Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.11.2006 ПО ДЕЛУ N А57-3278/05-28

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 16 ноября 2006 года Дело N А57-3278/05-28

Общество с ограниченной ответственностью "Детский мир", г. Балаково, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Саратовской области, г. Балаково, выразившихся в безакцептном списании с расчетного счета заявителя земельного налога в сумме 16048 руб. и пени в сумме 44,94 руб., и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Саратовской области г. Балаково возвратить заявителю излишне взысканную сумму в размере 16093,45 руб.
Решением суда от 21.06.2006 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и в удовлетворении иска отказать.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оценив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на жалобу, проверив законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 2 по Саратовской области, г. Балаково, проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом с ограниченной ответственностью "Детский мир" налоговой декларации по земельному налогу за 2004 г., в ходе которой установлено, что предприятие занизило сумму земельного налога за 2004 г. на 22799 руб. в результате применения при исчислении налога налоговой ставки 4,85 руб. за квадратный метр земельного участка.
По мнению налогового органа, земельный участок, закрепленный за предприятием, относится к зоне N 4 и соответственно ставка земельного налога составляет 16,12 руб. за квадратный метр земельного участка согласно решению Совета депутатов БМО от 29.11.2003 N 308 "Об утверждении границ зон градостроительной ценности и установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Балаково".
На основании материалов проверки налоговым органом 14.09.2004 принято решение N 1085 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и предложено внести исправления в бухгалтерский учет.
Считая, что принятым решением нарушены его законные права, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
При этом заявитель ссылается на то, что при отсутствии единых правил расчета дифференцированных ставок земельного налога на основе средней ставки, установленной Законом Российской Федерации "О плате за землю", установленная решением Совета депутатов БМО от 29.11.2003 N 308 "Об утверждении границ зон градостроительной ценности и установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Балаково" ставка земельного налога в сумме 16,12 руб. за 1 кв. м применительно к земельному участку заявителя, более чем в три раза превышающая установленную Законом Российской Федерации "О плате за землю" среднюю ставку, не подлежит применению, исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 5 мотивировочной части его Постановления N 13-П от 08.10.97.
При рассмотрении дела судом дана верная оценка доказательствам по делу.
Статьей 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 8 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" установлено, что органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы, установленные Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (п/п. "б" п. 1 ст. 21) земельный налог отнесен к местным налогам.
В соответствии с п. 4 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 (с последующими изменениями и дополнениями) установлена платность землепользования в Российской Федерации.
Вышеназванным Законом определено, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено, что налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к данному Закону.
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением Совета депутатов Балаковского муниципального образования от 29 ноября 2003 г. N 308 "Об утверждении границ зон градостроительной ценности и установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Балаково" (действует с 01.01.2004) установлены дифференцированные ставки земельного налога, превышающие средние ставки, определенные федеральным законодательством, в частности Законом Российской Федерации "О плате за землю".
Решение не соответствует основным принципам налогообложения, требованиям ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации 2001 г., Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 8 апреля 2000 г., Закону "О плате за землю", Федеральному закону "О государственном земельном кадастре", Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Согласно Приложению N 2 к решению Совета депутатов Балаковского муниципального образования N 308 земли Общества с ограниченной ответственностью "Детский мир" отнесены в 2004 г. к четвертой зоне, где ставка земельного налога составила 16,12 руб./кв. м, в то время как средняя ставка для Поволжского экономического региона составляла 4,847 руб./кв. м.
Таким образом, ставки земельного налога, установленные указанным решением значительно превышают среднюю ставку, установленную для Поволжского экономического региона в отношении земель Общества с ограниченной ответственностью "Детский мир".
Методика расчета ставок земельного налога, примененных налоговым органом на основании вышеуказанных актов, в них самих не отражена.
При рассмотрении дела судом правильно отмечено, что устанавливаемая федеральным законом средняя ставка земельного налога представляет собой важную гарантию прав налогоплательщиков, способную выполнять такую функцию только тогда, когда созданы определенные условия, реально ограничивающие свободу усмотрения законодательных органов субъектов Российской Федерации при исчислении таких ставок. Это предполагает наличие единых правил использования средней ставки налога на земли городов и поселков, в частности при их дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Применительно к нормативным актам представительных органов местного самоуправления законно установленными могут считаться такие налоги, которые вводятся на территории муниципального образования в соответствии с общими принципами налогообложения, установленными федеральным законом, а именно: всеобщности и равенства налогообложения, а также принципом, в силу которого налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Решение Совета депутатов Балаковского муниципального образования от 29 ноября 2003 г. N 308 "Об утверждении границ зон градостроительной ценности и установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Балаково" не соответствует принципам, установленным ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации. Из текста данного нормативного акта невозможно понять методику расчета и экономическое обоснование дифференцированных ставок земельного налога, а также определить правильность исчисления и уплаты налога в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Указанный акт нарушает права и законные интересы заявителя как землепользователя и налогоплательщика в сфере налогообложения земельных участков на территории г. Балаково, поскольку противоречит вышеназванным нормативным правовым актам, регулирующим порядок установления ставок земельного налога и имеющим большую юридическую силу.
В этой связи суд правильно установил тот факт, что данный нормативный акт не может применяться при исчислении земельного налога и вынесении решений налоговых и иных правоприменительных и правоохранительных органов, поскольку в нем фактически произвольно, без научно-экономического или иного обоснования назначены ставки земельного налога, значительно превышающие среднюю ставку, установленную Федеральным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, решение Совета депутатов БМО от 29.11.2003 N 308 "Об утверждении границ зон градостроительной ценности и установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Балаково" признано не соответствующим ст. 8 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 и ст. 3, ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации и не действующим решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2005, которое Постановлением суда кассационной инстанции от 03.05.2006 оставлено без изменения.
При сложившихся обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.06.2006 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-3278/05-28 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Саратовской области, г. Балаково, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)