Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 13.12.2011 ПО ДЕЛУ N А57-12336/2010

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2011 г. по делу N А57-12336/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011
по делу N А57-12336/2010
по заявлению индивидуального предпринимателя Иночкина Юрия Ивановича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании недействительными решения от 29.06.2010 N 201, решения от 29.06.2010 N 37, об обязании возместить налог на добавленную стоимость в сумме 20 206 руб.,
установил:

индивидуальный предприниматель Иночкин Юрий Иванович (далее - ИП Иночкин Ю.И., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее - Инспекция, налоговый орган) от 29.06.2010 N 201 об отказе в привлечении ИП Иночкина Ю.И. к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения Инспекции от 29.06.2010 N 37 об отказе в возмещении ИП Иночкину Ю.И. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 20 206 руб. и обязании Инспекцию возместить ИП Иночкину Ю.И. НДС в сумме 20 206 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.07.2011 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены. Судом признано недействительными решение Инспекции от 29.06.2010 N 201 об отказе в привлечении ИП Иночкина Ю.И. к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение Инспекции от 29.06.2010 N 37 об отказе в возмещении ИП Иночкину Ю.И. НДС в сумме 20 206 руб. и обязал Инспекцию возместить ИП Иночкину Ю.И. НДС в сумме 20 206 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в период с 25.01.2010 по 11.05.2010 Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2009 года ИП Иночкина Ю.И., представленной в налоговый орган 25.01.2010.
В ходе проверки налоговый орган установил, что с 01.01.2009 ИП Иночкин Ю.И. переведен на упрощенную систему налогообложения согласно представленному 10.10.2008 заявлению, в связи с чем предприниматель не является плательщиком НДС.
Находясь на упрощенной системе налогообложения, ИП Иночкин Ю.И. выставлял покупателям счета-фактуры с НДС и обязан был уплатить налог в бюджет. Поскольку ИП Иночкин Ю.И. не является плательщиком НДС, он не имеет права применять налоговые вычеты.
Нарушения зафиксированы в акте N 1362 камеральной налоговой проверки 11.05.2010.
По результатам проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2009 года, налоговые вычеты в сумме 67 970 руб. восстановлены налоговым органом, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет за 4 квартал 2009 года, составила 47 764 руб.
29 июня 2010 года по результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки заместителем начальника Инспекции Васильевым А.Н. вынесено решение N 201 об отказе в привлечении ИП Иночкина Ю.И. к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Этим же решением ИП Иночкину Ю.И. предложено уплатить недоимку по НДС по сроку уплаты 20.01.2010 в сумме 15 921 руб., по сроку уплаты 22.02.2010 в сумме 15 921 руб., по сроку уплаты 22.03.2010 в сумме 15 922 руб., всего 47 764 руб.
29 июня 2010 года заместителем начальника Инспекции Васильевым А.Н. принято решение N 37 об отказе ИП Иночкину Ю.И. в возмещении НДС в сумме 20 206 руб.
Не согласившись с решениями налогового органа, ИП Иночкин Ю.И. обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, по результатам рассмотрения которой принято решение от 09.09.2010 об оставлении решений Инспекции от 29.06.2010 N 201 и от 29.06.2010 N 37 без изменения, а апелляционной жалобы налогоплательщика - без удовлетворения.
Не соглашаясь с доводами налогового органа, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Пункт 2 статьи 346.11 НК РФ устанавливает, что применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения предусмотрены статьей 346.13 НК РФ.
Так пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ предусмотрен порядок перехода на упрощенную систему налогообложения индивидуальными предпринимателями, уже применяющими общий режим налогообложения, который заключается в следующем: индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
Таким образом, закон устанавливает заявительный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, не предусматривая возможности отказа налоговым органом в таком переходе.
Следовательно, перешедшими на упрощенную систему налогообложения считаются индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган заявление и фактически перешедшие на данный режим налогообложения.
Согласно пункту 3 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Из анализа статей вышеизложенных правовых норм следует, что переход на упрощенную систему налогообложения является правом налогоплательщика, которое реализуется им в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
Факт перехода на упрощенную систему должен подтверждаться введением налогового учета в соответствии с требованиями статьи 346.24 НК РФ, а также уплатой налогов по упрощенной системе налогообложения.
По настоящему делу судами на основании материалов дела установлено, что фактически ИП Иночкин Ю.И. не переходил с общей системы на упрощенную систему налогообложения.
При этом судебные инстанции приняли во внимание, что в спорный период налогоплательщиком велась книга покупок и продаж, книга учета расходов и доходов за 2009 год.
По месту налогового учета предприниматель сдавал налоговые декларации по единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц за 2009 год, по НДС за 1 4 квартал 2009 года, в которых отражал суммы вычетов по НДС и налоговый орган подтверждал правомерность вычетов за 1 квартал 2009 года в сумме 47 764 руб., за 2 квартал 2009 года 27 243 руб., за 3 квартал 2009 года 26 270 руб.
Довод налогового органа о том, что принятие представленных предпринимателем по общей системе налогообложения налоговых деклараций за 2009 год не свидетельствуют о подтверждении наличия у него права на применение общей системы налогообложения несостоятелен, поскольку в нарушении статьи 88 НК РФ налоговый орган не представил доказательств уведомления предпринимателя при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций за 2009 год о факте представления деклараций по системе налогообложения, которую налогоплательщик не вправе применять, не представил доказательства истребования пояснений и направления требований о внесении исправлений в налоговую отчетность.
При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что документы имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о том, что в спорный период предприниматель продолжал применять общую систему налогообложения, своевременно представлял отчетность по общей системе налогообложения, то есть фактически не переходил на упрощенную систему налогообложения.
Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, в частности, налоговых вычетов при исчислении НДС, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Предоставление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Кодексом, в целях получения налоговой выгоды, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Налоговым органом не представлено надлежащих доказательств того, что сведения о совершенных финансово-хозяйственных операциях, содержащиеся в представленных предпринимателем документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы, в связи с чем у Инспекции отсутствовали основания для отказа в возмещении НДС.
Исходя из вышеизложенного, суды обоснованно удовлетворили требования заявителя в полном объеме.
В связи с чем коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2011 по делу N А57-12336/2010 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)