Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 31.10.2005 N А79-3371/2005

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 31 октября 2005 года Дело N А79-3371/2005

Лесхоз Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Чувашской Республике (далее - Лесхоз) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы; далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 21.02.2005 N 16 в части начисления земельного налога за 2002 - 2003 годы в сумме 18070 рублей, штрафов в сумме 3614 рублей и пеней в сумме 5558 рублей 37 копеек.
Решением от 23.05.2005 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.07.2005 указанное решение оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил статьи 7 и 78 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 5, 11 и 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю". На его взгляд, налоговый орган правомерно начислил Лесхозу земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения (сенокосные угодья, пастбища, пашни), которые не использовались для обеспечения деятельности государства в области охраны природы.
Лесхоз отзыв на кассационную жалобу не представил.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 31.10.2005 (статья 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку Лесхоза по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе по земельному налогу за период с 01.07.2002 по 30.06.2004, результаты которой оформила актом от 21.01.2005 N 1.
В ходе проверки, в частности, установлено, что за земельные участки, занятые сенокосными угодьями, пастбищами и пашнями, Лесхоз не уплатил земельный налог за 2002 год в сумме 6486 рублей и за 2003 год в сумме 11584 рублей.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель Инспекции принял решение от 21.02.2005 N 16 о привлечении Лесхоза к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога в 2002 - 2003 годах в виде штрафа в сумме 3614 рублей и предложил налогоплательщику перечислить в бюджет 18070 рублей земельного налога и 5558 рублей 37 копеек пеней.
Лесхоз не согласился с решением и обжаловал этот ненормативный акт налогового органа в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю"; статьями 53, 80 и 103 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводам о том, что Лесхоз, являясь территориальным органом управления лесным хозяйством, освобожден от уплаты земельного налога; спорные площади по категории земель относятся к землям лесного фонда, на которых осуществляется побочное лесопользование. С учетом этого суд удовлетворил заявленные требования.
К таким же выводам пришел и суд апелляционной инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что она подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон) использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В статье 3 Закона установлено, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
В соответствии со статьей 5 Закона земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.
В силу статьи 11 Закона налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню. Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда устанавливается по тем же ставкам, что и для земель сельскохозяйственного назначения аналогичного качества.
В статье 80 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что в лесном фонде может осуществляться побочное лесопользование: сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством.
В пунктах 4 и 14 статьи 12 Закона установлено, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры; и земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, основанием для применения налоговой льготы является использование земельного участка, в частности, в целях охраны природы и для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
Согласно пункту 1 Положения о Лесхозе (приложение к приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.12.2002 N 836) он является специально уполномоченным государственным органом в области государственного управления, а именно: использования, охраны, защиты лесного фонда Российской Федерации и воспроизводства лесов; охраны окружающей природной среды; охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что в решении Инспекции от 21.02.2005 N 16 земельный налог начислен Лесхозу не за пользование лесным фондом, а за земли сельскохозяйственного назначения (сенокосные угодья, пастбища, пашни).
Суд первой инстанции на основании экспликации лесного фонда Алатырского района установил факт нахождения у Лесхоза 428 га сенокосов, 104 га пастбищ и 5 га пашни, однако не выяснил цели, в которых использовались спорные земельные участки (сельскохозяйственные или охрана природы), ограничившись лишь ссылкой на статью 80 Лесного кодекса Российской Федерации.
Основания для применения в данном случае статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации у суда отсутствовали, так как эта норма касается освобождения от уплаты земельного налога лиц, уплачивающих платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозов федерального органа управления, и отношения к землям сельскохозяйственного назначения не имеет.
С учетом изложенного решение от 23.05.2005 и постановление от 18.07.2005 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Чувашской Республики.
При повторном рассмотрении суду необходимо исследовать указанные вопросы (установить цели использования спорных земельных участков) и дать им соответствующую правовую оценку, имея в виду, что в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказывание обстоятельств, связанных с применением налоговой льготы, является обязанностью налогоплательщика.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 18.07.2005 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-3371/2005 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)