятию отрасли на основании статьи 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. "О недрах", пункта 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. N 293.
Согласно представленному государственному балансу полезных ископаемых группы компаний ОАО "Татнефть" за 2004 год (том 4 л.д. 94 - 100) общее количество добытой нефти за 2004 год составило 25 099 486 тонн, что соответствует количеству нефти отраженному в актах снятия натуральных остатков на 1 число каждого месяца 2004 года и налоговых декларациях по НДПИ за 2004 год (с учетом уменьшения на нормативные потери), при этом, данное количество нефти отраженное в государственном балансе полезных ископаемых определяется на основании показателей статистической отчетности по форме 1-ТЭК "Сведения по эксплуатации скважин".
Согласно пункту 18 Инструкции по заполнению статистической отчетности по форме 1-ТЭК, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 29.05.1996 г. количество добытой нефти определяется и отражается в отчете в тоннах "нетто".
Вывод суда о необходимости определять количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в тоннах "нетто" соответствует общей позиции законодателя, который Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 158-ФЗ внес с 1 января 2009 года изменения в пункт 1 статьи 339 НК РФ, согласно данным измерениям "количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы "нетто", а также разъяснениям Минфина России от 11.09.2007 г. N 03-06-05-01/30 направленным в ФНС России (том 5 л.д. 36 - 63).
Суд также учитывает, что Инспекция в любом случае неправомерно начислила обществу НДПИ за сентябрь - декабрь 2004 года в размере 12 283 559 руб., поскольку налоговый орган определял занижение количества нефти (налоговая база) исходя из массы нефти "брутто" отраженной в пункте 5 акта снятия натуральных остатков за сентябрь - декабрь 2004 года, в котором указывалось количество нефти слитое в систему магистральных нефтепроводов (за сентябрь - декабрь 2004 года слито 8 095 445 тонн), в то время как налогоплательщик определял налоговую базу исходя из показателей отраженных в пункте 2 каждого акта "количество добытой нефти", которое составило за 4 месяца 8 293 384 тонны.
Сумма НДПИ для нефти подлежащего уплате в бюджет равняется произведению налоговой базы, определенной как количество добытой нефти, на налоговую ставку (статья 338, 342, пункт 1 статьи 343 НК РФ), в связи с чем налоговая база по НДПИ за сентябрь - декабрь 2004 года определенная налогоплательщиком составила 8 293 384 тонны, что превышает установленную налоговым органом налоговую базу по данным выездной проверки (8 095 445 тонн), то есть общество, даже если учитывать установленное Инспекцией неправильное определение количества добытой нефти, уплатило НДПИ в размере превышающем доначисленный по проверке.
Таким образом, решение N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления по НДПИ за сентябрь - декабрь 2004 года в размере 12 283 559 руб., пеней в размере 268 887 руб. является незаконным, противоречащим статьям 337, 338, 339, 342, 343 НК РФ.
По требованию о возврате излишне взысканных НДПИ и пеней в размере 12 552 448 руб. судом установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 НК РФ суммы излишне взысканного налога, а также пеней подлежат возврату налогоплательщику по решению суда на основании искового заявления поданного в течение 3-х лет со дня когда он узнал о факте излишнего взыскания налога или налоговой санкции.
Судом установлено, что общество на основании решения N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. и требования об уплате налога N 594 от 08.05.2008 г. платежными поручениями N 27581, 27582 от 30.05.2008 г. (том 5 л.д. 77 - 78) уплатило начисленную недоимку по НДПИ и пени в общем размере 12 552 448 руб.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты исчисленных налогоплательщиком налогов. Неисполнение такой обязанности является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Следовательно, направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, поэтому перечисление налогоплательщиком по требованию об уплате налога денежных средств носит характер взыскания недоимки, а не добровольной уплаты налога (Постановление Президиума ВАС РФ N 13592/04 от 29.03.2005 г.).
Решение N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. признано судом по настоящему делу незаконным, соответственно, суммы недоимки по НДПИ и начисленные на нее пени в размере 12 552 448 руб. уплаченные налогоплательщиком по этому решению являются излишне взысканными и подлежат возврату обществу на основании пункта 1 статьи 79 НК РФ, в связи с чем требование Заявителя о возврате излишне взысканных налога и пеней являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Уплаченная при обращении в суд государственная пошлина в размере 102 000 руб. подлежит взысканию с МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу общества в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать недействительным вынесенное МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 решение N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пеней по состоянию на 07.04.2008 г. на недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 268 887 руб. (пункт 2 резолютивной части решения); предложения уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых за сентябрь - декабрь 2004 года в размере 12 283 559 руб., уплатить пени указанные в пункте 2 решения, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 3 резолютивной части решения), как не соответствующее статье 337 НК РФ.
Обязать МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возвратить ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина" сумму излишне взысканного налога на добычу полезных ископаемых в размере 12 283 559 руб., пеней в размере 268 887 руб. (всего 12 552 448 руб.) в порядке установленном статьей 79 НК РФ.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина" государственную пошлину в размере 102 000 руб.
Решение в части признания недействительными решения N 52-02-17/842 от 07.04.2008 г. подлежит немедленному исполнению, в остальной части подлежит исполнению после вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)