Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2010 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Свиридовой С.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сычевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2009 по делу N А14-8026-2009/195/28 (судья Соболева Е.П.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Комбинат мясной "Воронежский" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: Склядневой Н.Б., начальника юридического отдела по доверенности N 04-04/0006; Майгуровой Н.И., заместителя начальника отдела выездных проверок по доверенности N 04-04/31422 от 14.12.2009,
от налогоплательщика: Лучко Е.В., представителя по доверенности N 5 от 01.01.2010,
установил:
Открытое акционерное общество "Комбинат мясной "Воронежский" (далее - ОАО "Комбинат мясной "Воронежский", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением (с учетом уточнений) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в отражении на лицевом счете Общества недоимки по НДФЛ в сумме 200 541 руб. и об обязании Инспекции устранить нарушения прав Общества, которые выражены в незаконном включении суммы 200 541 руб. в карточку "Расчеты с бюджетом" и отражении ее в лицевом счете налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2009 требования налогоплательщика удовлетворены в полном объеме. Действия Инспекции, выразившиеся в отражении на лицевом счете ОАО "Комбинат мясной "Воронежский" недоимки по НДФЛ в сумме 200 541 руб. признаны незаконными; на Инспекцию возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов ОАО "Комбинат мясной "Воронежский", которые выражены в незаконном отражении суммы 200 541 руб. НДФЛ в лицевом счете налогоплательщика и включении ее в карточку "Расчеты с бюджетом".
Налоговый орган, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта как принятого с неправильным применением норм материального права, выразившемся в неправильном истолковании закона.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает на отсутствие у него оснований для невключения в справку N 55 от 05.05.2009, послужившую основанием для возникновения рассматриваемого спора, задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 200 541 руб., ссылаясь на документальное подтверждение указанной задолженности по налогу и отсутствие доказательств исполнения Обществом своей обязанности налогового агента. Инспекция полагает, что пропуск сроков на взыскание задолженности не является основанием для ее исключения из карточки "Расчеты с бюджетом". Также Инспекция считает не обоснованной ссылку суда (в подтверждение отсутствия у Общества спорной задолженности) на наличие определений Арбитражного суда Воронежской области от 04.06.1999 и от 19.07.2000 по делу N А14-24/99/11/3б (в рамках дела о банкротстве Общества), согласно которым в составе установленной задолженности Общества по налогам не имелось задолженности по НДФЛ в размере 200 541 руб.
Общество в представленном отзыве против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение арбитражного суда первой инстанции - без изменения. Считает, что судом сделан обоснованный и правомерный вывод о том, что Инспекцией не доказано наличие задолженности как таковой; сумма недоимки по НДФЛ в размере 200 541 руб. отражена в лицевом счете налогоплательщика ОАО "Комбинат мясной "Воронежский" с нарушением действующего налогового законодательства, поскольку, не отражает действительных обязательств налогоплательщика, наличие ее не доказано налоговым органом, указанная сумма включена налоговым органом в лицевой счет по прошествии почти 10-ти лет.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 01.02.2010 объявлялся перерыв до 08.02.2010.
В продолженное судебное заседание представители налогового органа не явились. В материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении инспекции о месте и времени судебного заседания. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, по результатам сверки задолженности налогового органа и Общества по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), Инспекцией установлен факт недостоверной конвертации данных о задолженности по НДФЛ из системы ПРО (старое программное обеспечение) в систему ЭОД в 2004 году. Как следует из пояснений Инспекции исх. N 04-04/31423 от 14.12.2009, при осуществлении переноса данных из одного программного продукта в другой, для того, чтобы не происходило автоматических "зачетов" программой данных о задолженности по актам проверок текущими платежами налогового агента по уплате НДФЛ, в карточки расчетов с бюджетом суммы налога, доначисленные ранее по проверкам, вводились с признаком "налог - санкция". При переносе информации из предыдущего программного обеспечения в используемое инспекцией в настоящее время доначисленные суммы с признаком "санкция" (спорная задолженность по налогу и начисленный по проверкам штраф) программой были суммированы. Данный факт был установлен Инспекцией только в 2008 году, что послужило основанием для восстановления в лицевом счете ОАО "Комбинат мясной "Воронежский" недоимки по НДФЛ по актам прошлых лет в сумме 200 541 руб.
Причины отражения в 2008 году указанной задолженности по налогу на доходы физических лиц в соответствующем лицевом счете Общества, были разъяснены Обществу Инспекцией письмом N 15-18/21366 от 29.08.2008, в котором налоговый орган сообщил, что задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 200 541 руб. была перенесена в 2008 году в лицевой счет ОАО "Комбинат мясной "Воронежский" на основании актов выездных налоговых проверок N 08-08/39 ДСП от 12.04.1999 и N 07-08/351 ДСП от 11.10.2002. Также налоговым органом сообщено, что всего по состоянию на 29.08.2008 в лицевом счете ОАО "Комбинат мясной "Воронежский" по налогу на доходы значится: пени по налогу на доходы (пени по актам проверок) - 427 504,47 руб., штраф - 62 657,80 руб., задолженность по налогу на доходы физических лиц (НА) по актам прошлых лет - 200 541 руб., пени (начислено программно) - 72 716,68 руб.
Посчитав незаконными действия Инспекции по отражению в лицевом счете налогоплательщика задолженности по налогу на доходы физических лиц суммы недоимки по налогу в размере 200 541 руб., ОАО "Комбинат мясной "Воронежский" обратился с Арбитражный суд Воронежской области с соответствующим заявлением.
На основании представленных в материалы дела документов, судом первой инстанции установлено, что сумма задолженности по подоходному налогу (впоследствии администрируемого как "НДФЛ") по актам проверок прошлых лет Общества как налогового агента в размере 200 541 руб. была "восстановлена" в лицевом счете ОАО "Комбинат мясной "Воронежский", на основании результатов налоговых проверок, проведенных в 1999 и 2002 годах, а также решений арбитражного суда по спорам об обжаловании налогоплательщиком данных решений налогового органа, частично признавших решения инспекции недействительными.
Так, по результатам выездной налоговой проверки Общества за период с 01.01.1996 по 01.02.1999, на основании постановления N 08-8/39 от 26.04.1999, налоговым органом было доначислено: подоходный налог в сумме 288 843 руб., пени в сумме 136 281 руб., штраф в сумме 67 536 руб. Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.12.2000 указанное постановление было признано недействительным в части доначисления подоходного налога в сумме 76 213 руб., пени в сумме 53 149 руб., штрафа в сумме 36 506 руб. (л.д. 85-86).
По результатам выездной налоговой проверки Общества за период с 01.02.1999 по 01.01.2002, на основании решения N 07-08/203 ДСП от 15.11.2002 о привлечении к налоговой ответственности (л.д. 87), подлежало взысканию: подоходный налог в сумме 470 637 руб., пени в сумме 361 265,47 руб., штраф в сумме 51 601,40 руб. Решением Арбитражного суда Воронежской области от 03.02.2003 г. указанное решение инспекции было признано недействительным в части взыскания подоходного налога в сумме 312 498 руб., пени в сумме 705,39 руб., штраф в сумме 19 973,6 руб. (л.д. 88-89).
По результатам выездной налоговой проверки Общества за период с 01.01.2002 по 01.09.2003 было вынесено решение N 07-08/118 от 10.11.2002, Обществу были начислены пени в сумме 34 349,21 руб.
В соответствии с нормами Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" и главы 23 НК РФ плательщиками налога являются физические лица, за счет имущества которых подлежат уплате в бюджет соответствующие суммы этих налогов, а обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет возложена на налогового агента.
Согласно статье 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги.
При этом налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогового агента по представлению в налоговый орган какой-либо отчетности, отражающей суммы исчисленного и удержанного у налогоплательщиков налога. Следовательно, в лицевом счете (карточке расчетов с бюджетом) налогового агента отражаются суммы подоходного налога (НДФЛ) уплаченные налоговым агентом в бюджет, а также суммы налога, пени, штрафа по результатам выездных налоговых проверок - в случае установления фактов ненадлежащего исполнения налоговым агентом своей обязанности по исчислению (удержанию, перечислению) налога в бюджет, в отношении которого он выступает налоговым агентом.
В материалы дела Обществом представлены платежные поручения об уплате НДФЛ, доначисленного по результатам вышепоименованных налоговых проверок: 06.11.2003 была произведена уплата НДФЛ в сумме 170 228 руб. по п/п N 1149 с назначением платежа "погашение задолженности" (л.д. 115) и п/п N 618 от 05.11.2003 - уплата пени в сумме 34 349,21 руб. Указанные платежные документы отражены налоговым органом в соответствующем лицевом счете Общества.
Как усматривается из приведенного налоговым органом расчета (л.д. 82), "восстановленная" в лицевом счете Общества в 2008 году сумма НДФЛ представляет собой задолженность по налогу, установленную вступившими в законную силу решениями арбитражных судов (по делам об обжаловании вышеуказанных постановления инспекции от 26.04.1999 и решения инспекции N 07-08/203 ДСП), за минусом суммы, уплаченной Обществом в добровольном порядке (288 843 + 470 637 - 76 213 - 312 498 - 170 228 = 200 541 руб.).
Из представленных Инспекцией в материалы дела выписок из лицевого счета (за 1999-2003 годы - хронологий расчетов) Общества по подоходному налогу (с 2002 года - НДФЛ) соответственно за 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годы (л.д. 90-106) усматривается, что результаты вышепоименованных налоговых проверок (начисления), решений арбитражного суда (уменьшения) и уплата налога Обществом отражены налоговым органом в лицевых счетах в соответствующих периодах.
Также из указанных документов усматривается, что сальдо по налогу в сумме 212 632 руб., числящееся в лицевом счете Общества на 31.12.2003 (до конвертации данных из одной программы в другую), по состоянию на 01.01.2004 (после конвертации) имеет значение 0 руб., между тем, как сальдо по штрафу, имевшее на 31.12.2003 значение 62 657,80 руб. по состоянию на 01.01.2004 имеет значение 275 287,80 руб.
Приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 г. N ММ-3-10/138@ (с последующими изменениями) утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" в целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Ранее порядок ведения налоговыми органами учета поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему регулировался Приказом Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", приказом Министерства по налогам и сборам России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов", Инструкцией N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной приказом Госналогслужбы России от 15.04.1994 N ВГ-3-13/23 (с последующими изменениями).
В соответствии с названными правовыми актами налоговые органы обязаны вести карточки "Расчеты с бюджетом" по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах.
Разделом VI Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов установлено, что в карточках "Расчеты с бюджетом" отражаются начисленные к уплате (доплате), уменьшению суммы налога (сбора, взноса).
Начисление и проведение в карточках лицевого счета начисленных к уплате (доплате, уменьшению) сумм налога (сбора) и иных обязательных платежей осуществляется отделом ввода и обработки данных (подразделение налогового органа) на основании следующих документов: декларации (расчета); уточненной декларации (расчета); расчета авансовых платежей; решения по результатам налоговой проверки; решения судебных органов; решения вышестоящих налоговых органов, отменяющее (изменяющее) решение нижестоящих налоговых органов, и других документов, служащие основанием для отражения в карточке "Расчет с бюджетом" начисленных сумм (абзацы 2 и 8 раздела VI Рекомендаций).
Таким образом, основанием для внесения в карточку лицевого счета налогоплательщика и карточку "Расчет с бюджетом" любых изменений, в том числе изменений, касающихся уменьшения сумм начисленных за несвоевременную уплату налогов, пеней и штрафов, являются соответствующие документы, включая решение налогового органа по результатам налоговой проверки или судебный акт, которыми начисление сумм недоимок, пеней и штрафов признано недействительным.
В приказе Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов" указывалось, что лицевой счет является формой внутреннего контроля за надлежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов.
Согласно данному подзаконному акту, а также принятым впоследствии приказам Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ и от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@, в карточках лицевых счетов ведется учет своевременно и несвоевременно уплаченных сумм налогов, отражаются суммы начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов пеней, штрафов.
На основании данных, содержащихся в карточках лицевого счета по учету уплаты налога, налогоплательщику направляются налоговым органом требования об уплате налогов. Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливая определенные требования к форме и содержанию требования об уплате подлежащего взысканию налога, не содержит каких-либо правил относительно порядка учета налоговым органом платежей, вносимых налогоплательщиками в бюджет, равно как и правовых последствий отражения или неотражения налоговым органом сведений в лицевом счете.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 05.11.2002 N 6294/01, отражение наличия и погашения задолженности плательщика по лицевым счетам, которые ведутся налоговыми органами, не признается юридическим фактом, с которым налоговое законодательство связывает те или иные правовые последствия для налогоплательщика; лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Соответственно, наличие или отсутствие в лицевом счете по учету уплаты налога сведений само по себе не ущемляет прав налогоплательщика, что соотносится с доводами апелляционной жалобы Инспекции.
На основании изложенного, с учетом возложенных на налоговые органы задач и функций, оснований для признания действий Инспекции, выразившиеся в отражении в лицевом счете Общества недоимки по НДФЛ, в сумме 200 541 руб., незаконными не имеется, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у заявителя именно той задолженности по НДФЛ, которая была "восстановлена" в лицевом счете налогоплательщика, спустя почти десяти лет, не соответствует обстоятельствам настоящего дела.
Судом первой инстанции установлено, и не опровергается налоговым органом, что, учитывая даты принятия указанных решений арбитражного суда, налоговый орган в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ (статьи 46, 47 НК РФ) обязан был (с учетом пресекательных сроков, установленных для взыскания задолженности по налогам и пени), предпринять меры по взысканию указанной задолженности в бесспорном порядке или в судебном (в случае пропуска срока, установленного для принудительного внесудебного взыскания задолженности за указанные годы), а поскольку таких доказательств Инспекцией суду не представлено, инспекцией утрачена возможность для взыскания с Общества задолженности по НДФЛ в размере 200 541 руб.
Вместе с тем, данное обстоятельство не является основанием для вывода о незаконности действий Инспекции по "восстановлению" в лицевом счете информации о задолженности по налогу, обязанность по перечислению в бюджет которого Обществом как налоговым агентом фактически исполнена не была.
Апелляционная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что Инспекцией не доказано наличие задолженности в спорной сумме как таковой, поскольку, она не была указана в реестре кредиторов Общества по состоянию на 09.06.2000 в рамках дела о банкротстве (N А14-24/99/11/36) и не была включена в утвержденное определением от 19.07.2000 Арбитражным судом Воронежской области мировое соглашение от 08.06.2000.
Факт отсутствия в требовании ГНИ по городу Воронежу (представлявшей интересы налогового органа в деле о банкротстве) N 08-03/58 от 17.06.1999, приложении-справке от 16.06.1999 и в реестре кредиторов на 09.06.2000 сведений о задолженности по подоходному налогу (налогу на доходы физических лиц) не может свидетельствовать о каком-либо погашении задолженности по налогу, исчисление которого по материалам налоговой проверки признано обоснованным решением арбитражного суда, принятого позднее (13.12.2000).
Более того, налог на доходы физических лиц, который удержан налоговым агентом, не относится к обязательным платежам, а требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей, и, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается, а удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке вне дела о банкротстве (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25).
Также, при установленных по настоящему деле обстоятельствах, не могут быть приняты в подтверждение доводов Общества об отсутствии задолженности по НДФЛ в спорной сумме представленные им в материалы дела справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 2101 по состоянию на 10.06.2008 и N 2912 по состоянию на 01.08.2008, в которых отсутствует информация о задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 200 541 руб., а также представленные Обществом в суд апелляционной инстанции справки от 01.11.2001, выданные Обществу налоговым органном при рассмотрении вопроса о реструктуризации задолженности по налогам и сборам.
При этом апелляционная инстанция отмечает, что наличие в документах внутриведомственного учета сведений о доначисленных налогах, по себе не означает наличия (в рассматриваемом случае - возникновения) обязанности по уплате соответствующих сумм недоимки.
Как следует из материалов дела, поводом для обращения в суд послужил для Общества факт указания Инспекцией в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 55 по состоянию на 05.05.2009 данных о наличии у Общества неисполненной обязанности по налогу на доходы физических лиц в сумме 200 541 руб. Вместе с тем, обстоятельства нарушения прав Общества информацией, содержащейся в конкретной справке, соответствие содержания справки реальной обязанности Общества (то есть, отражение в справке полной и достоверной информации о том, что в отношении имеющейся у налогоплательщика недоимки по НДФЛ в сумме 200 541 руб. инспекцией утрачена возможность ее взыскания) предметом рассмотрения по настоящему делу не являются, требования в такой части Обществом не заявлены.
При таких обстоятельствах является преждевременным также вывод суда о нарушении прав Общества оспариваемыми действиями налогового органа.
На основании изложенного, выводы суда о незаконности действия ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа, выразившихся в отражении в лицевом счете ОАО "Комбинат мясной "Воронежский" недоимки по НДФЛ в сумме 200 541 руб. и нарушении прав ОАО "Комбинат мясной "Воронежский" включением в его лицевой счет (карточку "РСБ") недостоверных данных не соответствует обстоятельствам настоящего дела, в силу чего, апелляционная жалоба Инспекции подлежит удовлетворению, а решение суда от 08.09.2009 - отмене.
Принимая во внимание результат рассмотрения апелляционной жалобы, оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит также отмене в части взыскания с Инспекции в пользу Общества 2000 руб. судебных расходов.
Вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не решается, так как налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 112, 266 - 268, частью 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2009 по делу N А14-8026-2009/195/28 отменить.
Отказать Открытому акционерному обществу "Комбинат мясной "Воронежский" в удовлетворении заявленных требований.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2010 ПО ДЕЛУ N А14-8026-2009/195/28
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2010 г. по делу N А14-8026-2009/195/28
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2010 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Свиридовой С.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сычевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2009 по делу N А14-8026-2009/195/28 (судья Соболева Е.П.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Комбинат мясной "Воронежский" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: Склядневой Н.Б., начальника юридического отдела по доверенности N 04-04/0006; Майгуровой Н.И., заместителя начальника отдела выездных проверок по доверенности N 04-04/31422 от 14.12.2009,
от налогоплательщика: Лучко Е.В., представителя по доверенности N 5 от 01.01.2010,
установил:
Открытое акционерное общество "Комбинат мясной "Воронежский" (далее - ОАО "Комбинат мясной "Воронежский", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением (с учетом уточнений) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в отражении на лицевом счете Общества недоимки по НДФЛ в сумме 200 541 руб. и об обязании Инспекции устранить нарушения прав Общества, которые выражены в незаконном включении суммы 200 541 руб. в карточку "Расчеты с бюджетом" и отражении ее в лицевом счете налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2009 требования налогоплательщика удовлетворены в полном объеме. Действия Инспекции, выразившиеся в отражении на лицевом счете ОАО "Комбинат мясной "Воронежский" недоимки по НДФЛ в сумме 200 541 руб. признаны незаконными; на Инспекцию возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов ОАО "Комбинат мясной "Воронежский", которые выражены в незаконном отражении суммы 200 541 руб. НДФЛ в лицевом счете налогоплательщика и включении ее в карточку "Расчеты с бюджетом".
Налоговый орган, не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта как принятого с неправильным применением норм материального права, выразившемся в неправильном истолковании закона.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает на отсутствие у него оснований для невключения в справку N 55 от 05.05.2009, послужившую основанием для возникновения рассматриваемого спора, задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 200 541 руб., ссылаясь на документальное подтверждение указанной задолженности по налогу и отсутствие доказательств исполнения Обществом своей обязанности налогового агента. Инспекция полагает, что пропуск сроков на взыскание задолженности не является основанием для ее исключения из карточки "Расчеты с бюджетом". Также Инспекция считает не обоснованной ссылку суда (в подтверждение отсутствия у Общества спорной задолженности) на наличие определений Арбитражного суда Воронежской области от 04.06.1999 и от 19.07.2000 по делу N А14-24/99/11/3б (в рамках дела о банкротстве Общества), согласно которым в составе установленной задолженности Общества по налогам не имелось задолженности по НДФЛ в размере 200 541 руб.
Общество в представленном отзыве против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение арбитражного суда первой инстанции - без изменения. Считает, что судом сделан обоснованный и правомерный вывод о том, что Инспекцией не доказано наличие задолженности как таковой; сумма недоимки по НДФЛ в размере 200 541 руб. отражена в лицевом счете налогоплательщика ОАО "Комбинат мясной "Воронежский" с нарушением действующего налогового законодательства, поскольку, не отражает действительных обязательств налогоплательщика, наличие ее не доказано налоговым органом, указанная сумма включена налоговым органом в лицевой счет по прошествии почти 10-ти лет.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 01.02.2010 объявлялся перерыв до 08.02.2010.
В продолженное судебное заседание представители налогового органа не явились. В материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении инспекции о месте и времени судебного заседания. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, по результатам сверки задолженности налогового органа и Общества по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), Инспекцией установлен факт недостоверной конвертации данных о задолженности по НДФЛ из системы ПРО (старое программное обеспечение) в систему ЭОД в 2004 году. Как следует из пояснений Инспекции исх. N 04-04/31423 от 14.12.2009, при осуществлении переноса данных из одного программного продукта в другой, для того, чтобы не происходило автоматических "зачетов" программой данных о задолженности по актам проверок текущими платежами налогового агента по уплате НДФЛ, в карточки расчетов с бюджетом суммы налога, доначисленные ранее по проверкам, вводились с признаком "налог - санкция". При переносе информации из предыдущего программного обеспечения в используемое инспекцией в настоящее время доначисленные суммы с признаком "санкция" (спорная задолженность по налогу и начисленный по проверкам штраф) программой были суммированы. Данный факт был установлен Инспекцией только в 2008 году, что послужило основанием для восстановления в лицевом счете ОАО "Комбинат мясной "Воронежский" недоимки по НДФЛ по актам прошлых лет в сумме 200 541 руб.
Причины отражения в 2008 году указанной задолженности по налогу на доходы физических лиц в соответствующем лицевом счете Общества, были разъяснены Обществу Инспекцией письмом N 15-18/21366 от 29.08.2008, в котором налоговый орган сообщил, что задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 200 541 руб. была перенесена в 2008 году в лицевой счет ОАО "Комбинат мясной "Воронежский" на основании актов выездных налоговых проверок N 08-08/39 ДСП от 12.04.1999 и N 07-08/351 ДСП от 11.10.2002. Также налоговым органом сообщено, что всего по состоянию на 29.08.2008 в лицевом счете ОАО "Комбинат мясной "Воронежский" по налогу на доходы значится: пени по налогу на доходы (пени по актам проверок) - 427 504,47 руб., штраф - 62 657,80 руб., задолженность по налогу на доходы физических лиц (НА) по актам прошлых лет - 200 541 руб., пени (начислено программно) - 72 716,68 руб.
Посчитав незаконными действия Инспекции по отражению в лицевом счете налогоплательщика задолженности по налогу на доходы физических лиц суммы недоимки по налогу в размере 200 541 руб., ОАО "Комбинат мясной "Воронежский" обратился с Арбитражный суд Воронежской области с соответствующим заявлением.
На основании представленных в материалы дела документов, судом первой инстанции установлено, что сумма задолженности по подоходному налогу (впоследствии администрируемого как "НДФЛ") по актам проверок прошлых лет Общества как налогового агента в размере 200 541 руб. была "восстановлена" в лицевом счете ОАО "Комбинат мясной "Воронежский", на основании результатов налоговых проверок, проведенных в 1999 и 2002 годах, а также решений арбитражного суда по спорам об обжаловании налогоплательщиком данных решений налогового органа, частично признавших решения инспекции недействительными.
Так, по результатам выездной налоговой проверки Общества за период с 01.01.1996 по 01.02.1999, на основании постановления N 08-8/39 от 26.04.1999, налоговым органом было доначислено: подоходный налог в сумме 288 843 руб., пени в сумме 136 281 руб., штраф в сумме 67 536 руб. Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.12.2000 указанное постановление было признано недействительным в части доначисления подоходного налога в сумме 76 213 руб., пени в сумме 53 149 руб., штрафа в сумме 36 506 руб. (л.д. 85-86).
По результатам выездной налоговой проверки Общества за период с 01.02.1999 по 01.01.2002, на основании решения N 07-08/203 ДСП от 15.11.2002 о привлечении к налоговой ответственности (л.д. 87), подлежало взысканию: подоходный налог в сумме 470 637 руб., пени в сумме 361 265,47 руб., штраф в сумме 51 601,40 руб. Решением Арбитражного суда Воронежской области от 03.02.2003 г. указанное решение инспекции было признано недействительным в части взыскания подоходного налога в сумме 312 498 руб., пени в сумме 705,39 руб., штраф в сумме 19 973,6 руб. (л.д. 88-89).
По результатам выездной налоговой проверки Общества за период с 01.01.2002 по 01.09.2003 было вынесено решение N 07-08/118 от 10.11.2002, Обществу были начислены пени в сумме 34 349,21 руб.
В соответствии с нормами Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" и главы 23 НК РФ плательщиками налога являются физические лица, за счет имущества которых подлежат уплате в бюджет соответствующие суммы этих налогов, а обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет возложена на налогового агента.
Согласно статье 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги.
При этом налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогового агента по представлению в налоговый орган какой-либо отчетности, отражающей суммы исчисленного и удержанного у налогоплательщиков налога. Следовательно, в лицевом счете (карточке расчетов с бюджетом) налогового агента отражаются суммы подоходного налога (НДФЛ) уплаченные налоговым агентом в бюджет, а также суммы налога, пени, штрафа по результатам выездных налоговых проверок - в случае установления фактов ненадлежащего исполнения налоговым агентом своей обязанности по исчислению (удержанию, перечислению) налога в бюджет, в отношении которого он выступает налоговым агентом.
В материалы дела Обществом представлены платежные поручения об уплате НДФЛ, доначисленного по результатам вышепоименованных налоговых проверок: 06.11.2003 была произведена уплата НДФЛ в сумме 170 228 руб. по п/п N 1149 с назначением платежа "погашение задолженности" (л.д. 115) и п/п N 618 от 05.11.2003 - уплата пени в сумме 34 349,21 руб. Указанные платежные документы отражены налоговым органом в соответствующем лицевом счете Общества.
Как усматривается из приведенного налоговым органом расчета (л.д. 82), "восстановленная" в лицевом счете Общества в 2008 году сумма НДФЛ представляет собой задолженность по налогу, установленную вступившими в законную силу решениями арбитражных судов (по делам об обжаловании вышеуказанных постановления инспекции от 26.04.1999 и решения инспекции N 07-08/203 ДСП), за минусом суммы, уплаченной Обществом в добровольном порядке (288 843 + 470 637 - 76 213 - 312 498 - 170 228 = 200 541 руб.).
Из представленных Инспекцией в материалы дела выписок из лицевого счета (за 1999-2003 годы - хронологий расчетов) Общества по подоходному налогу (с 2002 года - НДФЛ) соответственно за 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годы (л.д. 90-106) усматривается, что результаты вышепоименованных налоговых проверок (начисления), решений арбитражного суда (уменьшения) и уплата налога Обществом отражены налоговым органом в лицевых счетах в соответствующих периодах.
Также из указанных документов усматривается, что сальдо по налогу в сумме 212 632 руб., числящееся в лицевом счете Общества на 31.12.2003 (до конвертации данных из одной программы в другую), по состоянию на 01.01.2004 (после конвертации) имеет значение 0 руб., между тем, как сальдо по штрафу, имевшее на 31.12.2003 значение 62 657,80 руб. по состоянию на 01.01.2004 имеет значение 275 287,80 руб.
Приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 г. N ММ-3-10/138@ (с последующими изменениями) утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" в целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Ранее порядок ведения налоговыми органами учета поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему регулировался Приказом Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", приказом Министерства по налогам и сборам России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов", Инструкцией N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной приказом Госналогслужбы России от 15.04.1994 N ВГ-3-13/23 (с последующими изменениями).
В соответствии с названными правовыми актами налоговые органы обязаны вести карточки "Расчеты с бюджетом" по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах.
Разделом VI Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов установлено, что в карточках "Расчеты с бюджетом" отражаются начисленные к уплате (доплате), уменьшению суммы налога (сбора, взноса).
Начисление и проведение в карточках лицевого счета начисленных к уплате (доплате, уменьшению) сумм налога (сбора) и иных обязательных платежей осуществляется отделом ввода и обработки данных (подразделение налогового органа) на основании следующих документов: декларации (расчета); уточненной декларации (расчета); расчета авансовых платежей; решения по результатам налоговой проверки; решения судебных органов; решения вышестоящих налоговых органов, отменяющее (изменяющее) решение нижестоящих налоговых органов, и других документов, служащие основанием для отражения в карточке "Расчет с бюджетом" начисленных сумм (абзацы 2 и 8 раздела VI Рекомендаций).
Таким образом, основанием для внесения в карточку лицевого счета налогоплательщика и карточку "Расчет с бюджетом" любых изменений, в том числе изменений, касающихся уменьшения сумм начисленных за несвоевременную уплату налогов, пеней и штрафов, являются соответствующие документы, включая решение налогового органа по результатам налоговой проверки или судебный акт, которыми начисление сумм недоимок, пеней и штрафов признано недействительным.
В приказе Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов" указывалось, что лицевой счет является формой внутреннего контроля за надлежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов.
Согласно данному подзаконному акту, а также принятым впоследствии приказам Федеральной налоговой службы от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ и от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@, в карточках лицевых счетов ведется учет своевременно и несвоевременно уплаченных сумм налогов, отражаются суммы начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов пеней, штрафов.
На основании данных, содержащихся в карточках лицевого счета по учету уплаты налога, налогоплательщику направляются налоговым органом требования об уплате налогов. Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливая определенные требования к форме и содержанию требования об уплате подлежащего взысканию налога, не содержит каких-либо правил относительно порядка учета налоговым органом платежей, вносимых налогоплательщиками в бюджет, равно как и правовых последствий отражения или неотражения налоговым органом сведений в лицевом счете.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 05.11.2002 N 6294/01, отражение наличия и погашения задолженности плательщика по лицевым счетам, которые ведутся налоговыми органами, не признается юридическим фактом, с которым налоговое законодательство связывает те или иные правовые последствия для налогоплательщика; лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Соответственно, наличие или отсутствие в лицевом счете по учету уплаты налога сведений само по себе не ущемляет прав налогоплательщика, что соотносится с доводами апелляционной жалобы Инспекции.
На основании изложенного, с учетом возложенных на налоговые органы задач и функций, оснований для признания действий Инспекции, выразившиеся в отражении в лицевом счете Общества недоимки по НДФЛ, в сумме 200 541 руб., незаконными не имеется, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у заявителя именно той задолженности по НДФЛ, которая была "восстановлена" в лицевом счете налогоплательщика, спустя почти десяти лет, не соответствует обстоятельствам настоящего дела.
Судом первой инстанции установлено, и не опровергается налоговым органом, что, учитывая даты принятия указанных решений арбитражного суда, налоговый орган в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ (статьи 46, 47 НК РФ) обязан был (с учетом пресекательных сроков, установленных для взыскания задолженности по налогам и пени), предпринять меры по взысканию указанной задолженности в бесспорном порядке или в судебном (в случае пропуска срока, установленного для принудительного внесудебного взыскания задолженности за указанные годы), а поскольку таких доказательств Инспекцией суду не представлено, инспекцией утрачена возможность для взыскания с Общества задолженности по НДФЛ в размере 200 541 руб.
Вместе с тем, данное обстоятельство не является основанием для вывода о незаконности действий Инспекции по "восстановлению" в лицевом счете информации о задолженности по налогу, обязанность по перечислению в бюджет которого Обществом как налоговым агентом фактически исполнена не была.
Апелляционная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что Инспекцией не доказано наличие задолженности в спорной сумме как таковой, поскольку, она не была указана в реестре кредиторов Общества по состоянию на 09.06.2000 в рамках дела о банкротстве (N А14-24/99/11/36) и не была включена в утвержденное определением от 19.07.2000 Арбитражным судом Воронежской области мировое соглашение от 08.06.2000.
Факт отсутствия в требовании ГНИ по городу Воронежу (представлявшей интересы налогового органа в деле о банкротстве) N 08-03/58 от 17.06.1999, приложении-справке от 16.06.1999 и в реестре кредиторов на 09.06.2000 сведений о задолженности по подоходному налогу (налогу на доходы физических лиц) не может свидетельствовать о каком-либо погашении задолженности по налогу, исчисление которого по материалам налоговой проверки признано обоснованным решением арбитражного суда, принятого позднее (13.12.2000).
Более того, налог на доходы физических лиц, который удержан налоговым агентом, не относится к обязательным платежам, а требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей, и, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается, а удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке вне дела о банкротстве (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25).
Также, при установленных по настоящему деле обстоятельствах, не могут быть приняты в подтверждение доводов Общества об отсутствии задолженности по НДФЛ в спорной сумме представленные им в материалы дела справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 2101 по состоянию на 10.06.2008 и N 2912 по состоянию на 01.08.2008, в которых отсутствует информация о задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 200 541 руб., а также представленные Обществом в суд апелляционной инстанции справки от 01.11.2001, выданные Обществу налоговым органном при рассмотрении вопроса о реструктуризации задолженности по налогам и сборам.
При этом апелляционная инстанция отмечает, что наличие в документах внутриведомственного учета сведений о доначисленных налогах, по себе не означает наличия (в рассматриваемом случае - возникновения) обязанности по уплате соответствующих сумм недоимки.
Как следует из материалов дела, поводом для обращения в суд послужил для Общества факт указания Инспекцией в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам N 55 по состоянию на 05.05.2009 данных о наличии у Общества неисполненной обязанности по налогу на доходы физических лиц в сумме 200 541 руб. Вместе с тем, обстоятельства нарушения прав Общества информацией, содержащейся в конкретной справке, соответствие содержания справки реальной обязанности Общества (то есть, отражение в справке полной и достоверной информации о том, что в отношении имеющейся у налогоплательщика недоимки по НДФЛ в сумме 200 541 руб. инспекцией утрачена возможность ее взыскания) предметом рассмотрения по настоящему делу не являются, требования в такой части Обществом не заявлены.
При таких обстоятельствах является преждевременным также вывод суда о нарушении прав Общества оспариваемыми действиями налогового органа.
На основании изложенного, выводы суда о незаконности действия ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа, выразившихся в отражении в лицевом счете ОАО "Комбинат мясной "Воронежский" недоимки по НДФЛ в сумме 200 541 руб. и нарушении прав ОАО "Комбинат мясной "Воронежский" включением в его лицевой счет (карточку "РСБ") недостоверных данных не соответствует обстоятельствам настоящего дела, в силу чего, апелляционная жалоба Инспекции подлежит удовлетворению, а решение суда от 08.09.2009 - отмене.
Принимая во внимание результат рассмотрения апелляционной жалобы, оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит также отмене в части взыскания с Инспекции в пользу Общества 2000 руб. судебных расходов.
Вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не решается, так как налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 112, 266 - 268, частью 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2009 по делу N А14-8026-2009/195/28 отменить.
Отказать Открытому акционерному обществу "Комбинат мясной "Воронежский" в удовлетворении заявленных требований.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья:
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
Судьи:
Т.Л.МИХАЙЛОВА
С.Б.СВИРИДОВА
Т.Л.МИХАЙЛОВА
С.Б.СВИРИДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)