Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 13 октября 2004 года Дело N Ф04-6556/2004(А45-4637-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Росоптпродторг" на решение от 17.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10318/03-СА23/467 по заявлению открытого акционерного общества "Росоптпродторг" к Департаменту по земельным и имущественным отношениям г. Новосибирска при участии третьего лица - Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области,
Открытое акционерное общество "Росоптпродторг" (далее - ОАО "Росоптпродторг") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным кадастрового плана земельного участка N 35/03-194 от 15.01.2003 в части ставки земельного налога в размере 68,0015 руб. за кв. м и о восстановлении нарушенного права путем установления ставки земельного налога в размере 42,7144 руб. за кв. м по земельному участку: г. Новосибирск, ул. Писарева, д. 38.
Решением суда первой инстанции от 17.05.2004 производство по делу в части установления ставки земельного налога по земельному участку прекращено, в остальной части в иске отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что исходя из месторасположения земельного участка, пользователем которого является заявитель, для целей налогообложения следует применять ставку земельного налога в границах городских земель. Судом также установлено, что заявителем при расчете ставки земельного налога не применен коэффициент для областного центра, равный 2,6.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.07.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Росоптпродторг", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, удовлетворив требования заявителя о признании недействительным кадастрового плана земельного участка от 15.01.2003 N 35/03-194 в части ставки земельного налога в размере 68,0015 руб. за кв. м.
ОАО "Росоптпродторг" считает, что установление федеральным законодательством повышающих коэффициентов к средним ставкам земельного налога не должно автоматически изменять дифференцированные ставки этого налога, тем более что в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета на основе средней ставки ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. Полагает, что установление ставок не входит в компетенцию Департамента по земельным имущественным отношениям г. Новосибирска и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области, опровергая доводы жалобы, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от заинтересованного лица не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по заявлению ОАО "Росоптпродторг" от 19.09.2002 N 220 Департаментом по земельным и имущественным отношениям г. Новосибирска был выдан кадастровый план от 15.01.2003 N 35/03-194 на земельный участок по адресу: г. Новосибирск, ул. Писарева, 38, с указанием ставки земельного налога в размере 110,7159 руб. / кв. м.
ОАО "Росоптпродторг", полагая, что при расчете ставки земельного налога не должны применяться повышающие коэффициенты 1, 5 и 2, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 378 и Федеральным законом Российской Федерации от 22.02.99 N 36, влияющие на повышение ставки земельного налога в 3 раза, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки за городские земли дифференцируются органами местного самоуправления городов по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Сами границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением городского Совета г. Новосибирска от 04.02.99 N 205 "Об изменении базовых ставок земельного налога в соответствии с кадастровым зонированием территории г. Новосибирска" определены ставки земельного налога для каждой секции, на которые разбита территория г. Новосибирска, по состоянию на 01.01.91. Базовые ставки земельного налога, установленные данным решением, и есть дифференцированные ставки земельного налога, определенные на год принятия Закона Российской Федерации "О плате за землю", то есть на 1991 год.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Так, в 1994 году по отношению к 1991 году ставки земельного налога согласно Федеральному закону от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" были увеличены в 50 раз. С 1995 года ставки налога на соответствующий год стали индексироваться по отношению к предыдущему году. В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" принят коэффициент 2, а от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" принят коэффициент 1,5.
В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2; статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году; статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2; статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действовавшие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, при расчете земельного налога базовая ставка земельного налога, установленная решением городского Совета г. Новосибирска от 04.02.99 N 205, применяется с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" в таблице N 3 приложения N 2 установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, в соответствии с которыми ставка земельного налога для областного центра с населением от 1000 до 3000 тыс. жителей увеличивается на коэффициент 2,6.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче кассационной жалобы, относится на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Решение от 17.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10318/03-СА23/467 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 13 октября 2004 года Дело N Ф04-6556/2004(А45-4637-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Росоптпродторг" на решение от 17.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10318/03-СА23/467 по заявлению открытого акционерного общества "Росоптпродторг" к Департаменту по земельным и имущественным отношениям г. Новосибирска при участии третьего лица - Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области,
Открытое акционерное общество "Росоптпродторг" (далее - ОАО "Росоптпродторг") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным кадастрового плана земельного участка N 35/03-194 от 15.01.2003 в части ставки земельного налога в размере 68,0015 руб. за кв. м и о восстановлении нарушенного права путем установления ставки земельного налога в размере 42,7144 руб. за кв. м по земельному участку: г. Новосибирск, ул. Писарева, д. 38.
Решением суда первой инстанции от 17.05.2004 производство по делу в части установления ставки земельного налога по земельному участку прекращено, в остальной части в иске отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что исходя из месторасположения земельного участка, пользователем которого является заявитель, для целей налогообложения следует применять ставку земельного налога в границах городских земель. Судом также установлено, что заявителем при расчете ставки земельного налога не применен коэффициент для областного центра, равный 2,6.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.07.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Росоптпродторг", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, удовлетворив требования заявителя о признании недействительным кадастрового плана земельного участка от 15.01.2003 N 35/03-194 в части ставки земельного налога в размере 68,0015 руб. за кв. м.
ОАО "Росоптпродторг" считает, что установление федеральным законодательством повышающих коэффициентов к средним ставкам земельного налога не должно автоматически изменять дифференцированные ставки этого налога, тем более что в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета на основе средней ставки ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. Полагает, что установление ставок не входит в компетенцию Департамента по земельным имущественным отношениям г. Новосибирска и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области, опровергая доводы жалобы, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от заинтересованного лица не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по заявлению ОАО "Росоптпродторг" от 19.09.2002 N 220 Департаментом по земельным и имущественным отношениям г. Новосибирска был выдан кадастровый план от 15.01.2003 N 35/03-194 на земельный участок по адресу: г. Новосибирск, ул. Писарева, 38, с указанием ставки земельного налога в размере 110,7159 руб. / кв. м.
ОАО "Росоптпродторг", полагая, что при расчете ставки земельного налога не должны применяться повышающие коэффициенты 1, 5 и 2, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 378 и Федеральным законом Российской Федерации от 22.02.99 N 36, влияющие на повышение ставки земельного налога в 3 раза, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки за городские земли дифференцируются органами местного самоуправления городов по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Сами границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением городского Совета г. Новосибирска от 04.02.99 N 205 "Об изменении базовых ставок земельного налога в соответствии с кадастровым зонированием территории г. Новосибирска" определены ставки земельного налога для каждой секции, на которые разбита территория г. Новосибирска, по состоянию на 01.01.91. Базовые ставки земельного налога, установленные данным решением, и есть дифференцированные ставки земельного налога, определенные на год принятия Закона Российской Федерации "О плате за землю", то есть на 1991 год.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Так, в 1994 году по отношению к 1991 году ставки земельного налога согласно Федеральному закону от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" были увеличены в 50 раз. С 1995 года ставки налога на соответствующий год стали индексироваться по отношению к предыдущему году. В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" принят коэффициент 2, а от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" принят коэффициент 1,5.
В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2; статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году; статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2; статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действовавшие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, при расчете земельного налога базовая ставка земельного налога, установленная решением городского Совета г. Новосибирска от 04.02.99 N 205, применяется с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" в таблице N 3 приложения N 2 установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, в соответствии с которыми ставка земельного налога для областного центра с населением от 1000 до 3000 тыс. жителей увеличивается на коэффициент 2,6.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче кассационной жалобы, относится на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Решение от 17.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10318/03-СА23/467 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 13.10.2004 N Ф04-6556/2004(А45-4637-31)
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 13 октября 2004 года Дело N Ф04-6556/2004(А45-4637-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Росоптпродторг" на решение от 17.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10318/03-СА23/467 по заявлению открытого акционерного общества "Росоптпродторг" к Департаменту по земельным и имущественным отношениям г. Новосибирска при участии третьего лица - Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Росоптпродторг" (далее - ОАО "Росоптпродторг") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным кадастрового плана земельного участка N 35/03-194 от 15.01.2003 в части ставки земельного налога в размере 68,0015 руб. за кв. м и о восстановлении нарушенного права путем установления ставки земельного налога в размере 42,7144 руб. за кв. м по земельному участку: г. Новосибирск, ул. Писарева, д. 38.
Решением суда первой инстанции от 17.05.2004 производство по делу в части установления ставки земельного налога по земельному участку прекращено, в остальной части в иске отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что исходя из месторасположения земельного участка, пользователем которого является заявитель, для целей налогообложения следует применять ставку земельного налога в границах городских земель. Судом также установлено, что заявителем при расчете ставки земельного налога не применен коэффициент для областного центра, равный 2,6.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.07.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Росоптпродторг", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, удовлетворив требования заявителя о признании недействительным кадастрового плана земельного участка от 15.01.2003 N 35/03-194 в части ставки земельного налога в размере 68,0015 руб. за кв. м.
ОАО "Росоптпродторг" считает, что установление федеральным законодательством повышающих коэффициентов к средним ставкам земельного налога не должно автоматически изменять дифференцированные ставки этого налога, тем более что в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета на основе средней ставки ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. Полагает, что установление ставок не входит в компетенцию Департамента по земельным имущественным отношениям г. Новосибирска и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области, опровергая доводы жалобы, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от заинтересованного лица не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по заявлению ОАО "Росоптпродторг" от 19.09.2002 N 220 Департаментом по земельным и имущественным отношениям г. Новосибирска был выдан кадастровый план от 15.01.2003 N 35/03-194 на земельный участок по адресу: г. Новосибирск, ул. Писарева, 38, с указанием ставки земельного налога в размере 110,7159 руб. / кв. м.
ОАО "Росоптпродторг", полагая, что при расчете ставки земельного налога не должны применяться повышающие коэффициенты 1, 5 и 2, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 378 и Федеральным законом Российской Федерации от 22.02.99 N 36, влияющие на повышение ставки земельного налога в 3 раза, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки за городские земли дифференцируются органами местного самоуправления городов по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Сами границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением городского Совета г. Новосибирска от 04.02.99 N 205 "Об изменении базовых ставок земельного налога в соответствии с кадастровым зонированием территории г. Новосибирска" определены ставки земельного налога для каждой секции, на которые разбита территория г. Новосибирска, по состоянию на 01.01.91. Базовые ставки земельного налога, установленные данным решением, и есть дифференцированные ставки земельного налога, определенные на год принятия Закона Российской Федерации "О плате за землю", то есть на 1991 год.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Так, в 1994 году по отношению к 1991 году ставки земельного налога согласно Федеральному закону от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" были увеличены в 50 раз. С 1995 года ставки налога на соответствующий год стали индексироваться по отношению к предыдущему году. В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" принят коэффициент 2, а от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" принят коэффициент 1,5.
В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2; статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году; статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2; статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действовавшие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, при расчете земельного налога базовая ставка земельного налога, установленная решением городского Совета г. Новосибирска от 04.02.99 N 205, применяется с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" в таблице N 3 приложения N 2 установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, в соответствии с которыми ставка земельного налога для областного центра с населением от 1000 до 3000 тыс. жителей увеличивается на коэффициент 2,6.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче кассационной жалобы, относится на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 17.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10318/03-СА23/467 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 13 октября 2004 года Дело N Ф04-6556/2004(А45-4637-31)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Росоптпродторг" на решение от 17.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10318/03-СА23/467 по заявлению открытого акционерного общества "Росоптпродторг" к Департаменту по земельным и имущественным отношениям г. Новосибирска при участии третьего лица - Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Росоптпродторг" (далее - ОАО "Росоптпродторг") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным кадастрового плана земельного участка N 35/03-194 от 15.01.2003 в части ставки земельного налога в размере 68,0015 руб. за кв. м и о восстановлении нарушенного права путем установления ставки земельного налога в размере 42,7144 руб. за кв. м по земельному участку: г. Новосибирск, ул. Писарева, д. 38.
Решением суда первой инстанции от 17.05.2004 производство по делу в части установления ставки земельного налога по земельному участку прекращено, в остальной части в иске отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что исходя из месторасположения земельного участка, пользователем которого является заявитель, для целей налогообложения следует применять ставку земельного налога в границах городских земель. Судом также установлено, что заявителем при расчете ставки земельного налога не применен коэффициент для областного центра, равный 2,6.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.07.2004 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Росоптпродторг", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, удовлетворив требования заявителя о признании недействительным кадастрового плана земельного участка от 15.01.2003 N 35/03-194 в части ставки земельного налога в размере 68,0015 руб. за кв. м.
ОАО "Росоптпродторг" считает, что установление федеральным законодательством повышающих коэффициентов к средним ставкам земельного налога не должно автоматически изменять дифференцированные ставки этого налога, тем более что в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета на основе средней ставки ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности. Полагает, что установление ставок не входит в компетенцию Департамента по земельным имущественным отношениям г. Новосибирска и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новосибирской области, опровергая доводы жалобы, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от заинтересованного лица не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по заявлению ОАО "Росоптпродторг" от 19.09.2002 N 220 Департаментом по земельным и имущественным отношениям г. Новосибирска был выдан кадастровый план от 15.01.2003 N 35/03-194 на земельный участок по адресу: г. Новосибирск, ул. Писарева, 38, с указанием ставки земельного налога в размере 110,7159 руб. / кв. м.
ОАО "Росоптпродторг", полагая, что при расчете ставки земельного налога не должны применяться повышающие коэффициенты 1, 5 и 2, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.96 N 378 и Федеральным законом Российской Федерации от 22.02.99 N 36, влияющие на повышение ставки земельного налога в 3 раза, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки за городские земли дифференцируются органами местного самоуправления городов по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Сами границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением городского Совета г. Новосибирска от 04.02.99 N 205 "Об изменении базовых ставок земельного налога в соответствии с кадастровым зонированием территории г. Новосибирска" определены ставки земельного налога для каждой секции, на которые разбита территория г. Новосибирска, по состоянию на 01.01.91. Базовые ставки земельного налога, установленные данным решением, и есть дифференцированные ставки земельного налога, определенные на год принятия Закона Российской Федерации "О плате за землю", то есть на 1991 год.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Так, в 1994 году по отношению к 1991 году ставки земельного налога согласно Федеральному закону от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" были увеличены в 50 раз. С 1995 года ставки налога на соответствующий год стали индексироваться по отношению к предыдущему году. В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" принят коэффициент 2, а от 03.04.96 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" принят коэффициент 1,5.
В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2; статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году; статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2; статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действовавшие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, при расчете земельного налога базовая ставка земельного налога, установленная решением городского Совета г. Новосибирска от 04.02.99 N 205, применяется с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" в таблице N 3 приложения N 2 установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, в соответствии с которыми ставка земельного налога для областного центра с населением от 1000 до 3000 тыс. жителей увеличивается на коэффициент 2,6.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче кассационной жалобы, относится на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 17.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10318/03-СА23/467 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)