Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.02.1998 N 3-15/98

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 1998 г. по делу N 3-15/98

<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЗАКОНА КЕМЕРОВСКОЙ
ОБЛАСТИ "О ПОРЯДКЕ ПОГАШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
(ОРГАНИЗАЦИЯМИ) ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГОВЫМ ПЛАТЕЖАМ
В БЮДЖЕТ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ">


Именем Российской Федерации, Кемеровский областной суд в составе:
председательствующего Акининой Е.В.,
при секретаре П.Е.Ю.,
с участием прокурора Тверикиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению прокурора Кемеровской области в интересах государства и общества к Законодательному Собранию Кемеровской области о признании недействительным Закона Кемеровской области N 38-ОЗ от 12.11.1997 "О порядке погашения предприятиями (организациями) задолженности по налоговым платежам в бюджет Кемеровской области",
установил:

30 октября 1997 г. Законодательным Собранием Кемеровской области принят Закон Кемеровской области "О порядке погашения предприятиями (организациями) задолженности по налоговым платежам в бюджет Кемеровской области". 12 ноября 1997 года Закон подписан губернатором области и 19 ноября 1997 года с момента официального опубликования вступил в действие.
Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании данного Закона недействительным, поскольку он противоречит федеральным законам: "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ", "Об основах налоговой системы в РФ", "О государственной налоговой службе РСФСР", "О федеральных органах налоговой полиции", а также "Временному Положению" "О порядке обращения взыскания на имущество организаций", утвержденному Указом Президента РФ N 199 от 14.02.1996.
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Представитель Законодательного Собрания Кемеровской области - Н.В.Г., действующий на основании постоянной доверенности 10/251 от 31.07.1997 требования прокурора признал.
Представитель Администрации Кемеровской области Ш.М.К., действующая на основании постоянной доверенности N 30/9 от 28.01.98 требования прокурора не признала и пояснила, что необходимость принятия закона была вызвана увеличением кризиса неплатежей и крайне тяжелым положением областного бюджета.
Закон позволяет наполнить бюджет денежными средствами.
Выслушав стороны, заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Статья 72 "и" Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относит установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Ст. 5 указанной выше статьи Конституции РФ определено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Общие принципы налогообложения и сборов установлены федеральными законами: "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ", "Об основах налоговой системы в РФ", "О государственной налоговой службе РФ", "О федеральных органах налоговой полиции".
Взыскание недоимок по налогам указанными выше федеральными законами производится в бесспорном порядке, а в случае недостаточности денежных средств обращается на имущество должника. Взимание недоимок по налогам и налоговым платежам входит в компетенцию органов государственной налоговой службы и федеральной службы налоговой полиции.
Порядок обращения взыскания на имущество организаций также определен "Временным Положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций", утвержденным Указом Президента РФ N 199 от 14 февраля 1996 г., согласно которому взыскание с должника задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также пени за задержку уплаты штрафов и иных санкций за нарушение законодательства Российской Федерации о налоговых и иных обязательных платежах в бюджет и государственные внебюджетные фонды производится в порядке и в соответствии с налоговым и таможенным законодательством.
Таким образом, порядок погашения недоимок по налоговым платежам и иным обязательным платежам в бюджет, обращение взыскания на имущество в случае недостаточности денежных средств, а также органы, наделенные этими полномочиями определены федеральным законодательством.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона РФ "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" не допускается внесение изменений в налоговую систему и предоставление льгот, не предусмотренных налоговым законодательством.
Закон Кемеровской области N 38-ОЗ от 12.11.1997 "О порядке погашения предприятиями (организациями) задолженности по налоговым платежам в бюджет Кемеровской области" нарушает нормы федерального законодательства. В налоговом законодательстве Российской Федерации не предусмотрена такая форма расчетов налогоплательщиков с бюджетом, как предоставление продукции и услуг. В статье 11 Закона "Об основах налоговой системы в РФ" предусмотрена обязанность налогоплательщика уплачивать налоги в денежной форме, обязанность налогоплательщика прекращается уплатой им налога или отменой налога. В случае невозможности уплаты налогов в денежной форме, предприятие в судебном порядке может быть признано банкротом, а на его имущество обращается взыскание.
Действительно, пунктом 9 ст. 49 Закона РФ "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой областной администрации" предусмотрено право областной администрации замены платежей, вносимых в краевой, областной бюджет определенными видами продукции, материалов, а также выполнением работ или оказанием услуг.
Данный Закон не регулирует отношения по погашению задолженности в краевой, областной бюджет. Он предусматривает такую возможность, но только с согласия предприятия, учреждения и организации и лишь при своевременном выполнении обязанности по внесению в бюджет определенных сумм.
Федеральное законодательство о бюджете и налоговой системе не представляет органам исполнительной и законодательной власти областей права по изменению предусмотренной федеральными законами налоговой системы и принципов налогообложения и порядка исполнения доходной части бюджета, поэтому указанный Закон в соответствии со ст. 13 ГК РФ должен быть признан недействительным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, суд
решил:

Закон Кемеровской области "О порядке погашения предприятиями (организациями) задолженности по налоговым платежам в бюджет Кемеровской области" N 38-ОЗ от 12.11.97 признать недействительным с момента вступления его в силу, как противоречащий действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.
Судья Кемеровского областного суда
Е.В.АКИНИНА

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)