Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2008 N 04АП-3604/2008 ПО ДЕЛУ N А58-1861/2008

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2008 г. N 04АП-3604/2008

Дело N А58-1861/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Ячменева Г.Г., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу ЗАО "Иреляхнефть"
на Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19.09.2008 г. по делу N А58-1861/2008, по заявлению ЗАО "Иреляхнефть" к Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным решения налогового органа (суд первой инстанции Е.Б. Бадлуева),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;

- установил:

Закрытое акционерное общество "Иреляхнефть" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным решения от 24.12.2007 года N 5766.
Решением от 19 сентября 2008 г. суд отказал в удовлетворении заявленных требований, в обоснование указав, что степень выработанности названного участка недр, исходя из данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, составит 0,062%.
Не согласившись с указанным решением, ЗАО "Иреляхнефть" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Указывают, что степень выработанности запасов участка недр на 01 января 2007 года на территории Иреляхского нефтегазоконденсатного месторождения, недропользователем которого является ЗАО "Иреляхнефть", составляет 0,046, что дает право при исчислении налога на добычу полезных ископаемых применять налоговую ставку 0%. При этом степень выработанности рассчитана исходя из добычи нефти в размере 477 тыс. тонн, что подтверждается письмом Федерального агентства по недропользованию от 24.07.2008 г.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается телеграммой от 26.11.2008 г.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается телеграммой от 26.11.2008 г.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ЗАО "Иреляхнефть" представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь 2007 года.
По результатам камеральной проверки инспекцией вынесено решение от 24.12.2007 N 5766 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 1267878 руб.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии со статьей 334 Налогового кодекса Российской Федерации, общество является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 338, статьи 340 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого (пункт 2 статьи 340 Кодекса).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче нефти на месторождениях Восточной Сибири, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края. В названной норме установлено, что для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2007 года и степень выработанное запасов которых на 1 января 2007 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 рублей в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам, начиная с 1 января 2007 года, при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.
Пунктом 4 статьи 342 Кодекса установлен порядок определения налогоплательщиком коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр, при котором используют следующие показатели: сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых утвержденного в году, предшествующем году налогового периода; и начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий A, B, C1 и C2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.
Степень выработанности конкретного участка недр налогоплательщик рассчитывает самостоятельно исходя из данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых. При этом величина накопленной добычи нефти определяется по данным того баланса, который был утвержден не в текущем году, а в году, предшествующем году налогового периода.
Таким образом, при расчете суммы налога на добычу полезных ископаемых за налоговые периоды 2007 года используются данные о накопленной добыче согласно балансу, утвержденному в 2006 г. по состоянию на 01.01.2006 года.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Госкомстата России от 18.06.1999 г. N 44 "Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием" представляется статистическая отчетность по форме 6-гр юридическими лицами-пользователями недр, ведущими разведку и разработку месторождений, по объектам недропользования в территориальные органы Госгортехнадзора, территориальные геологические фонды. Российскому федеральному геологическому фонду МПР России для формирования государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Для целей главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации принимаются утвержденные данные Государственного баланса, а не данные статистической отчетности по форме 6-гр.
Управлением Федеральной налоговой службы письмом от 26.03.2007 г. доведено до сведения всех инспекций данные государственного баланса запасов нефти по состоянию на 01.01.2006 г., указанные в письме Федерального агентства по недропользованию от 14.02.2007 г.
Представленные данные соответствуют отраженным в письме Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) от 14.07.2008 года N 01-20\\02-1488, которым подтверждено, что согласно Государственному балансу запасов полезных ископаемых Российской Федерации (нефть, ДФО, часть 1, Республика Саха (Якутия), накопленная добыча нефти по состоянию на 01.01.2006 года по Иреляхскому нефтегазоконденсатному месторождению составляет 648 тыс.тонн, по состоянию на 01.01.2007 года - 709 тыс. тонн. Начальные извлекаемые запасы нефти в объеме 10398 тыс. тонн.
Следовательно, степень выработанности данного участка недр определяется как соотношение 648 к 10398 и составит 0,062%.
Учитывая, что данный показатель превышает 0,05, налог на добычу полезных ископаемых составит 3984221 руб.
Таким образом, общество, подавая уточненную декларацию, правомерно исчислило НДПИ в указанном размере. Расхождений инспекцией установлено не было.
Письмо ФГУНПП "Росгеолфонд" от 22.07.2008 г. не может быть принято во внимание, т.к. оно не свидетельствует об изменении данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 42 Постановления N 5 от 28.02.2001 разъяснил, что если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты конкретного налога. Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, только при соблюдении им условий, определенных пунктом 4 статьи 81 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки. При этом налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с настоящим пунктом при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
По первичной декларации за июнь 2007 г. НДПИ был исчислен в размере 0 руб. По уточненной декларации, представленной 13.09.2007 г., НДПИ был исчислен в размере 6339388 руб.
На дату представления уточненной налоговой декларации налог в размере 6339388 руб. не уплачен, по данным карточки лицевого счета на дату представления уточненной налоговой декларации недоимка налогоплательщика по налогу на добычу полезных ископаемых составляла 12 203 654 руб.
Таким образом, оснований для освобождения от налоговой ответственности не имеется.
С заявлением о наличии смягчающих обстоятельств налогоплательщик не обращался, соответствующие документы не представлял. Из материалов дела также невозможно установить наличие смягчающих обстоятельств. Таким образом, оснований для снижения штрафа судом также не установлено.
Учитывая, что налогоплательщик самостоятельно исчислил налог и подал корректирующую налоговую декларацию с суммой НДПИ к уплате в размере 6339388 руб., оспариваемое решение инспекции не может нарушать права и законные интересы общества, т.к. оно не лишено права подать другую корректирующую декларацию.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19.09.2008 г., принятое по делу N А58-1861/2008, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО "Иреляхнефть" без удовлетворения.
2. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Э.П.ДОРЖИЕВ

Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)