Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.03.2002 ПО ДЕЛУ N 3-29/2002 О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ ПУНКТА 1 ПОСТАНОВЛЕНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА ОТ 27.12.2001 N 9/151 "О ЗАКОНЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2002 ГОД" В ЧАСТИ СТ. 12 ЗАКОНА "ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2002 ГОД".

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 7 марта 2002 г. по делу N 3-29/2002


Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове областном 7 марта 2002 г. дело по заявлению и.о. прокурора Кировской области о проверке соответствия федеральному законодательству п. 1 постановления Кировской областной Думы третьего созыва от 27.12.2001 N 9/151 "О Законе Кировской области "Об областном бюджете на 2002 год" в части ст. 12 Закона "Об областном бюджете на 2002 год", установила:
27.12.2001 Кировская областная Дума постановлением N 9/151 приняла Закон Кировской области "Об областном бюджете на 2002 год", статьей 12 которого на 2002 год приостановлено действие пункта 1 постановления Кировской областной Думы от 26.01.1995 N 9/4 "Об утверждении порядка централизации средств от арендной платы и земельного налога на счет областного бюджета и их использования" в части целевого использования поступающих в бюджет области земельного налога и арендной платы, Правительству области и главам муниципальных образований рекомендовано направлять в 2002 году 50 процентов от арендной платы за землю, поступающей в бюджет области, на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
И.о. прокурора Кировской области, считая, что упомянутые положения противоречат федеральному законодательству, обратился в Кировский областной суд с заявлением о признании их недействующими и не подлежащими применению.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, в их обоснование пояснил, что оспариваемые им положения противоречат ст. 24 Закона РСФСР от 11.10.1991 "О плате за землю", согласно которой земельный налог и арендная плата используются исключительно на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель и подобные мероприятия, связанные с землей, ст. 12 Закона области "Об областном бюджете на 2002 год" фактически приостанавливает действие на территории области Федерального закона, действие ст. 24 Закона РСФСР от 11.10.1991 "О плате за землю" приостановлено ст. 12 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" в части целевого использования централизуемых средств земельного налога и арендной платы, перечисляемых в федеральный бюджет, на нижестоящие бюджеты такое приостановление не распространяется.
Заинтересованное лицо - Кировская областная Дума заявление и.о. прокурора Кировской области не признала, ее представители в судебном заседании просили в его удовлетворении отказать и пояснили, что действия областной Думы по приостановлению Порядка централизации средств от арендной платы и земельного налога на счет областного бюджета и их использования, установленного постановлением Думы от 26.01.1995 N 9/4 во исполнение Закона Российской Федерации от 11.10.1991 "О плате за землю", направлению в 2002 году 50 процентов от арендной платы за землю, поступающей в бюджет области, на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы чьих-либо прав не ущемляют и не противоречат действующему законодательству, обусловлены изысканием денежных средств для выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы в связи с введением в действие Федерального закона от 25.10.2001 "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", повышением постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2001 тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных (местных) бюджетов, условиями подписанного 10.02.2000 Правительством Российской Федерации и Кировской областью Соглашения о мерах по оздоровлению государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Кировской области, согласно которому средства из федерального бюджета Кировской области будут выделяться при обязательном направлении на выплату текущей заработной платы не менее 40 процентов собственных средств и средств Федерального фонда финансовой поддержки, утвержденный постановлением областной Думы от 26.01.1995 N 9/4 Порядок централизации средств от арендной платы за землю и земельного налога на счет областного бюджета и их использования утратил силу в связи с изменениями законодательной базы на федеральном и областном уровне, оспариваемые прокурором положения приняты на основании ст. 12 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", которой действие ст. 24 Закона РСФСР от 11.10.1991 "О плате за землю" в части целевого использования централизуемых средств земельного налога и арендной платы приостановлено на 2002 год.
Проверив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, обсудив изложенные ими доводы, судебная коллегия находит заявление и.о. прокурора Кировской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 42 Устава (Основного закона) Кировской области, ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Кировская областная Дума принимает решения и постановления по вопросам, отнесенным указанными нормами к ее полномочиям.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В этой связи и в соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорные правоотношения регулируются Законом РСФСР от 11.10.1991 "О плате за землю", разрешение возникающих в этой части связи вопросов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 24 Закона РСФСР от 11.10.1991 "О плате за землю" земельный налог и арендная плата за землю имеют целевое назначение и расходуются исключительно на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование.
Во исполнение указанного Федерального закона и в строгом соответствии с ним Кировская областная Дума 26.01.1995 приняла постановление N 9/4 "Об утверждении порядка централизации средств от арендной платы и земельного налога на счет областного бюджета и их использования".
Оспариваемыми прокурором ст. 12 Закона Кировской области "Об областном бюджете на 2002 год" и п. 1 постановления Кировской областной Думы N 9/151 в части принятия этого Закона, содержащего ст. 12 о приостановлении на 2002 год действия постановления Кировской областной Думы от 26.01.1995 N 9/4 "Об утверждении порядка централизации средств от арендной платы и земельного налога на счет областного бюджета и их использования", рекомендацию Правительству области и главам муниципальных образований направлять в 2002 году 50 процентов от арендной платы за землю, поступающей в бюджет области, на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, приостановлено действие Федерального закона в части целевого использования земельного налога и арендной платы, разрешено использовать 50 процентов арендной платы на мероприятия, не связанные с землей.
При таких обстоятельствах ст. 12 Закона Кировской области "Об областном бюджете на 2002 год" и п. 1 постановления областной Думы от 27.12.2001 N 9/151 в части принятия Закона, содержащего эту статью, противоречат ст. 24 Закона РСФСР от 11.10.1991 "О плате за землю", заявление и.о. прокурора Кировской области о признании их недействующими и не подлежащими применению подлежит удовлетворению.
Ссылку заинтересованного лица на ст. 12 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" судебная коллегия признает ошибочной.
Действительно, ст. 12 указанного Федерального закона от 30.12.2001 приостановлено на 2002 год действие ст. 24 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 "О плате за землю". Однако это положение нельзя применять в отношении земельного налога и арендной платы за землю, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации и в местные бюджеты, оно распространяется только в части целевого использования централизуемых средств земельного налога и арендной платы, поступающих в федеральный бюджет в порядке ст. 19 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 "О плате за землю" и используемых для финансирования централизованно выполняемых мероприятий.
О том, что законодатель, приостанавливая действие ст. 24 указанного Закона, имел в виду только централизуемые в федеральный бюджет земельный налог и арендную плату, вытекает и из положений ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты самостоятельны, федеральные органы государственной власти не могут вмешиваться в осуществляемый субъектами Российской Федерации и местным самоуправлением бюджетный процесс.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ст. 27 Федерального закона от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не соответствующий закону нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающий права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений, юридических лиц и органов местного самоуправления, может быть обжалован в суд и признан им недействительным.
Указанные же заинтересованным лицом доводы не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных прокурором требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РФ, судебная коллегия
решила:

Заявление и.о. прокурора Кировской области удовлетворить.
Признать ст. 12 Закона Кировской области "Об областном бюджете на 2002 год", п. 1 постановления Кировской областной Думы от 27.12.2001 N 9/151 в части принятия закона, содержащего эту статью, противоречащими федеральным законам, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение в десятидневный срок может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья
Кировского областного суда



-------------------------------
Решение вступило в законную силу 29.04.2002.




ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 апреля 2002 г. по делу N 10-Г-02-4

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании от 29 апреля 2002 г. гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Кировской области о признании недействующим и не подлежащим применению п. 1 постановления Кировской областной Думы от 27 декабря 2001 г. N 9/151 "О Законе Кировской области "Об областном бюджете на 2002 г." в части ст. 12 Закона "Об областном бюджете на 2002 г." по кассационной жалобе председателя Кировской областной Думы Стрельникова А.Н. на решение Кировского областного суда от 7 марта 2002 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.М. Гермашевой, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Кировской областной Думы от 27 декабря 2001 г. N 9/151 принят Закон Кировской области "Об областном бюджете на 2002 г.". Статьей 12 названного Закона приостановлено на 2002 г. действие пункта 1 постановления Кировской областной Думы от 26 января 1995 г. N 9/4 "Об утверждении порядка централизации средств от арендной платы и земельного налога на счет областного бюджета и их использования" в части целевого использования поступающих в бюджет области земельного налога и арендной платы. Правительству области и главам муниципальных образований рекомендовано в 2002 г. 50 процентов от арендной платы за землю, поступающей в бюджет области, направлять на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
И.о. прокурора Кировской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению п. 1 постановления Кировской областной Думы от 27 декабря 2001 г. N 9/151 в части применения на территории области ст. 12 Закона Кировской области "Об областном бюджете на 2002 г.", поскольку эта норма противоречит ст. 24 Закона РСФСР "О плате за землю" от 11 октября 1991 г. N 1738-1, которой установлено использование земельного налога и арендной платы исключительно на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель и подобные мероприятия, связанные с землей, и фактически приостанавливает ее действие на территории Кировской области.
Представители Кировской областной Думы с заявлением и.о. прокурора Кировской области не согласились, указав, что оспариваемая правовая норма не противоречит федеральному законодательству, ее введение обусловлено изысканием денежных средств для выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы в связи с введением в действие Федерального закона от 25 октября 2001 г. "О тарифной сетке по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", повышением постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. тарифных ставок (окладов) работникам организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Судом постановлено решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе председатель Кировской областной Думы, считая его неправильным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Рассматривая данное дело, суд правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, дал подробный анализ законодательства, регулирующего постановление в заявлении вопроса.
Судом установлено, что оспариваемая правовая норма противоречит ст. 24 Закона РСФСР от 11 октября 1991 г. "О плате за землю", в соответствии с которой земельный налог и арендная плата за землю имеют целевое назначение и расходуются исключительно на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их пользование.
Во исполнение названного Федерального закона Кировской областной Думой 26 января 1995 г. принято постановление N 9/4 "Об утверждении порядка централизации средств от арендной платы и земельного налога на счет областного бюджета и их использования".
Однако оспариваемые нормы на 2002 г. приостановили действие постановления от 26 января 1995 г. N 9/4, рекомендовав Правительству области и главам муниципальных образований направлять 50 процентов от арендной платы за землю, поступающей в бюджет области, на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, тем самым приостановив действие Федерального закона в части целевого использования земельного налога и арендной платы. Между тем, такое право законодательным органам субъектов Российской Федерации не предоставлено.
При таких данных правильным является вывод суда о признании ст. 12 Закона Кировской области "Об областном бюджете на 2002 г." и п. 1 оспариваемого постановления Кировской областной Думы N 9/151 недействующими и не подлежащими применению.
Ссылка Кировской областной Думы на ст. 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 г." от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ, которой приостановлено действие ст. 24 Закона "О плате за землю", не могла служить основанием к отказу в удовлетворении заявления прокурора. Суд правильно указал в решении на то, что эта норма не может быть применена в отношении земельного налога и арендной платы за землю, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации и в местные бюджеты. На 2002 г. приостановлено действие ст. 24 Закона "О плате за землю" в части целевого использования централизуемых средств земельного налога и арендной платы.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда и не могут быть основанием к отмене решения суда. Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:

Решение Кировского областного суда от 7 марта 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кировской областной Думы - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА

Судьи
А.М.МАСЛОВА
Г.В.МАКАРОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)