Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 21 апреля 1998 г. Дело N А74-1865/97-С2-Ф02-331/98-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Кадниковой Л.А., Косачевой О.И.,
при участии в заседании: представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 января 1998 года по делу N А74-1865/97-С2, суд первой инстанции: Брылякова М.В., Силищева Е.В., Гигель Н.В.,
Открытое акционерное общество "Хакасгаз" города Абакана (в дальнейшем ОАО "Хакасгаз") обратилось с иском к Управлению Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Хакасия (в дальнейшем УФСНП РФ по РХ) о признании недействительным решения полиции от 11.09.1997 о применении финансовых санкций в сумме 645149 рублей 30 копеек (в новом масштабе цен).
Решением суда первой инстанции от 26 января 1998 года иск удовлетворен, решение УФСНП РФ по РХ от 11.09.1997 о применении финансовых санкций признано недействительным.
Государственная пошлина в сумме 16669 рублей 80 копеек возвращена ОАО "Хакасгаз" из федерального бюджета.
При принятии решения арбитражный суд исходил из того, что УФСНП РФ по РХ неверно определена рыночная цена на газ и, следовательно, не доказано совершение налогового правонарушения.
При вынесении судебного акта суд руководствовался пунктом 5 статьи 2, статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", пунктом 1.3 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.1994 N 1130 "О порядке расчетов с бюджетом акционерных обществ (предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства Министерства топлива и энергетики Российской Федерации)", статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьями 53; 95; 124 - 127; 132; 134 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуя решение Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1865/97-С2, заявитель ставит вопрос о проверке законности и обоснованности принятого судебного акта.
По мнению заявителя, судом при рассмотрении спора неправильно применена статья 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и статья 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Указанные нормы предусматривают, что при реализации продукции по цене не выше фактической себестоимости для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Под сложившимися рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки.
УФСНП РФ по РХ обращает внимание суда на то, что судом при рассмотрении спора не дана оценка совершенного налогового нарушения, а лишь оценивался факт неверного определения ответчиком рыночной цены реализации газа.
Также вывод суда о том, что для определения рыночной цены реализации газа УФСНП РФ по РХ должно было исследовать цены на газ всех предприятий и на основе анализа определить рыночную цену, не правомерен, так как противоречит нормам налогового законодательства, которое не предусматривает возможности определения рыночной цены расчетным путем.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Хакасгаз" заявило о законности и обоснованности решения, принятого по делу N А74-1865/97-С2 и просило оставить его без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены (уведомления N 565 от 02.04.1998 и N 564 от 03.04.1998), но в заседание суда не явились, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что УФСНП РФ по РХ с 10.08.1997 по 20.08.1997 в АООТ "Хакасгаз" была проведена тематическая документальная проверка соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей за период с 01.01.1996 по 31.12.1996.
По результатам проверки был составлен акт без номера от августа 1997 года. В названном акте зафиксировано, что истцом допущены нарушения налогового законодательства, а именно: статья 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", статья 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", выразившиеся в реализации сжиженного пропан-бутана (газа) по цене ниже себестоимости, что привело к занижению налогооблагаемой прибыли и повлекло недоначисление налога на прибыль в сумме 161966300 рублей и налога на добавленную стоимость в сумме 92574300 рублей.
На основании акта проверки исполняющим обязанности начальника Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Хакасия было вынесено решение от 11.09.1997 о применении к АООТ "Хакасгаз" финансовых санкций - взыскании пени и штрафа:
- - недоимка по налогу на прибыль за 1996 год - 161966300 рублей, штраф 100% - 161966300 рублей, штраф 10% - 16196600 рублей, пеня - 74828400 рублей;
- - недоимка по налогу на добавленную стоимость за 1996 год - 92574300 рублей, 92574300 рублей - штраф 100%, 63043100 - пеня.
Заявляя исковые требования, ОАО "Хакасгаз" утверждает, что не является плательщиком налога на прибыль, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1130 "О порядке расчетов с бюджетом акционерных обществ (предприятий) по газификации и эксплуатации газового хозяйства Министерства топлива и энергетики Российской Федерации", установлено, что уплата налога на прибыль осуществляется акционерными обществами (предприятиями) по газификации и эксплуатации газового хозяйства централизованно по сводному балансу.
Следовательно, для установления налогового нарушения со стороны ОАО "Хакасгаз" УФСНП РФ по РХ необходимо было проверить сводный баланс и выяснить повлекло ли указанное в акте документальной проверки нарушение к неуплате налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.
Неверно определена полицией и рыночная цена газа. Для определения рыночной цены ответчиком была принята во внимание лишь калькуляция Абаканского филиала РГП "СГ-Транс", несмотря на то, что реализацией сжиженного пропан-бутана в регионе занимаются ряд иных предприятий, а также калькуляция РГП "СГ-Транс", принятая полицией за основу, не содержит даты составления.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 января 1998 года по делу N А74-1865/97-С2 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации N 1130 от 06.10.1994 установлено, что уплата налога на прибыль и налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной осуществляется акционерными обществами (предприятиями) по газификации и эксплуатации газового хозяйства централизованно по сводному балансу. Предприятия, вышедшие из состава акционерных обществ, осуществляют расчеты с бюджетом самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.
Арбитражным судом обоснованно сделан вывод о том, что ОАО "Хакасгаз" производит расчеты самостоятельно, так как истец не представил документов в подтверждение того, что ОАО "Хакасгаз" уплачивает налоги централизованно по сводному балансу.
Решение налоговой полиции мотивировано занижением ОАО "Хакасгаз" в отчетном периоде налогооблагаемой прибыли в результате исчисления налога ниже фактической себестоимости реализованной продукции.
Пунктом 5 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что предприятия, осуществляющие реализацию (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.
Пунктом 2.5 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" от 10.08.1995 N 37 установлено, что под сложившимися рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки. Под регионом следует понимать сферу обращения продукции в данной местности, которая определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ближайшей по отношению к нему территории. При этом под ближайшей территорией понимается конкретный населенный пункт или группа населенных пунктов, или иные территории, находящиеся в пределах границ национально- и административно-территориальных, национально-государственных образований.
Суд при рассмотрении спора пришел к выводу о недоказанности факта реализации истцом газа по цене ниже себестоимости, а следовательно, и факта совершения истцом налогового правонарушения.
Данный вывод суда необоснован и сделан в нарушение частей 1 и 2 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Часть 2 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд основывает свои решения лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в заседании.
В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства рыночной цены на сжиженный пропан-бутан.
Суд, оценив представленные ответчиком доказательства и придя к выводу о недостаточности имеющихся документов, в нарушение части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предложил лицам, участвующим в деле, представить новые с тем, чтобы располагать надлежащими доказательствами о размере рыночной цены на газ, существовавшей на момент исполнения сделки в данном регионе.
Также Арбитражным судом Республики Хакасия необоснованно сделан вывод о недоказанности факта совершения истцом налогового правонарушения Из материалов дела усматривается, что судом при рассмотрении спора не исследован вопрос о фактической себестоимости реализованного газа (сжиженного пропан-бутана).
При таких условиях решение от 26 января 1998 года по делу N А74-1865/97-С2 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Арбитражному суду Республики Хакасия при новом рассмотрении спора следует разрешить вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 162, 175 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 26 января 1998 года по делу N А74-1865/97-С2 Арбитражного суда Республики Хакасия отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 21.04.1998 N А74-1865/97-С2-Ф02-331/98-С1
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 21 апреля 1998 г. Дело N А74-1865/97-С2-Ф02-331/98-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Кадниковой Л.А., Косачевой О.И.,
при участии в заседании: представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 января 1998 года по делу N А74-1865/97-С2, суд первой инстанции: Брылякова М.В., Силищева Е.В., Гигель Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Хакасгаз" города Абакана (в дальнейшем ОАО "Хакасгаз") обратилось с иском к Управлению Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Хакасия (в дальнейшем УФСНП РФ по РХ) о признании недействительным решения полиции от 11.09.1997 о применении финансовых санкций в сумме 645149 рублей 30 копеек (в новом масштабе цен).
Решением суда первой инстанции от 26 января 1998 года иск удовлетворен, решение УФСНП РФ по РХ от 11.09.1997 о применении финансовых санкций признано недействительным.
Государственная пошлина в сумме 16669 рублей 80 копеек возвращена ОАО "Хакасгаз" из федерального бюджета.
При принятии решения арбитражный суд исходил из того, что УФСНП РФ по РХ неверно определена рыночная цена на газ и, следовательно, не доказано совершение налогового правонарушения.
При вынесении судебного акта суд руководствовался пунктом 5 статьи 2, статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", пунктом 1.3 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.1994 N 1130 "О порядке расчетов с бюджетом акционерных обществ (предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства Министерства топлива и энергетики Российской Федерации)", статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьями 53; 95; 124 - 127; 132; 134 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуя решение Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1865/97-С2, заявитель ставит вопрос о проверке законности и обоснованности принятого судебного акта.
По мнению заявителя, судом при рассмотрении спора неправильно применена статья 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и статья 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Указанные нормы предусматривают, что при реализации продукции по цене не выше фактической себестоимости для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Под сложившимися рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки.
УФСНП РФ по РХ обращает внимание суда на то, что судом при рассмотрении спора не дана оценка совершенного налогового нарушения, а лишь оценивался факт неверного определения ответчиком рыночной цены реализации газа.
Также вывод суда о том, что для определения рыночной цены реализации газа УФСНП РФ по РХ должно было исследовать цены на газ всех предприятий и на основе анализа определить рыночную цену, не правомерен, так как противоречит нормам налогового законодательства, которое не предусматривает возможности определения рыночной цены расчетным путем.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Хакасгаз" заявило о законности и обоснованности решения, принятого по делу N А74-1865/97-С2 и просило оставить его без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены (уведомления N 565 от 02.04.1998 и N 564 от 03.04.1998), но в заседание суда не явились, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что УФСНП РФ по РХ с 10.08.1997 по 20.08.1997 в АООТ "Хакасгаз" была проведена тематическая документальная проверка соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей за период с 01.01.1996 по 31.12.1996.
По результатам проверки был составлен акт без номера от августа 1997 года. В названном акте зафиксировано, что истцом допущены нарушения налогового законодательства, а именно: статья 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", статья 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", выразившиеся в реализации сжиженного пропан-бутана (газа) по цене ниже себестоимости, что привело к занижению налогооблагаемой прибыли и повлекло недоначисление налога на прибыль в сумме 161966300 рублей и налога на добавленную стоимость в сумме 92574300 рублей.
На основании акта проверки исполняющим обязанности начальника Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Хакасия было вынесено решение от 11.09.1997 о применении к АООТ "Хакасгаз" финансовых санкций - взыскании пени и штрафа:
- - недоимка по налогу на прибыль за 1996 год - 161966300 рублей, штраф 100% - 161966300 рублей, штраф 10% - 16196600 рублей, пеня - 74828400 рублей;
- - недоимка по налогу на добавленную стоимость за 1996 год - 92574300 рублей, 92574300 рублей - штраф 100%, 63043100 - пеня.
Заявляя исковые требования, ОАО "Хакасгаз" утверждает, что не является плательщиком налога на прибыль, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1130 "О порядке расчетов с бюджетом акционерных обществ (предприятий) по газификации и эксплуатации газового хозяйства Министерства топлива и энергетики Российской Федерации", установлено, что уплата налога на прибыль осуществляется акционерными обществами (предприятиями) по газификации и эксплуатации газового хозяйства централизованно по сводному балансу.
Следовательно, для установления налогового нарушения со стороны ОАО "Хакасгаз" УФСНП РФ по РХ необходимо было проверить сводный баланс и выяснить повлекло ли указанное в акте документальной проверки нарушение к неуплате налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.
Неверно определена полицией и рыночная цена газа. Для определения рыночной цены ответчиком была принята во внимание лишь калькуляция Абаканского филиала РГП "СГ-Транс", несмотря на то, что реализацией сжиженного пропан-бутана в регионе занимаются ряд иных предприятий, а также калькуляция РГП "СГ-Транс", принятая полицией за основу, не содержит даты составления.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 января 1998 года по делу N А74-1865/97-С2 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации N 1130 от 06.10.1994 установлено, что уплата налога на прибыль и налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной осуществляется акционерными обществами (предприятиями) по газификации и эксплуатации газового хозяйства централизованно по сводному балансу. Предприятия, вышедшие из состава акционерных обществ, осуществляют расчеты с бюджетом самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.
Арбитражным судом обоснованно сделан вывод о том, что ОАО "Хакасгаз" производит расчеты самостоятельно, так как истец не представил документов в подтверждение того, что ОАО "Хакасгаз" уплачивает налоги централизованно по сводному балансу.
Решение налоговой полиции мотивировано занижением ОАО "Хакасгаз" в отчетном периоде налогооблагаемой прибыли в результате исчисления налога ниже фактической себестоимости реализованной продукции.
Пунктом 5 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что предприятия, осуществляющие реализацию (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.
Пунктом 2.5 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" от 10.08.1995 N 37 установлено, что под сложившимися рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки. Под регионом следует понимать сферу обращения продукции в данной местности, которая определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ближайшей по отношению к нему территории. При этом под ближайшей территорией понимается конкретный населенный пункт или группа населенных пунктов, или иные территории, находящиеся в пределах границ национально- и административно-территориальных, национально-государственных образований.
Суд при рассмотрении спора пришел к выводу о недоказанности факта реализации истцом газа по цене ниже себестоимости, а следовательно, и факта совершения истцом налогового правонарушения.
Данный вывод суда необоснован и сделан в нарушение частей 1 и 2 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Часть 2 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд основывает свои решения лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в заседании.
В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства рыночной цены на сжиженный пропан-бутан.
Суд, оценив представленные ответчиком доказательства и придя к выводу о недостаточности имеющихся документов, в нарушение части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предложил лицам, участвующим в деле, представить новые с тем, чтобы располагать надлежащими доказательствами о размере рыночной цены на газ, существовавшей на момент исполнения сделки в данном регионе.
Также Арбитражным судом Республики Хакасия необоснованно сделан вывод о недоказанности факта совершения истцом налогового правонарушения Из материалов дела усматривается, что судом при рассмотрении спора не исследован вопрос о фактической себестоимости реализованного газа (сжиженного пропан-бутана).
При таких условиях решение от 26 января 1998 года по делу N А74-1865/97-С2 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Арбитражному суду Республики Хакасия при новом рассмотрении спора следует разрешить вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 162, 175 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26 января 1998 года по делу N А74-1865/97-С2 Арбитражного суда Республики Хакасия отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
О.И.КОСАЧЕВА
Л.А.КАДНИКОВА
О.И.КОСАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)