Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.06.2004 ПО ДЕЛУ N А41-К2-5918/04

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 22 июня 2004 г. Дело N А41-К2-5918/04

Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи С., протокол судебного заседания вела судья С., при участии в заседании от истца: юрисконсульт М. - доверенность N 359 от 19.12.03; от ответчика: специалист 1 категории Н. - доверенность N 03/711 от 02.02.04, рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Центрального банка РФ представитель "Оздоровительное объединение" Солнечный городок Банка России" к МРИ МНС РФ N 5 по МО о признании недействительным решения ИМНС РФ,
УСТАНОВИЛ:

Центрального банка РФ представитель "Оздоровительное объединение" Солнечный городок Банка России" обратился в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнения) к МРИ МНС РФ N 5 о признании недействительным решения N 07/314 от 17.12.03.
Подготовка завершена. Стороны не возражали против рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Истец поддержал заявленное требование.
Ответчик иск не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав сторон, суд установил следующее.
В период с 02.10.03 по 12.11.03 МРИ МНС РФ проведена выездная налоговая проверка структурного подразделения Центрального банка РФ - Оздоровительного объединения "Солнечный городок" по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога за период с 01.01.01 по 30.09.03, в связи с чем составлен акт N 07 от 19.11.03.
Решением N 07/314 от 17.12.03 Банк привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2001 г. со взысканием штрафа в сумме 317493 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на землю в результате занижения налоговой базы со взысканием штрафа в размере 155219 руб., также предложено Банку уплатить земельный налог в сумме 1400878 руб.
В соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
Согласно данной правовой норме, Банк России, с учетом его конституционно-правового статуса, вправе пользоваться данной льготой, что и подтверждено Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2002 N 5697/01.
Банк России является единой централизованной системой с вертикальной структурой управления. Следовательно, территориальные управления, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, через которые Банк России осуществляет властные полномочия на местах, также вправе пользоваться льготой по уплате земельного налога, установленной пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
В соответствии со ст. 132 ГК РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его использования, включая земельные участки, здания, сооружения. Оздоровительные организации являются частью имущества, переданного Банку России в пользование, и их нельзя рассматривать в отрыве от него и расценивать их деятельность как не связанную с деятельностью Банка России.
Пунктом 14 статьи 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено, что земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, освобождаются от уплаты земельного налога.
Из содержания пункта 14 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" следует, что законодатель полностью освободил от уплаты земельного налога земли, представляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления вне зависимости от их назначения и фактического использования. Оздоровительные учреждения не являются самостоятельными юридическими лицами, а входят в единую структуру Банка России и используются исключительно для обеспечения жизнедеятельности работников Банка России. Земельные участки переданы в бессрочное пользование Банку России, и плательщиком земельного налога, как юридическое лицо, является Банк России, а не его структурные подразделения.
Следовательно, вывод, сделанный Межрайонной ИМНС РФ N 5 по Московской области в решении от 17.12.2003 N 07/314 о том, что земли, используемые в других целях (кроме основных функций), не могут быть признаны землями для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, является необоснованным.
Кроме того, согласно п. 14 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются земли, представляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации. Из текста постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.12.2001 N КА-А40/7063-01 следует, что суд кассационной инстанции подтверждает правильность выводов, сделанных судом первой инстанции о том, что земли, занимаемые подведомственными организациями Министерства обороны Российской Федерации, а именно земли, находящиеся под зданиями жилищного фонда, не облагаются земельным налогом. Считаем, что аналогичное толкование указанной выше нормы допустимо не только в отношении Министерства обороны.
Таким образом, законные основания для доначисления суммы земельного налога и соответствующих пени отсутствуют, а, соответственно, сумма налоговых санкций, предусмотренных ст. 119 НК РФ, неправомерно рассчитана от суммы неуплаченного налога.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены ФЗ N 86-ФЗ, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России. Таким образом, Банк России является владельцем земельных участков, а, соответственно, признается плательщиком земельного налога. Несмотря на то обстоятельство, что на Банк России распространяются положения п. 14 ст. 12 Закона, предусматривающего льготу по уплате земельного налога, предоставление расчета (налоговой декларации) по земельному налогу является обязанностью налогоплательщика, установленной ст. 23 НК РФ и ст. 16 Закона РФ "О плате за землю".
В связи с этим истец не возражает, что привлечение Банка России к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, является правомерным, но сумма штрафа должна быть рассчитана от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации. Учитывая то обстоятельство, что сумма земельного налога, подлежащего уплате, равна нулю, то в данной ситуации должно применяться положение ст. 119 НК РФ, согласно которому сумма штрафа за непредставление налоговой декларации не может быть менее 100 руб.
При изложенных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167, 176, 180 АПК РФ, АС МО
РЕШИЛ:

признать недействительным решение МРИ МНС РФ N 5 по МО N 07/314 от 17.12.03.
Вернуть истцу госпошлину из федерального бюджета, выдать справку.
Решение может быть обжаловано в апелляционный суд в месячный срок.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)