Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 21.11.2007 ПО ДЕЛУ N А64-1985/07-13

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2007 г. по делу N А64-1985/07-13


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Тамбовской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2007 по делу N А64-1985/07-13,
установил:

индивидуальный предприниматель Пахомов Александр Яковлевич (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Тамбовской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 29.03.2007 о снятии с регистрации в качестве объектов налогообложения 42 игровых автомата, расположенных в городе Рассказово по адресу: Куйбышевский проезд, 7; ул. Куйбышева, 14а; ул. 8 марта, 4.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.05.2007 в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2007 решение суда первой инстанции отменено, решение налогового органа от 29.03.2007 признано недействительным.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на постановление апелляционной инстанции, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и на недостаточно полное исследование фактических обстоятельствам спора, просит его отменить.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик 16.02.2007 зарегистрировал в налоговом органе 44 игровых автомата, о чем выдано свидетельство N 53 от 19.02.2007.
Уведомлением от 27.02.2007 Инспекция сообщила предпринимателю о необходимости незамедлительно привести свою деятельность в сфере игорного бизнеса в соответствие с Федеральным законом РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон).
Поскольку требования названного уведомления налогоплательщиком исполнены не были, налоговый орган принял решение о снятии с регистрации объектов налогообложения - игровых автоматов, расположенных в г. Рассказово по адресу: Куйбышевский проезд, 7; ул. Куйбышева, 14а; ул. 8 марта, 4.
Уведомлением от 29.03.2007 Инспекция сообщила предпринимателю об уменьшении на основании п. 1 ст. 6 Закона РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 количества ранее зарегистрированных игровых автоматов.
Полагая, что решение от 29.03.2007 не соответствует законодательству, нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральным законом РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 не предусмотрена возможность гражданам - предпринимателям выступать в качестве организаторов азартных игр.
Отменяя указанное решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Закон РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Данное положение относится к сфере налоговых правоотношений и регулируется нормами ст. 366 НК РФ. Кроме того, Законом Тамбовской области N 151-3 от 02.03.2007 деятельность по организации и проведению азартных игр запрещена на территории области с 01.07.2007.
Налогоплательщиками в силу ст. 19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 365 НК РФ определено, что в целях гл. 29 налогоплательщиками налога на игорный бизнес являются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
В то же время, в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр, т.е. законом не предусмотрено, что организаторами азартных игр могут выступать индивидуальные предприниматели.
Однако, названный Закон определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ и устанавливает ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (п. 1 ст. 1), в связи с чем в силу ст. 1 НК РФ не является актом законодательства о налогах и сборах и соответственно согласно ст. 2 НК РФ не может распространять свое действие на налоговые правоотношения.
Кроме того, согласно п. 6 ст. 16 Закона РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
При этом, органы государственной власти субъектов РФ вправе принять до 01.07.2007 решение о запрете начиная с 01.07.2007 на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что Законом Тамбовской области N 151-3 от 02.03.2007 деятельность по организации и проведению азартных игр запрещена на территории области с 01.07.2007, оснований для признания предпринимателя неплательщиком налога на игорный бизнес не имеется.
Согласно п. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения (п. 3 ст. 366 НК РФ).
Пунктом 4 ст. 366 НК РФ установлено, что объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения, выбывшим - с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Таким образом, основанием для прекращения исчисления налога на игорный бизнес является подача налогоплательщиком заявления об уменьшении количества объектов налогообложения.
При этом, из содержания указанных норм не следует, что налоговым органам предоставлено право принятия решения об уменьшении по собственной инициативе количества объектов налогообложения без заявления налогоплательщика.
Поскольку налоговые органы в силу п. 3 ст. 30 НК РФ действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, то они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
Учитывая, что с заявлением об изменении количества объектов налогообложения предприниматель не обращался, у Инспекции не было правовых оснований для снятия 29.03.2007 с регистрации в качестве объектов налогообложения 42 игровых автомата, расположенных в городе Рассказово по адресу: Куйбышевский проезд, 7; ул. Куйбышева, 14а; ул. 8 марта, 4 и принятия соответствующего решения.
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции, положенные в основу принятого судебного акта являются законными и обоснованными.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на доводы, являвшиеся обоснованием его позиции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления апелляционной инстанции, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2007 по делу N А64-1985/07-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)