Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 22 февраля 2005 года Дело N А21-5862/04-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Автотор-энерго" Глазунова А.Р. (доверенность от 19.04.2004), рассмотрев 22.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.11.2004 (судья Карамышева Л.П.) по делу N А21-5862/04-С1,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотор-энерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду (далее - Инспекция) от 30.06.2004 N 1216К и требования об уплате налога от 12.07.2004 N 8783.
Решением суда от 04.11.2004 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права и неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество в проверяемый период неправомерно пользовалось льготой по налогу на прибыль, предусмотренной пунктом 9 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон "О налоге на прибыль"), поскольку дополнительные льготы по налогу на прибыль действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 01.01.2004.
В отзыве на кассационную жалобу налогоплательщик просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества отклонил доводы жалобы.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена, однако ее представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2004 года, по результатам которой приняла решение от 30.06.2004 N 1216К об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислении 2713 руб. налога на прибыль, 80 руб. 33 коп. пеней. Обществу также предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
В ходе налоговой проверки установлено, что Общество в нарушение статьи 3 Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 163-ФЗ) необоснованно применяло льготу по налогу на прибыль, установленную пунктом 9 статьи 6 Закона "О налоге на прибыль". Инспекция считает, что указанная дополнительная льгота по налогу на прибыль в силу статьи 3 Закона N 163-ФЗ действует лишь до 01.01.2004 независимо от того, был ли установлен срок ее действия или нет.
Налогоплательщику направлено требование N 8783 об уплате 2713 руб. налога на прибыль и 80 руб. 33 коп. пеней по состоянию на 12.07.2004 в срок до 22.07.2004.
Считая решение от 30.06.2004 N 1216К и требование N 8783 незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на то, что Закон N 163-ФЗ, досрочно отменяющий льготу по налогу на прибыль, предоставленную законодательным органом субъекта Российской Федерации, делает невозможным реализацию инвестиционного проекта и ухудшает положение налогоплательщика, в связи с чем не подлежит применению в данном случае.
Суд кассационной инстанции считает вывод суда правильным по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 статьи 6 Закона "О налоге на прибыль" законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных указанной статьей, вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.
Как видно из материалов дела и установлено судом, администрация Калининградской области (далее - Администрация) в 1996 году предложила программу создания сборочного производства современных легковых автомобилей. Правительство Российской Федерации 23.04.1996 издало постановление N 524 "О мерах государственной поддержки создания сборочного производства современных легковых автомобилей в Калининградской области".
Указом Президента Российской Федерации от 02.05.1996 названная программа одобрена.
Между Администрацией, Международным Фондом инвестиций и приватизации (далее - Фонд) и южнокорейской корпорацией "KIA GROUP" (далее - Корпорация) 30.07.1996 заключено Соглашение о сотрудничестве в развитии промышленного производства в Особой экономической зоне Калининградской области Российской Федерации (приложение к делу, листы 10 - 17). Пунктом 1 указанного Соглашения предусмотрено оказание Корпорацией и Фондом содействия Администрации в привлечении иностранного капитала для конверсии оборонных предприятий, модернизации и технического перевооружения других предприятий области и реализации программы создания производства современных автомобилей. Кроме того, данным Соглашением предусматривалось, что основным условием привлечения инвестиций в рамках реализации проекта является обязательство Администрации о предоставлении преференциального режима для предприятий, участвующих в осуществлении проекта, который, в частности, предусматривает применение льготного налогового режима (пункт 7 Соглашения).
В соответствии со статьей 1 Закона Калининградской области от 21.02.2000 N 177 (далее - Закон N 177) с 1 января 2000 года освобождены действующие и вновь создаваемые акционерные общества, иные юридические лица, участвующие в реализации инвестиционного проекта создания производства автомобилей и мотовелотехники, от уплаты всех налогов в областной бюджет и территориальный дорожный фонд, право льготирования по которым принадлежит субъектам Российской Федерации, до момента достижения полной окупаемости вложенных средств, сроком на 8,8 лет.
В силу статьи 2 названного Закона утвержден перечень юридических лиц, на которых распространяется Закон Калининградской области "О государственной поддержке инвестиционного проекта создания производства автомобилей и мотовелотехники в Особой экономической зоне Калининградской области и предоставлении налоговых льгот предприятиям, участвующим в реализации проекта".
Перечень вновь создаваемых предприятий, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта по созданию производства автомобилей и мотовелотехники и подлежащих освобождению от уплаты налогов в областной бюджет, право льготирования по которым принадлежит субъектам Российской Федерации, утверждается областной Думой.
Приложением к Закону N 177 в перечень организаций, осуществляющих реализацию проекта создания и производства автомобилей и мотовелотехники в Особой экономической зоне Калининградской области и освобождаемых от уплаты налогов, включено Общество (п. 13 Перечня).
В соответствии с пунктом 1 Решения городского Совета от 29.03.2000 N 92 (далее - Решение Горсовета N 92) с 1 января 2000 года предприятия, участвующие в реализации инвестиционного проекта создания и производства автомобилей и мотовелотехники на территории Калининграда, освобождены от уплаты налогов и сборов, поступающих в городской бюджет, на период окупаемости названного инвестиционного проекта - 8 лет 10 мес.
Согласно пункту 4 названного Решения утвержден перечень предприятий, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта, на которые распространяются льготы, указанные в пунктах 1 и 2 названного Решения. Приложением N 1 к Решению Горсовета N 92 в перечень таких юридических лиц включено Общество (том дела 1, лист 59).
Таким образом, льгота по налогу на прибыль предоставляется организациям, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта создания и производства автомобилей и мотовелотехники в Особой экономической зоне Калининградской области.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество является организацией, осуществляющей названный инвестиционный проект, и полностью выполняет требования Закона N 177 и Решения Горсовета N 92, необходимые для использования льготы по налогу на прибыль.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) предусмотренные пунктом 9 статьи 6 Закона "О налоге на прибыль" дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены. Если срок действия таких льгот не установлен, то они действуют до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет с момента их предоставления.
Согласно статье 3 Закона N 163-ФЗ в абзац десятый статьи 2 Закона N 110-ФЗ внесено изменение, и он изложен в новой редакции. Предусмотренные пунктом 9 статьи 6 дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 1 января 2004 года.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод налогового органа о том, что Закон N 163-ФЗ вступает в силу с 01.01.2004, поскольку этот довод не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 163-ФЗ данный Закон вступает в силу с 1 января 2004 года, за исключением статей 4, 6 и 7.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Закон N 163-ФЗ официально опубликован 16.12.2004. Следовательно, положения названного Закона подлежат применению, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования, то есть не ранее 16.01.2005.
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Учитывая, что в соответствии со статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, в рассматриваемом случае очередным налоговым периодом по налогу на прибыль, наступающим после окончания месячного срока со дня официального опубликования Закона N 163-ФЗ, является период с 01.01.2005 по 31.12.2005, а его первым числом - 01.01.2005.
Кроме того, судебные инстанции правомерно указали на то, что изменения, внесенные в абзац десятый статьи 2 Закона N 110-ФЗ Законом N 163-ФЗ, ухудшают положение Общества как налогоплательщика, поскольку льгота по налогу на прибыль в данном случае прекращает свое действие до истечения срока, на который она была первоначально предоставлена заявителю в соответствии с Законом "О налоге на прибыль", Законом N 177 и Решением Горсовета N 92. Названное право на применение льготы возникает и реализуется в рамках длящихся правоотношений, возникших при предоставлении Обществу права на использование льготы по налогу на прибыль, которые выходят за пределы одного налогового периода.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Данная позиция подтверждается определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О, согласно которому изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся отношениям, возникшим до дня официального введения нового правового регулирования.
В связи с этим использование льготы по налогу, предоставленной Обществу ранее действующим законодательством, относится к длящимся правоотношениям, и к ним не может применяться новый налоговый закон, ухудшающий положение налогоплательщика.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования и оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.11.2004 по делу N А21-5862/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий
ПАСТУХОВА М.В.
Судьи
КОРАБУХИНА Л.И.
МОРОЗОВА Н.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 22.02.2005 N А21-5862/04-С1
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2005 года Дело N А21-5862/04-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А., при участии в судебном заседании от общества с ограниченной ответственностью "Автотор-энерго" Глазунова А.Р. (доверенность от 19.04.2004), рассмотрев 22.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.11.2004 (судья Карамышева Л.П.) по делу N А21-5862/04-С1,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотор-энерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду (далее - Инспекция) от 30.06.2004 N 1216К и требования об уплате налога от 12.07.2004 N 8783.
Решением суда от 04.11.2004 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права и неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество в проверяемый период неправомерно пользовалось льготой по налогу на прибыль, предусмотренной пунктом 9 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон "О налоге на прибыль"), поскольку дополнительные льготы по налогу на прибыль действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 01.01.2004.
В отзыве на кассационную жалобу налогоплательщик просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества отклонил доводы жалобы.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена, однако ее представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2004 года, по результатам которой приняла решение от 30.06.2004 N 1216К об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислении 2713 руб. налога на прибыль, 80 руб. 33 коп. пеней. Обществу также предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
В ходе налоговой проверки установлено, что Общество в нарушение статьи 3 Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 163-ФЗ) необоснованно применяло льготу по налогу на прибыль, установленную пунктом 9 статьи 6 Закона "О налоге на прибыль". Инспекция считает, что указанная дополнительная льгота по налогу на прибыль в силу статьи 3 Закона N 163-ФЗ действует лишь до 01.01.2004 независимо от того, был ли установлен срок ее действия или нет.
Налогоплательщику направлено требование N 8783 об уплате 2713 руб. налога на прибыль и 80 руб. 33 коп. пеней по состоянию на 12.07.2004 в срок до 22.07.2004.
Считая решение от 30.06.2004 N 1216К и требование N 8783 незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на то, что Закон N 163-ФЗ, досрочно отменяющий льготу по налогу на прибыль, предоставленную законодательным органом субъекта Российской Федерации, делает невозможным реализацию инвестиционного проекта и ухудшает положение налогоплательщика, в связи с чем не подлежит применению в данном случае.
Суд кассационной инстанции считает вывод суда правильным по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 статьи 6 Закона "О налоге на прибыль" законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных указанной статьей, вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.
Как видно из материалов дела и установлено судом, администрация Калининградской области (далее - Администрация) в 1996 году предложила программу создания сборочного производства современных легковых автомобилей. Правительство Российской Федерации 23.04.1996 издало постановление N 524 "О мерах государственной поддержки создания сборочного производства современных легковых автомобилей в Калининградской области".
Указом Президента Российской Федерации от 02.05.1996 названная программа одобрена.
Между Администрацией, Международным Фондом инвестиций и приватизации (далее - Фонд) и южнокорейской корпорацией "KIA GROUP" (далее - Корпорация) 30.07.1996 заключено Соглашение о сотрудничестве в развитии промышленного производства в Особой экономической зоне Калининградской области Российской Федерации (приложение к делу, листы 10 - 17). Пунктом 1 указанного Соглашения предусмотрено оказание Корпорацией и Фондом содействия Администрации в привлечении иностранного капитала для конверсии оборонных предприятий, модернизации и технического перевооружения других предприятий области и реализации программы создания производства современных автомобилей. Кроме того, данным Соглашением предусматривалось, что основным условием привлечения инвестиций в рамках реализации проекта является обязательство Администрации о предоставлении преференциального режима для предприятий, участвующих в осуществлении проекта, который, в частности, предусматривает применение льготного налогового режима (пункт 7 Соглашения).
В соответствии со статьей 1 Закона Калининградской области от 21.02.2000 N 177 (далее - Закон N 177) с 1 января 2000 года освобождены действующие и вновь создаваемые акционерные общества, иные юридические лица, участвующие в реализации инвестиционного проекта создания производства автомобилей и мотовелотехники, от уплаты всех налогов в областной бюджет и территориальный дорожный фонд, право льготирования по которым принадлежит субъектам Российской Федерации, до момента достижения полной окупаемости вложенных средств, сроком на 8,8 лет.
В силу статьи 2 названного Закона утвержден перечень юридических лиц, на которых распространяется Закон Калининградской области "О государственной поддержке инвестиционного проекта создания производства автомобилей и мотовелотехники в Особой экономической зоне Калининградской области и предоставлении налоговых льгот предприятиям, участвующим в реализации проекта".
Перечень вновь создаваемых предприятий, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта по созданию производства автомобилей и мотовелотехники и подлежащих освобождению от уплаты налогов в областной бюджет, право льготирования по которым принадлежит субъектам Российской Федерации, утверждается областной Думой.
Приложением к Закону N 177 в перечень организаций, осуществляющих реализацию проекта создания и производства автомобилей и мотовелотехники в Особой экономической зоне Калининградской области и освобождаемых от уплаты налогов, включено Общество (п. 13 Перечня).
В соответствии с пунктом 1 Решения городского Совета от 29.03.2000 N 92 (далее - Решение Горсовета N 92) с 1 января 2000 года предприятия, участвующие в реализации инвестиционного проекта создания и производства автомобилей и мотовелотехники на территории Калининграда, освобождены от уплаты налогов и сборов, поступающих в городской бюджет, на период окупаемости названного инвестиционного проекта - 8 лет 10 мес.
Согласно пункту 4 названного Решения утвержден перечень предприятий, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта, на которые распространяются льготы, указанные в пунктах 1 и 2 названного Решения. Приложением N 1 к Решению Горсовета N 92 в перечень таких юридических лиц включено Общество (том дела 1, лист 59).
Таким образом, льгота по налогу на прибыль предоставляется организациям, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта создания и производства автомобилей и мотовелотехники в Особой экономической зоне Калининградской области.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество является организацией, осуществляющей названный инвестиционный проект, и полностью выполняет требования Закона N 177 и Решения Горсовета N 92, необходимые для использования льготы по налогу на прибыль.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) предусмотренные пунктом 9 статьи 6 Закона "О налоге на прибыль" дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены. Если срок действия таких льгот не установлен, то они действуют до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет с момента их предоставления.
Согласно статье 3 Закона N 163-ФЗ в абзац десятый статьи 2 Закона N 110-ФЗ внесено изменение, и он изложен в новой редакции. Предусмотренные пунктом 9 статьи 6 дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 1 января 2004 года.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод налогового органа о том, что Закон N 163-ФЗ вступает в силу с 01.01.2004, поскольку этот довод не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 163-ФЗ данный Закон вступает в силу с 1 января 2004 года, за исключением статей 4, 6 и 7.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Закон N 163-ФЗ официально опубликован 16.12.2004. Следовательно, положения названного Закона подлежат применению, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования, то есть не ранее 16.01.2005.
Пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Учитывая, что в соответствии со статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, в рассматриваемом случае очередным налоговым периодом по налогу на прибыль, наступающим после окончания месячного срока со дня официального опубликования Закона N 163-ФЗ, является период с 01.01.2005 по 31.12.2005, а его первым числом - 01.01.2005.
Кроме того, судебные инстанции правомерно указали на то, что изменения, внесенные в абзац десятый статьи 2 Закона N 110-ФЗ Законом N 163-ФЗ, ухудшают положение Общества как налогоплательщика, поскольку льгота по налогу на прибыль в данном случае прекращает свое действие до истечения срока, на который она была первоначально предоставлена заявителю в соответствии с Законом "О налоге на прибыль", Законом N 177 и Решением Горсовета N 92. Названное право на применение льготы возникает и реализуется в рамках длящихся правоотношений, возникших при предоставлении Обществу права на использование льготы по налогу на прибыль, которые выходят за пределы одного налогового периода.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Данная позиция подтверждается определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О, согласно которому изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся отношениям, возникшим до дня официального введения нового правового регулирования.
В связи с этим использование льготы по налогу, предоставленной Обществу ранее действующим законодательством, относится к длящимся правоотношениям, и к ним не может применяться новый налоговый закон, ухудшающий положение налогоплательщика.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования и оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.11.2004 по делу N А21-5862/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий
ПАСТУХОВА М.В.
Судьи
КОРАБУХИНА Л.И.
МОРОЗОВА Н.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)