Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.04.2010 N 15АП-1906/2010 ПО ДЕЛУ N А53-24042/2009

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2010 г. N 15АП-1906/2010

Дело N А53-24042/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Гиданкиной А.В., Николаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батехиной Ю.П.
при участии:
от заявителя: Хаустов И.А., представитель по доверенности от 22.06.2009 г.
от заинтересованного лица: Мусатов С.Н., представитель по доверенности от 28.12.2009 г. N 03-18/12853
от управления: представитель не явился, извещен (уведомление N 43807)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной ИФНС России N 20 по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20 января 2010 г. по делу N А53-24042/2009
по заявлению закрытого акционерного общества "Веселовское"
к заинтересованному лицу Межрайонной ИФНС России N 20 по Ростовской области
о признании недействительным решения
принятое в составе судьи Ширинской И.Б.

установил:

Закрытое акционерное общество "Веселовское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции N 17 от 30.06.2009 г. в части доначисления ЕСХН в сумме 175 689 руб., соответствующих пени и налоговых санкций, доначисления НДФЛ в сумме 18 570 руб., соответствующих пени и налоговых санкций (уточненные требования т. 1, л.д. 122-124).
Решением суда от 20 января 2010 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение мотивировано тем, что налоговая инспекция не доказала получение Обществом необоснованной налоговой выгоды в целях уменьшения налоговой базы по ЕСХН. Представленные работниками Общества авансовые отчеты, не образуют объекта налогообложения по НДФЛ, денежные средства, полученные из кассы Общества не перешли в собственность названных лиц, следовательно, у перечисленных лиц не возникло право распоряжения этими средствами, что в силу ст. 210 НК РФ свидетельствует об отсутствии объекта налогообложения.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась налоговая инспекция с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 20 января 2010 г. отменить.
По мнению подателя жалобы, судом первой не дана оценка тому, что Общество фактически понизило удельный вес доходов от реализации прочей продукции за счет не включения в доходы суммы реализованной сельхозпродукции арендодателям на сумму 2928150 руб., что позволило обществу остаться на ЕСХН. Обществом не был документально подтвержден факт взаимозачетов с ООО "ЮгАгроХолдинг". Наличие чеков АЗС при отсутствии путевого листа не подтверждает целесообразность осуществленных сотрудниками расходов.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Дело рассматривается по правилам главы 34 АПК РФ.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, не возражали против рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителей управления, не явившихся в судебное заседание.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей управления, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда от 20 января 2010 г. отменить.
Представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании решения начальника налоговой инспекции проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и уплаты всех налогов и сборов кроме НДФЛ, за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008, по НДФЛ за период с 01.04.2008 г. по 07.04.2009 г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г.
Результаты выявленных нарушений зафиксированы в акте выездной налоговой проверки N 15 от 05.06.2009 г.
Обществом 26.06.2009 г. в налоговую инспекцию представлены возражения на акт выездной налоговой проверки.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и возражений Общества в присутствии представителей общества, что подтверждается протоколом от 30.06.2009 г., начальником налоговой инспекции принято решение N 17 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Обществу начислен ЕСХН в сумме 215 998 руб., пени по ЕСХН в сумме 8 092,72 руб., налоговые санкции по ЕСХН в сумме 43 199,60 руб., НДФЛ в сумме 36 143 руб. (задолженность бюджету), пени по НДФЛ в сумме 7 060,19 руб., налоговые санкции по НДФЛ в сумме 17 083,60 руб., предложено удержать доначисленную сумму налога на доходы физических лиц в размере 49 275 руб., перечислить в бюджет 49 275 руб.
Решением УФНС России по Ростовской области от 10.09.2009 N 15-14/2567 изменено решение налоговой инспекции N 17 от 30.06.2009 в части, признано незаконным доначисление ЕСХН в сумме 29 715 руб., и соответствующих сумм пени и налоговых санкции, а также доначисление НДФЛ в сумме 30 705 руб., соответствующих сумм пени и налоговые санкции.
Общество, не согласившись с указанным решением налоговой инспекции, в соответствии со ст. 137 и 138 НК РФ обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его недействительным в части.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд руководствовался следующим.
Пунктом 1 ст. 346.5 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Порядок признания и учета доходов и расходов при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу установлен ст. 346.5, 346.6 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами являются доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики ЕСХН уменьшают полученные ими доходы на расходы по уплате арендных платежей за арендуемое имущество.
Пунктом п. 1 ст. 249 НК РФ установлено, что в целях настоящей главы доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
В соответствии п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Основанием к доначислению ЕСХН оспариваемым решением налоговой инспекции от 30.06.2009 г. N 17 послужил вывод налоговой инспекции о том, что ЗАО "Веселовское" не включило в налогооблагаемую базу по исчислению единого сельскохозяйственного налога за 2008 год налоговую выгоду в виде дохода, полученного по договору субаренды. По мнению инспекции, заявителем получена налоговая выгода, так как фактически субарендатор уплатил арендную плату ЗАО "Веселовское", которую заявитель обязан был включить в доходы по ЕСХН.
Как следует из материалов дела, Обществом и собственниками земельного участка с кадастровым номером 61:06:600004:0462, находящегося в общей долевой собственности 587 - арендодателей, 29.06.2006 г. заключен договор N 1 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в долевой собственности, сроком на пять лет (п. 2.1. Договора) (т. 1. л.д. 47-41).
В соответствии с разделом 3 "Арендная плата" Договора N 1 от 29.06.2006 г. ежегодная арендная плата за использование земельным участком на одну земельную долю сельхозугодий 1/587 установлена в натуральной форме или денежными средствами в следующем размере: мука 300 кг до 30.12; ячмень- 1500 кг до 01.09; масло растительное 100 л. до 30.12.; солома 1000 кг до 01.12, ритуальные услуги - по необходимости. Доставка продукции в пределах населенного пункта п. Средний Маныч производится арендатором.
Пунктом 4.1 Договора N 1 от 29.06.2006 г. предусмотрено, что арендатор "в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, а также передать арендованный земельный участок в субаренду без уведомления арендодателя, с условиями использования по целевому назначению".
Между Обществом (арендодателем) и ООО "ЮгАгроХолдинг" (арендатор) 21.08.2008 г. заключен договор субаренды земель сельскохозяйственного назначения N 74, со сроком действия с 21.08.2008 г. по 25.07.2009 г. (т. 1, л.д. 52-53).
Пунктом 1.1. Договора N 74 предусмотрено, что арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 4000 га. В соответствии с пунктом 2.1. Договора N 74 арендатор, выплачивает арендную плату владельцам земельных долей в части приходящейся по договору субаренды.
Из Решения налоговой инспекции N 17 следует, что согласно материалов встречной проверки ООО "ЮгАгроХолдинг" стоимость субаренды составила: 2 928 150 руб., в том числе выданы собственникам земельных долей натурой: пшеница - 144 600 кг на сумму 289 200 руб.; подсолнечник - 144 600 кг на сумму 723 000 руб., кукуруза - 265 100 кг на сумму 530 200 руб., ячмень-554 300 кг на сумму 385 750 руб. (т. 2, л.д. 96-121).
Налоговая инспекции не представила доказательств того, что плата за пользование земельным участком по договору субаренды N 74 от 74 от 21.08.2008 г. превышает плату за пользование земельным участком по Договору аренды N 1 от 29.06.2006 г., т.е. общество от сдачи земельного участка в субаренду получило доход в виде разницы в арендных платежах.
При указанных обстоятельствах, погашение задолженности Общества по Договору аренды N 1 владельцам земельных долей, третьим лицом - ООО "ЮгАгроХолдинг", является компенсацией расходов Общества по уплате арендных платежей владельцам земельных долей.
Довод налоговой инспекции о том, что Общество занизило удельный вес доходов от реализации прочей продукции за счет не включения в доходы суммы реализованной бы сельхоз продукции арендодателем на сумму 2 928 150 руб. не обоснован, так как в соответствии с условиями договора N 1 от 29.06.2006 г. Общество обязано оплатить арендную плату за пользование всего земельного участка. Таким образом, передача сельскохозяйственной продукции ООО "ЮгАгроХолдинг" физическим лицам на общую сумму 2 928 150 руб. является арендной платой Общества и в соответствии с пп. 4 ст. 346.5 НК РФ расходом общества.
Довод налоговой инспекции о направленности Общества на получение налоговой выгоды, путем согласованных действий с субарендатором ООО "ЮгАгроХолдинг" посредством заключения договора субаренды с условиями по оплате арендной платы за субаренду земель непосредственно физическим лицам - арендодателям-владельцам земли не обоснован и подлежит отклонению по следующим основаниям.
Статьей 8 Конституции Российской Федерации установлен принцип свободной экономической деятельности. Статей 2 ГК РФ установлено, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 53 " Об оценке арбитражным судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" предусмотрено, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.
Пунктом 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 53 установлено, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, соглашение сторон, достигнутое сторонам договора N 74 от 21.08.2008 г. в части определения порядка оплаты за пользование земельным участкам не противоречит действующему гражданскому законодательству и обычаям делового оборота.
Кроме того, налоговая инспекция не представила доказательств того, что ООО "ЮгАгроХолдинг" отдельно уплатило Обществу арендную плату за пользование земельным участком по договору субаренды N 74 от 21.08.2008 г.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ пришел к выводу о том, что налоговая инспекция не доказала занижение Обществом налогооблагаемой базы ЕСХН на сумму 2 928 150 руб. и получение обществом необоснованной налоговой выгоды, поэтому решение суда первой инстанции в части признания недействительным Решения налоговой инспекции от 30.06.2009 г. N 17 в части доначисления единого сельскохозяйственного налога в сумме 175 689 руб., соответствующих пени и налоговых санкций правомерно.
Статьей 207 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 209 НК РФ объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Как следует из ст. 41 НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" и главой 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".
При выплате такого дохода налогоплательщику у налогового агента в силу требований статьи 24 НК РФ возникает обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
Пунктом 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (письмо Банка России от 04.10.1993 N 18), определено, что предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.
Из пункта 1 письма Центрального Банка Российской Федерации от 16.03.1995 N 14-4/95 (в редакции письма от 28.01.1997 N 14-4/50) с приложением "Разъяснения по отдельным вопросам порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и условий работы с денежной наличностью" следует, что расчеты наличными денежными средствами осуществляются по мере возникновения потребности.
Подтверждением расходования наличных денег являются: копия товарного чека, счет, накладная, отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег с приложением первичных документов.
Как следует из материалов дела, денежные средства получены под отчет Кот С.А., Ажинова В.В., Некора С.В., Хоружей В.А - работниками общества для приобретения товаров (ГСМ, использованных для служебных поездок), по которым впоследствии эти работники отчитались по авансовому отчету. Кроме того, Общество представило в материалы дела договоры использования автомобиля, паспорта транспортных средств, справки о доходах физических лиц, выписки из трудовых книжек, авансовые отчеты, кассовые чеки, в результате исследования и оценки которых в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что представленные документы необходимо признать в качестве оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод налоговой инспекции о том, что расходы на приобретение ГСМ не могут быть приняты, поскольку в ходе проверки обществом не были представлены путевые листы, так как инспекция не доказала, что транспорт использовался не по назначению, и работники злоупотребляли своими правами и использовали ГСМ не для служебных поездок, так как договоры на использование собственного транспорта были заключены с главными специалистами общества (главный агроном, главный инженер, заместитель директора, инженер по охране труда и технике безопасности), которым для исполнения служебных обязанностей необходим транспорт.
В нарушение требований ст. 65 и 200 АПК РФ налоговая инспекция не представила доказательства использования работниками указанных товаров и оказания им услуг в личных целях и не опровергла факты оприходования товаров и услуг.
Следовательно, обоснован вывод суда об отсутствии оснований для включения подотчетных денежных сумм в налоговую базу по НДФЛ поэтому решение суда первой инстанции в части признания недействительным решения налоговой инспекции 17 от 30.06.2009 г. в части обязания общества удержать 18 570 руб. налога с физических лиц и перечислить в бюджет а также доначисление соответствующих сумм пени и штрафа правомерно.
Кроме того, согласно пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц. С налогового агента не производится взыскание неудержанного налога, так как в соответствии с положениями п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция налоговая инспекция в пункте 2 мотивировочной части решения пришла к выводу о необходимости доначислить НДФЛ по данному нарушению в сумме 18 570 руб., хотя в резолютивной части решения Обществу предложено удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, вместе с тем, в требовании от 21.09.2009 г. N 428 указана к уплате в бюджет 18 656,75 руб. НДФЛ, т.е. фактически налог взыскивается за счет денежных средств налогового агента.
Учитывая изложенное, налоговая инспекция неправомерно предложила обществу уплатить не исчисленные и не удержанные суммы налога на доходы физических лиц.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной коллегией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судами первой и апелляционной инстанций, так и не основанными на нормах налогового законодательства.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 20 января 2010 г. по делу N А53-24042/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Е.В.АНДРЕЕВА

Судьи
А.В.ГИДАНКИНА
Д.В.НИКОЛАЕВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)