Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 9 февраля 2005 г. Дело N А58-1511/04-Ф02-32/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шошина П.В.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Янскому улусу Республики Саха (Якутия) на решение от 19 ноября 2004 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1511/04 (суд первой инстанции: Григорьева В.Э.),
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Янскому улусу Республики Саха (Якутия) (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Омолой" (общество) штрафов в сумме 5189 рублей 10 копеек по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 1297 рублей 27 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 19 ноября 2004 года заявленные требования удовлетворены частично: с общества взыскан штраф в размере 100 рублей по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением от 19 ноября 2004 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и несоответствием имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, все лицензии общества оформлены на добычу россыпного золота из отвалов шахт, что подпадает под действие подпункта 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция считает, что принятое Межведомственной комиссией по недропользованию при Правительстве Республики Саха (Якутия) решение по отнесению запасов золота в гале-эфельных отвалах к некондиционным (остаточным запасам пониженного качества) является неправомерным. При отсутствии утвержденных Министерством природных ресурсов Российской Федерации решения по отнесению запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным или нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, применение ставки 0 процентов является неправомерным.
Кроме того, указание в лицензионных соглашениях на пользование недрами налоговых ставок по налогу на добычу полезных ископаемых, полагает налоговая инспекция, не является основанием для их применения в целях налогообложения.
В отзыве на кассационную жалобу общество ссылается на ее необоснованность и просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, заявили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено Арбитражным судом Республики Саха (Якутия), налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2003 года.
По результатам проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 22.01.2004 N 11 о взыскании с общества налога на добычу полезных ископаемых в сумме 25945 рублей 49 копеек, пеней в сумме 713 рублей 50 копеек и штрафов в сумме 5189 рублей 10 копеек по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по названному налогу и в сумме 1297 рублей 27 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добычу полезных ископаемых.
Требованием N 17 обществу предложено в добровольном порядке уплатить в бюджет исчисленные по результатам проверки суммы штрафов.
В связи с неисполнением обществом названного требования об уплате штрафов в установленный срок налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Рассматривая данный спор, суд пришел к выводу о том, что, поскольку общество разрабатывало месторождения с запасами золота, отнесенными к некондиционным, оно правомерно в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации применяло ставку налогообложения в размере 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.
Суд кассационной инстанции полагает, что данный вывод является недостаточно обоснованным.
С 1 января 2002 года введена в действие глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых", согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 342 которой налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых.
Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Правила отнесения полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, согласно пункту 1 которых отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р "О рассмотрении материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам" в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам.
В названных Временных методических рекомендациях дано определение некондиционных запасов полезных ископаемых. К ним относятся:
- - запасы полезных ископаемых в недрах, добыча и переработка которых не обеспечивает получение продукции соответствующего государственного стандарта Российской Федерации, стандарта отрасли, регионального или международного стандарта;
- - запасы полезных ископаемых разрабатываемых месторождений, количество, качество и технологические свойства которых не отвечают требованиям технико-экономического обоснования постоянных кондиций на минеральное сырье;
- - запасы труднообогатимых руд и других полезных ископаемых, извлечение которых экономически нерентабельно при существующих промышленных технологиях их добычи и переработки.
Ссылаясь на протокол заседания Межведомственной комиссии по недропользованию при Правительстве Республики Саха (Якутия) от 29.12.2003 N 87, на основании которого внесены дополнения в условия лицензионных соглашений лицензий ЯКУ N 01983 БЭ, ЯКУ N 01984 БЭ, ЯКУ N 01985 БЭ, суд первой инстанции не дал оценки его соответствия положениям распоряжения Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р в части правомерности отнесения запасов золота в разрабатываемых обществом техногенных месторождениях к некондиционным запасам. При этом не обоснована и правомерность применения положений названного ненормативного правового акта в сентябре 2003 года, то есть на момент осуществления обществом хозяйственных операций, являющихся предметом налоговой проверки.
Судом не учтено, что в соответствии с протоколами от 10.02.1997 N 10, от 14.02.2000 N 5 Межведомственной комиссии по государственной экспертизе запасов, прогнозных ресурсов, геолого-экономической информации по участкам недр, предоставляемым в пользование, разрабатываемые обществом техногенные месторождения представляют собой гале-эфельные отвалы шахт, сложившиеся в результате разработки месторождений подземным способом. Кроме того, согласно пакетам геологической информации по названным месторождениям формирование техногенной россыпи обусловлено неполным извлечением золота при промывке промприборами песков, добытых в шахтах, а также дополнительным высвобождением ценных компонентов из крупноразмерной фракции отвалов.
Таким образом, суд кассационной инстанции полагает, что судом недостаточно обоснованы выводы о правомерности применения обществом подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации при исполнении обязанности по исчислению и уплате налога на добычу полезных ископаемых. При этом судом оставлены без внимания доводы налоговой инспекции о возможности применения для регулирования рассматриваемых правоотношений положений подпункта 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, основывающиеся на имеющихся в материалах дела лицензиях на право пользования недрами и лицензионных соглашениях об условиях недропользования, предоставляющих обществу право на разведку и добычу золота из отвалов шахт.
Кроме того, указание в лицензионных соглашениях об условиях недропользования ставок налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых не может являться основанием для применения названных ставок в целях налогообложения, поскольку установление названного элемента налогообложения является исключительной прерогативой законодательства о налогах и сборах.
Поскольку судом сделан вывод о правомерном применении обществом налоговой ставки 0 процентов, налоговые санкции за несвоевременное представление налоговой декларации за сентябрь 2003 года взысканы им в размере 100 процентов, без учета суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации.
При новом судебном рассмотрении суду с учетом изложенных выше доводов суда первой инстанции необходимо проверить правомерность применения обществом налоговой ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых и, соответственно, привлечения его к налоговой ответственности за неуплату налога и несвоевременное представление налоговой декларации.
При новом рассмотрении суду следует также решить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 19 ноября 2004 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1511/04 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
от 9 февраля 2005 г. Дело N А58-1511/04-Ф02-32/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шошина П.В.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Янскому улусу Республики Саха (Якутия) на решение от 19 ноября 2004 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1511/04 (суд первой инстанции: Григорьева В.Э.),
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Янскому улусу Республики Саха (Якутия) (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Омолой" (общество) штрафов в сумме 5189 рублей 10 копеек по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 1297 рублей 27 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 19 ноября 2004 года заявленные требования удовлетворены частично: с общества взыскан штраф в размере 100 рублей по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением от 19 ноября 2004 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и несоответствием имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, все лицензии общества оформлены на добычу россыпного золота из отвалов шахт, что подпадает под действие подпункта 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция считает, что принятое Межведомственной комиссией по недропользованию при Правительстве Республики Саха (Якутия) решение по отнесению запасов золота в гале-эфельных отвалах к некондиционным (остаточным запасам пониженного качества) является неправомерным. При отсутствии утвержденных Министерством природных ресурсов Российской Федерации решения по отнесению запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным или нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, применение ставки 0 процентов является неправомерным.
Кроме того, указание в лицензионных соглашениях на пользование недрами налоговых ставок по налогу на добычу полезных ископаемых, полагает налоговая инспекция, не является основанием для их применения в целях налогообложения.
В отзыве на кассационную жалобу общество ссылается на ее необоснованность и просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, заявили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено Арбитражным судом Республики Саха (Якутия), налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2003 года.
По результатам проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 22.01.2004 N 11 о взыскании с общества налога на добычу полезных ископаемых в сумме 25945 рублей 49 копеек, пеней в сумме 713 рублей 50 копеек и штрафов в сумме 5189 рублей 10 копеек по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по названному налогу и в сумме 1297 рублей 27 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добычу полезных ископаемых.
Требованием N 17 обществу предложено в добровольном порядке уплатить в бюджет исчисленные по результатам проверки суммы штрафов.
В связи с неисполнением обществом названного требования об уплате штрафов в установленный срок налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Рассматривая данный спор, суд пришел к выводу о том, что, поскольку общество разрабатывало месторождения с запасами золота, отнесенными к некондиционным, оно правомерно в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации применяло ставку налогообложения в размере 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.
Суд кассационной инстанции полагает, что данный вывод является недостаточно обоснованным.
С 1 января 2002 года введена в действие глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых", согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 342 которой налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых.
Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Правила отнесения полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, согласно пункту 1 которых отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р "О рассмотрении материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам" в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам.
В названных Временных методических рекомендациях дано определение некондиционных запасов полезных ископаемых. К ним относятся:
- - запасы полезных ископаемых в недрах, добыча и переработка которых не обеспечивает получение продукции соответствующего государственного стандарта Российской Федерации, стандарта отрасли, регионального или международного стандарта;
- - запасы полезных ископаемых разрабатываемых месторождений, количество, качество и технологические свойства которых не отвечают требованиям технико-экономического обоснования постоянных кондиций на минеральное сырье;
- - запасы труднообогатимых руд и других полезных ископаемых, извлечение которых экономически нерентабельно при существующих промышленных технологиях их добычи и переработки.
Ссылаясь на протокол заседания Межведомственной комиссии по недропользованию при Правительстве Республики Саха (Якутия) от 29.12.2003 N 87, на основании которого внесены дополнения в условия лицензионных соглашений лицензий ЯКУ N 01983 БЭ, ЯКУ N 01984 БЭ, ЯКУ N 01985 БЭ, суд первой инстанции не дал оценки его соответствия положениям распоряжения Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р в части правомерности отнесения запасов золота в разрабатываемых обществом техногенных месторождениях к некондиционным запасам. При этом не обоснована и правомерность применения положений названного ненормативного правового акта в сентябре 2003 года, то есть на момент осуществления обществом хозяйственных операций, являющихся предметом налоговой проверки.
Судом не учтено, что в соответствии с протоколами от 10.02.1997 N 10, от 14.02.2000 N 5 Межведомственной комиссии по государственной экспертизе запасов, прогнозных ресурсов, геолого-экономической информации по участкам недр, предоставляемым в пользование, разрабатываемые обществом техногенные месторождения представляют собой гале-эфельные отвалы шахт, сложившиеся в результате разработки месторождений подземным способом. Кроме того, согласно пакетам геологической информации по названным месторождениям формирование техногенной россыпи обусловлено неполным извлечением золота при промывке промприборами песков, добытых в шахтах, а также дополнительным высвобождением ценных компонентов из крупноразмерной фракции отвалов.
Таким образом, суд кассационной инстанции полагает, что судом недостаточно обоснованы выводы о правомерности применения обществом подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации при исполнении обязанности по исчислению и уплате налога на добычу полезных ископаемых. При этом судом оставлены без внимания доводы налоговой инспекции о возможности применения для регулирования рассматриваемых правоотношений положений подпункта 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, основывающиеся на имеющихся в материалах дела лицензиях на право пользования недрами и лицензионных соглашениях об условиях недропользования, предоставляющих обществу право на разведку и добычу золота из отвалов шахт.
Кроме того, указание в лицензионных соглашениях об условиях недропользования ставок налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых не может являться основанием для применения названных ставок в целях налогообложения, поскольку установление названного элемента налогообложения является исключительной прерогативой законодательства о налогах и сборах.
Поскольку судом сделан вывод о правомерном применении обществом налоговой ставки 0 процентов, налоговые санкции за несвоевременное представление налоговой декларации за сентябрь 2003 года взысканы им в размере 100 процентов, без учета суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации.
При новом судебном рассмотрении суду с учетом изложенных выше доводов суда первой инстанции необходимо проверить правомерность применения обществом налоговой ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых и, соответственно, привлечения его к налоговой ответственности за неуплату налога и несвоевременное представление налоговой декларации.
При новом рассмотрении суду следует также решить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 19 ноября 2004 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1511/04 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 09.02.2005 N А58-1511/04-Ф02-32/05-С1
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 9 февраля 2005 г. Дело N А58-1511/04-Ф02-32/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шошина П.В.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Янскому улусу Республики Саха (Якутия) на решение от 19 ноября 2004 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1511/04 (суд первой инстанции: Григорьева В.Э.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Янскому улусу Республики Саха (Якутия) (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Омолой" (общество) штрафов в сумме 5189 рублей 10 копеек по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 1297 рублей 27 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 19 ноября 2004 года заявленные требования удовлетворены частично: с общества взыскан штраф в размере 100 рублей по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением от 19 ноября 2004 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и несоответствием имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, все лицензии общества оформлены на добычу россыпного золота из отвалов шахт, что подпадает под действие подпункта 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция считает, что принятое Межведомственной комиссией по недропользованию при Правительстве Республики Саха (Якутия) решение по отнесению запасов золота в гале-эфельных отвалах к некондиционным (остаточным запасам пониженного качества) является неправомерным. При отсутствии утвержденных Министерством природных ресурсов Российской Федерации решения по отнесению запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным или нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, применение ставки 0 процентов является неправомерным.
Кроме того, указание в лицензионных соглашениях на пользование недрами налоговых ставок по налогу на добычу полезных ископаемых, полагает налоговая инспекция, не является основанием для их применения в целях налогообложения.
В отзыве на кассационную жалобу общество ссылается на ее необоснованность и просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, заявили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено Арбитражным судом Республики Саха (Якутия), налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2003 года.
По результатам проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 22.01.2004 N 11 о взыскании с общества налога на добычу полезных ископаемых в сумме 25945 рублей 49 копеек, пеней в сумме 713 рублей 50 копеек и штрафов в сумме 5189 рублей 10 копеек по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по названному налогу и в сумме 1297 рублей 27 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добычу полезных ископаемых.
Требованием N 17 обществу предложено в добровольном порядке уплатить в бюджет исчисленные по результатам проверки суммы штрафов.
В связи с неисполнением обществом названного требования об уплате штрафов в установленный срок налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Рассматривая данный спор, суд пришел к выводу о том, что, поскольку общество разрабатывало месторождения с запасами золота, отнесенными к некондиционным, оно правомерно в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации применяло ставку налогообложения в размере 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.
Суд кассационной инстанции полагает, что данный вывод является недостаточно обоснованным.
С 1 января 2002 года введена в действие глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых", согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 342 которой налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых.
Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Правила отнесения полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, согласно пункту 1 которых отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р "О рассмотрении материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам" в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам.
В названных Временных методических рекомендациях дано определение некондиционных запасов полезных ископаемых. К ним относятся:
- - запасы полезных ископаемых в недрах, добыча и переработка которых не обеспечивает получение продукции соответствующего государственного стандарта Российской Федерации, стандарта отрасли, регионального или международного стандарта;
- - запасы полезных ископаемых разрабатываемых месторождений, количество, качество и технологические свойства которых не отвечают требованиям технико-экономического обоснования постоянных кондиций на минеральное сырье;
- - запасы труднообогатимых руд и других полезных ископаемых, извлечение которых экономически нерентабельно при существующих промышленных технологиях их добычи и переработки.
Ссылаясь на протокол заседания Межведомственной комиссии по недропользованию при Правительстве Республики Саха (Якутия) от 29.12.2003 N 87, на основании которого внесены дополнения в условия лицензионных соглашений лицензий ЯКУ N 01983 БЭ, ЯКУ N 01984 БЭ, ЯКУ N 01985 БЭ, суд первой инстанции не дал оценки его соответствия положениям распоряжения Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р в части правомерности отнесения запасов золота в разрабатываемых обществом техногенных месторождениях к некондиционным запасам. При этом не обоснована и правомерность применения положений названного ненормативного правового акта в сентябре 2003 года, то есть на момент осуществления обществом хозяйственных операций, являющихся предметом налоговой проверки.
Судом не учтено, что в соответствии с протоколами от 10.02.1997 N 10, от 14.02.2000 N 5 Межведомственной комиссии по государственной экспертизе запасов, прогнозных ресурсов, геолого-экономической информации по участкам недр, предоставляемым в пользование, разрабатываемые обществом техногенные месторождения представляют собой гале-эфельные отвалы шахт, сложившиеся в результате разработки месторождений подземным способом. Кроме того, согласно пакетам геологической информации по названным месторождениям формирование техногенной россыпи обусловлено неполным извлечением золота при промывке промприборами песков, добытых в шахтах, а также дополнительным высвобождением ценных компонентов из крупноразмерной фракции отвалов.
Таким образом, суд кассационной инстанции полагает, что судом недостаточно обоснованы выводы о правомерности применения обществом подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации при исполнении обязанности по исчислению и уплате налога на добычу полезных ископаемых. При этом судом оставлены без внимания доводы налоговой инспекции о возможности применения для регулирования рассматриваемых правоотношений положений подпункта 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, основывающиеся на имеющихся в материалах дела лицензиях на право пользования недрами и лицензионных соглашениях об условиях недропользования, предоставляющих обществу право на разведку и добычу золота из отвалов шахт.
Кроме того, указание в лицензионных соглашениях об условиях недропользования ставок налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых не может являться основанием для применения названных ставок в целях налогообложения, поскольку установление названного элемента налогообложения является исключительной прерогативой законодательства о налогах и сборах.
Поскольку судом сделан вывод о правомерном применении обществом налоговой ставки 0 процентов, налоговые санкции за несвоевременное представление налоговой декларации за сентябрь 2003 года взысканы им в размере 100 процентов, без учета суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации.
При новом судебном рассмотрении суду с учетом изложенных выше доводов суда первой инстанции необходимо проверить правомерность применения обществом налоговой ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых и, соответственно, привлечения его к налоговой ответственности за неуплату налога и несвоевременное представление налоговой декларации.
При новом рассмотрении суду следует также решить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19 ноября 2004 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1511/04 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Председательствующий
Н.Н.ПАРСКАЯ
Н.Н.ПАРСКАЯ
Судьи:
Л.Ю.ПУЩИНА
П.В.ШОШИН
Л.Ю.ПУЩИНА
П.В.ШОШИН
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 9 февраля 2005 г. Дело N А58-1511/04-Ф02-32/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шошина П.В.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Янскому улусу Республики Саха (Якутия) на решение от 19 ноября 2004 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1511/04 (суд первой инстанции: Григорьева В.Э.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Янскому улусу Республики Саха (Якутия) (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Омолой" (общество) штрафов в сумме 5189 рублей 10 копеек по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 1297 рублей 27 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 19 ноября 2004 года заявленные требования удовлетворены частично: с общества взыскан штраф в размере 100 рублей по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением от 19 ноября 2004 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и несоответствием имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, все лицензии общества оформлены на добычу россыпного золота из отвалов шахт, что подпадает под действие подпункта 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция считает, что принятое Межведомственной комиссией по недропользованию при Правительстве Республики Саха (Якутия) решение по отнесению запасов золота в гале-эфельных отвалах к некондиционным (остаточным запасам пониженного качества) является неправомерным. При отсутствии утвержденных Министерством природных ресурсов Российской Федерации решения по отнесению запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным или нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, применение ставки 0 процентов является неправомерным.
Кроме того, указание в лицензионных соглашениях на пользование недрами налоговых ставок по налогу на добычу полезных ископаемых, полагает налоговая инспекция, не является основанием для их применения в целях налогообложения.
В отзыве на кассационную жалобу общество ссылается на ее необоснованность и просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, заявили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено Арбитражным судом Республики Саха (Якутия), налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка общества по вопросу правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых за сентябрь 2003 года.
По результатам проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 22.01.2004 N 11 о взыскании с общества налога на добычу полезных ископаемых в сумме 25945 рублей 49 копеек, пеней в сумме 713 рублей 50 копеек и штрафов в сумме 5189 рублей 10 копеек по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по названному налогу и в сумме 1297 рублей 27 копеек по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добычу полезных ископаемых.
Требованием N 17 обществу предложено в добровольном порядке уплатить в бюджет исчисленные по результатам проверки суммы штрафов.
В связи с неисполнением обществом названного требования об уплате штрафов в установленный срок налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Рассматривая данный спор, суд пришел к выводу о том, что, поскольку общество разрабатывало месторождения с запасами золота, отнесенными к некондиционным, оно правомерно в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации применяло ставку налогообложения в размере 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.
Суд кассационной инстанции полагает, что данный вывод является недостаточно обоснованным.
С 1 января 2002 года введена в действие глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых", согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 342 которой налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых.
Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Правила отнесения полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, согласно пункту 1 которых отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р "О рассмотрении материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам" в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899 утверждены Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с отнесением запасов твердых полезных ископаемых к некондиционным запасам.
В названных Временных методических рекомендациях дано определение некондиционных запасов полезных ископаемых. К ним относятся:
- - запасы полезных ископаемых в недрах, добыча и переработка которых не обеспечивает получение продукции соответствующего государственного стандарта Российской Федерации, стандарта отрасли, регионального или международного стандарта;
- - запасы полезных ископаемых разрабатываемых месторождений, количество, качество и технологические свойства которых не отвечают требованиям технико-экономического обоснования постоянных кондиций на минеральное сырье;
- - запасы труднообогатимых руд и других полезных ископаемых, извлечение которых экономически нерентабельно при существующих промышленных технологиях их добычи и переработки.
Ссылаясь на протокол заседания Межведомственной комиссии по недропользованию при Правительстве Республики Саха (Якутия) от 29.12.2003 N 87, на основании которого внесены дополнения в условия лицензионных соглашений лицензий ЯКУ N 01983 БЭ, ЯКУ N 01984 БЭ, ЯКУ N 01985 БЭ, суд первой инстанции не дал оценки его соответствия положениям распоряжения Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 10.09.2003 N 403-р в части правомерности отнесения запасов золота в разрабатываемых обществом техногенных месторождениях к некондиционным запасам. При этом не обоснована и правомерность применения положений названного ненормативного правового акта в сентябре 2003 года, то есть на момент осуществления обществом хозяйственных операций, являющихся предметом налоговой проверки.
Судом не учтено, что в соответствии с протоколами от 10.02.1997 N 10, от 14.02.2000 N 5 Межведомственной комиссии по государственной экспертизе запасов, прогнозных ресурсов, геолого-экономической информации по участкам недр, предоставляемым в пользование, разрабатываемые обществом техногенные месторождения представляют собой гале-эфельные отвалы шахт, сложившиеся в результате разработки месторождений подземным способом. Кроме того, согласно пакетам геологической информации по названным месторождениям формирование техногенной россыпи обусловлено неполным извлечением золота при промывке промприборами песков, добытых в шахтах, а также дополнительным высвобождением ценных компонентов из крупноразмерной фракции отвалов.
Таким образом, суд кассационной инстанции полагает, что судом недостаточно обоснованы выводы о правомерности применения обществом подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации при исполнении обязанности по исчислению и уплате налога на добычу полезных ископаемых. При этом судом оставлены без внимания доводы налоговой инспекции о возможности применения для регулирования рассматриваемых правоотношений положений подпункта 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, основывающиеся на имеющихся в материалах дела лицензиях на право пользования недрами и лицензионных соглашениях об условиях недропользования, предоставляющих обществу право на разведку и добычу золота из отвалов шахт.
Кроме того, указание в лицензионных соглашениях об условиях недропользования ставок налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых не может являться основанием для применения названных ставок в целях налогообложения, поскольку установление названного элемента налогообложения является исключительной прерогативой законодательства о налогах и сборах.
Поскольку судом сделан вывод о правомерном применении обществом налоговой ставки 0 процентов, налоговые санкции за несвоевременное представление налоговой декларации за сентябрь 2003 года взысканы им в размере 100 процентов, без учета суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации.
При новом судебном рассмотрении суду с учетом изложенных выше доводов суда первой инстанции необходимо проверить правомерность применения обществом налоговой ставки 0 процентов по налогу на добычу полезных ископаемых и, соответственно, привлечения его к налоговой ответственности за неуплату налога и несвоевременное представление налоговой декларации.
При новом рассмотрении суду следует также решить вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19 ноября 2004 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-1511/04 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Председательствующий
Н.Н.ПАРСКАЯ
Н.Н.ПАРСКАЯ
Судьи:
Л.Ю.ПУЩИНА
П.В.ШОШИН
Л.Ю.ПУЩИНА
П.В.ШОШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)