Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 14 февраля 2005 г. Дело N КА-А40/222-05
Федеральный арбитражный суд Московского округа при участии в заседании от ответчика: Х. - дов. от 09.08.2004 N 10-05/32265, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ИМНС РФ N 9 по ЦАО г. Москвы на решение от 15.09.2004 Арбитражного суда г. Москвы, на постановление от 01.12.2004 N 09АП-4671/04-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятые по иску ООО "Атия" к ИМНС РФ N 9 по ЦАО г. Москвы о признании недействительным решения,
решением от 15.09.2004, с учетом определения от 09.12.2004, оставленным без изменения постановлением от 01.12.2004, удовлетворено заявленное требование Общества с ограниченной ответственностью "Атия" к Инспекции МНС РФ N 9 по ЦАО г. Москвы о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате налога на прибыль и НДС, ссылаясь на пп. "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2161-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", п. п. 5, 6 ст. 169, ст. ст. 171, 172 и обстоятельства, подтверждающие выполнение истцом требований указанных Законов.
Законность решения и постановления судов проверяется в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит решение и постановление суда отменить, в иске отказать, поскольку суды неправильно применили нормы налогового законодательства, регулирующего исчисление и уплату налога на прибыль и НДС.
Общество в заседание суда не явилось, отзыв не представило.
Суд, совещаясь на месте, определил: дело рассмотреть в отсутствие представителя Общества, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Инспекции, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Суды полно и всесторонне исследовали юридически значимые обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам сторон, правильно применили нормы налогового законодательства.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судами, ООО "Атия" в расчете налога от фактической прибыли за 2001 год заявлена льгота по налогу на прибыль в части освобождения от налогообложения капитальных вложений производственного назначения в размере 608949 руб.
Налоговая инспекция посчитала неправомерным пользование льготой по налогу на прибыль, предусмотренной пп. "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1.
При этом ИМНС не ставит под сомнение сам факт финансирования капитальных вложений в 2001 году. Вывод о неправомерности пользования льготой налоговый орган основывает на карточке аналитического учета по бухгалтерскому счету 88 за 2001 год; карточке аналитического учета по счету 84 за 2002, 2003 годы; протоколах общих собраний участников от 01.03.2001, N 5, N 6 от 30.03.2002. Согласно этим документам, по мнению Налоговой инспекции, ООО "Атия" не располагало необходимым размером нераспределенной прибыли на покрытие расходов в размере 614987 рублей.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим соответственно развитие собственной производственной базы.
Показатель "нераспределенной прибыли" определяется уже после исчисления налога на прибыль, иных налогов и иных аналогичных платежей, уплачиваемых за счет прибыли.
В то же время льгота по налогу на прибыль применяется на стадии до исчисления налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет. Льгота по налогу на прибыль применяется не после уплаты налога на прибыль, как предлагает Налоговая инспекция, а до его уплаты.
Следовательно, толкование Налоговой инспекцией пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона "О налоге на прибыль" не основано на нормах Закона и противоречит его смыслу.
В обоснование своих доводов Налоговая инспекция ссылалась на карточку аналитического учета по бухгалтерскому счету 88 за 2001 год и карточку аналитического учета по счету 84 за 2002, 2003 годы.
Счета 88 (84) предназначены для отражения "Чистой прибыли (непокрытого убытка)". В данном случае речь не идет о прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а речь идет о "чистой прибыли", т.е. прибыли, после уплаты всех налогов по итогам отчетного периода.
Довод ИМНС РФ N 9 по ЦАО г. Москвы о том, что право на принятие предъявленных и оплаченных сумм налога к вычету возникает у ООО "Атия" только в момент получения от поставщиков исправленных счетов-фактур, не основан на нормах закона.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует порядок предъявления к вычету сумм НДС по счетам-фактурам, составленным сначала с нарушениями п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации и впоследствии приведенных в соответствие с требованиями п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации продавцом.
В соответствии со ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. При этом сумма налоговых вычетов согласно ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации определяется также по итогам каждого налогового периода. Право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты установлено в ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации и является безусловным.
В соответствии с п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации, и при наличии соответствующих первичных документов.
ООО "Атия" выставило к зачету суммы НДС, которые были уплачены продавцам при приобретении ряда товаров. Указанные товары были приняты к учету по счету 08 "Капитальные вложения" при наличии первичных документов на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих фактическую оплату сумм налога.
Правильность принятия этих товаров к учету по счету 08 "Капитальные вложения" Налоговой инспекцией не оспаривается.
Счет 08 "Капитальные вложения" является счетом бухгалтерского учета, что очевидно.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует условие применения налоговых вычетов в зависимости от того, по каким статьям бухгалтерского учета (01 "Основные средства" или 08 "Капитальные вложения") было отражено (поставлено на учет) приобретенное им в качестве основного средства имущество.
Применение налогоплательщиком налоговых вычетов (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации) производится на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров после принятия товара на учет независимо от того, по каким статьям бухгалтерского учета было отражено приобретенное имущество.
Довода о недобросовестности налогоплательщика налоговый орган не заявлял и не заявляет.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение от 15.09.2004 и постановление от 01.12.2004 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-40282/04-118-434 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ N 9 по ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 14.02.2005 N КА-А40/222-05
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 14 февраля 2005 г. Дело N КА-А40/222-05
Федеральный арбитражный суд Московского округа при участии в заседании от ответчика: Х. - дов. от 09.08.2004 N 10-05/32265, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ИМНС РФ N 9 по ЦАО г. Москвы на решение от 15.09.2004 Арбитражного суда г. Москвы, на постановление от 01.12.2004 N 09АП-4671/04-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятые по иску ООО "Атия" к ИМНС РФ N 9 по ЦАО г. Москвы о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
решением от 15.09.2004, с учетом определения от 09.12.2004, оставленным без изменения постановлением от 01.12.2004, удовлетворено заявленное требование Общества с ограниченной ответственностью "Атия" к Инспекции МНС РФ N 9 по ЦАО г. Москвы о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате налога на прибыль и НДС, ссылаясь на пп. "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2161-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", п. п. 5, 6 ст. 169, ст. ст. 171, 172 и обстоятельства, подтверждающие выполнение истцом требований указанных Законов.
Законность решения и постановления судов проверяется в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит решение и постановление суда отменить, в иске отказать, поскольку суды неправильно применили нормы налогового законодательства, регулирующего исчисление и уплату налога на прибыль и НДС.
Общество в заседание суда не явилось, отзыв не представило.
Суд, совещаясь на месте, определил: дело рассмотреть в отсутствие представителя Общества, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Инспекции, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Суды полно и всесторонне исследовали юридически значимые обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам сторон, правильно применили нормы налогового законодательства.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судами, ООО "Атия" в расчете налога от фактической прибыли за 2001 год заявлена льгота по налогу на прибыль в части освобождения от налогообложения капитальных вложений производственного назначения в размере 608949 руб.
Налоговая инспекция посчитала неправомерным пользование льготой по налогу на прибыль, предусмотренной пп. "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1.
При этом ИМНС не ставит под сомнение сам факт финансирования капитальных вложений в 2001 году. Вывод о неправомерности пользования льготой налоговый орган основывает на карточке аналитического учета по бухгалтерскому счету 88 за 2001 год; карточке аналитического учета по счету 84 за 2002, 2003 годы; протоколах общих собраний участников от 01.03.2001, N 5, N 6 от 30.03.2002. Согласно этим документам, по мнению Налоговой инспекции, ООО "Атия" не располагало необходимым размером нераспределенной прибыли на покрытие расходов в размере 614987 рублей.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим соответственно развитие собственной производственной базы.
Показатель "нераспределенной прибыли" определяется уже после исчисления налога на прибыль, иных налогов и иных аналогичных платежей, уплачиваемых за счет прибыли.
В то же время льгота по налогу на прибыль применяется на стадии до исчисления налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет. Льгота по налогу на прибыль применяется не после уплаты налога на прибыль, как предлагает Налоговая инспекция, а до его уплаты.
Следовательно, толкование Налоговой инспекцией пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона "О налоге на прибыль" не основано на нормах Закона и противоречит его смыслу.
В обоснование своих доводов Налоговая инспекция ссылалась на карточку аналитического учета по бухгалтерскому счету 88 за 2001 год и карточку аналитического учета по счету 84 за 2002, 2003 годы.
Счета 88 (84) предназначены для отражения "Чистой прибыли (непокрытого убытка)". В данном случае речь не идет о прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а речь идет о "чистой прибыли", т.е. прибыли, после уплаты всех налогов по итогам отчетного периода.
Довод ИМНС РФ N 9 по ЦАО г. Москвы о том, что право на принятие предъявленных и оплаченных сумм налога к вычету возникает у ООО "Атия" только в момент получения от поставщиков исправленных счетов-фактур, не основан на нормах закона.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует порядок предъявления к вычету сумм НДС по счетам-фактурам, составленным сначала с нарушениями п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации и впоследствии приведенных в соответствие с требованиями п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации продавцом.
В соответствии со ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. При этом сумма налоговых вычетов согласно ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации определяется также по итогам каждого налогового периода. Право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты установлено в ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации и является безусловным.
В соответствии с п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации, и при наличии соответствующих первичных документов.
ООО "Атия" выставило к зачету суммы НДС, которые были уплачены продавцам при приобретении ряда товаров. Указанные товары были приняты к учету по счету 08 "Капитальные вложения" при наличии первичных документов на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих фактическую оплату сумм налога.
Правильность принятия этих товаров к учету по счету 08 "Капитальные вложения" Налоговой инспекцией не оспаривается.
Счет 08 "Капитальные вложения" является счетом бухгалтерского учета, что очевидно.
В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует условие применения налоговых вычетов в зависимости от того, по каким статьям бухгалтерского учета (01 "Основные средства" или 08 "Капитальные вложения") было отражено (поставлено на учет) приобретенное им в качестве основного средства имущество.
Применение налогоплательщиком налоговых вычетов (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации) производится на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров после принятия товара на учет независимо от того, по каким статьям бухгалтерского учета было отражено приобретенное имущество.
Довода о недобросовестности налогоплательщика налоговый орган не заявлял и не заявляет.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.09.2004 и постановление от 01.12.2004 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-40282/04-118-434 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ N 9 по ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)