Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 31 мая 2004 г. Дело N А51-4839/03 12-201
Арбитражный суд Приморского края установил:
Администрация муниципального образования г. Владивостока (далее по тексту - администрация г. Владивостока) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к гаражно-строительному кооперативу "Запад" Первомайского района г. Владивостока (далее по тексту - ГСК "Запад") о взыскании 102021 рубля 63 копейки, в том числе 52982 рубля 40 копеек основного долга по внесению ответчиком арендной платы по заключенному сторонами договору аренды земли от 04.03.1994 (далее по тексту - договор аренды от 04.03.1994) за период с 1999 года по 04.03.2003, а также 50039 рублей 23 копейки пени, начисленной на сумму основного долга согласно п. 4 договора от 04.03.1994 за период с 01.01.2000 по 04.03.2003.
Истец в порядке ст. 49 АПК РФ увеличил размер исковых требований и просит взыскать 134285 рублей 82 копейки, из них 63897 рублей 99 копеек основного долга за период с 27.02.2002 по 31.12.2003 и 70387 рублей 83 копейки - пени за период с 01.04.2000 по 31.12.2003.
Решением суда от 03.02.2004 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела не подтверждено наличие задолженности у ответчика перед истцом по внесению арендной платы по договору аренды от 04.03.1994 за спорный период.
Обжалуя решение суда, администрация г. Владивостока просит его отменить как незаконное и необоснованное и принятое при неполном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе администрация г. Владивостока заявила, что суд неправильно указал, что налог на землю в размере 3-х процентов от ставок земельного налога, установленных в городах, является дифференцированной ставкой, так как он является налоговой льготой. Также администрация г. Владивостока указала о неправомерности исчисления судом суммы арендной платы за 2003 г. по ставке 0,35 рублей.
ГСК "Запад" считает решение суда законным, обоснованным и принятым с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не подлежащими удовлетворению.
Законность и обоснованность решения проверены в порядке ст. ст. 266 - 271 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения в силу следующего.
Как установлено материалами дела, 04.03.1994 между администрацией г. Владивостока (арендодатель) и ГСК "Запад" (арендатор) был заключен договор аренды земли N 1042, по условиям которого арендодатель передал арендатору 800 кв. м земли сроком на 10 лет для строительства полуподвальных гаражей. Договор аренды вступил в силу после регистрации его в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока.
В соответствии с пунктами 2 и 3 названного договора стороны предусмотрели, что ставка арендной платы устанавливается с коэффициентом 4.6 по отношению к ставке земельного налога и арендная плата вносится ежеквартально в срок до 15 числа первого месяца квартала.
Также договором аренды предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок арендной платы, начисляется пеня в размере 0,2% от суммы недоимки за каждый день просрочки (пункт 4 договора аренды). Размер арендной платы пересматривается в связи с изменением независимых от арендодателя условий хозяйствования (инфляции).
Как следует из удостоверения о постановке на учет пользователя земельного участка, выданного ответчику Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока, пояснений сторон, земельный участок по договору от 04.03.1994, расположенный в серединной экономико-планировочной зоне городской застройки г. Владивостока, фактически используется для размещения кооперативных гаражей в соответствии с целями и задачами ответчика как потребительского кооператива, согласно уставу ответчика.
Письмом от 21.06.2002 N 10/1245 администрация г. Владивостока уведомила ГСК "Запад" о имеющейся задолженности и потребовала оплатить ее в срок до 15.07.2002.
В связи с тем, что ответчик не оплатил задолженность в добровольном порядке, администрация г. Владивостока обратилась с настоящим иском в Арбитражный суд Приморского края.
Апелляционная инстанция считает необоснованными доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд неправильно посчитал, что земельный налог в размере трех процентов от ставок земельного налога является дифференцированной ставкой, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ "О плате за землю", налог на земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.
Статьей 8 ФЗ РФ "О плате за землю" установлено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к настоящему Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа.
В рассматриваемом случае согласно ст. 53 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения является земельный участок, налоговая база - это его площадь.
Статьей 56 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Из анализа указанных статей следует, что налог на земли, занятые кооперативными гаражами в границах поселковой черты, взимаемый в размере 3-х процентов от ставок земельного налога, является дифференцированной ставкой, а не налоговой льготой, как это указывает администрация г. Владивостока, так как указанный размер налога установлен по отношению к объекту налогообложения, то есть в отношении земельного участка, в то время как льготы являются предоставляемыми отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимуществами. Разделом IV ФЗ РФ "О плате за землю" установлены льготы по взиманию платы за землю, в соответствии с которым отдельным категориям налогоплательщиков предоставлены преимущества по отношению к другим налогоплательщикам.
При таких обстоятельствах доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что налог в размере 3-х процентов не является дифференцированной ставкой, а является налоговой льготой, признаются судом необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о неправомерности исчисления суммы арендной платы за 2003 г. по ставке 0,35 рублей за квадратный метр, поскольку решением Думы г. Владивостока N 143 от 21.11.2002 такая ставка не устанавливалась, также не может быть признана обоснованной по следующим основаниям.
Решением Думы г. Владивостока от 21.11.2002 N 143 был утвержден размер ставки земельного налога по городу Владивостоку на 2003 г., согласно которому размер ставки земельного налога в серединной зоне был установлен 11 рублей 84 копейки.
В данном случае налог на земли, занятые кооперативными гаражами в границах муниципального образования г. Владивостока, взимается в размере 3-х процентов от ставок земельного налога, установленного для серединной зоны, где расположены гаражи ГСК "Запад" (абзац 5 ст. 8 ФЗ РФ "О плате за землю"). Таким образом, суд первой инстанции правомерно исчислил сумму арендной платы, подлежащей взысканию с ГСК "Запад" за 2003 г., по ставке 0,35 процентов за 1 квадратный метр.
Также суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что для исчисления ставки земельного налога в г. Владивостоке в 2001 - 2002 годах следует применять ставку земельного налога, установленную главой администрации г. Владивостока на 2000 г. с коэффициентами, предусмотренными на соответствующие годы в нормах Федерального закона РФ N 150-ФЗ от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 год" в размере 1 к ставкам 2000 года, Федерального закона РФ N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О федеральном бюджете на 2002 год" в размере 2 к ставкам 2001 г., так как постановление главы администрации г. Владивостока от 13.06.2001 N 865 "Об утверждении Положения "О плате за землю в г. Владивосток", а также постановление главы администрации г. Владивостока N 19 от 17.01.2002 "О ставках земельного налога и арендной платы за землю на 2002 год", которыми были установлены ставки земельного налога в г. Владивостоке в 2001 и 2002 годах, решениями Ленинского районного суда г. Владивостока от 04.07.2002 и от 05.07.2002 признаны недействительными и не влекущими правовых последствий с момента издания.
Материалами дела подтверждается факт оплаты ГСК "Запад" арендной платы по договору от 04.03.1994 в размере 11089 рублей 90 копеек 14.04.2001, а также в размере 14000 рублей 23.12.2003, в связи с чем апелляционная инстанция приходит к выводу, что на момент рассмотрения спора за спорный период у ответчика отсутствует задолженность перед истцом, а проценты, предъявленные администрацией г. Владивостока, не подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно расценил заявление ответчика о применении исковой давности за период с 1999 года по второй квартал 2000 года, так как факт неисполнения ответчиком обязанности по внесению арендной платы по договору от 04.03.1994 в указанный период должен был быть известен истцу, потому как арендная плата вносится ежеквартально в срок до 15 числа первого месяца квартала.
На основании изложенного решение суда является законным, обоснованным и принятым с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела, а доводы заявителя апелляционной жалобы не подлежат удовлетворению в силу их необоснованности.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 АПК РФ, суд
Решение от 03.02.2004 по делу N А51-4839/2003 12-201 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 31.05.2004 ПО ДЕЛУ N А51-4839/03 12-201
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
от 31 мая 2004 г. Дело N А51-4839/03 12-201
Арбитражный суд Приморского края установил:
Администрация муниципального образования г. Владивостока (далее по тексту - администрация г. Владивостока) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к гаражно-строительному кооперативу "Запад" Первомайского района г. Владивостока (далее по тексту - ГСК "Запад") о взыскании 102021 рубля 63 копейки, в том числе 52982 рубля 40 копеек основного долга по внесению ответчиком арендной платы по заключенному сторонами договору аренды земли от 04.03.1994 (далее по тексту - договор аренды от 04.03.1994) за период с 1999 года по 04.03.2003, а также 50039 рублей 23 копейки пени, начисленной на сумму основного долга согласно п. 4 договора от 04.03.1994 за период с 01.01.2000 по 04.03.2003.
Истец в порядке ст. 49 АПК РФ увеличил размер исковых требований и просит взыскать 134285 рублей 82 копейки, из них 63897 рублей 99 копеек основного долга за период с 27.02.2002 по 31.12.2003 и 70387 рублей 83 копейки - пени за период с 01.04.2000 по 31.12.2003.
Решением суда от 03.02.2004 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела не подтверждено наличие задолженности у ответчика перед истцом по внесению арендной платы по договору аренды от 04.03.1994 за спорный период.
Обжалуя решение суда, администрация г. Владивостока просит его отменить как незаконное и необоснованное и принятое при неполном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе администрация г. Владивостока заявила, что суд неправильно указал, что налог на землю в размере 3-х процентов от ставок земельного налога, установленных в городах, является дифференцированной ставкой, так как он является налоговой льготой. Также администрация г. Владивостока указала о неправомерности исчисления судом суммы арендной платы за 2003 г. по ставке 0,35 рублей.
ГСК "Запад" считает решение суда законным, обоснованным и принятым с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не подлежащими удовлетворению.
Законность и обоснованность решения проверены в порядке ст. ст. 266 - 271 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения в силу следующего.
Как установлено материалами дела, 04.03.1994 между администрацией г. Владивостока (арендодатель) и ГСК "Запад" (арендатор) был заключен договор аренды земли N 1042, по условиям которого арендодатель передал арендатору 800 кв. м земли сроком на 10 лет для строительства полуподвальных гаражей. Договор аренды вступил в силу после регистрации его в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока.
В соответствии с пунктами 2 и 3 названного договора стороны предусмотрели, что ставка арендной платы устанавливается с коэффициентом 4.6 по отношению к ставке земельного налога и арендная плата вносится ежеквартально в срок до 15 числа первого месяца квартала.
Также договором аренды предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок арендной платы, начисляется пеня в размере 0,2% от суммы недоимки за каждый день просрочки (пункт 4 договора аренды). Размер арендной платы пересматривается в связи с изменением независимых от арендодателя условий хозяйствования (инфляции).
Как следует из удостоверения о постановке на учет пользователя земельного участка, выданного ответчику Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока, пояснений сторон, земельный участок по договору от 04.03.1994, расположенный в серединной экономико-планировочной зоне городской застройки г. Владивостока, фактически используется для размещения кооперативных гаражей в соответствии с целями и задачами ответчика как потребительского кооператива, согласно уставу ответчика.
Письмом от 21.06.2002 N 10/1245 администрация г. Владивостока уведомила ГСК "Запад" о имеющейся задолженности и потребовала оплатить ее в срок до 15.07.2002.
В связи с тем, что ответчик не оплатил задолженность в добровольном порядке, администрация г. Владивостока обратилась с настоящим иском в Арбитражный суд Приморского края.
Апелляционная инстанция считает необоснованными доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд неправильно посчитал, что земельный налог в размере трех процентов от ставок земельного налога является дифференцированной ставкой, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ "О плате за землю", налог на земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.
Статьей 8 ФЗ РФ "О плате за землю" установлено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к настоящему Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа.
В рассматриваемом случае согласно ст. 53 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения является земельный участок, налоговая база - это его площадь.
Статьей 56 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Из анализа указанных статей следует, что налог на земли, занятые кооперативными гаражами в границах поселковой черты, взимаемый в размере 3-х процентов от ставок земельного налога, является дифференцированной ставкой, а не налоговой льготой, как это указывает администрация г. Владивостока, так как указанный размер налога установлен по отношению к объекту налогообложения, то есть в отношении земельного участка, в то время как льготы являются предоставляемыми отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимуществами. Разделом IV ФЗ РФ "О плате за землю" установлены льготы по взиманию платы за землю, в соответствии с которым отдельным категориям налогоплательщиков предоставлены преимущества по отношению к другим налогоплательщикам.
При таких обстоятельствах доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что налог в размере 3-х процентов не является дифференцированной ставкой, а является налоговой льготой, признаются судом необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о неправомерности исчисления суммы арендной платы за 2003 г. по ставке 0,35 рублей за квадратный метр, поскольку решением Думы г. Владивостока N 143 от 21.11.2002 такая ставка не устанавливалась, также не может быть признана обоснованной по следующим основаниям.
Решением Думы г. Владивостока от 21.11.2002 N 143 был утвержден размер ставки земельного налога по городу Владивостоку на 2003 г., согласно которому размер ставки земельного налога в серединной зоне был установлен 11 рублей 84 копейки.
В данном случае налог на земли, занятые кооперативными гаражами в границах муниципального образования г. Владивостока, взимается в размере 3-х процентов от ставок земельного налога, установленного для серединной зоны, где расположены гаражи ГСК "Запад" (абзац 5 ст. 8 ФЗ РФ "О плате за землю"). Таким образом, суд первой инстанции правомерно исчислил сумму арендной платы, подлежащей взысканию с ГСК "Запад" за 2003 г., по ставке 0,35 процентов за 1 квадратный метр.
Также суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что для исчисления ставки земельного налога в г. Владивостоке в 2001 - 2002 годах следует применять ставку земельного налога, установленную главой администрации г. Владивостока на 2000 г. с коэффициентами, предусмотренными на соответствующие годы в нормах Федерального закона РФ N 150-ФЗ от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 год" в размере 1 к ставкам 2000 года, Федерального закона РФ N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О федеральном бюджете на 2002 год" в размере 2 к ставкам 2001 г., так как постановление главы администрации г. Владивостока от 13.06.2001 N 865 "Об утверждении Положения "О плате за землю в г. Владивосток", а также постановление главы администрации г. Владивостока N 19 от 17.01.2002 "О ставках земельного налога и арендной платы за землю на 2002 год", которыми были установлены ставки земельного налога в г. Владивостоке в 2001 и 2002 годах, решениями Ленинского районного суда г. Владивостока от 04.07.2002 и от 05.07.2002 признаны недействительными и не влекущими правовых последствий с момента издания.
Материалами дела подтверждается факт оплаты ГСК "Запад" арендной платы по договору от 04.03.1994 в размере 11089 рублей 90 копеек 14.04.2001, а также в размере 14000 рублей 23.12.2003, в связи с чем апелляционная инстанция приходит к выводу, что на момент рассмотрения спора за спорный период у ответчика отсутствует задолженность перед истцом, а проценты, предъявленные администрацией г. Владивостока, не подлежат удовлетворению.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно расценил заявление ответчика о применении исковой давности за период с 1999 года по второй квартал 2000 года, так как факт неисполнения ответчиком обязанности по внесению арендной платы по договору от 04.03.1994 в указанный период должен был быть известен истцу, потому как арендная плата вносится ежеквартально в срок до 15 числа первого месяца квартала.
На основании изложенного решение суда является законным, обоснованным и принятым с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела, а доводы заявителя апелляционной жалобы не подлежат удовлетворению в силу их необоснованности.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 03.02.2004 по делу N А51-4839/2003 12-201 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)