Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.08.2004 N Ф04-5340/2004(А46-3434-9)

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 24 августа 2004 года Дело N Ф04-5340/2004(А46-3434-9)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу третьего лица - Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Омской области - на решение от 10.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 23.04.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 8-165/03 (А-1193/03),
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Акционерная компания "Омскэнерго" (далее - ОАО "АК "Омскэнерго") обратилось с иском в Арбитражный суд Омской области к Российскому фонду федерального имущества в лице Омского регионального отделения (далее - РФФИ) о признании недействительными пунктов 2.1, 2.6 договора купли-продажи земельного участка от 20.12.2002 N 5-1903.50.2977.02 в части возложения обязанности по оплате стоимости земельного участка в сумме 6094932 рублей 48 копеек и налога на добавленную стоимость в сумме 1218986 рублей 50 копеек.
Заявленные требования мотивированы тем, что выкупная стоимость земельного участка в нарушение действующего законодательства определена с применением повышающих коэффициентов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федерального казначейства Российской Федерации по Омской области и Комитет по управлению имуществом Омской области как территориальный орган Министерства имущественных отношений Российской Федерации.
Решением от 10.10.2003 суд удовлетворил иск, признав на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительными пункты 2.1 и 2.6 договора купли-продажи земельного участка от 20.12.2002 N 5-1903.50.2977.02. При этом суд исходил из того, что в связи с нарушением порядка вступления в силу федеральных законов о бюджете, установивших повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога на 2000 - 2002 годы, повышенные ставки земельного налога не подлежат применению.
Апелляционная инстанция постановлением от 23.04.2003 изменила решение суда, изложила его в следующей редакции: признать недействительными пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка N 5-1903.50.2977.02 от 20.12.2002, заключенного между РФФИ и ОАО "АК "Омскэнерго", в части возложения на ОАО "АК "Омскэнерго" обязанности по оплате стоимости земельного участка в размере 6094932 руб. 48 коп.; пункт 2.6 договора купли-продажи земельного участка N 5-1903.50.2979.02 от 20.12.2002, заключенного между РФФИ и ОАО "АК "Омскэнерго", в части возложения на ОАО "АК "Омскэнерго" обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в размере 1218986 руб. 50 коп.
Апелляционная инстанция признала неверным вывод суда о том, что установленные федеральными законами повышающие коэффициенты не действуют. Однако, удовлетворяя иск, сослалась на то, что согласно содержанию бюджетных законов поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления. При этом апелляционная инстанция в постановлении указала на то, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Омской области от 17.07.2002 по делу N К/У-195/02, от 15.07.2002 по делу N К/У-194/02, от 17.07.2002 по делу N К/У-197/02 определена ставка земельного налога (1,648 руб. / кв. м), в связи с чем во взаимоотношениях с ОАО "АК "Омскэнерго" не может применяться иная ставка земельного налога.
Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Омской области подало кассационную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств дела, просит отменить состоявшиеся судебные решения, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению подателя жалобы, нормы федеральных законов о бюджете Российской Федерации являются актами прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, так как ставка остается неизменной, а поправочные коэффициенты применяются при произведении исчисления земельного налога; цена земельного участка рассчитана в соответствии с действующим законодательством при правильном применении распоряжения комитета по управлению имуществом от 20.12.2002 N 683-рк.
Представитель Территориального управления по Омской области в судебном заседании поддержал доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе.
РФФИ в судебное заседание не явился, но в представленном отзыве поддержал доводы жалобы, считая их обоснованными.
Представитель ОАО "АК "Омскэнерго" в судебном заседании высказался против удовлетворения жалобы, просил судебные акты оставить без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об оставлении постановления апелляционной инстанции от 23.04.2004 без изменения, а кассационной жалобы без удовлетворения.
Из материалов дела видно, что на основании распоряжения КУИ Омской области от 20.12.2002 N 683-РК между РФФИ и ОАО "АК "Омскэнерго" 20.12.2002 был заключен договор купли-продажи земельного участка N 5-1903.50.2977.02, по условиям которого в собственность последнего передан земельный участок общей площадью 57600 кв. метров, кадастровый номер 55:36:03 08 01:0023, находящийся по адресу: г. Омск, ул. Губкина, 11.
Согласно пункту 2.1 договора цена земельного участка определена в размере 7698862 рублей 08 копеек. Пунктом 2.6 договора установлена обязанность покупателя дополнительно уплатить НДС в сумме 1539772 рублей 42 копеек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими на момент его заключения.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
В силу положений статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков стоимость таких земельных участков устанавливается субъектом Российской Федерации исходя из кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Выкупная цена земельных участков, расположенных на территории г. Омска, определена указом Губернатора Омской области от 06.12.2001 N 246 в размере 17-кратного размера ставки земельного налога.
В силу требований Закона Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") с последующей индексацией ставок земельного налога, осуществленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.", и повышающих коэффициентов, включенных в федеральные законы о федеральном бюджете, обязанность выплачивать земельный налог с учетом повышающих коэффициентов возложена на собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Таким образом, требования указанных нормативных актов распространяются на титульных владельцев земельными участками.
Действующим законодательством не установлено, что выкупная цена за землю определяется исходя из земельного налога с учетом повышающих коэффициентов.
Согласно пункту 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка и порядок исчисления налога являются различными элементами налогообложения. Это следует и из приложений 1 и 2 к Закону РФ "О плате за землю".
С изменением коэффициента земельного налога налоговая ставка не изменилась.
Поскольку размер выкупной цены земельных участков определен ставкой земельного налога, то изменение коэффициентов, применяемых в целях налогообложения, не может учитываться при расчете выкупной цены.
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к правильному выводу, что расчет определения выкупной стоимости земельного участка не соответствует правилам, установленным нормой статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Поэтому условие договора об установлении цены земельного участка в размере 7698862 рублей 08 копеек и НДС в размере 1539772 рублей 42 копеек является недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционная инстанция обоснованно изменила решение суда, признав недействительными пункты 2.1 и 2.6 договора соответственно в части возложения обязанности по оплате стоимости земельного участка в размере 6094932 рублей 48 копеек и в части обязанности по уплате НДС в размере 1218986 рублей 50 копеек.
Доводы жалобы о правильном исчислении размера выкупной стоимости земельного участка были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку. В силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки обстоятельств спора, установленных судебными инстанциями.
При разрешении дела апелляционная инстанция не допустила нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов.
В удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 284, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 23.04.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 8-165/03 (А-1193/03) оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 24 августа 2004 года Дело N Ф04-5340/2004(А46-3434-9)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу третьего лица - Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Омской области - на решение от 10.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 23.04.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 8-165/03 (А-1193/03),
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Акционерная компания "Омскэнерго" (далее - ОАО "АК "Омскэнерго") обратилось с иском в Арбитражный суд Омской области к Российскому фонду федерального имущества в лице Омского регионального отделения (далее - РФФИ) о признании недействительными пунктов 2.1, 2.6 договора купли-продажи земельного участка от 20.12.2002 N 5-1903.50.2977.02 в части возложения обязанности по оплате стоимости земельного участка в сумме 6094932 рублей 48 копеек и налога на добавленную стоимость в сумме 1218986 рублей 50 копеек.
Заявленные требования мотивированы тем, что выкупная стоимость земельного участка в нарушение действующего законодательства определена с применением повышающих коэффициентов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федерального казначейства Российской Федерации по Омской области и Комитет по управлению имуществом Омской области как территориальный орган Министерства имущественных отношений Российской Федерации.
Решением от 10.10.2003 суд удовлетворил иск, признав на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительными пункты 2.1 и 2.6 договора купли-продажи земельного участка от 20.12.2002 N 5-1903.50.2977.02. При этом суд исходил из того, что в связи с нарушением порядка вступления в силу федеральных законов о бюджете, установивших повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога на 2000 - 2002 годы, повышенные ставки земельного налога не подлежат применению.
Апелляционная инстанция постановлением от 23.04.2003 изменила решение суда, изложила его в следующей редакции: признать недействительными пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка N 5-1903.50.2977.02 от 20.12.2002, заключенного между РФФИ и ОАО "АК "Омскэнерго", в части возложения на ОАО "АК "Омскэнерго" обязанности по оплате стоимости земельного участка в размере 6094932 руб. 48 коп.; пункт 2.6 договора купли-продажи земельного участка N 5-1903.50.2979.02 от 20.12.2002, заключенного между РФФИ и ОАО "АК "Омскэнерго", в части возложения на ОАО "АК "Омскэнерго" обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в размере 1218986 руб. 50 коп.
Апелляционная инстанция признала неверным вывод суда о том, что установленные федеральными законами повышающие коэффициенты не действуют. Однако, удовлетворяя иск, сослалась на то, что согласно содержанию бюджетных законов поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления. При этом апелляционная инстанция в постановлении указала на то, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Омской области от 17.07.2002 по делу N К/У-195/02, от 15.07.2002 по делу N К/У-194/02, от 17.07.2002 по делу N К/У-197/02 определена ставка земельного налога (1,648 руб. / кв. м), в связи с чем во взаимоотношениях с ОАО "АК "Омскэнерго" не может применяться иная ставка земельного налога.
Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Омской области подало кассационную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств дела, просит отменить состоявшиеся судебные решения, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению подателя жалобы, нормы федеральных законов о бюджете Российской Федерации являются актами прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, так как ставка остается неизменной, а поправочные коэффициенты применяются при произведении исчисления земельного налога; цена земельного участка рассчитана в соответствии с действующим законодательством при правильном применении распоряжения комитета по управлению имуществом от 20.12.2002 N 683-рк.
Представитель Территориального управления по Омской области в судебном заседании поддержал доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе.
РФФИ в судебное заседание не явился, но в представленном отзыве поддержал доводы жалобы, считая их обоснованными.
Представитель ОАО "АК "Омскэнерго" в судебном заседании высказался против удовлетворения жалобы, просил судебные акты оставить без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об оставлении постановления апелляционной инстанции от 23.04.2004 без изменения, а кассационной жалобы без удовлетворения.
Из материалов дела видно, что на основании распоряжения КУИ Омской области от 20.12.2002 N 683-РК между РФФИ и ОАО "АК "Омскэнерго" 20.12.2002 был заключен договор купли-продажи земельного участка N 5-1903.50.2977.02, по условиям которого в собственность последнего передан земельный участок общей площадью 57600 кв. метров, кадастровый номер 55:36:03 08 01:0023, находящийся по адресу: г. Омск, ул. Губкина, 11.
Согласно пункту 2.1 договора цена земельного участка определена в размере 7698862 рублей 08 копеек. Пунктом 2.6 договора установлена обязанность покупателя дополнительно уплатить НДС в сумме 1539772 рублей 42 копеек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими на момент его заключения.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
В силу положений статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков стоимость таких земельных участков устанавливается субъектом Российской Федерации исходя из кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Выкупная цена земельных участков, расположенных на территории г. Омска, определена указом Губернатора Омской области от 06.12.2001 N 246 в размере 17-кратного размера ставки земельного налога.
В силу требований Закона Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") с последующей индексацией ставок земельного налога, осуществленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.", и повышающих коэффициентов, включенных в федеральные законы о федеральном бюджете, обязанность выплачивать земельный налог с учетом повышающих коэффициентов возложена на собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Таким образом, требования указанных нормативных актов распространяются на титульных владельцев земельными участками.
Действующим законодательством не установлено, что выкупная цена за землю определяется исходя из земельного налога с учетом повышающих коэффициентов.
Согласно пункту 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка и порядок исчисления налога являются различными элементами налогообложения. Это следует и из приложений 1 и 2 к Закону РФ "О плате за землю".
С изменением коэффициента земельного налога налоговая ставка не изменилась.
Поскольку размер выкупной цены земельных участков определен ставкой земельного налога, то изменение коэффициентов, применяемых в целях налогообложения, не может учитываться при расчете выкупной цены.
С учетом изложенных обстоятельств суд пришел к правильному выводу, что расчет определения выкупной стоимости земельного участка не соответствует правилам, установленным нормой статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Поэтому условие договора об установлении цены земельного участка в размере 7698862 рублей 08 копеек и НДС в размере 1539772 рублей 42 копеек является недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционная инстанция обоснованно изменила решение суда, признав недействительными пункты 2.1 и 2.6 договора соответственно в части возложения обязанности по оплате стоимости земельного участка в размере 6094932 рублей 48 копеек и в части обязанности по уплате НДС в размере 1218986 рублей 50 копеек.
Доводы жалобы о правильном исчислении размера выкупной стоимости земельного участка были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку. В силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки обстоятельств спора, установленных судебными инстанциями.
При разрешении дела апелляционная инстанция не допустила нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов.
В удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 284, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 23.04.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 8-165/03 (А-1193/03) оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)