Судебные решения, арбитраж
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Саратовской области, г. Ершов Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.05.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу N А57-1930/08,
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Лесной", р.п. Дергачи Саратовской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Саратовской области о признании недействительными ее решения от 27.12.2007 N 11/54 и уведомления от 27.03.2007 N 12/3201,
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Лесной" обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Саратовской области о признании недействительными ее решений от 27.12.2007 N 11/54 и уведомления от 27.03.2007 N 12/3201.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.05.2008, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новое решение, мотивируя это нарушением судами норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, решением налогового органа от 27.12.2007 N 11/54 по результатам акта выездной налоговой проверки от 23.11.2007 N 11/54 по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах и правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на прибыль, налога на имущество, НДС, ЕСН за период с 01.01.2006 по 31.12.2006, сельскохозяйственному производственному кооперативу "Лесной" доначислены:
- - НДС в сумме 282 992,70 руб., пени по нему в сумме 48 372,52 рублей и штраф п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 56 598,54 рублей;
- - ЕСН в сумме 109 758 руб., пени по нему в сумме 9370,03 рублей и штраф п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 21 591,6 рублей;
- - налог на имущество в сумме 16 041,30 руб., пени по нему в сумме 1 474,77 рублей и штраф п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 3 208,26 рублей;
- - налог на прибыль в сумме 282 800 руб., пени по нему в сумме 26 197,46 рублей и штраф п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 56 560 рублей.
Кроме того, заявителю начислены штрафные санкции:
- - по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок расчетов по ЕСН в размере 150 рублей;
- - по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль в размере 197 960 руб.;
- - по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по налогу на имущество в размере 19 249 руб. 56 коп.;
- - по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по ЕСН в размере 37 281 рубль.
Основанием для доначисления названных сумм налогов, пени и штрафных санкций, явилось то, что СХПК "Лесной" за 2006 год не произвел перерасчет налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения, а продолжал уплачивать единый сельскохозяйственный налог, коим он не может являться, поскольку в общем доходе от реализации основных средств, товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции составляет менее 70%, следовательно, предприятие с 01.01.2006 утратило статус плательщика единого сельскохозяйственного налога, в связи с чем обязан был произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за 2006 год.
Коллегия выводы судов об удовлетворении заявления сельскохозяйственного производственного кооператива "Лесной" находит правильными.
В соответствии с п. 1 ст. 346.2 НК РФ налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.
На основании п. 3 ст. 346.1 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса).
СХПК "Лесной" зарегистрирован в качестве юридического лица как коммерческая организация.
Суды правильно указали, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организаций" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н (с изменениями от 30.12.1999, 30.03.2001, 18.09.2001, 27.11.2006) доходы организаций в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организаций подразделяются на: а) доходы от обычных видов деятельности, б) прочие доходы.
Для целей настоящего положения доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями.
Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований настоящего положения, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 Положения ПБУ 9/99).
Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты) продукции, товаров относятся к прочим доходам (п. 7 Положения ПБУ 9/99).
Таким образом, поступления от продажи основных средств не могут относиться к выручке от продажи продукции и товаров, что опровергает довод заявителя апелляционной жалобы о том, что реализация СХПК "Лесной" основных средств может рассматриваться как вид деятельности, по итогам которой кооператив получил прибыль.
Правомерными являются выводы судов о том, что реализация налогоплательщиком основных средств не может рассматриваться как самостоятельный вид деятельности.
Из материалов дела не следует, что СХПК "Лесной" осуществлял продажу основных средств на систематической основе. Продажа ранее используемых в основной деятельности основных средств, самостоятельным видом деятельности быть не может, что подтверждается Общероссийским классификатором экономической деятельности, утвержденным Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
Согласно расчетам СХПК "Лесной", доля доходов от реализации продукции сельскохозяйственного назначения, в общем доходе от реализации товаров, в который не входит доход от продажи основных средств, составляет 82%, следовательно, кооператив не утратил право на применение единого сельскохозяйственного налога и соответственно отсутствовали основания для перехода к общему режиму налогообложения.
В этой связи суды обоснованно признали недействительным уведомление от 27.03.2007 N 12/3201, поскольку оно носит властный характер и ограничивает право налогоплательщика на применение специального налогового режима при соблюдении им всех условий, предусмотренных налоговым законодательством для применения установленной главой 26.1 НК РФ системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Следовательно, кооператив, являясь организацией, занятой в производстве сельскохозяйственной продукции, в 2006 году был освобожден от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество организации, единого социального налога, НДС, а у налогового органа отсутствовали законные основания для перерасчета налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за 2006 год и для привлечения страхователя к налоговой ответственности.
При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.05.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу N А57-1930/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.12.2008 ПО ДЕЛУ N А57-1930/08
Разделы:Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2008 г. по делу N А57-1930/08
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Саратовской области, г. Ершов Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.05.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу N А57-1930/08,
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Лесной", р.п. Дергачи Саратовской области, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Саратовской области о признании недействительными ее решения от 27.12.2007 N 11/54 и уведомления от 27.03.2007 N 12/3201,
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Лесной" обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Саратовской области о признании недействительными ее решений от 27.12.2007 N 11/54 и уведомления от 27.03.2007 N 12/3201.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.05.2008, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новое решение, мотивируя это нарушением судами норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, решением налогового органа от 27.12.2007 N 11/54 по результатам акта выездной налоговой проверки от 23.11.2007 N 11/54 по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах и правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на прибыль, налога на имущество, НДС, ЕСН за период с 01.01.2006 по 31.12.2006, сельскохозяйственному производственному кооперативу "Лесной" доначислены:
- - НДС в сумме 282 992,70 руб., пени по нему в сумме 48 372,52 рублей и штраф п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 56 598,54 рублей;
- - ЕСН в сумме 109 758 руб., пени по нему в сумме 9370,03 рублей и штраф п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 21 591,6 рублей;
- - налог на имущество в сумме 16 041,30 руб., пени по нему в сумме 1 474,77 рублей и штраф п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 3 208,26 рублей;
- - налог на прибыль в сумме 282 800 руб., пени по нему в сумме 26 197,46 рублей и штраф п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 56 560 рублей.
Кроме того, заявителю начислены штрафные санкции:
- - по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок расчетов по ЕСН в размере 150 рублей;
- - по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль в размере 197 960 руб.;
- - по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по налогу на имущество в размере 19 249 руб. 56 коп.;
- - по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по ЕСН в размере 37 281 рубль.
Основанием для доначисления названных сумм налогов, пени и штрафных санкций, явилось то, что СХПК "Лесной" за 2006 год не произвел перерасчет налоговых обязательств исходя из общего режима налогообложения, а продолжал уплачивать единый сельскохозяйственный налог, коим он не может являться, поскольку в общем доходе от реализации основных средств, товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции составляет менее 70%, следовательно, предприятие с 01.01.2006 утратило статус плательщика единого сельскохозяйственного налога, в связи с чем обязан был произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за 2006 год.
Коллегия выводы судов об удовлетворении заявления сельскохозяйственного производственного кооператива "Лесной" находит правильными.
В соответствии с п. 1 ст. 346.2 НК РФ налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.
На основании п. 3 ст. 346.1 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса).
СХПК "Лесной" зарегистрирован в качестве юридического лица как коммерческая организация.
Суды правильно указали, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организаций" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н (с изменениями от 30.12.1999, 30.03.2001, 18.09.2001, 27.11.2006) доходы организаций в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организаций подразделяются на: а) доходы от обычных видов деятельности, б) прочие доходы.
Для целей настоящего положения доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями.
Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований настоящего положения, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 Положения ПБУ 9/99).
Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты) продукции, товаров относятся к прочим доходам (п. 7 Положения ПБУ 9/99).
Таким образом, поступления от продажи основных средств не могут относиться к выручке от продажи продукции и товаров, что опровергает довод заявителя апелляционной жалобы о том, что реализация СХПК "Лесной" основных средств может рассматриваться как вид деятельности, по итогам которой кооператив получил прибыль.
Правомерными являются выводы судов о том, что реализация налогоплательщиком основных средств не может рассматриваться как самостоятельный вид деятельности.
Из материалов дела не следует, что СХПК "Лесной" осуществлял продажу основных средств на систематической основе. Продажа ранее используемых в основной деятельности основных средств, самостоятельным видом деятельности быть не может, что подтверждается Общероссийским классификатором экономической деятельности, утвержденным Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
Согласно расчетам СХПК "Лесной", доля доходов от реализации продукции сельскохозяйственного назначения, в общем доходе от реализации товаров, в который не входит доход от продажи основных средств, составляет 82%, следовательно, кооператив не утратил право на применение единого сельскохозяйственного налога и соответственно отсутствовали основания для перехода к общему режиму налогообложения.
В этой связи суды обоснованно признали недействительным уведомление от 27.03.2007 N 12/3201, поскольку оно носит властный характер и ограничивает право налогоплательщика на применение специального налогового режима при соблюдении им всех условий, предусмотренных налоговым законодательством для применения установленной главой 26.1 НК РФ системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Следовательно, кооператив, являясь организацией, занятой в производстве сельскохозяйственной продукции, в 2006 году был освобожден от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество организации, единого социального налога, НДС, а у налогового органа отсутствовали законные основания для перерасчета налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за 2006 год и для привлечения страхователя к налоговой ответственности.
При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.05.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу N А57-1930/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)