Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2008 N 09АП-12378/2008-АК ПО ДЕЛУ N А40-32914/08-107-106

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2008 г. N 09АП-12378/2008-АК

Дело N А40-32914/08-107-106

Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.10.2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Крекотнева С.Н.
судей Порывкина П.А., Кольцовой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прибытковым Д.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2008 г.
по делу N А40-32914/08-107-106, принятое судьей Лариным М.В.
по иску (заявлению) ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании частично недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Вилкова Т.М. по доверенности от 29.12.2006 г. N 19510/16-01,
Хафизова А.Г. по доверенности от 28.05.2008 г. N 7992/16-01
от ответчика (заинтересованного лица) - Фокина А.В. по доверенности от 07.05.2008 г. N 55
установил:

ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 07.04.2008 г. N 52-02-17/842 в части доначисления по налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за сентябрь - декабрь 2004 года в размере 12 283 559 руб., соответствующих пени, и об обязании Инспекции возвратить сумму излишне взысканного налога на добычу полезных ископаемых и пеней в размере 12 552 448 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 04.08.2008 г. заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение Инспекции является незаконным, не соответствует действующему законодательству о налогах и сборах Российской Федерации.
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 не согласилась с принятым решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает на то, что Общество занизило налоговую базу по НДПИ, не включив в количество добытой нефти массу балласта в количестве 10 265 тонн.
ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что заявитель надлежащим образом подтвердил правомерность своих требований, а решение суда принято на основе правильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 проведена повторная выездная налоговая проверка ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты НДПИ за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2004 года, по результатам которой был составлен акт от 28.02.2008 г. N 52-02-16/217 и вынесено решение от 07.04.2008 г. N 52-02-17/842 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1 л.д. 39 - 49, 79 - 100).
Указанным решением налоговый орган отказал в привлечении Общества к налоговой ответственности (пункт 1); заявителю доначислены пени по состоянию на 07.04.2008 г. на недоимку по НДПИ в размере 268 887 руб. (пункт 2); предложено уплатить недоимку по НДПИ по соответствующим срокам уплаты в размере 12 283 559 руб., уплатить пени указанные в пункте 2 решения; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 3).
На основании решения налогового органа в адрес заявителя выставлено требование об уплате налога N 594 от 08.05.2008 г. (т. 5 л.д. 75 - 76).
Во исполнение решения налогового органа и требования об уплате налога Общество уплатило недоимку по НДПИ в размере 12 283 559 руб. и пени в размере 268 887 руб., что подтверждается платежными поручениями N 27581, 27582 от 30.05.2008 г. (т. 5 л.д. 77 - 78).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и пояснения сторон в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции считает, что решение налогового органа от 07.04.2008 г. N 52-02-17/842 в обжалуемой заявителем части является незаконным, а требования Общества правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В оспариваемом решении Инспекция указала на то, что в нарушение ст. ст. 337, 339 НК РФ заявитель неправомерно определило добытое полезное ископаемое (нефть) и занизило количество добытой нефти за сентябрь - декабрь 2004 года на 10 265 тонн, что привело к занижению налоговой базы и неуплате НДПИ в размере 12 283 559 руб.
Апелляционный суд считает указанный довод налогового органа незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Татнефть имени В.Д. Шашина" ежемесячно представляло в Инспекцию налоговые декларации по. НДПИ за 2004 год, согласно которым общее количество добытой нефти за 2004 год составило 25 099 486 тонн, сумма НДПИ подлежащая уплате за 2004 год составила 26 466 765 542 руб. в том числе за сентябрь - декабрь 2004 года нефти добыто в количестве 8 325 157 тонн, сумма НДПИ приходящаяся на добытую за 4 месяца нефть составила 9 943 866 023 руб.
23.10.2007 г. Общество представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НДПИ за сентябрь - декабрь 2004 года в связи с уменьшением количества добытой нефти (объект налогообложения) на нормативные потери при добыче на основании п. 3 ст. 339 НК РФ (т. 3 л.д. 45 - 136, т. 4 л.д. 1 - 31).
По данным уточненных деклараций за сентябрь - декабрь 2004 года Обществом было добыто нефти в количестве 8 293 384 тонн, сумма НДПИ подлежащая уплате в бюджет по этой нефти составила 9 905 977 355 руб., в том числе: за сентябрь 2004 года добыто 2 065 189 тонн, сумма НДПИ составила 2 510 394 683 руб.; за октябрь 2004 года добыто 2 094 018 тонн, сумма НДПИ составила 2 886 733 676 руб.; за ноябрь 2004 года добыто 2 047 247 тонн, сумма НДПИ составила 2 343 308 774 руб.; за декабрь 2004 года добыто 2 086 928 тонн, сумма НДПИ составила 2 165 540 222 руб.
Налогоплательщиком в материалы дела представлен расчет количества добытой нефти, сумма НДПИ, количества нормативных потерь при добыче, не учитывающихся при определении налоговой базы по каждому участку недр за сентябрь - декабрь 2004 года (т. 4 л.д. 32 - 33).
Данные о количестве добытой нефти, потерях и количестве нефти сданной в систему магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть" отражаются в ежемесячно составляемых актах снятия натуральных остатков на 1 число следующего месяца, в том числе за сентябрь - декабрь 2004 года акты снятия натуральных остатков представлены в материалы дела (т. 4 л.д. 49 - 57).
Общество включало в налоговую базу по НДПИ данные о количестве добытой нефти (пункт 2 акта) за вычетом нормативных потерь (пункт 4 акта), при этом, количество добыто 1" нефти определялось как масса товарной нефти "нетто", то есть без учета балласта (воды, солей, механических примесей) на основании требований п. 1 ст. 337 НК РФ и Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 08.01.2002 г. N 2-ст (далее - ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия").
В обоснование своей правовой позиции и доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает на то, что количество добытой нефти для целей налогообложения определяется в массе "брутто", то есть с учетом "балласта" (вода, соли, механические примеси) на основании Национального стандарта ГОСТ Р 8.595-2004 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения, измерений", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2004 г. N 99-ст (далее - ГОСТ Р 8.595-2004 "Масса нефти и нефтепродуктов"), при этом, в налоговую базу включается количество нефти массы "брутто", сданной в систему магистральных нефтепроводов. По данным Инспекции налогоплательщик должен был исчислить НДПИ за сентябрь - декабрь 2004 года с массы "брутто" в количестве 8 095 445 тонн).
В соответствии с п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации.
Одним из видов полезных ископаемых, являющихся объектом налогообложения НДПИ, в п. 2 ст. 337 НК РФ указана нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется на основании п. 2 ст. 338 НК РФ как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении, которое в свою очередь определяется в единицах массы прямым методом (посредством применения измерительных средств и устройств) и косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье).
Согласно действующему в Российской Федерации Государственному стандарту ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия" под товарной нефтью понимается нефть подготовленная к поставке потребителю в соответствии с требованиями действующих нормативных и технических документов, принятых в установленном порядке; под сырой нефтью понимается жидкая природная ископаемая смесь углеводородов широкого физико-химического состава, которая содержит растворенный газ, воду, минеральные соли, механические примеси и служит основным сырьем для производства жидких энергоносителей (бензина, керосина, дизельного топлива, мазута), смазочных масел, битумов и кокса.
Государственный стандарт ГОСТ Р 51858-2002 не содержит понятия нефти как полезного ископаемого, а также "нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной", в связи с чем суд считает, что для целей налогообложения НДПИ принимается товарная нефть, соответствующая одной из трех групп по степени подготовки указанных в пункте 4.4 ГОСТ Р 51858-2002 (в каждой группе отражен норматив по содержанию массовой доли воды, концентрации хлористых солей и массовой доли механических примесей).
ГОСТ Р 51858-2002 не содержит понятия массы нефти "брутто" или массы нефти "нетто". ГОСТ Р 8.595-2004 "Масса нефти и нефтепродуктов", на который ссылается налоговый орган, также не содержит понятия масса нефти "брутто" и масса нефти "нетто", поскольку в пункте 3.12 - 3.15 этого Государственного стандарта указано понятие товарной нефти "нефть, подготовленная к поставке потребителю в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51858", массы брутто товарной нефти "масса товарной нефти, показатели качества которой соответствуют требованиям ГОСТ Р 51858", массы балласта "общая масса воды, солей и механических примесей в товарной нефти", массы нетто товарной нефти "разность массы брутто товарной нефти и массы балласта".
Как пояснил представитель заявителя, Общество определяло количество добытой нефти (массу нефти) обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, соответствующей качеству нефти отраженному в пункте 4 ГОСТ Р 51858-2002 без учета воды, солей и механических примесей, содержащихся в сырой нефти.
Количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, являющееся объектом налогообложения, не составляет одну и ту же величину, что и количество нефти слитое в систему магистральных нефтепроводов за соответствующий налоговый период (месяц), поскольку не вся добытая в течение одного месяца нефть продается покупателям и сливается в систему магистральных нефтепроводов для транспортировки.
Суд первой инстанции с учетом положений п. п. 1, 2 ст. 337, п. 2 ст. 338, п. 2 ст. 339 НК РФ, ГОСТа Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", ГОСТа Р 8.595-2004 "Масса нефти и нефтепродуктов" пришел к обоснованному выводу о том, что под количеством добытой нефти, на основании которого определяется налоговая база по НДПИ, понимается масса добытой товарной нефти "нетто" без учета воды, хлористых солей и механических примесей (балласта), соответствующей качественным характеристикам установленным в пункте 4 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия".
Доводы налогового органа о том, что масса товарной нефти "нетто" является производной массы товарной нефти "брутто", в связи с чем "первой по своему качеству соответствующая государственным стандартам Российской Федерации" является именно масса товарной нефти "брутто", правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку противоречит определению вида полезного ископаемого "нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная", с учетом отсутствия в обоих ГОСТ определения качества нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной.
Доводы налогового органа со ссылкой на Инструкцию по определению массы нефти при учетных операциях с применением систем измерения количества и показателей качества нефти РД 153-39.4-042-99, утвержденную Приказом Минтопэнерго России от 14.04.2000 г. N 113, необоснованны, поскольку данная Инструкция, как и ГОСТ Р 8.595-2004 "Масса нефти и нефтепродуктов" указывает на методы измерения количественных показателей нефти, в то время как п. п. 1, 2 ст. 337 НК РФ предусматривают соответствие добытой нефти первой по качеству государственному стандарту, в котором будут определены качественные характеристики полезного ископаемого, а не порядок измерения его количества (метод определения количества полезного ископаемого).
Кроме того, п. п. 2, 4 ст. 342 НК РФ предусмотрено, что налоговая ставка за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется исходя из двух коэффициентов, в том числе коэффициента, характеризующего степень выработанное конкретного участка недр (пункт 4), который рассчитывается исходя из суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр по данным государственного запаса полезных ископаемых за календарный год.
Баланс запасов полезных ископаемых составляется ежегодно Федеральным агентством по недропользованию по каждому добывающему предприятию отрасли на основании ст. 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. "О недрах", пункта 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. N 293.
Согласно представленному государственному балансу полезных ископаемых группы компаний ОАО "Татнефть" за 2004 год общее количество добытой нефти за 2004 год составило 25 099 486 тонн, что соответствует количеству нефти отраженному в актах снятия натуральных остатков на 1 число каждого месяца 2004 года и налоговых декларациях по НДПИ за 2004 год (с учетом уменьшения на нормативные потери), при этом, данное количество нефти отраженное в государственном балансе полезных ископаемых определяется на основании показателей статистической отчетности по форме 1-ТЭК "Сведения по эксплуатации скважин" (т. 4 л.д. 94 - 100).
Пунктом 18 Инструкции по заполнению статистической отчетности по форме 1-ТЭК, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 29.05.1996 г., установлено, что количество добытой нефти определяется и отражается в отчете в тоннах "нетто".
Кроме того, вывод суда первой инстанции о необходимости определять количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в тоннах "нетто" соответствует общей позиции законодателя, который Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 158-ФЗ внес с 1 января 2009 года изменения в п. 1 ст. 339 НК РФ, согласно данным изменениям "количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы "нетто", а также разъяснениям Минфина России от 11.09.2007 г. N 03-06-05-01/30, направленными в ФНС России (т. 5 л.д. 36 - 63).
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что налоговый орган определял занижение количества нефти (налоговая база) исходя из массы нефти "брутто" отраженной в пункте 5 акта снятия натуральных остатков за сентябрь - декабрь 2004 года, в котором указывалось количество нефти слитое в систему магистральных нефтепроводов (за сентябрь - декабрь 2004 года слито 8 095 445 тонн), в то время как налогоплательщик определял налоговую базу исходя из показателей отраженных в пункте 2 каждого акта "количество добытой нефти", которое составило за 4 месяца 8 293 384 тонны.
Сумма НДПИ для нефти подлежащего уплате в бюджет равняется произведению налоговой базы, определенной как количество добытой нефти, на налоговую ставку (ст. 338, 342, п. 1 ст. 343 НК РФ), в связи с чем налоговая база по НДПИ за сентябрь - декабрь 2004 года, определенная налогоплательщиком составила 8 293 384 тонны, что превышает установленную налоговым органом налоговую базу по данным выездной проверки (8 095 445 тонн), то есть Общество, уплатило НДПИ в размере превышающем доначисленный по проверке.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает оспариваемое решение налогового органа в части начисления по НДПИ за 4 сентябрь - декабрь 2004 года в размере 12 283 559 руб., пени в размере 268 887 руб. незаконным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Требование заявителя об обязании Инспекции возвратить излишне взысканный НДПИ и пени в размере 12 552 448 руб. также правомерно удовлетворены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение решения налогового органа и требования об уплате налога Общество уплатило недоимку по НДПИ в размере 12 283 559 руб. и пени в размере 268 887 руб., что подтверждается платежными поручениями N 27581, 27582 от 30.05.2008 г. (т. 5 л.д. 77 - 78).
Выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога, сбора, штрафов.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 г. N 503-О, Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2005 г. N 13592/04, где указано, что выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 79 НК РФ суммы излишне взысканного налога, а также пеней подлежат возврату налогоплательщику по решению суда на основании искового заявления поданного в течение трех лет со дня когда он узнал о факте излишнего взыскания налога или налоговой санкции.
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Учитывая, что решение налогового органа от 07.04.2008 г. N 52-02-17/842 признано судом незаконным, суммы недоимки по НДПИ и начисленные пени в размере 12 552 448 руб., уплаченные налогоплательщиком платежными поручениями N 27581, 27582 от 30.05.2008 г., подлежат возврату Обществу на основании п. 1 ст. 79 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Расходы по госпошлине по данному делу распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, положениями главы 25.3 НК РФ и разъяснениями, данными Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2008 г. по делу N А40-32914/08-107-106 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий:
С.Н.КРЕКОТНЕВ
Судьи:
П.А.ПОРЫВКИН
Н.Н.КОЛЬЦОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)