Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.06.2009 ПО ДЕЛУ N А19-10643/09-11

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 июня 2009 г. по делу N А19-10643/09-11


Резолютивная часть решения объявлена 25.06.2009 г.
Полный текст решения изготовлен 29.06.2009 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Д.А.Филатова, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота" к Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области о признании незаконным решения от 27.04.2009 г. N 1341
при участии в заседании:
- от заявителя: Домбровская О.Л. (по доверенности);
- от ответчика: Кривоногова Т.В. (по доверенности),

установил:

ОАО "Киренская РЭБ флота" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области (далее - инспекция) от 27.04.2009 г. N 1341 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках.
Представители заявителя требования в судебном заседании поддержали. Налоговый орган заявленные требования не признал, сославшись на законность оспариваемого решения.
Арбитражным судом установлены обстоятельства дела:
Из представленных сторонами материалов следует, что инспекцией в адрес заявителя выставлено требование N 6057 об уплате по состоянию на 06.04.2009 г. с предложением уплатить налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения за 4 квартал 2008 г. по сроку уплаты на 30.03.2009 г. на сумму 435.850 руб.
В связи с неисполнением Обществом указанного требования инспекцией принято решение от 27.04.2009 г. N 1341 о взыскании недоимки по налогу на имущество в сумме 435.850 руб. в пределах сумм неуплаченных по требованию N 6057 от 06.04.2009 г. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках (далее - решение).
Не согласившись с налоговым органом, налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании указанного решения незаконным.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29.10.2007 г. по делу N А19-14692/06-38-29 ОАО "Киренская РЭБ флота" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23.10.08 г. по делу N А19-14692/06-38-29 конкурсное производство в отношении ОАО "Киренская РЭБ флота" продлено на шесть месяцев, до 28.04.2009 г. Определением от 28.04.2009 г. конкурсное производство продлено до 27.10.2009 г.
Заявитель полагает, что задолженность по налогу на имущество за 4 квартал 2008 г. по сроку уплаты на 30.03.2009 г. в сумме 435.850 руб. образовалась в период конкурсного производства, в связи с чем, является текущей и в силу ст. 126 Федерального закона от 26.10.02 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) может быть взыскана в рамках дела о банкротстве. Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 ст. 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди.
Таким образом, оспариваемое решение налогового органа незаконно, так как вынесено в нарушение п. 4 ст. 142 Закона банкротстве.
Налоговый орган требования заявителя не признал, сославшись на то, что в силу п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, а также текущие обязательства, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 5 Закона о банкротстве денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства признаются текущими платежами. Требования по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что требования налоговых органов по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке, т.е. вне рамок дела о банкротстве.
Таким образом, налоговый орган полагает, что поскольку вынесение решения о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств должника в банках допускается НК РФ в любой процедуре банкротства и законодательство о налогах и сборах не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства, то инспекцией правомерно вынесено решение от 27.04.2009 г. N 1341 о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в банках.
Суд полагает, что возражения инспекции не соответствуют закону.
Налоговый орган принял оспариваемое решение о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках налога на имущество за 4 квартал 2008 г. по сроку уплаты на 30.03.2009 г. в сумме 435.850 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29.10.2007 г. по делу N А19-14692/06-38-29 ОАО "Киренская РЭБ флота" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство. В данном решении на странице 3 также отражено, что заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) поступило 30.05.2006 г. Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23.10.08 г. по делу N А19-14692/06-38-29 конкурсное производство в отношении ОАО "Киренская РЭБ флота" продлено на шесть месяцев, до 28.04.2009 г. Определением от 28.04.2009 г. конкурсное производство продлено до 27.10.2009 г.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.08 г. N 296-ФЗ) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Учитывая изложенное, а также то, что правоотношения по настоящему делу возникли в 2008 г., то есть до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ, к данным правоотношениям подлежит применению Федеральный закон от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ.
Согласно п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве требования по обязательным платежам в бюджет включаются в третью очередь реестра требований кредиторов.
В силу п. 2 ст. 137 Закона о банкротстве в случае, если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.
Пунктом 1 ст. 126 Закона о банкротстве установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Данные ограничения относятся и к требованиям об уплате обязательных платежей, поэтому налоговые органы не имеют право требовать исполнения должником обязанностей перед бюджетами иначе, чем в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Требования налогового органа об уплате сумм задолженности по обязательным платежам и пени могут быть погашены только в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве.
В соответствии с п. 1 ст. 4, п. п. 1, 2 ст. 5 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей при определении размера требований по обязательным платежам учитывается задолженность (недоимка), образовавшаяся (образовавшиеся) на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Если должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме уплачены обязательные платежи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами третьей очереди. Суммы штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (п. 3 ст. 137 Закона банкротстве).
В соответствии с п. 1 ст. 134 Закона о несостоятельности (банкротстве) вне очереди покрываются текущие платежи должника.
Понятие "текущих платежей" раскрывается в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке, то есть вне рамок дела о банкротстве.
Таким образом, текущие платежи - обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 г. N 29 подлежит применению с учетом специальных норм, устанавливающих последствия введения конкурсного производства - данный вывод усматривается как из ст. 126 Закона о банкротстве, так и из п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 25, в котором указано, что при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; при этом, с даты принятия судом решения о признании должника банкротом исполнение решений налоговых органов прекращается в силу положений, установленных абз. 6, 9, 10 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве. Иное регулирование, в силу которого допускалось бы принудительное исполнение решений налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) в стадии конкурсного производства, Закон не устанавливает.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
В п. 47 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 г. N 29 указано, что при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, арбитражным судам следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 Закона требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Об этом же говорит п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 25.
Поскольку в рассматриваемом случае конкурсное производство в отношении заявителя открыто с 29.10.2007 г., принятие налоговым органом решения от 27.04.2009 г. N 1341 о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках задолженности по налогу на имущество в сумме 435.850 руб., возникшей в 2008 г., то есть после открытия конкурсного производства, противоречит положениям Закона о банкротстве.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Государственная пошлина в размере 2000 руб., уплаченная заявителем по платежному поручению от 19.05.2009 г. N 230 подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области от 27.04.2009 г. N 1341 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, как не соответствующее Федеральному закону РФ от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Обязать Межрайонную ИФНС России N 13 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области в пользу Открытого акционерного общества "Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота" судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Д.А.ФИЛАТОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)