Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 октября 2003 года Дело N Ф08-4194/2003-1621А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от истца - государственного учреждения Управление Федеральной почтовой связи по Краснодарскому краю, без участия представителей ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адлерскому району, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адлерскому району на решение от 05.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-4018/2003-11/152, установил следующее.
Государственное учреждение Управление Федеральной почтовой связи по Краснодарскому краю (далее - ГУ УФПС КК) обратилось в суд к ИМНС России по Адлерскому району, г. Сочи (далее - налоговая инспекция), с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 177354 рублей 03 копеек за 2000 - 2002 годы и взыскании 10463 рублей процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного земельного налога (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 05.05.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.07.2003, требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с Федеральными законами "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 и "О почтовой связи" от 17 июня 1999 года N 176-ФЗ заявитель освобожден от уплаты земельного налога, в связи с чем уплаченная сумма налога подлежит возврату с начислением процентов на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока возврата налога.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение от 05.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.2003, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать. При этом налоговый орган считает, что в соответствии с Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождены только государственные предприятия связи, к которым заявитель не относится, и в том случае, если они обеспечивают распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания. Льготы по налогам могут быть предусмотрены только законодательством о налогах и сборах. Законом Российской Федерации "О плате за землю" освобождение районных (городских) узлов почтовой связи не предусмотрено.
ГУ УПФС КК представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения ввиду их законности и обоснованности. Налоговая инспекция направила ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В судебном заседании представитель ГУ УПФС КК возражал против удовлетворения жалобы по указанным в отзыве мотивам.
Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Адлерский городской почтовый узел связи (филиал истца) в 2000 - 2002 годах перечислил в бюджет земельный налог на сумму 177354 рублей 03 копеек по земельным участкам, отведенным для размещения и эксплуатации почтовых отделений связи.
ГУ УПФС КК, полагая, что ему статьей 31 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.99 N 176-ФЗ и статьей 12 Закона "О плате за землю" предоставлена льгота по земельному налогу, обратилось в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговую инспекцию с заявлением от 28.11.2002 N юр.9 о возврате 177354 рублей 03 копеек излишне уплаченного налога.
Поскольку налоговая инспекция в установленный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации месячный срок не возвратила сумму излишне уплаченного земельного налога, ГУ УФПС КК обратилось в суд с заявлением об обязании налогового органа возвратить 177354 рубля 03 копейки налога и о взыскании процентов за нарушение сроков возврата указанной суммы.
При разрешении спора суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель освобожден от уплаты земельного налога.
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организациям федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование. Статьей 2 данного Закона предусмотрено, что организации федеральной почтовой связи - организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
ГУ УФПС КК является государственным учреждением, созданным на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и относится к организациям федеральной почтовой связи.
Согласно статье 11 Федерального закона "О связи" N 126-ФЗ от 07.07.2003 федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации.
Следовательно, ГУ УФПС КК относится к организациям связи и в силу пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" и статьи 31 Закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" полностью освобождено от уплаты земельного налога.
Довод налоговой инспекции о том, что льгота по земельному налогу предоставлена только государственным предприятиям связи, нельзя признать правильным, поскольку то обстоятельство, что в Законе РФ "О плате за землю" не указаны государственные учреждения связи, с учетом вышеназванных правовых норм не может служить основанием для отказа в предоставлении льготы по земельному налогу государственным учреждениям связи, созданным на базе федерального имущества.
Довод налоговой инспекции о том, что согласно Закону РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, является ошибочным.
Исходя из буквального содержания статьи указанное в ней условие об обеспечении распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания является признаком, характеризующим деятельность акционерных обществ связи, и не относится к государственным предприятиям связи.
Довод налогового органа о том, что льгота по земельному налогу не предоставлена специальными законодательными актами о налогах и сборах, несостоятелен, так как до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации следует применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
При указанных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования ГУ УФПС КК о возврате 177354 рублей 03 копеек уплаченного земельного налога и процентов на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в месячный срок излишне уплаченный земельный налог не был возвращен заявителю.
Таким образом, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 05.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-4018/2003-11/152 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 23 октября 2003 года Дело N Ф08-4194/2003-1621А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от истца - государственного учреждения Управление Федеральной почтовой связи по Краснодарскому краю, без участия представителей ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адлерскому району, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адлерскому району на решение от 05.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-4018/2003-11/152, установил следующее.
Государственное учреждение Управление Федеральной почтовой связи по Краснодарскому краю (далее - ГУ УФПС КК) обратилось в суд к ИМНС России по Адлерскому району, г. Сочи (далее - налоговая инспекция), с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 177354 рублей 03 копеек за 2000 - 2002 годы и взыскании 10463 рублей процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного земельного налога (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 05.05.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.07.2003, требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с Федеральными законами "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 и "О почтовой связи" от 17 июня 1999 года N 176-ФЗ заявитель освобожден от уплаты земельного налога, в связи с чем уплаченная сумма налога подлежит возврату с начислением процентов на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока возврата налога.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение от 05.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.2003, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать. При этом налоговый орган считает, что в соответствии с Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождены только государственные предприятия связи, к которым заявитель не относится, и в том случае, если они обеспечивают распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания. Льготы по налогам могут быть предусмотрены только законодательством о налогах и сборах. Законом Российской Федерации "О плате за землю" освобождение районных (городских) узлов почтовой связи не предусмотрено.
ГУ УПФС КК представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения ввиду их законности и обоснованности. Налоговая инспекция направила ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В судебном заседании представитель ГУ УПФС КК возражал против удовлетворения жалобы по указанным в отзыве мотивам.
Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Адлерский городской почтовый узел связи (филиал истца) в 2000 - 2002 годах перечислил в бюджет земельный налог на сумму 177354 рублей 03 копеек по земельным участкам, отведенным для размещения и эксплуатации почтовых отделений связи.
ГУ УПФС КК, полагая, что ему статьей 31 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.99 N 176-ФЗ и статьей 12 Закона "О плате за землю" предоставлена льгота по земельному налогу, обратилось в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговую инспекцию с заявлением от 28.11.2002 N юр.9 о возврате 177354 рублей 03 копеек излишне уплаченного налога.
Поскольку налоговая инспекция в установленный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации месячный срок не возвратила сумму излишне уплаченного земельного налога, ГУ УФПС КК обратилось в суд с заявлением об обязании налогового органа возвратить 177354 рубля 03 копейки налога и о взыскании процентов за нарушение сроков возврата указанной суммы.
При разрешении спора суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель освобожден от уплаты земельного налога.
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организациям федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование. Статьей 2 данного Закона предусмотрено, что организации федеральной почтовой связи - организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
ГУ УФПС КК является государственным учреждением, созданным на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и относится к организациям федеральной почтовой связи.
Согласно статье 11 Федерального закона "О связи" N 126-ФЗ от 07.07.2003 федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации.
Следовательно, ГУ УФПС КК относится к организациям связи и в силу пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" и статьи 31 Закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" полностью освобождено от уплаты земельного налога.
Довод налоговой инспекции о том, что льгота по земельному налогу предоставлена только государственным предприятиям связи, нельзя признать правильным, поскольку то обстоятельство, что в Законе РФ "О плате за землю" не указаны государственные учреждения связи, с учетом вышеназванных правовых норм не может служить основанием для отказа в предоставлении льготы по земельному налогу государственным учреждениям связи, созданным на базе федерального имущества.
Довод налоговой инспекции о том, что согласно Закону РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, является ошибочным.
Исходя из буквального содержания статьи указанное в ней условие об обеспечении распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания является признаком, характеризующим деятельность акционерных обществ связи, и не относится к государственным предприятиям связи.
Довод налогового органа о том, что льгота по земельному налогу не предоставлена специальными законодательными актами о налогах и сборах, несостоятелен, так как до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации следует применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
При указанных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования ГУ УФПС КК о возврате 177354 рублей 03 копеек уплаченного земельного налога и процентов на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в месячный срок излишне уплаченный земельный налог не был возвращен заявителю.
Таким образом, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 05.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-4018/2003-11/152 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 23.10.2003 N Ф08-4194/2003-1621А
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 23 октября 2003 года Дело N Ф08-4194/2003-1621А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от истца - государственного учреждения Управление Федеральной почтовой связи по Краснодарскому краю, без участия представителей ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адлерскому району, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адлерскому району на решение от 05.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-4018/2003-11/152, установил следующее.
Государственное учреждение Управление Федеральной почтовой связи по Краснодарскому краю (далее - ГУ УФПС КК) обратилось в суд к ИМНС России по Адлерскому району, г. Сочи (далее - налоговая инспекция), с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 177354 рублей 03 копеек за 2000 - 2002 годы и взыскании 10463 рублей процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного земельного налога (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 05.05.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.07.2003, требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с Федеральными законами "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 и "О почтовой связи" от 17 июня 1999 года N 176-ФЗ заявитель освобожден от уплаты земельного налога, в связи с чем уплаченная сумма налога подлежит возврату с начислением процентов на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока возврата налога.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение от 05.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.2003, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать. При этом налоговый орган считает, что в соответствии с Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождены только государственные предприятия связи, к которым заявитель не относится, и в том случае, если они обеспечивают распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания. Льготы по налогам могут быть предусмотрены только законодательством о налогах и сборах. Законом Российской Федерации "О плате за землю" освобождение районных (городских) узлов почтовой связи не предусмотрено.
ГУ УПФС КК представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения ввиду их законности и обоснованности. Налоговая инспекция направила ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В судебном заседании представитель ГУ УПФС КК возражал против удовлетворения жалобы по указанным в отзыве мотивам.
Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Адлерский городской почтовый узел связи (филиал истца) в 2000 - 2002 годах перечислил в бюджет земельный налог на сумму 177354 рублей 03 копеек по земельным участкам, отведенным для размещения и эксплуатации почтовых отделений связи.
ГУ УПФС КК, полагая, что ему статьей 31 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.99 N 176-ФЗ и статьей 12 Закона "О плате за землю" предоставлена льгота по земельному налогу, обратилось в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговую инспекцию с заявлением от 28.11.2002 N юр.9 о возврате 177354 рублей 03 копеек излишне уплаченного налога.
Поскольку налоговая инспекция в установленный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации месячный срок не возвратила сумму излишне уплаченного земельного налога, ГУ УФПС КК обратилось в суд с заявлением об обязании налогового органа возвратить 177354 рубля 03 копейки налога и о взыскании процентов за нарушение сроков возврата указанной суммы.
При разрешении спора суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель освобожден от уплаты земельного налога.
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организациям федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование. Статьей 2 данного Закона предусмотрено, что организации федеральной почтовой связи - организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
ГУ УФПС КК является государственным учреждением, созданным на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и относится к организациям федеральной почтовой связи.
Согласно статье 11 Федерального закона "О связи" N 126-ФЗ от 07.07.2003 федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации.
Следовательно, ГУ УФПС КК относится к организациям связи и в силу пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" и статьи 31 Закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" полностью освобождено от уплаты земельного налога.
Довод налоговой инспекции о том, что льгота по земельному налогу предоставлена только государственным предприятиям связи, нельзя признать правильным, поскольку то обстоятельство, что в Законе РФ "О плате за землю" не указаны государственные учреждения связи, с учетом вышеназванных правовых норм не может служить основанием для отказа в предоставлении льготы по земельному налогу государственным учреждениям связи, созданным на базе федерального имущества.
Довод налоговой инспекции о том, что согласно Закону РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, является ошибочным.
Исходя из буквального содержания статьи указанное в ней условие об обеспечении распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания является признаком, характеризующим деятельность акционерных обществ связи, и не относится к государственным предприятиям связи.
Довод налогового органа о том, что льгота по земельному налогу не предоставлена специальными законодательными актами о налогах и сборах, несостоятелен, так как до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации следует применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
При указанных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования ГУ УФПС КК о возврате 177354 рублей 03 копеек уплаченного земельного налога и процентов на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в месячный срок излишне уплаченный земельный налог не был возвращен заявителю.
Таким образом, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-4018/2003-11/152 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 23 октября 2003 года Дело N Ф08-4194/2003-1621А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от истца - государственного учреждения Управление Федеральной почтовой связи по Краснодарскому краю, без участия представителей ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адлерскому району, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адлерскому району на решение от 05.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-4018/2003-11/152, установил следующее.
Государственное учреждение Управление Федеральной почтовой связи по Краснодарскому краю (далее - ГУ УФПС КК) обратилось в суд к ИМНС России по Адлерскому району, г. Сочи (далее - налоговая инспекция), с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 177354 рублей 03 копеек за 2000 - 2002 годы и взыскании 10463 рублей процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного земельного налога (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 05.05.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.07.2003, требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с Федеральными законами "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 и "О почтовой связи" от 17 июня 1999 года N 176-ФЗ заявитель освобожден от уплаты земельного налога, в связи с чем уплаченная сумма налога подлежит возврату с начислением процентов на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока возврата налога.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение от 05.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.2003, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать. При этом налоговый орган считает, что в соответствии с Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождены только государственные предприятия связи, к которым заявитель не относится, и в том случае, если они обеспечивают распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания. Льготы по налогам могут быть предусмотрены только законодательством о налогах и сборах. Законом Российской Федерации "О плате за землю" освобождение районных (городских) узлов почтовой связи не предусмотрено.
ГУ УПФС КК представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения ввиду их законности и обоснованности. Налоговая инспекция направила ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В судебном заседании представитель ГУ УПФС КК возражал против удовлетворения жалобы по указанным в отзыве мотивам.
Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Адлерский городской почтовый узел связи (филиал истца) в 2000 - 2002 годах перечислил в бюджет земельный налог на сумму 177354 рублей 03 копеек по земельным участкам, отведенным для размещения и эксплуатации почтовых отделений связи.
ГУ УПФС КК, полагая, что ему статьей 31 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.99 N 176-ФЗ и статьей 12 Закона "О плате за землю" предоставлена льгота по земельному налогу, обратилось в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговую инспекцию с заявлением от 28.11.2002 N юр.9 о возврате 177354 рублей 03 копеек излишне уплаченного налога.
Поскольку налоговая инспекция в установленный статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации месячный срок не возвратила сумму излишне уплаченного земельного налога, ГУ УФПС КК обратилось в суд с заявлением об обязании налогового органа возвратить 177354 рубля 03 копейки налога и о взыскании процентов за нарушение сроков возврата указанной суммы.
При разрешении спора суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель освобожден от уплаты земельного налога.
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организациям федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование. Статьей 2 данного Закона предусмотрено, что организации федеральной почтовой связи - организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.
ГУ УФПС КК является государственным учреждением, созданным на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и относится к организациям федеральной почтовой связи.
Согласно статье 11 Федерального закона "О связи" N 126-ФЗ от 07.07.2003 федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории Российской Федерации.
Следовательно, ГУ УФПС КК относится к организациям связи и в силу пункта 12 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" и статьи 31 Закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" полностью освобождено от уплаты земельного налога.
Довод налоговой инспекции о том, что льгота по земельному налогу предоставлена только государственным предприятиям связи, нельзя признать правильным, поскольку то обстоятельство, что в Законе РФ "О плате за землю" не указаны государственные учреждения связи, с учетом вышеназванных правовых норм не может служить основанием для отказа в предоставлении льготы по земельному налогу государственным учреждениям связи, созданным на базе федерального имущества.
Довод налоговой инспекции о том, что согласно Закону РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, является ошибочным.
Исходя из буквального содержания статьи указанное в ней условие об обеспечении распространения (трансляции) государственных программ телевидения и радиовещания является признаком, характеризующим деятельность акционерных обществ связи, и не относится к государственным предприятиям связи.
Довод налогового органа о том, что льгота по земельному налогу не предоставлена специальными законодательными актами о налогах и сборах, несостоятелен, так как до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации следует применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
При указанных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования ГУ УФПС КК о возврате 177354 рублей 03 копеек уплаченного земельного налога и процентов на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в месячный срок излишне уплаченный земельный налог не был возвращен заявителю.
Таким образом, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.07.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-4018/2003-11/152 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)