Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 04.06.2009 N А78-5025/08-С3-10/218-Ф02-2395/09 ПО ДЕЛУ N А78-5025/08-С3-10/218

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июня 2009 г. N А78-5025/08-С3-10/218-Ф02-2395/09


Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Косачевой О.И.,
судей: Брюхановой Т.А., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителя сельскохозяйственного производственного кооператива "Кировский" Перфильева Г.Ф. (доверенность от 18.09.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Кировский" на постановление от 16 апреля 2009 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А78-5025/08-С3-10/218 (суд первой инстанции - Цыцыков Б.В., суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О., Рылов Д.Н., Ткаченко Э.В.),
установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив "Кировский" (кооператив) обратился в Арбитражный суд Читинской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 20.06.2008 N 2.13-31/5 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Забайкальскому краю (налоговая инспекция).
Решением от 4 февраля 2009 года Арбитражного суда Читинской области заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 16 апреля 2009 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда изменено: признано недействительным решение налоговой инспекции в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122, пункту 2 статьи 119, статье 123, пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов в общей сумме 1 044 926 рублей 36 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, кооператив обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, пунктом 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено взыскание пеней и штрафов с налогоплательщика независимо от того, пересчитал налогоплательщик налоговые обязательства самостоятельно или это сделал налоговый орган.
Как указано в кассационной жалобе, апелляционный суд не дал оценку тому обстоятельству, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) кооператива в проверяемом периоде не превысила в совокупности два миллиона рублей, в связи с чем кооператив подлежит освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кооператив считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что он не утратил право на применение единого сельскохозяйственного налога, поскольку доходы от реализации здания свинофермы не должны относиться к доходам от реализации, а являются внереализационными доходами.
По мнению кооператива, вынесение налоговой инспекцией решения о взыскании штрафа спустя более трех лет после окончания соответствующего налогового периода является незаконным.
Кроме того, кооператив указывает на то, что суд не дал оценку его доводу о том, что решение налоговой инспекции в части взыскания штрафа за непредставление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2005 года вынесено с нарушением статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации, и лишь уменьшил размер штрафа.
По мнению кооператива, судом также не учтено, что уплаченные в 2005 - 2008 годах суммы единого сельскохозяйственного налога должны были быть учтены при вынесении решения налоговой инспекции.
Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу отклонила изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель кооператива подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление N 65428 от 19.05.2009), однако своих представителей в судебное заседание не направила, заявив ходатайство о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку кооператива по вопросам правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет всех налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2006.
По результатам проверки налоговая инспекция составила акт от 15.05.2008 N 2.13-23/5 и вынесла решение от 20.06.2008 N 2.13-31/5, в том числе о привлечении кооператива к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122, пункту 2 статьи 119, статье 123, пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов в общей сумме 1 044 926 рублей 36 копеек.
Решением от 05.09.2008 N 2.22-22/191-10л/15332 Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, принятым по апелляционной жалобе кооператива, решение налоговой инспекции утверждено.
Апелляционный суд, отказывая частично в удовлетворении заявленных кооперативом требований, пришел к выводу, что доходы от реализации основных средств являются доходами от реализации в силу прямого указания закона (статья 249 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вывод апелляционного суда является правильным. Однако суд не учел следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.2 налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период) если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период. Указанные в настоящем пункте налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам.
Статьями 346.4, 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения единым сельскохозяйственным налогом признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.
Пунктами 1, 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса Российской Федерации расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. В целях настоящей главы оплатой товара (работ, услуг и (или) имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком - приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).
При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- - материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство;
- - амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период. При этом допускается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве.
Как следует из материалов дела, в 2005 и 2006 годах кооперативом были проданы объекты недвижимости и прочие материалы, относящиеся к основным средствам (здания свинофермы и столярки, сарай, прицеп автомобильный, электродвигатель, лесоматериалы, горюче-смазочные материалы, шифер, электроэнергия, соль кормовая) и до момента реализации использовавшиеся в производстве сельскохозяйственной продукции.
Однако из содержания акта выездной налоговой проверки и решения налоговой инспекции следует, что расходы, указанные в вышеназванной статье 273 Налогового кодекса Российской Федерации, не были учтены ею при вынесении решения, чем нарушены права налогоплательщика. Указанные недостатки не могут быть восполнены при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое с нарушением норм материального права с оставлением в силе решения Арбитражного суда Читинской области.
Государственная пошлина в сумме 1 000 рублей, уплаченная кооперативом при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 17 апреля 2009 года N 55, подлежит возврату ему на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:

постановление от 16 апреля 2009 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А78-5025/08-С3-10/218 отменить.
Решение от 4 февраля 2009 года Арбитражного суда Читинской области оставить в силе.
Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу "Кировский" государственную пошлину в сумме 1 000 рублей из федерального бюджета.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.И.КОСАЧЕВА
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
М.А.ПЕРВУШИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)