Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 28.11.2008 N Ф08-6718/2008 ПО ДЕЛУ N А32-7150/2008-58/90

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2008 г. N Ф08-6718/2008

Дело N А32-7150/2008-58/90
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2008.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.2008.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Зорина Л.В., судей Дорогиной Т.Н. и Пальцевой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Спейс" - Ильичева Р.А. (доверенность от 25.09.2008), в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и заявившего о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2008 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 (судьи Андреева Е.В., Гиданкина А.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-7150/2008-58/90, установил следующее.
ООО "Спейс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным отказа заместителя начальника налоговой инспекции в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - 30 игровых автоматов по месту нахождения обособленного подразделения общества и обязании налоговой инспекции выдать свидетельства о регистрации названных игровых автоматов.
Решением суда первой инстанции от 29.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.08.2008, заявление удовлетворено.
Судебные акты мотивированы тем, что обществом соблюден порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, установленный статьей 366 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем основания для отказа в регистрации игровых автоматов отсутствуют.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и отказать в удовлетворении заявления.
Податель жалобы полагает, что открытие новых игорных заведений (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) вне игорных зон, установленных статьей 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), не допускается после 30.06.2007. Заявления о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес поданы обществом в налоговую инспекцию позже 01.07.2007, следовательно, отказ налогового органа налогоплательщику в осуществлении после 30.06.2007 процедур, предусмотренных статьей 366 Кодекса (за исключением регистрации выбытия игровых автоматов), соответствует требованиям Закона N 244-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями от 29.02.2008 и 01.03.2008 о регистрации 30 игровых автоматов по месту нахождения обособленного подразделения заявителя по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Бирюзова, 5.
Письмом от 18.03.2008 N 06-1300/2113 налоговая инспекция сообщила обществу, что заявления налогоплательщика от 29.02.2008 и 01.03.2008 остаются без исполнения, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ новые игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном названным законом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
Суд, полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 2 статьи 5 Закона N 244-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2007, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным названным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии соблюдения требований, установленных частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 Федерального закона, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного Законом N 244-ФЗ разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, должна была быть прекращена до 01.07.2007 (часть 6 статьи 16 Закона N 244-ФЗ).
Следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления Закона N 244-ФЗ в силу, т.е. до 01.01.2007, вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных Законом N 244-ФЗ. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Закона N 244-ФЗ возможно только на территории игорных зон на основании разрешительного порядка.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом статьей 2 Кодекса предусмотрено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Законом N 244-ФЗ определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (часть 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
В силу статьи 2 Закона N 244-ФЗ правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с указанным федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Из приведенных положений следует, что Закон N 244-ФЗ в силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации не является актом законодательства о налогах и сборах и, соответственно, в силу статьи 2 Кодекса не может распространять свое действие на налоговые правоотношения. Закон N 244-ФЗ не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, который относится к сфере налоговых правоотношений и регулируется нормами статьи 366 Кодекса.
При соблюдении владельцами таких игорных заведений норм статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации у налоговых органов отсутствуют правовые основания для отказа им после 01.01.2007 в регистрации дополнительно установленных в игорных заведениях объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и (или) в регистрации изменений (уменьшения с учетом соответствующих требований Федерального закона) количества имеющихся в игорных заведениях объектов налогообложения.
Согласно статье 366 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан зарегистрировать каждый объект налогообложения налогом на игорный бизнес, указанный в пункте 1 данной статьи Кодекса, в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения, не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Проанализировав нормы права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, суд сделал обоснованный вывод о том, что общество, осуществляя деятельность по организации и проведению азартных игр, обязано было обратиться в налоговый орган с заявлением о регистрации увеличения количества объектов налогообложения. Налогоплательщик данную обязанность выполнил, направив 29.02.2008 и 01.03.2008 заявления по почте заказными письмами с описью вложения (л. д. 29 - 30) и уведомив налоговый орган об изменениях количества объектов налогообложения.
Основания для отказа в регистрации данных изменений у налоговой инспекции отсутствуют, поскольку такое обращение налогоплательщика носит уведомительный характер, а действия налогового органа по регистрации изменения количества объектов налогообложения разрешительными не являются.
Положения пунктов 2 и 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают обязанность налогового органа выдать по заявлению о регистрации объектов налогообложения соответствующее свидетельство налогоплательщику.
Учитывая изложенное, суды правомерно признали незаконным отказ налогового органа в регистрации 30 игровых автоматов общества и обязали налоговую инспекцию произвести соответствующие действия и выдать заявителю свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Доводы налоговой инспекции основаны на неправильном толковании норм права, ввиду чего подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 по делу N А32-7150/2008-58/90 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗОРИН

Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
И.В.ПАЛЬЦЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)