Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.06.2003 N А05-15583/02-872/13

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 16 июня 2003 года Дело N А05-15583/02-872/13

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Асмыковича А.В. и Ломакина С.А., рассмотрев 10.06.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.02.03 по делу N А05-15583/02-872/13 (судья Сметанин К.А.),
УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Фрида" (далее - общество) 1550 руб. и 5000 руб. штрафов, предусмотренных соответственно пунктом 1 статьи 126 и пунктом 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неисполнение обязанностей налогового агента.
Решением суда от 05.02.03 требования удовлетворены частично: с общества взыскан штраф в сумме 1550 руб., а во взыскании 5000 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 120 НК РФ отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 05.02.03 в части отказа во взыскании 5000 руб. штрафа и взыскать штраф в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит правовых оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности удержания и перечисления обществом - налоговым агентом в бюджет подоходного налога (налога с доходов физических лиц) за период с 27.08.99 по 31.12.01.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений, в том числе "грубое нарушение налоговым агентом правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", выразившееся в отсутствии первичных документов налогового учета в 2001 году, то есть в течение одного налогового периода. Результаты проверки отражены в акте выездной налоговой проверки общества от 24.06.02 N 01/1-27-08/1168ДСП.
Решением от 23.08.02 N 01/1-27-08/2444ДСП общество привлечено к ответственности, в частности по пункту 1 статьи 120 НК РФ в виде взыскания 5000 руб. штрафа за названное нарушение.
Общество не выполнило требование налоговой инспекции от 23.08.02 N 01/1-27-08/918 о добровольной уплате штрафа в срок до 16.09.02, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в принудительном порядке.
Отказывая во взыскании 5000 руб. штрафа, суд указал на то, что ни в акте, ни в решении налогового органа не изложены обстоятельства совершенного обществом налогового правонарушения, а также доказательства, подтверждающие эти обстоятельства и вину налогового агента.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, а также удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.
Одновременно статьей 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В целях реализации положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" утверждены, как указано в самом приказе, две формы отчетности:
- - форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (с приложением о порядке ее заполнения);
- - форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год" (с приложением о порядке ее заполнения и представления).
Налоговая карточка содержит информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица.
Указанная карточка заполняется на основании первичных документов организации - налогового агента, подтверждающих получение физическим лицом налогооблагаемого дохода.
Суд правомерно сослался на то, что налоговая инспекция ни в акте выездной проверки, ни в решении о привлечении общества к ответственности не указала, в чем состоит грубое нарушение налоговым агентом правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, то есть не выполнила требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 100 и пунктом 3 статьи 101 НК РФ. Только из кассационной жалобы усматривается, что налоговый орган вменил в вину обществу именно отсутствие налоговых карточек по форме N 1-НДФЛ в 2001 году.
Однако из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах.
Между тем пунктом 1 статьи 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 этой же статьи.
При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Используя определение понятия "первичные документы", данное в Законе Российской Федерации "О бухгалтерском учете" (статья 9), кассационная инстанция считает, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" не относится к первичным документам, отсутствие которых является "грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения".
Первичными документами, подтверждающими выплату обществом доходов физическим лицам, являются, в частности, ведомости на выплату заработной платы, расходные кассовые ордера. Именно на основании этих документов бухгалтерского учета налоговый агент заполняет налоговую карточку формы N 1-НДФЛ.
Кроме того, нормы статьи 120 НК РФ не распространяются на налоговых агентов, на что прямо указано в абзаце третьем пункта 3 статьи 120 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу налоговой инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.02.03 по делу N А05-15583/02-872/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий
КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи
ЛОМАКИН С.А.
АСМЫКОВИЧ А.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)