Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 28.10.2002 N А21-4451/02-С1

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 28 октября 2002 года Дело N А21-4451/02-С1

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Ломакина С.А. и Никитушкиной Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авантаж-Капитал" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.08.2002 по делу N А21-4451/02-С1 (судьи Карамышева Л.П., Лузанова З.Б., Мялкина А.В.),
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Авантаж-Капитал" (далее - ООО "Авантаж-Капитал", Общество) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградскому району города Калининграда (далее - налоговая инспекция) от 06.06.2002 N 4603/2002.
Налоговая инспекция заявила встречный иск о взыскании 5738,77 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату единого налога.
Решением суда в иске Обществу отказано, встречный иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда, иск, заявленный Обществом, удовлетворить, а встречный иск налоговой инспекции отклонить, ссылаясь на неправильное применение судом законодательства Калининградской области о налогах и сборах.
Общество и налоговая инспекция о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция установила следующее.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленного Обществом уточненного расчета единого налога с совокупного дохода (валовой выручки) за четвертый квартал 2001 года, о чем составлен акт от 06.05.2002 N 5. В ходе проверки установлено неправомерное использование ООО "Авантаж-Капитал" налоговой льготы, предусмотренной статьей 11 Закона Калининградской области от 02.09.96 N 66 "О поддержке малого предпринимательства в Калининградской области", что повлекло неправомерную неуплату единого налога.
По результатам проверки налоговый орган вынес решение от 06.06.2002 N 4603/2002, которым Обществу начислено 117347 руб. единого налога, 960,1 руб. пеней и 5738,77 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Общество не согласилось с вынесенным решением и обжаловало его в арбитражный суд, а налоговая инспекция заявила встречный иск о взыскании налоговой санкции во исполнение оспариваемого Обществом решения.
Отказывая в иске ООО "Авантаж-Капитал" и удовлетворяя встречный иск налогового органа, суд исходил из того, что Закон Калининградской области от 02.09.96 N 66 "О поддержке малого предпринимательства в Калининградской области" и Положение о применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства на территории Калининградской области, утвержденное постановлением областной Думы Калининградской области от 01.07.99 N 34, не содержат льгот по уплате единого налога.
Данный вывод суда кассационная инстанция считает не соответствующим нормам законодательства Калининградской области о налогах и сборах.
Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Федеральный закон N 222-ФЗ) определены правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с указанным федеральным законом постановлением Калининградской областной Думы от 30.05.96 N 49 утверждено Положение о применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства на территории Калининградской области.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 222-ФЗ органам власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы и (или) льготный порядок по уплате единого налога в пределах налоговых поступлений, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.
В развитие этой нормы пунктом 5.11 Положения о применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Калининградской областной Думы от 30.05.96 N 49, определено, что вопрос о предоставлении льгот по уплате единого налога рассматривается областной Думой по представлению администрации области в порядке, установленном действующим законодательством.
Законом Калининградской области от 02.09.98 N 66, принятым Калининградской областной Думой, "О поддержке малого предпринимательства в Калининградской области" субъектам малого предпринимательства в Калининградской области предоставлены следующие льготы и преимущества по налоговым платежам и сборам, находящимся в компетенции органов государственной власти области:
- - освобождение от уплаты налогов и сборов (налоговые каникулы) в части платежей, поступающих в областной бюджет и областные внебюджетные фонды, в течение первого года с момента государственной регистрации в качестве хозяйствующих субъектов;
- - сокращение налоговых платежей и сборов в части, поступающей в областной бюджет и областные внебюджетные фонды, на 50 процентов от причитающихся по установленным ставкам сумм в течение второго года с момента государственной регистрации в качестве хозяйствующих субъектов;
- - сокращение налоговых платежей и сборов в части, поступающей в областной бюджет и областные внебюджетные фонды, на 25 процентов от причитающихся по установленным ставкам сумм в течение третьего года с момента государственной регистрации в качестве хозяйствующих субъектов.
В статье 4 Федерального закона "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации" указано, что субъекты малого предпринимательства регистрируются и получают соответствующий статус в уполномоченных органах исполнительной власти на основании заявления, образец которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Как следует из принятой в развитие этой нормы статьи 4 Закона Калининградской области "О поддержке малого предпринимательства в Калининградской области", физические и юридические лица приобретают статус субъектов малого предпринимательства в порядке, установленном администрацией Калининградской области в соответствии с требованиями Закона Калининградской области "О поддержке малого предпринимательства в Калининградской области" и нормативных правовых актов Российской Федерации.
Однако образец заявления, а также порядок государственной регистрации субъектов малого предпринимательства ни законодательством Российской Федерации, ни законодательством Калининградской области в проверенном периоде не установлены; не определены и органы, уполномоченные осуществлять такую регистрацию.
В то же время критерии отнесения физических и юридических лиц к субъектам малого предпринимательства закреплены в статье 3 Федерального закона "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации" и воспроизведены в статье 3 Закона Калининградской области "О поддержке малого предпринимательства в Калининградской области".
Факт соответствия Общества критериям, предъявляемым названными нормами к субъектам малого предпринимательства, и наличие у него статуса субъекта малого предпринимательства налоговая инспекция не оспаривает.
Из содержания статьи 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" следует, что данная система может применяться только субъектами малого предпринимательства. Общество в проверяемый период применяло упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Правомерность применения истцом данной системы налогообложения, учета и отчетности налоговым органом под сомнение не ставится.
Согласно статье 18 НК РФ упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства относится к специальным налоговым режимам, которые представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. В пункте 2 статьи 1 Федерального закона N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" указано, что применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
То есть организации - субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, являются плательщиками единого налога и отдельных налогов и сборов, перечисленных в пункте 2 статьи 1 Федерального закона N 222-ФЗ, а именно: таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные внебюджетные фонды.
Поскольку в соответствии со статьей 11 Закона Калининградской области "О поддержке малого предпринимательства в Калининградской области" субъекты малого предпринимательства в Калининградской области освобождаются от уплаты налогов и сборов (налоговые каникулы) в части платежей, поступающих в областной бюджет и областные внебюджетные фонды, в течение первого года с момента государственной регистрации в качестве хозяйствующих субъектов, а единый налог с совокупного дохода (валовой выручки) является налоговым платежом, на него в полной мере распространяется льгота, установленная статьей 11 названного закона.
Законодательство Калининградской области не содержит каких-либо ограничений по использованию льгот, установленных Законом Калининградской области "О поддержке малого предпринимательства в Калининградской области" в отношении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 постановления от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в силу пункта 1 статьи 56 кодекса льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В связи с этим впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Принимая во внимание, что ООО "Авантаж-Капитал" создано в 2001 году и с момента создания применяло упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, что является подтверждением отнесения Общества в четвертом квартале 2001 года к субъектам малого предпринимательства, им правомерно использовалась льгота, предусмотренная статьей 11 Закона Калининградской области "О поддержке малого предпринимательства в Калининградской области".
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, иск ООО "Авантаж-Капитал" - удовлетворению, встречный иск налоговой инспекции - отклонению.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" Обществу подлежит возврату из федерального бюджета госпошлина, уплаченная при подаче искового заявления (1000 руб.), кассационной жалобы (500 руб.), а также взысканная по решению суда первой инстанции (286,94 руб.), - всего 1786,94 руб.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 2 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.08.2002 по делу N А21-4451/02-С1 отменить.
Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградскому району города Калининграда от 06.06.2002 N 4603/2002.
Во встречном иске отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Авантаж-Капитал" из федерального бюджета 1786,94 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий
КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи
ЛОМАКИН С.А.
НИКИТУШКИНА Л.Л.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)