Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 27.03.2007 N Ф04-1871/2007(32976-А46-31) ПО ДЕЛУ N 25-1022/04

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 27 марта 2007 года Дело N Ф04-1871/2007(32976-А46-31)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска на решение от 22.12.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N 25-1022/04 по заявлению открытого акционерного общества "Завод розлива минеральной воды "Омский" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Завод розлива минеральной воды "Омский" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска от 09.07.2004 N 13-18/6715.
Заявлением от 30.09.2004 ОАО "Завод розлива минеральной воды "Омский" уточнило заявленные требования, просило признать недействительным оспариваемое решение в части привлечения Общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в размере 859691 руб., возложения на налогоплательщика обязанности уплатить налог на добычу полезных ископаемых в размере 4298457 руб., в том числе 701468 руб. за 2002 год, 3596989 руб. за 2003 год, пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых, а также уменьшения по лицевому счету организации налога на прибыль в размере 1031629 руб.
В ходе судебного разбирательства суд, руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произвел в порядке процессуального правопреемства замену Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу города Омска на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска (далее - Инспекция).
Инспекцией, в свою очередь, было предъявлено встречное заявление о взыскании с Общества штрафных санкций в размере 850691 руб.
Решением арбитражного суда от 22.12.2006 требования, заявленные Обществом, удовлетворены. В удовлетворении встречных требований Инспекции отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в исковых требованиях и удовлетворении встречного заявления Инспекции о взыскании налоговых санкций.
В обоснование своей правовой позиции Инспекция указывает на то, что судом нарушены и неправильно применены нормы главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, добытая Обществом минеральная вода в силу положений статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации является добытым полезным ископаемым, а не пищевым продуктом, поскольку при обработке добытой минеральной воды сернокислым серебром, насыщении двуокисью углерода, а также ее розливе, то есть доведении минеральной воды до условий ГОСТа 13273-88, минеральная вода не теряет своих свойств и продолжает соответствовать требованиям данного стандарта.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражным судом первой инстанции дана правильная правовая оценка имеющимся в деле доказательствам и сделаны обоснованные выводы. Просит оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки Общества по вопросам соблюдения налогового и валютного законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов, в том числе налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 по 31.12.2003, Инспекцией вынесено решение от 09.07.2004 N 13-18/6715 о привлечении ОАО "Завод розлива минеральной воды "Омский" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 1421318 руб. Обществу также предложено уплатить, в том числе, доначисленный налог на добычу полезных ископаемых в сумме 7106587 руб. и пени в сумме 1973866 руб. за неуплату налога. Кроме того, указанным решением по лицевому счету налогоплательщика уменьшен налог на прибыль в размере 1705580 руб.
Основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности послужил вывод налогового органа о том, что Обществом не полностью уплачен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 7106587 руб., в том числе 3509598 руб. за 2002 год, 3596989 руб. за 2003 год. По мнению налогового органа, неуплата налога в указанном размере образовалась в результате нарушения Обществом требований пункта 2 статьи 338, пункта 4 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требованиями от 09.07.2004 N 8581 и N 87 Обществу было предложено в добровольном порядке уплатить недоимку по налогу, пени и налоговые санкции.
УМНС России по Омской области 20.08.2004 по жалобе ОАО "Завод розлива минеральной воды "Омский" вынесено решение N 15-21/09529, которым изменена резолютивная часть решения Инспекции от 09.07.2004 N 13-18/6715, в связи с тем, что действия Инспекции в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2002 по 01.10.2002 не соответствуют действующему законодательству, так как правильность исчисления налога на добычу полезных ископаемых за указанный период была предметом исследования в ходе выездной налоговой проверки Общества, проводимой налоговым органом в период с 26.11.2002 по 20.01.2003.
С учетом изменений, внесенных решением УМНС России по Омской области в резолютивную часть решения от 09.07.2004 N 13-18/6715, ОАО "Завод розлива минеральной воды "Омский" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых, в виде штрафа в сумме 859691 руб., налог на добычу полезных ископаемых доначислен в сумме 4298457 руб., налог на прибыль уменьшен по лицевому счету налогоплательщика в размере 1031629 руб. Кроме того, вышестоящий налоговый орган обязал Инспекцию произвести расчет суммы пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.10.2002 по 31.12.2002.
Полагая, что указанное решение налогового органа в указанной части не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Инспекция, в свою очередь, обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества штрафных санкций в размере 850691 руб.
Удовлетворяя требования, заявленные Обществом, и отказывая Инспекции в удовлетворении встречного заявления, суд пришел к выводу о том, что Общество при расчете оценки стоимости добытых полезных ископаемых правомерно руководствовалось пунктом 4 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации, так как реализуемая ОАО "Завод минеральной воды "Омский" продукция (вода минеральная питьевая лечебно-столовая газированная "Омская-1", а также напиток слабоминерализированный газированный "Омский-1"), подвергаемая технологическому переделу, не может быть отнесена к полезным ископаемым и является новым продуктом пищевой промышленности.
Кассационная инстанция считает, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия этих стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия). Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Согласно пункту 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации к видам добытых полезных ископаемых отнесены подземные воды, содержащие природные лечебные ресурсы (минеральные воды).
Пунктами 1 и 2 статьи 338 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых полезных ископаемых. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 названного Кодекса.
В случае отсутствия государственных субвенций к ценам реализации добываемых полезных ископаемых налогоплательщик применяет способ, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации, - исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого.
В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки, установленный подпунктом 3 пункта 1 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации, - исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Из материалов дела следует, что Общество в проверяемом периоде осуществляло добычу и реализацию полезного ископаемого - минеральной воды. Данная группа минеральных вод отвечает государственному стандарту 13273-88 "Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые".
После фильтрации, обеззараживания, охлаждения, насыщения диоксидом углерода, а также розлива минеральная вода не теряет своих свойств и продолжает соответствовать требованиям стандарта 13273-88.
Определяя налоговую базу по налогу на добычу полезных ископаемых, Общество ошибочно руководствовалось пунктом 4 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации, считая, что реализует не добытое полезное ископаемое, а минеральную воду, подвергнутую техническому переделу.
Минеральная вода характеризуется наличием растворенных минералов, определяющих ее свойства. Очистка воды не от растворенных минералов, а от посторонних взвешенных примесей, равно как и обработка сернокислым серебром и насыщение ее углекислым газом не влияют на природный набор минеральных веществ в добытой воде, делающий ее минеральной и реализуемой в качестве таковой, несмотря на присвоенные торговые марки.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в принятых в обеспечение единообразия применения законов Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2005 N 12742, от 15.03.2005 N 12688.
Таким образом, выводы суда о том, что реализуемая Обществом продукция (минеральная вода питьевая лечебно-столовая газированная "Омская-1" и напиток слабоминерализованный газированный "Омский-1"), подвергаемая техническому переделу, не может быть отнесена к полезным ископаемым и является новым продуктом пищевой промышленности, основаны на ошибочном толковании и применении положений законодательства о налогах и сборах.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд не исследовал обстоятельства, связанные с привлечением Общества к ответственности в виде штрафа за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в результате занижения налогооблагаемой базы, а также не оценил заявленное Инспекцией встречное требование о взыскании с Общества штрафа.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как содержащее выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, и принятое при неправильном применении норм материального права, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить данные нарушения, всесторонне, полно и объективно исследовать все имеющиеся материалы, при необходимости предложить сторонам представить дополнительные доказательства, дать оценку всем доводам сторон, а также распределить судебные расходы, в том числе и по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 22.12.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N 25-1022/04 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)