Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 10 октября 2005 г. Дело N А19-28042/05-44
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Скубаевым А.И.,
при участии в заседании:
от истца: не явился,
от ответчика: не явился,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Межрайонной ИФНС РФ N 13 по Иркутской области и УОБАО к ООО "Усть-Кутское ПАТП" (далее - ответчик) о взыскании 1840269 руб.,
Межрайонная ИФНС РФ N 13 по Иркутской области и УОБАО обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с ответчика 1840269 руб.
Заявитель в судебное заседание не явился, исковые требования поддерживает полностью.
Ответчик в судебное заседание не явился, отзыв на иск не представил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассматривается в порядке ст. 215 АПК РФ в отсутствие сторон по имеющимся документам.
Суд исследовал представленные документы и пришел к следующим выводам.
Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области и УОБАО была проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Усть-Кутское ПАТП" по вопросу правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налогов в бюджет.
В ходе проверки было выявлено, что ООО "Усть-Кутское ПАТП" нарушило пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), так как завысило налоговые вычеты, отнесенные на расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС) за 4 квартал 2004 года.
По данным предприятия, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, составили 159230 руб., по данным проверки - 12045 рублей. Разница составляет 147185 рублей.
Согласно пункту 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами при приобретении товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим операции как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения, принимаются к вычету в той пропорции, в которой они используются для производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению. А суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), учитываются в стоимости таких товаров. Доля пассажирских перевозок, не облагаемых НДС, за IV квартал 2004 года составила 92,44% (3953012 / 4231880), а доля операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, составила 7,56% (100 - 92,5). Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, за IV квартал 2004 года составили 159230 руб., которые в сумме 12045 руб. относятся на расчеты с бюджетом (Д-т 68 счета), остальные в сумме 147185 руб. учитываются в стоимости товаров (работ, услуг).
Учитывая вышеизложенное и в нарушение пункта 4 статьи 170 НК РФ, предприятием завышены налоговые вычеты, отнесенные на расчеты с бюджетом (Д-т 68), в сумме 147185 руб., в связи с чем сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за IV квартал 2004 года, занижена на 38809 руб. (-108376 + 147185), (по данным предприятия, сумма налога подлежала возмещению из бюджета в размере 108376 руб.).
Кроме того, ООО "Усть-Кутское ПАТП" нарушило пункт 6 статьи 226 НК РФ, так как за проверяемый период с 18.08.2003 по 24.01.2005 начисленный и удержанный налог на доходы физических лиц в сумме 1159667 рублей в бюджет не перечислен. В ходе проведения проверки было установлено, что задолженность перед бюджетом на 01.01.2005 составила 1159667 рублей.
ООО "Усть-Кутское ПАТП", являющееся налоговым агентом, согласно пункту 6 статьи 226 НК РФ обязано перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. По данным налоговой проверки, налог на доходы физических лиц за проверяемый период с 18.08.2003 по 24.01.2005 исчислен и удержан в соответствии со статьей 226 НК РФ непосредственно из доходов налогоплательщиков при их фактической выплате в сумме 1159667 рублей, в том числе с августа месяца 2003 года - 241058 рублей; за 2004 год - 918609 рублей.
Проверкой правильности исчисления земельного налога было установлено следующее: ООО "Усть-Кутское ПАТП" земельный налог за период с августа 2003 года по апрель 2004 года не исчислялся, что повлекло нарушение статей 1, 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате на землю" (с изменениями и дополнениями). Налоговые декларации по земельному налогу за 2003 - 2004 годы не представлялись в налоговый орган.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) использование земли в РФ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Земельный налог организациям исчисляется исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемого налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.
В соответствии со статьей 8 вышеуказанного Закона в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
В 2003 году действовали ставки земельного налога, установленные постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования от 14.02.2003 N 120-п "Об установлении ставок земельного налога и базовых ставок арендной платы за землю на территории Усть-Кутского муниципального образования на 2003 год". Статьей 7 Закона Российской Федерации от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательства) Российской Федерации" установлено, что действовавшие в 2003 году размеры ставок земельного налога применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Согласно инвентарным книгам за 2003 - 2004 годы, у ООО "Усть-Кутское ПАТП" на балансе в составе основных средств с августа 2003 года по апрель 2004 года числился диспетчерский пункт на станции Лена. По данным технического паспорта площадь земельного участка под диспетчерским пунктом на станции Лена составляет 0,085 га. Документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком, у ООО "Усть-Кутское ПАТП" отсутствовал.
На основании вышеизложенного с августа 2003 года по апрель 2004 года ООО "Усть-Кутское ПАТП" являлось плательщиком земельного налога. Налоговой базой являлся земельный участок площадью 0,085 га. ООО "Усть-Кутское ПАТП" не начислило земельный налог на сумму 4291 руб., в том числе за период с августа по декабрь 2003 года 2282 руб. (0,085 x 64447 / 12 x 5), за период с января по апрель 2004 года 2009 руб. (0,085 x 70892 / 12 x 4). При исчислении земельного налога инспекция применила налоговую ставку, установленную для I оценочной зоны Усть-Кутского муниципального образования, т.е. в 2003 году 64447 руб./га, в 2004 году 70892 руб./га.
Кроме того, в нарушение пунктов 2, 3 статьи 243 НК РФ ООО "Усть-Кутское ПАТП" применило налоговый вычет, превышающий сумму фактически уплаченных страховых взносов за 2004 год, что повлекло занижение суммы единого социального налога в доле федерального бюджета, так как налоговая база для исчисления единого социального налога за 2004 год, по данным ООО "Усть-Кутское ПАТП", составила: в федеральный бюджет, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее по тексту - ФФОМС), в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее по тексту - ТФОМС), в Фонд социального страхования (далее по тексту - ФСС) в сумме 1632044 рублей. По данным налогоплательщика, сумма начисленного за 2004 год единого социального налога, зачисляемого: в федеральный бюджет составила 456972 рубля (1632044 x 28%, в том числе по строке 0300 налоговой декларации - 211261 рубль; по строке 0600 - 245711 рублей); в ФФОМС - 3264 рубля (1632044 x 0,2%); в ТФОМС - 55490 рублей (1632044 x 3,4%); в ФСС - 65282 рубля (1632044 x 4%).
При исчислении единого социального налога за 2004 год, согласно налоговой декларации по единому социальному налогу, налогоплательщиком применен налоговый вычет в размере начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 211261 рубль. Сумма фактически уплаченных взносов за 2004 год составила 2000 рублей. Таким образом, разница в сумме 209261 рубля была признана налоговым органом как занижение единого социального налога в доле федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 31, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, ООО "Усть-Кутское ПАТП" решением от 30.03.2005 N 11-1640/23 было привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного:
п. 1 ст. 122 НК РФ - за неуплату (неполную уплату) налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в виде штрафа в размере 50472 рублей, в том числе:
- по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2004 года в сумме 7762 рублей (38809 x 20%);
- по налогу на земли городов и поселков за период с августа 2003 года по апрель 2004 года в сумме 858 рублей (4291 x 20%);
- по единому социальному налогу в доле федерального бюджета за 2004 год в сумме 41852 рублей (209261 x 20%);
- статьей 123 НК РФ - за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению, в виде взыскания штрафа в размере 20% (от суммы задолженности на 24.01.2005 - 1159667 рублей) в размере 231933 рублей;
- пунктом 2 статьи 119 НК РФ - за непредставление налогоплательщиком налоговых деклараций по земельному налогу за 2003 - 2004 годы в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления таких деклараций в виде взыскания штрафа в размере 4856 рублей.
Кроме того, в указанном решении ООО "Усть-Кутское ПАТП" предложено уплатить суммы: указанных налоговых санкций; неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов в размере 1412028 рублей, в том числе:
- налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2004 года в размере 38809 рублей;
- единого социального налога за 4 квартал 2004 года в размере 209261 рубля;
- налога на доходы физических лиц за период с 18.08.2003 по 24.01.2005 в размере 1159667 рублей;
- налога на земли городов и поселков в размере 4291 рубля;
- пеней согласно статье 75 НК РФ за несвоевременную уплату налогов (сборов) в сумме 140980 рублей, в том числе:
- по налогу на добавленную стоимость в сумме 1151 рубля;
- по налогу на доходы физических лиц в сумме 139143 рублей;
- по земельному налогу в сумме 686 рублей.
Указанное решение в установленный НК РФ срок обжаловано не было.
Требования от 01.04.2005 N 11-375 об уплате налоговой санкции и от 04.04.2005 N 09-377/5909 были направлены в адрес ООО "Усть-Кутское ПАТП" и получены ООО "Усть-Кутское ПАТП", что подтверждается отметкой в уведомлении о вручении и отметкой в требовании N 11-375. На момент подачи заявления сумма налоговых санкций, налогов и пеней в бюджет не поступила.
Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика 1840269 руб. недоимки, пеней и налоговых санкций.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования налогового органа подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как установлено п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.
В соответствии со ст. 24 указанного Закона, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 данного Закона.
Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов, и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
С учетом изложенного ответчик был вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период, и даже в случае отсутствия фактической уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма примененного вычета может быть признана занижением суммы налога только с 15-го числа месяца следующего отчетного (налогового) периода, но не в отчетном (налоговом) периоде за который произведены вычеты.
Правильность определения ответчиком суммы вычета за 2004 г. в соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" налоговым органом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Как видно из материалов дела, исчисленная ответчиком сумма страховых взносов, по которой применен налоговый вычет, фактически уплачена в бюджет частично, т.е. речь может идти только о неполной уплате страховых взносов. Однако налоговый орган необоснованно отождествляет недоимку, возникшую в результате неполной уплаты правильно исчисленного налога, с задолженностью, возникшей в результате занижения налога из-за занижения налоговой базы либо иного неправильного исчисления налога. Таким образом требование налогового органа о взыскании 41852 руб. не подлежит удовлетворению.
В то же время суд приходит к выводу о том, что требования заявителя о взыскании 1798417 руб. (1840269 - 41852) законны, обоснованны, документально подтверждены, ответчиком не опровергнуты, поэтому подлежат удовлетворению в соответствии со ст.ст. 24, 31, 75, 104, 114, 119, 122, 123 НК РФ.
Поскольку обязанность по уплате налогов, представлению деклараций в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, налогоплательщиком не исполнена, требование заявителя о взыскании с ответчика 1798417 руб. недоимки, пеней и налоговых санкций заявлено в полном соответствии с положениями НК РФ.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика возлагаются расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец при подаче иска в суд освобожден в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 212 - 216 АПК РФ, арбитражный суд
заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с ООО "Усть-Кутское ПАТП" (находящегося по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Советская, 36, основной государственный регистрационный номер 1033880000054) 1798417 руб. недоимки, пеней и налоговых санкций с зачислением в соответствующие бюджеты, а также расходы по уплате государственной пошлины в доход федерального бюджета в размере 20492,09 рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.10.2005 ПО ДЕЛУ N А19-28042/05-44
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2005 г. Дело N А19-28042/05-44
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Скубаевым А.И.,
при участии в заседании:
от истца: не явился,
от ответчика: не явился,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Межрайонной ИФНС РФ N 13 по Иркутской области и УОБАО к ООО "Усть-Кутское ПАТП" (далее - ответчик) о взыскании 1840269 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС РФ N 13 по Иркутской области и УОБАО обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с ответчика 1840269 руб.
Заявитель в судебное заседание не явился, исковые требования поддерживает полностью.
Ответчик в судебное заседание не явился, отзыв на иск не представил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассматривается в порядке ст. 215 АПК РФ в отсутствие сторон по имеющимся документам.
Суд исследовал представленные документы и пришел к следующим выводам.
Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области и УОБАО была проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Усть-Кутское ПАТП" по вопросу правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налогов в бюджет.
В ходе проверки было выявлено, что ООО "Усть-Кутское ПАТП" нарушило пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), так как завысило налоговые вычеты, отнесенные на расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС) за 4 квартал 2004 года.
По данным предприятия, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, составили 159230 руб., по данным проверки - 12045 рублей. Разница составляет 147185 рублей.
Согласно пункту 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами при приобретении товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим операции как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения, принимаются к вычету в той пропорции, в которой они используются для производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению. А суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), учитываются в стоимости таких товаров. Доля пассажирских перевозок, не облагаемых НДС, за IV квартал 2004 года составила 92,44% (3953012 / 4231880), а доля операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, составила 7,56% (100 - 92,5). Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, за IV квартал 2004 года составили 159230 руб., которые в сумме 12045 руб. относятся на расчеты с бюджетом (Д-т 68 счета), остальные в сумме 147185 руб. учитываются в стоимости товаров (работ, услуг).
Учитывая вышеизложенное и в нарушение пункта 4 статьи 170 НК РФ, предприятием завышены налоговые вычеты, отнесенные на расчеты с бюджетом (Д-т 68), в сумме 147185 руб., в связи с чем сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за IV квартал 2004 года, занижена на 38809 руб. (-108376 + 147185), (по данным предприятия, сумма налога подлежала возмещению из бюджета в размере 108376 руб.).
Кроме того, ООО "Усть-Кутское ПАТП" нарушило пункт 6 статьи 226 НК РФ, так как за проверяемый период с 18.08.2003 по 24.01.2005 начисленный и удержанный налог на доходы физических лиц в сумме 1159667 рублей в бюджет не перечислен. В ходе проведения проверки было установлено, что задолженность перед бюджетом на 01.01.2005 составила 1159667 рублей.
ООО "Усть-Кутское ПАТП", являющееся налоговым агентом, согласно пункту 6 статьи 226 НК РФ обязано перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. По данным налоговой проверки, налог на доходы физических лиц за проверяемый период с 18.08.2003 по 24.01.2005 исчислен и удержан в соответствии со статьей 226 НК РФ непосредственно из доходов налогоплательщиков при их фактической выплате в сумме 1159667 рублей, в том числе с августа месяца 2003 года - 241058 рублей; за 2004 год - 918609 рублей.
Проверкой правильности исчисления земельного налога было установлено следующее: ООО "Усть-Кутское ПАТП" земельный налог за период с августа 2003 года по апрель 2004 года не исчислялся, что повлекло нарушение статей 1, 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате на землю" (с изменениями и дополнениями). Налоговые декларации по земельному налогу за 2003 - 2004 годы не представлялись в налоговый орган.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) использование земли в РФ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Земельный налог организациям исчисляется исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемого налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот.
В соответствии со статьей 8 вышеуказанного Закона в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
В 2003 году действовали ставки земельного налога, установленные постановлением администрации Усть-Кутского муниципального образования от 14.02.2003 N 120-п "Об установлении ставок земельного налога и базовых ставок арендной платы за землю на территории Усть-Кутского муниципального образования на 2003 год". Статьей 7 Закона Российской Федерации от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательства) Российской Федерации" установлено, что действовавшие в 2003 году размеры ставок земельного налога применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Согласно инвентарным книгам за 2003 - 2004 годы, у ООО "Усть-Кутское ПАТП" на балансе в составе основных средств с августа 2003 года по апрель 2004 года числился диспетчерский пункт на станции Лена. По данным технического паспорта площадь земельного участка под диспетчерским пунктом на станции Лена составляет 0,085 га. Документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком, у ООО "Усть-Кутское ПАТП" отсутствовал.
На основании вышеизложенного с августа 2003 года по апрель 2004 года ООО "Усть-Кутское ПАТП" являлось плательщиком земельного налога. Налоговой базой являлся земельный участок площадью 0,085 га. ООО "Усть-Кутское ПАТП" не начислило земельный налог на сумму 4291 руб., в том числе за период с августа по декабрь 2003 года 2282 руб. (0,085 x 64447 / 12 x 5), за период с января по апрель 2004 года 2009 руб. (0,085 x 70892 / 12 x 4). При исчислении земельного налога инспекция применила налоговую ставку, установленную для I оценочной зоны Усть-Кутского муниципального образования, т.е. в 2003 году 64447 руб./га, в 2004 году 70892 руб./га.
Кроме того, в нарушение пунктов 2, 3 статьи 243 НК РФ ООО "Усть-Кутское ПАТП" применило налоговый вычет, превышающий сумму фактически уплаченных страховых взносов за 2004 год, что повлекло занижение суммы единого социального налога в доле федерального бюджета, так как налоговая база для исчисления единого социального налога за 2004 год, по данным ООО "Усть-Кутское ПАТП", составила: в федеральный бюджет, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее по тексту - ФФОМС), в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее по тексту - ТФОМС), в Фонд социального страхования (далее по тексту - ФСС) в сумме 1632044 рублей. По данным налогоплательщика, сумма начисленного за 2004 год единого социального налога, зачисляемого: в федеральный бюджет составила 456972 рубля (1632044 x 28%, в том числе по строке 0300 налоговой декларации - 211261 рубль; по строке 0600 - 245711 рублей); в ФФОМС - 3264 рубля (1632044 x 0,2%); в ТФОМС - 55490 рублей (1632044 x 3,4%); в ФСС - 65282 рубля (1632044 x 4%).
При исчислении единого социального налога за 2004 год, согласно налоговой декларации по единому социальному налогу, налогоплательщиком применен налоговый вычет в размере начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 211261 рубль. Сумма фактически уплаченных взносов за 2004 год составила 2000 рублей. Таким образом, разница в сумме 209261 рубля была признана налоговым органом как занижение единого социального налога в доле федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 31, 101 Налогового кодекса Российской Федерации, ООО "Усть-Кутское ПАТП" решением от 30.03.2005 N 11-1640/23 было привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного:
п. 1 ст. 122 НК РФ - за неуплату (неполную уплату) налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в виде штрафа в размере 50472 рублей, в том числе:
- по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2004 года в сумме 7762 рублей (38809 x 20%);
- по налогу на земли городов и поселков за период с августа 2003 года по апрель 2004 года в сумме 858 рублей (4291 x 20%);
- по единому социальному налогу в доле федерального бюджета за 2004 год в сумме 41852 рублей (209261 x 20%);
- статьей 123 НК РФ - за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению, в виде взыскания штрафа в размере 20% (от суммы задолженности на 24.01.2005 - 1159667 рублей) в размере 231933 рублей;
- пунктом 2 статьи 119 НК РФ - за непредставление налогоплательщиком налоговых деклараций по земельному налогу за 2003 - 2004 годы в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления таких деклараций в виде взыскания штрафа в размере 4856 рублей.
Кроме того, в указанном решении ООО "Усть-Кутское ПАТП" предложено уплатить суммы: указанных налоговых санкций; неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов в размере 1412028 рублей, в том числе:
- налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2004 года в размере 38809 рублей;
- единого социального налога за 4 квартал 2004 года в размере 209261 рубля;
- налога на доходы физических лиц за период с 18.08.2003 по 24.01.2005 в размере 1159667 рублей;
- налога на земли городов и поселков в размере 4291 рубля;
- пеней согласно статье 75 НК РФ за несвоевременную уплату налогов (сборов) в сумме 140980 рублей, в том числе:
- по налогу на добавленную стоимость в сумме 1151 рубля;
- по налогу на доходы физических лиц в сумме 139143 рублей;
- по земельному налогу в сумме 686 рублей.
Указанное решение в установленный НК РФ срок обжаловано не было.
Требования от 01.04.2005 N 11-375 об уплате налоговой санкции и от 04.04.2005 N 09-377/5909 были направлены в адрес ООО "Усть-Кутское ПАТП" и получены ООО "Усть-Кутское ПАТП", что подтверждается отметкой в уведомлении о вручении и отметкой в требовании N 11-375. На момент подачи заявления сумма налоговых санкций, налогов и пеней в бюджет не поступила.
Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика 1840269 руб. недоимки, пеней и налоговых санкций.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования налогового органа подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как установлено п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.
В соответствии со ст. 24 указанного Закона, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 данного Закона.
Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов, и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
С учетом изложенного ответчик был вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период, и даже в случае отсутствия фактической уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма примененного вычета может быть признана занижением суммы налога только с 15-го числа месяца следующего отчетного (налогового) периода, но не в отчетном (налоговом) периоде за который произведены вычеты.
Правильность определения ответчиком суммы вычета за 2004 г. в соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" налоговым органом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Как видно из материалов дела, исчисленная ответчиком сумма страховых взносов, по которой применен налоговый вычет, фактически уплачена в бюджет частично, т.е. речь может идти только о неполной уплате страховых взносов. Однако налоговый орган необоснованно отождествляет недоимку, возникшую в результате неполной уплаты правильно исчисленного налога, с задолженностью, возникшей в результате занижения налога из-за занижения налоговой базы либо иного неправильного исчисления налога. Таким образом требование налогового органа о взыскании 41852 руб. не подлежит удовлетворению.
В то же время суд приходит к выводу о том, что требования заявителя о взыскании 1798417 руб. (1840269 - 41852) законны, обоснованны, документально подтверждены, ответчиком не опровергнуты, поэтому подлежат удовлетворению в соответствии со ст.ст. 24, 31, 75, 104, 114, 119, 122, 123 НК РФ.
Поскольку обязанность по уплате налогов, представлению деклараций в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, налогоплательщиком не исполнена, требование заявителя о взыскании с ответчика 1798417 руб. недоимки, пеней и налоговых санкций заявлено в полном соответствии с положениями НК РФ.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика возлагаются расходы по государственной пошлине, от уплаты которой истец при подаче иска в суд освобожден в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 212 - 216 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с ООО "Усть-Кутское ПАТП" (находящегося по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Советская, 36, основной государственный регистрационный номер 1033880000054) 1798417 руб. недоимки, пеней и налоговых санкций с зачислением в соответствующие бюджеты, а также расходы по уплате государственной пошлины в доход федерального бюджета в размере 20492,09 рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
А.И.СКУБАЕВ
А.И.СКУБАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)