Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "05" июля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "11" июля 2012 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей В.Я. Голобородько, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2012 (с учетом определения об исправлении опечатки от 09.04.2012 г.) по делу N А40-124075/11-90-514, принятое судьей И.О. Петровым, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Стелла" (ОГРН 1077758755766; 129085, г. Москва, б-р Звездный, д. 21, стр. 1, пом. 1, к. 5) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве (ОГРН 1047717037180; 129226, г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 11, 4) о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен
от заинтересованного лица - Сучков А.В. по дов. N 02-14/031 от 22.02.2012
установил:
Решением от 05.04.2012 с учетом определения об исправлении опечатки от 09.04.2012 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Стелла" требования в полном объеме. Признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по г. Москве от 19.09.2011 г. N 04/2-19/3-89 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" с учетом изменений, внесенных решением Управления Федеральной налоговой службы России по г. Москве от 21.11.2011 г. N 21-19/112492@ незаконным как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Стелла" требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя проигнорировал определение суда апелляционной инстанции и после перерыва в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы, в связи с чем обжалуемое решение суда подлежит отмене, поскольку не отвечает требованиям пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве проведена выездная налоговая проверка Общества с ограниченной ответственностью "Стелла" по результатам которой вынесено оспариваемое решение от 19.09.2011 г. N 04/2-19/3-89 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 21.11.2011 г. N 21-19/112492@ Решение Инспекции отменено в части, доначисления налога на прибыль в связи с учетом ООО "Стелла" расходов в виде целевых отчислений от лотереи на общую сумму 103 833 775 рублей, а также соответствующих сумм пеней и налоговых санкций (пункт 1.1 - 1.2 Решения); в части доначисления налога на прибыль в связи с учетом ООО "Стелла" расходов в виде целевых отчислений от лотерей в размере 70 000 рублей, а также соответствующих сумм пеней и налоговых санкций (п. 1.2.4 Решения); а также доначисления налога на прибыль по взаимоотношениями ООО "Стелла" с ООО "Аэродизайн", ООО "Агат", ООО "Универсал Консалтинг" и соответствующих сумм пеней и налоговых санкций. В остальной части решение Инспекции от 19.09.2011 г. N 04/2-19/3-89 оставлено без изменения.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанное решение Инспекции в оспариваемой части является действительным по следующим основаниям.
Относительно неправомерного учета расходов в размере 10 504 120 рублей при отражении сумм целевых отчислений от лотерей в более ранний по сравнению с договорами срок судом установлено следующее:
В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или датой предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью "Стелла" является организатором негосударственных всероссийских бестиражных лотерей "Игромания-Ош, "Игромания 500", "Игромания 1000", по условиям которых целевые отчисления выручки, полученной от продажи лотерейных билетов в размере 10 процентов, ежеквартально направляются на специальные счета одной или нескольких организаций. В проверяемом периоде Заявитель для исчисления налога на прибыль при определении доходов от реализации применял метод начисления.
В соответствии с подпунктом 19.2 пункта 1 статьи 265 Кодекса расходы в виде целевых отчислений относятся к внереализационным расходам. Порядок признания расходов при методе начисления установлен статьей 272 Кодекса. Расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главой 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статьей 318 - 320 Кодекса. При этом подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Кодекса определено, что датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода - для расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги), а также в виде иных подобных расходов.
В данном случае Договорами Заявителя с благотворительными и общественными организациями предусмотрено:
- - с Общероссийской общественной организацией "Зеленый патруль" N 11/ц от 23.12.2008 в пункте 2.3 "Организатор по итогам каждого месяца, следующего за отчетным принимает решение, по каким из лотерей, перечисленных в пункте 2.1, будут осуществляться целевые отчисления Получателю. Отчисления производятся отдельными платежами по каждой лотерее организатора, по которой принято решение о целевых отчислениях в отчетном месяце";
- - с Общероссийской общественной организацией "Федерация футбола "8 на 8" N 12/008 от 23.12.2008 в пункте 2.3 "Организатор по итогам каждого месяца, следующего за отчетным принимает решение, по каким из лотерей, перечисленных в пункте 2.1 будут осуществляться целевые отчисления Получателю. Отчисления производятся отдельными платежами по каждой лотерее организатора, по которой принято решение о целевых отчислениях в отчетном месяце";
- - с Фондом поддержки и содействия МОО "Вымпел" N 1 от 19.01.2009 в пункте 2.3 "Организатор по итогам каждого месяца, следующего за отчетным принимает решение, по каким из лотерей, перечисленных в пункте 2.1 будут осуществляться целевые отчисления Получателю. Отчисления производятся отдельными платежами по каждой лотерее организатора, по которой принято решение о целевых отчислениях в отчетном месяце".
Таким образом, в соответствии с указанными договорами целевые 10%-ные отчисления в общественные благотворительные фонды производятся через 2 месяца, следующих за отчетным месяцем. В соответствии со статьей 272 Кодекса данные расходы следовало учитывать в месяце, наступающем после следующего за отчетным.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на арбитражную практику, в частности, на Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.11.2010 N КА-А40/13562-10. Данный довод отклоняется, поскольку в указанном Постановлении рассматривалась ситуация, при которой договора, в рамках которых осуществлялись платежи, утратили юридическую силу в связи с их прекращением (прекратилось действие гарантии от 15.12.2005 г. на основании статьи 336 Гражданского кодекса Республики Казахстан). Кроме того, налоговый орган в указанном споре при проведении проверки не установил нарушение налогоплательщиком момента определения спорных расходов для целей налогообложения и не вменяет ему нарушение положений статьи 272 Кодекса. В данном же случае стороны действовали (должны были действовать) в рамках заключенного договора, с учетом положений, предусмотренных подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Кодекса. Таким образом, в результате включения в состав расходов сумм целевых отчислений в срок более ранний по сравнению с предусмотренными договорами и дату осуществления расходов, установленную упомянутой нормой Кодекса, отчисления в благотворительные фонды в проверяемом периоде были завышены за 2009 год на 21 008 240 руб.
Также необоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что несоответствие суммы целевых отчислений, отраженной в отчете ООО "Зеленый патруль", учтенной заявителем сумме расходов по данному получателю расхождение не может быть расценено как свидетельство отсутствия документального подтверждения расходов Общества в соответствующей части, поскольку, по мнению суда, ни Федеральный закон "О лотереях", ни Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливают для организатора лотереи обязанность подтверждать произведенные расходы отчетами получателей целевых отчислений.
Заявитель перечислил в адрес Общероссийской общественной организации "Зеленый патруль" (далее - Получатель) сумму целевых средств в размере 123 363 050 руб. Согласно отчетам о целевом использовании денежных средств, представленным Получателем, сумма средств, использованных по назначению, составила 120 211 310 руб. Соответственно заявителем нарушены положения пункта 19.2 статьи 265 Кодекса, поскольку отсутствует документальное подтверждение целевого использования отчислений на благотворительность. Соглашаясь с доводами заявителя суд первой инстанции сослался на то, что осуществление целевых отчислений от лотерей в пользу получателей и в размерах, утвержденных в условиях о проведении лотерей, является основанием считать соблюденными нормы Федерального закона "О лотереях" и Кодекса. Вместе с тем судом первой инстанции не было учтено того, что организаторы лотереи обязаны подтверждать произведенные расходы, в том числе, отчетами получателей целевых отчислений, поскольку положения Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают обязательный порядок для признания расходов обоснованными и документально подтвержденными.
В частности, согласно подпункту 19.2 пункта 1 статьи 265 Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, в виде целевых отчислений от лотерей, осуществляемые в размере и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В данном случае из пункта 2.5 договора, заключенного заявителем с Общероссийской общественной организацией "Зеленый патруль" от 23.12.2008 N 11/ц Получатель обеспечивает целевое использование средств, полученных от организатора, и ежеквартально отчитывается перед ним за их использование (Формы отчетности: Приложение N 1 - N 3 к договору).
Инспекцией в адрес Заявителя выставлено требование о представлении документов от 29.09.2010 N 04/2-19/т-96/1д, которым затребованы отчеты благотворительных организаций о расходовании целевых средств, которым были направлены 10%-ные отчисления от выручки от реализации лотерейных билетов. На данное требование Заявителем представлены отчеты благотворительных и общественных организаций, в том числе Общероссийской общественной организации "Зеленый патруль". Согласно представленным Заявителем отчетам общая сумма средств за 2008 - 2009 года, использованная по целевому назначению ООО "Зеленый патруль", составила 107 834 040 руб. При этом, согласно представленным ООО "Зеленый патруль" отчетам о целевом использовании денежных средств, сумма средств, использованных по назначению, составила 120 211 310 руб. По данным налоговых регистров Общества о начисленных и выплаченных целевых средствах Заявителем в расходы включены отчисления в адрес ООО "Зеленый патруль" в сумме 123 363 050 руб., в том числе, в 2008 году - 24 254 540 руб. в 2009 году - 99 108 510 руб. Данные суммы расходов отражены по строке 030 листа 02 декларации по налогу на прибыль за 2008 и 2009 годы. Таким образом, Заявителем документально не было подтверждено целевое использование 10%-ных отчислений на благотворительность в части расходов ООО "Зеленый патруль" на сумму 3 151 740 руб.
В обжалуемом Решении суд первой инстанции указал, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Кодекса датой осуществления внереализационных и прочих расходов принимается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода. В данном же случае в договорах с Общероссийской общественной организацией "Зеленый патруль", с Общероссийской общественной организацией "Федерация футбола "8 на 8", с Фондом поддержки и содействия МОО "Вымпел" указано: "Организатор по итогам каждого месяца, следующего за отчетным принимает решение, по каким из лотерей, перечисленных в п. 2.1, будут осуществляться целевые отчисления Получателю. Отчисления производятся отдельными платежами по каждой лотерее организатора, по которой принято решение о целевых отчислениях в отчетном месяце". Таким образом, ООО "Стелла" не могла включать взносы в сумме 10 504 120 руб. в расходы 2009 года, поскольку в 2009 году не могли быть приняты Решения о перечислении благотворительных взносов, а сумма взносов была неизвестна.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что в обжалуемом Решении Арбитражного суда г. Москвы отсутствует обоснование позиции о неправомерности доначисления сумм авансовых платежей по налогу на прибыль за 4 квартал 2008 г. и 1 квартал 2009 г. в сумме 1 427 721 руб., однако оспариваемое Решение Инспекции от 19.09.11 г. N 04/2-19/3-89 признано судом первой инстанции недействительным в полном объеме.
Согласно статье 286 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Инспекцией была проведена проверка представленных налоговых деклараций по налогу на прибыль и внесены изменения в суммы неправильно начисленных авансовых платежей, что отражено в карточках расчетов с бюджетом по налогу на прибыль ООО "Стелла". Фактически по данным деклараций за 6 месяцев и 9 месяцев 2008 г. инспекцией установлено, что налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет за 3 квартал 2008 года составил 55 985 руб. (982 714 руб. - 926 729 руб.). Таким образом, по данным инспекции, авансовые платежи по налогу на прибыль за 4 квартал 2008 года и 1 квартал 2009 года составили 55 985 руб., в том числе в федеральный бюджет - 15 163 руб., в бюджет г. Москвы - 40 822 руб.
За 4 квартал 2008 г.
Сумма "Начисленных авансовых платежей за отчетный период" за 4 квартал 2008 г.
- по строке 210 Налоговой декларации по налогу на прибыль составила всего 1 038 699 руб. (982 714 - налог на прибыль за 9 месяцев + 55 985 руб. - авансовые платежи за 4 квартал), в том числе:
- по строке 220 Налоговой декларации по налогу на прибыль в федеральный бюджет составила 281 315 руб. (266 152 руб. - налог на прибыль за 9 месяцев) + 15 163 руб. - авансовые платежи за 4 квартал)
- по строке 230 Налоговой декларации по налогу на прибыль в бюджет г. Москвы составила 757 384 руб. (716 562 руб. - налог на прибыль за 9 месяцев + 40 822 руб. - авансовые платежи за 4 квартал).
Данные суммы подлежат применению при расчете налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет.
По результатам проверки налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 год установлено:
Сумма исчисленного налога на прибыль исходя из налоговой базы составила по строке 180 - 1 446 484 руб. (6 027 016 руб. x 24%), в том числе:
- по строке 190 - в федеральный бюджет - 391 756 руб. (6 027 016 руб. x 6,5%)
- по строке 200 - в бюджет г. Москвы - 1 054 728 руб. (6 027 016 руб. x 17,5%).
Сумма "Начисленных авансовых платежей за отчетный период" за 4 квартал 2008 г. по данным проверки составила по строке 210 - всего 1 038 699 руб., в том числе:
- по строке 220 - в федеральный бюджет 281 315 руб.
- по строке 230 - в бюджет г. Москвы 757 384 руб.
По данным заявителя сумма "Начисленных авансовых платежей за отчетный период" за 4 квартал 2008 г.
- по строке 210 - всего 1 752 560 руб., в том числе:
- по строке 220 - в федеральный бюджет 474 652 руб.
- по строке 230 - в бюджет г. Москвы 1 277 908 руб.
Сумма налога на прибыль к доплате по данным инспекции составила по строке 210 - всего 407785 руб.,
в том числе:
- по строке 220 - в федеральный бюджет 110441 руб.
- по строке 230 - в бюджет г. Москвы 297344 руб.
Сумма налога на прибыль к уменьшению по данным организации составила:
- по строке 210 - всего 306 076 руб., в том числе:
- по строке 220 - в федеральный бюджет 82 896 руб.
- по строке 230 - в бюджет г. Москвы 223 180 руб.
В результате налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет, занижен на 713 861 руб. (407 788 руб. - (-306 076 руб.)), в том числе:
- налог на прибыль, подлежащий уплате в федеральный бюджет занижен на 193 337 руб. (110 441 руб. - (- 82 896 руб.)),
- налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет г. Москвы на 520524 руб. (297 344 руб. - (-223 180 руб.)),
что отражено в п. 2.4. Акта проверки и в п. 1.4. Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 04/2-19/3-89 от 19.09.11 г.
За 1 квартал 2009 года.
Сумма "Начисленных авансовых платежей за отчетный период" за 1 квартал 2009 г. по строке 210 Налоговой декларации по налогу на прибыль составила всего 55 985 руб., в том числе:
- по строке 220 Налоговой декларации по налогу на прибыль в федеральный бюджет составила 15 163 руб.
- по строке 230 Налоговой декларации по налогу на прибыль в бюджет г. Москвы составила 40 822 руб.
По результатам проверки налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2009 года установлено:
Сумма исчисленного налога на прибыль исходя из налоговой базы составила
- по строке 180 - 870 139 руб. (4 350 693 руб. x 20%), в том числе:
- по строке 190 - в федеральный бюджет - 87 014 руб. (4 350 693 руб. x 2%)
- по строке 200 - в бюджет г. Москвы - 783 125 руб. (4 350 693 руб. x 18%).
Сумма "Начисленных авансовых платежей за отчетный период" за 1 квартал 2009 г. по данным проверки составила:
- по строке 210 - всего 55 985 руб.,
в том числе:
- по строке 220 - в федеральный бюджет 15 163 руб.
- по строке 230 - в бюджет г. Москвы 40 822 руб.
По данным заявителя сумма "Начисленных авансовых платежей за отчетный период" за 1 квартал 2009 года:
- по строке 210 - всего 769 845 руб.,
в том числе:
- по строке 220 - в федеральный бюджет 208 500 руб.
- по строке 230 - в бюджет г. Москвы 561 345 руб.
Сумма налога на прибыль к доплате по данным инспекции составила:
- по строке 210 - всего 814154 руб., в том числе:
- по строке 220 - в федеральный бюджет 71 851 руб.
- по строке 230 - в бюджет г. Москвы 742 303 руб.
По данным заявителя сумма налога на прибыль к доплате по данным организации составила:
- по строке 210 - всего 100 294 руб., в том числе: по строке 220 - в федеральный бюджет 121 486 руб. к уменьшению по строке 230 - в бюджет г. Москвы 221 780 руб. к доплате
В результате налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет, занижен на 713 860 руб. (814 154 руб. - 100 294 руб.), в том числе:
- налог на прибыль, подлежащий уплате в федеральный бюджет занижен на 193 337 руб. (71 851 руб. - (- 121 486 руб.)),
- налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет г. Москвы на 520 523 руб. (742 303 руб. - 221 780 руб.), что отражено в п. 2.4. Акта проверки и в п. 1.4. Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 04/2-19/3-89 от 19.09.11 г.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что ООО "Стелла" не оспаривало доначисление налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и соответствующих сумм пеней и налоговых санкций на следующие суммы: НДФЛ (кредиторская задолженность) - 1 045 руб. НДФЛ (Не удержан и не перечислен) - 8 640 руб. Штраф по статье 123 Кодекса - 209 руб. + 1728 руб. = 1 937 руб. Штраф по статье 126 Кодекса - 5800 руб. Пени по НДФЛ - 17 975 руб. + 634 = 18 609 руб. Итого НДФЛ с пенями и штрафными санкциями - 36 031 руб.
Указанные доначисления произведены налоговым органом, в связи с непредставлением в налоговый орган заявителем сведений по форме 2-НДФЛ за 2009 год на 29 человек - физические лица, в отношении которых произведено начисление и выплата выигрышей по лотереи "Игромания 100". Указанные выплаты произведены путем перечисления на лицевые счета физических лиц.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, необходимых для осуществления налогового контроля влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ по пункту 1 статьи 126 Кодекса. Не представлено 29 сведений по форме 2-НДФЛ за 2009 год; расчет суммы штрафа за непредставление сведений (200 руб. x 29) = 5800 руб.
В ходе проведения проверки налоговым органом установлены нарушения заявителем положений пункта 6 статьи 226 Кодекса, в частности, не перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом (кредиторская задолженность), в сумме 1 045 руб., несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, повлекшее начисление пени на дату вынесения решения согласно статье 75 Кодекса в сумме 634 руб.
Также налоговым органом установлено нарушение заявителем положений пункта 1 статьи 210 Кодекса, в частности, в проверяемом периоде генеральный директор Сауткина Е.В. на основании приглашения и в соответствии с приказом N 1 от 02.11.2009 г. была направлена в командировку сроком на 4 календарных дня (с 16 ноября 2009 г. по 19 ноября 2009 г.) для участия в международной выставке - США, Лас-Вегас. В связи с представленным авансовым отчетом N 1 от 26.11.2009 г. организация списала затраты на оплату расходов в сумме 155 479,58 рублей: 89 015,50 руб. - на 26 счет (общехозяйственные расходы), а затраты в сумме 66 464,08 руб. - на счет 91.2 (прочие расходы), так как Сауткина Е.В. предъявила для оплаты счета, оплаченные ею за проезд и проживание в MIAMI и HAVANA, которые она посетила в личных интересах по окончании командировки, что подтверждается счетами (546313121 от 23.11.2009 г.; 7270 от 20.11.2009 г.; 6613229; 3647081781; 3647067332).
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме относится оплата (полностью или частично) за него организацией товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. Данные расходы, отнесенные на сч. 91.2, являются объектом налогообложения для налогоплательщика, как выплаты, произведенные в пользу физического лица. Деньги в кассу не внесены, из заработной платы не удержаны, налог не начислен и не удержан. Сауткина Е.В. Таким образом заявителем не удержан и не перечислен налог на доходы физических лиц за ноябрь 2009 год - в сумме 8 640 руб.
Изложенные эпизоды в части обоснованности доначисления НДФЛ и соответствующих сумм пеней и налоговых санкций, а также правомерность привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Кодекса заявитель в суде первой инстанции не оспаривал, доказательств, опровергающих данные выводы налогового органа не представил, представителя в суд апелляционной инстанции не направил. При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции также отсутствуют основания для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа в указанной части.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2012 с учетом определения об исправлении опечатки от 09.04.2012 по делу N А40-124075/11-90-514 отменить.
Отказать ООО "Стелла" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по г. Москве N 04/2-19/3-89 от 19.09.2011 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" с учетом внесенных решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 21.11.2011 г. N 21-19/112492@ как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскать с ООО "Стелла" государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий
Р.Г.НАГАЕВ
Судьи
Н.О.ОКУЛОВА
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2012 N 09АП-15638/2012-АК ПО ДЕЛУ N А40-124075/11-90-514
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2012 г. N 09АП-15638/2012-АК
Дело N А40-124075/11-90-514
Резолютивная часть постановления объявлена "05" июля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "11" июля 2012 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей В.Я. Голобородько, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2012 (с учетом определения об исправлении опечатки от 09.04.2012 г.) по делу N А40-124075/11-90-514, принятое судьей И.О. Петровым, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Стелла" (ОГРН 1077758755766; 129085, г. Москва, б-р Звездный, д. 21, стр. 1, пом. 1, к. 5) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве (ОГРН 1047717037180; 129226, г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, 11, 4) о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен
от заинтересованного лица - Сучков А.В. по дов. N 02-14/031 от 22.02.2012
установил:
Решением от 05.04.2012 с учетом определения об исправлении опечатки от 09.04.2012 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Стелла" требования в полном объеме. Признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по г. Москве от 19.09.2011 г. N 04/2-19/3-89 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" с учетом изменений, внесенных решением Управления Федеральной налоговой службы России по г. Москве от 21.11.2011 г. N 21-19/112492@ незаконным как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "Стелла" требований по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя проигнорировал определение суда апелляционной инстанции и после перерыва в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности доводов апелляционной жалобы, в связи с чем обжалуемое решение суда подлежит отмене, поскольку не отвечает требованиям пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве проведена выездная налоговая проверка Общества с ограниченной ответственностью "Стелла" по результатам которой вынесено оспариваемое решение от 19.09.2011 г. N 04/2-19/3-89 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 21.11.2011 г. N 21-19/112492@ Решение Инспекции отменено в части, доначисления налога на прибыль в связи с учетом ООО "Стелла" расходов в виде целевых отчислений от лотереи на общую сумму 103 833 775 рублей, а также соответствующих сумм пеней и налоговых санкций (пункт 1.1 - 1.2 Решения); в части доначисления налога на прибыль в связи с учетом ООО "Стелла" расходов в виде целевых отчислений от лотерей в размере 70 000 рублей, а также соответствующих сумм пеней и налоговых санкций (п. 1.2.4 Решения); а также доначисления налога на прибыль по взаимоотношениями ООО "Стелла" с ООО "Аэродизайн", ООО "Агат", ООО "Универсал Консалтинг" и соответствующих сумм пеней и налоговых санкций. В остальной части решение Инспекции от 19.09.2011 г. N 04/2-19/3-89 оставлено без изменения.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанное решение Инспекции в оспариваемой части является действительным по следующим основаниям.
Относительно неправомерного учета расходов в размере 10 504 120 рублей при отражении сумм целевых отчислений от лотерей в более ранний по сравнению с договорами срок судом установлено следующее:
В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или датой предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью "Стелла" является организатором негосударственных всероссийских бестиражных лотерей "Игромания-Ош, "Игромания 500", "Игромания 1000", по условиям которых целевые отчисления выручки, полученной от продажи лотерейных билетов в размере 10 процентов, ежеквартально направляются на специальные счета одной или нескольких организаций. В проверяемом периоде Заявитель для исчисления налога на прибыль при определении доходов от реализации применял метод начисления.
В соответствии с подпунктом 19.2 пункта 1 статьи 265 Кодекса расходы в виде целевых отчислений относятся к внереализационным расходам. Порядок признания расходов при методе начисления установлен статьей 272 Кодекса. Расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главой 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статьей 318 - 320 Кодекса. При этом подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Кодекса определено, что датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода - для расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги), а также в виде иных подобных расходов.
В данном случае Договорами Заявителя с благотворительными и общественными организациями предусмотрено:
- - с Общероссийской общественной организацией "Зеленый патруль" N 11/ц от 23.12.2008 в пункте 2.3 "Организатор по итогам каждого месяца, следующего за отчетным принимает решение, по каким из лотерей, перечисленных в пункте 2.1, будут осуществляться целевые отчисления Получателю. Отчисления производятся отдельными платежами по каждой лотерее организатора, по которой принято решение о целевых отчислениях в отчетном месяце";
- - с Общероссийской общественной организацией "Федерация футбола "8 на 8" N 12/008 от 23.12.2008 в пункте 2.3 "Организатор по итогам каждого месяца, следующего за отчетным принимает решение, по каким из лотерей, перечисленных в пункте 2.1 будут осуществляться целевые отчисления Получателю. Отчисления производятся отдельными платежами по каждой лотерее организатора, по которой принято решение о целевых отчислениях в отчетном месяце";
- - с Фондом поддержки и содействия МОО "Вымпел" N 1 от 19.01.2009 в пункте 2.3 "Организатор по итогам каждого месяца, следующего за отчетным принимает решение, по каким из лотерей, перечисленных в пункте 2.1 будут осуществляться целевые отчисления Получателю. Отчисления производятся отдельными платежами по каждой лотерее организатора, по которой принято решение о целевых отчислениях в отчетном месяце".
Таким образом, в соответствии с указанными договорами целевые 10%-ные отчисления в общественные благотворительные фонды производятся через 2 месяца, следующих за отчетным месяцем. В соответствии со статьей 272 Кодекса данные расходы следовало учитывать в месяце, наступающем после следующего за отчетным.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на арбитражную практику, в частности, на Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.11.2010 N КА-А40/13562-10. Данный довод отклоняется, поскольку в указанном Постановлении рассматривалась ситуация, при которой договора, в рамках которых осуществлялись платежи, утратили юридическую силу в связи с их прекращением (прекратилось действие гарантии от 15.12.2005 г. на основании статьи 336 Гражданского кодекса Республики Казахстан). Кроме того, налоговый орган в указанном споре при проведении проверки не установил нарушение налогоплательщиком момента определения спорных расходов для целей налогообложения и не вменяет ему нарушение положений статьи 272 Кодекса. В данном же случае стороны действовали (должны были действовать) в рамках заключенного договора, с учетом положений, предусмотренных подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Кодекса. Таким образом, в результате включения в состав расходов сумм целевых отчислений в срок более ранний по сравнению с предусмотренными договорами и дату осуществления расходов, установленную упомянутой нормой Кодекса, отчисления в благотворительные фонды в проверяемом периоде были завышены за 2009 год на 21 008 240 руб.
Также необоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что несоответствие суммы целевых отчислений, отраженной в отчете ООО "Зеленый патруль", учтенной заявителем сумме расходов по данному получателю расхождение не может быть расценено как свидетельство отсутствия документального подтверждения расходов Общества в соответствующей части, поскольку, по мнению суда, ни Федеральный закон "О лотереях", ни Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливают для организатора лотереи обязанность подтверждать произведенные расходы отчетами получателей целевых отчислений.
Заявитель перечислил в адрес Общероссийской общественной организации "Зеленый патруль" (далее - Получатель) сумму целевых средств в размере 123 363 050 руб. Согласно отчетам о целевом использовании денежных средств, представленным Получателем, сумма средств, использованных по назначению, составила 120 211 310 руб. Соответственно заявителем нарушены положения пункта 19.2 статьи 265 Кодекса, поскольку отсутствует документальное подтверждение целевого использования отчислений на благотворительность. Соглашаясь с доводами заявителя суд первой инстанции сослался на то, что осуществление целевых отчислений от лотерей в пользу получателей и в размерах, утвержденных в условиях о проведении лотерей, является основанием считать соблюденными нормы Федерального закона "О лотереях" и Кодекса. Вместе с тем судом первой инстанции не было учтено того, что организаторы лотереи обязаны подтверждать произведенные расходы, в том числе, отчетами получателей целевых отчислений, поскольку положения Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают обязательный порядок для признания расходов обоснованными и документально подтвержденными.
В частности, согласно подпункту 19.2 пункта 1 статьи 265 Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, в виде целевых отчислений от лотерей, осуществляемые в размере и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В данном случае из пункта 2.5 договора, заключенного заявителем с Общероссийской общественной организацией "Зеленый патруль" от 23.12.2008 N 11/ц Получатель обеспечивает целевое использование средств, полученных от организатора, и ежеквартально отчитывается перед ним за их использование (Формы отчетности: Приложение N 1 - N 3 к договору).
Инспекцией в адрес Заявителя выставлено требование о представлении документов от 29.09.2010 N 04/2-19/т-96/1д, которым затребованы отчеты благотворительных организаций о расходовании целевых средств, которым были направлены 10%-ные отчисления от выручки от реализации лотерейных билетов. На данное требование Заявителем представлены отчеты благотворительных и общественных организаций, в том числе Общероссийской общественной организации "Зеленый патруль". Согласно представленным Заявителем отчетам общая сумма средств за 2008 - 2009 года, использованная по целевому назначению ООО "Зеленый патруль", составила 107 834 040 руб. При этом, согласно представленным ООО "Зеленый патруль" отчетам о целевом использовании денежных средств, сумма средств, использованных по назначению, составила 120 211 310 руб. По данным налоговых регистров Общества о начисленных и выплаченных целевых средствах Заявителем в расходы включены отчисления в адрес ООО "Зеленый патруль" в сумме 123 363 050 руб., в том числе, в 2008 году - 24 254 540 руб. в 2009 году - 99 108 510 руб. Данные суммы расходов отражены по строке 030 листа 02 декларации по налогу на прибыль за 2008 и 2009 годы. Таким образом, Заявителем документально не было подтверждено целевое использование 10%-ных отчислений на благотворительность в части расходов ООО "Зеленый патруль" на сумму 3 151 740 руб.
В обжалуемом Решении суд первой инстанции указал, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Кодекса датой осуществления внереализационных и прочих расходов принимается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода. В данном же случае в договорах с Общероссийской общественной организацией "Зеленый патруль", с Общероссийской общественной организацией "Федерация футбола "8 на 8", с Фондом поддержки и содействия МОО "Вымпел" указано: "Организатор по итогам каждого месяца, следующего за отчетным принимает решение, по каким из лотерей, перечисленных в п. 2.1, будут осуществляться целевые отчисления Получателю. Отчисления производятся отдельными платежами по каждой лотерее организатора, по которой принято решение о целевых отчислениях в отчетном месяце". Таким образом, ООО "Стелла" не могла включать взносы в сумме 10 504 120 руб. в расходы 2009 года, поскольку в 2009 году не могли быть приняты Решения о перечислении благотворительных взносов, а сумма взносов была неизвестна.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что в обжалуемом Решении Арбитражного суда г. Москвы отсутствует обоснование позиции о неправомерности доначисления сумм авансовых платежей по налогу на прибыль за 4 квартал 2008 г. и 1 квартал 2009 г. в сумме 1 427 721 руб., однако оспариваемое Решение Инспекции от 19.09.11 г. N 04/2-19/3-89 признано судом первой инстанции недействительным в полном объеме.
Согласно статье 286 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Инспекцией была проведена проверка представленных налоговых деклараций по налогу на прибыль и внесены изменения в суммы неправильно начисленных авансовых платежей, что отражено в карточках расчетов с бюджетом по налогу на прибыль ООО "Стелла". Фактически по данным деклараций за 6 месяцев и 9 месяцев 2008 г. инспекцией установлено, что налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет за 3 квартал 2008 года составил 55 985 руб. (982 714 руб. - 926 729 руб.). Таким образом, по данным инспекции, авансовые платежи по налогу на прибыль за 4 квартал 2008 года и 1 квартал 2009 года составили 55 985 руб., в том числе в федеральный бюджет - 15 163 руб., в бюджет г. Москвы - 40 822 руб.
За 4 квартал 2008 г.
Сумма "Начисленных авансовых платежей за отчетный период" за 4 квартал 2008 г.
- по строке 210 Налоговой декларации по налогу на прибыль составила всего 1 038 699 руб. (982 714 - налог на прибыль за 9 месяцев + 55 985 руб. - авансовые платежи за 4 квартал), в том числе:
- по строке 220 Налоговой декларации по налогу на прибыль в федеральный бюджет составила 281 315 руб. (266 152 руб. - налог на прибыль за 9 месяцев) + 15 163 руб. - авансовые платежи за 4 квартал)
- по строке 230 Налоговой декларации по налогу на прибыль в бюджет г. Москвы составила 757 384 руб. (716 562 руб. - налог на прибыль за 9 месяцев + 40 822 руб. - авансовые платежи за 4 квартал).
Данные суммы подлежат применению при расчете налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет.
По результатам проверки налоговой декларации по налогу на прибыль за 2008 год установлено:
Сумма исчисленного налога на прибыль исходя из налоговой базы составила по строке 180 - 1 446 484 руб. (6 027 016 руб. x 24%), в том числе:
- по строке 190 - в федеральный бюджет - 391 756 руб. (6 027 016 руб. x 6,5%)
- по строке 200 - в бюджет г. Москвы - 1 054 728 руб. (6 027 016 руб. x 17,5%).
Сумма "Начисленных авансовых платежей за отчетный период" за 4 квартал 2008 г. по данным проверки составила по строке 210 - всего 1 038 699 руб., в том числе:
- по строке 220 - в федеральный бюджет 281 315 руб.
- по строке 230 - в бюджет г. Москвы 757 384 руб.
По данным заявителя сумма "Начисленных авансовых платежей за отчетный период" за 4 квартал 2008 г.
- по строке 210 - всего 1 752 560 руб., в том числе:
- по строке 220 - в федеральный бюджет 474 652 руб.
- по строке 230 - в бюджет г. Москвы 1 277 908 руб.
Сумма налога на прибыль к доплате по данным инспекции составила по строке 210 - всего 407785 руб.,
в том числе:
- по строке 220 - в федеральный бюджет 110441 руб.
- по строке 230 - в бюджет г. Москвы 297344 руб.
Сумма налога на прибыль к уменьшению по данным организации составила:
- по строке 210 - всего 306 076 руб., в том числе:
- по строке 220 - в федеральный бюджет 82 896 руб.
- по строке 230 - в бюджет г. Москвы 223 180 руб.
В результате налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет, занижен на 713 861 руб. (407 788 руб. - (-306 076 руб.)), в том числе:
- налог на прибыль, подлежащий уплате в федеральный бюджет занижен на 193 337 руб. (110 441 руб. - (- 82 896 руб.)),
- налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет г. Москвы на 520524 руб. (297 344 руб. - (-223 180 руб.)),
что отражено в п. 2.4. Акта проверки и в п. 1.4. Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 04/2-19/3-89 от 19.09.11 г.
За 1 квартал 2009 года.
Сумма "Начисленных авансовых платежей за отчетный период" за 1 квартал 2009 г. по строке 210 Налоговой декларации по налогу на прибыль составила всего 55 985 руб., в том числе:
- по строке 220 Налоговой декларации по налогу на прибыль в федеральный бюджет составила 15 163 руб.
- по строке 230 Налоговой декларации по налогу на прибыль в бюджет г. Москвы составила 40 822 руб.
По результатам проверки налоговой декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2009 года установлено:
Сумма исчисленного налога на прибыль исходя из налоговой базы составила
- по строке 180 - 870 139 руб. (4 350 693 руб. x 20%), в том числе:
- по строке 190 - в федеральный бюджет - 87 014 руб. (4 350 693 руб. x 2%)
- по строке 200 - в бюджет г. Москвы - 783 125 руб. (4 350 693 руб. x 18%).
Сумма "Начисленных авансовых платежей за отчетный период" за 1 квартал 2009 г. по данным проверки составила:
- по строке 210 - всего 55 985 руб.,
в том числе:
- по строке 220 - в федеральный бюджет 15 163 руб.
- по строке 230 - в бюджет г. Москвы 40 822 руб.
По данным заявителя сумма "Начисленных авансовых платежей за отчетный период" за 1 квартал 2009 года:
- по строке 210 - всего 769 845 руб.,
в том числе:
- по строке 220 - в федеральный бюджет 208 500 руб.
- по строке 230 - в бюджет г. Москвы 561 345 руб.
Сумма налога на прибыль к доплате по данным инспекции составила:
- по строке 210 - всего 814154 руб., в том числе:
- по строке 220 - в федеральный бюджет 71 851 руб.
- по строке 230 - в бюджет г. Москвы 742 303 руб.
По данным заявителя сумма налога на прибыль к доплате по данным организации составила:
- по строке 210 - всего 100 294 руб., в том числе: по строке 220 - в федеральный бюджет 121 486 руб. к уменьшению по строке 230 - в бюджет г. Москвы 221 780 руб. к доплате
В результате налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет, занижен на 713 860 руб. (814 154 руб. - 100 294 руб.), в том числе:
- налог на прибыль, подлежащий уплате в федеральный бюджет занижен на 193 337 руб. (71 851 руб. - (- 121 486 руб.)),
- налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет г. Москвы на 520 523 руб. (742 303 руб. - 221 780 руб.), что отражено в п. 2.4. Акта проверки и в п. 1.4. Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 04/2-19/3-89 от 19.09.11 г.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что ООО "Стелла" не оспаривало доначисление налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и соответствующих сумм пеней и налоговых санкций на следующие суммы: НДФЛ (кредиторская задолженность) - 1 045 руб. НДФЛ (Не удержан и не перечислен) - 8 640 руб. Штраф по статье 123 Кодекса - 209 руб. + 1728 руб. = 1 937 руб. Штраф по статье 126 Кодекса - 5800 руб. Пени по НДФЛ - 17 975 руб. + 634 = 18 609 руб. Итого НДФЛ с пенями и штрафными санкциями - 36 031 руб.
Указанные доначисления произведены налоговым органом, в связи с непредставлением в налоговый орган заявителем сведений по форме 2-НДФЛ за 2009 год на 29 человек - физические лица, в отношении которых произведено начисление и выплата выигрышей по лотереи "Игромания 100". Указанные выплаты произведены путем перечисления на лицевые счета физических лиц.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, необходимых для осуществления налогового контроля влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ по пункту 1 статьи 126 Кодекса. Не представлено 29 сведений по форме 2-НДФЛ за 2009 год; расчет суммы штрафа за непредставление сведений (200 руб. x 29) = 5800 руб.
В ходе проведения проверки налоговым органом установлены нарушения заявителем положений пункта 6 статьи 226 Кодекса, в частности, не перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом (кредиторская задолженность), в сумме 1 045 руб., несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, повлекшее начисление пени на дату вынесения решения согласно статье 75 Кодекса в сумме 634 руб.
Также налоговым органом установлено нарушение заявителем положений пункта 1 статьи 210 Кодекса, в частности, в проверяемом периоде генеральный директор Сауткина Е.В. на основании приглашения и в соответствии с приказом N 1 от 02.11.2009 г. была направлена в командировку сроком на 4 календарных дня (с 16 ноября 2009 г. по 19 ноября 2009 г.) для участия в международной выставке - США, Лас-Вегас. В связи с представленным авансовым отчетом N 1 от 26.11.2009 г. организация списала затраты на оплату расходов в сумме 155 479,58 рублей: 89 015,50 руб. - на 26 счет (общехозяйственные расходы), а затраты в сумме 66 464,08 руб. - на счет 91.2 (прочие расходы), так как Сауткина Е.В. предъявила для оплаты счета, оплаченные ею за проезд и проживание в MIAMI и HAVANA, которые она посетила в личных интересах по окончании командировки, что подтверждается счетами (546313121 от 23.11.2009 г.; 7270 от 20.11.2009 г.; 6613229; 3647081781; 3647067332).
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме относится оплата (полностью или частично) за него организацией товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика. Данные расходы, отнесенные на сч. 91.2, являются объектом налогообложения для налогоплательщика, как выплаты, произведенные в пользу физического лица. Деньги в кассу не внесены, из заработной платы не удержаны, налог не начислен и не удержан. Сауткина Е.В. Таким образом заявителем не удержан и не перечислен налог на доходы физических лиц за ноябрь 2009 год - в сумме 8 640 руб.
Изложенные эпизоды в части обоснованности доначисления НДФЛ и соответствующих сумм пеней и налоговых санкций, а также правомерность привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Кодекса заявитель в суде первой инстанции не оспаривал, доказательств, опровергающих данные выводы налогового органа не представил, представителя в суд апелляционной инстанции не направил. При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции также отсутствуют основания для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа в указанной части.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2012 с учетом определения об исправлении опечатки от 09.04.2012 по делу N А40-124075/11-90-514 отменить.
Отказать ООО "Стелла" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по г. Москве N 04/2-19/3-89 от 19.09.2011 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" с учетом внесенных решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 21.11.2011 г. N 21-19/112492@ как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскать с ООО "Стелла" государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий
Р.Г.НАГАЕВ
Судьи
Н.О.ОКУЛОВА
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)