Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Первушиной М.А., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска Бакань Г.Л., доверенность N 05-28/11 от 09.01.2008, Макаровой Н.С., доверенность N 14-14 от 08.07.2008, Арвачева С.Г., доверенность N 14-14 от 22.07.2008, Баранова П.В., доверенность N 08-20/002001 от 04.02.2008, представителя администрации г. Иркутска Харитоновой Н.А., доверенность N 059-72-478/7 от 25.10.2007, представителя ФГУП "Аэропорт Иркутск" Беликова П.А., доверенность N 37/169 от 07.07.2008,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска на постановление от 8 мая 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-12493/07-44 (суд первой инстанции: Гаврилов О.В.; суд апелляционной инстанции: Доржиев Э.П., Лешукова Т.О., Желтоухов Е.В.)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Аэропорт Иркутск" (далее - предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (далее - инспекция) N 18-30/122-28 от 18.05.2007 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 1 февраля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 8 мая 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, принято новое решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением апелляции, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, начисление земельного налога в меньшем размере, чем следовало, не может нарушать права и интересы налогоплательщика. Факт непринадлежности ФГУП "Аэропорт Иркутск" участка 38:36:000024:0131 налогоплательщиком ничем не подтвержден. На данном земельном участке располагается аэродром и здание аэровокзала, использующиеся налогоплательщиком, что подтверждает факт его пользования этим участком.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон поддержали в судебном заседании свои доводы и возражения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 30.01.2007 налогоплательщиком в налоговый орган представлена налоговая декларация в отношении земельного налога за 2006 год, согласно которой сумма налога к уплате составила - 8481360 рублей, кадастровая стоимость земельного участка 2261695780 рублей, сумма исчисленного налога - 33925437 рублей.
Дополнительно по требованиям инспекции предприятием были представлены копия акта отвода земли N 33 от 16.06.1933, выданная на основании постановления президиума Иркутского горсовета от 17.02.1931 N 6, копия акта отвода земли от 05.02.1942, копия акта установления границ по состоянию на 29.09.1998, постановление администрации Иркутской области от 20.07.2005 N 109па "О результатах государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель обороны, безопасности и земель иного социального назначения на территории Иркутской области".
Также предприятием были представлены уточненные расчеты по авансовым платежам в отношении земельного налога за 1 квартал 2006 года и пояснения о расчете земельного налога в соответствии с кадастровой стоимостью земли (2261695780 рублей), указанной в постановлении администрации Иркутской области от 20.07.2005 N 109па.
Для подтверждения обоснованности расчета земельного налога инспекцией были проведены мероприятия налогового контроля, по результатам которых установлено, что кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих предприятию, составила 3041028157 рублей, а сумма налога к уплате составила 45615422 рубля.
Учитывая факт частичной оплаты земельного налога, инспекцией 18.05.2007 вынесено решение N 18-30/122-28 о привлечении предприятия к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 2337997 рублей с предложением уплатить доначисленный земельный налог в сумме 11689985 рублей и 433698 рублей 45 копеек пени.
Не согласившись с вынесенным решением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд апелляционной инстанции исходил из того, что один из участков, на основании стоимости которого был начислен земельный налог, находится в собственности другого лица, принадлежность предприятию второго участка инспекцией не доказана.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что земельный налог в сумме 8653 рубля, пени в сумме 321 рубль 3 копейки, штраф в сумме 1730 рублей 60 копеек доначислены инспекцией предприятию в отношении земельного участка, принадлежащего Костюро С.Р.
Исходя из пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Учитывая, что налогоплательщиком в отношении участка, принадлежащего Костюро С.Р., является последний, суд апелляционной инстанции обоснованно сделал вывод о том, что предприятию незаконно доначислен земельный налог в отношении данного участка.
Вместе с тем не основан на материалах дела вывод суда апелляционной инстанции о том, что довод инспекции о расположении на земельном участке N 38:36:000024:0131 взлетной полосы и аэровокзала однозначно ничем не подтвержден.
Арбитражным судом Иркутской области исследованы представленные в подтверждение принадлежности ФГУП "Аэропорт Иркутск" указанного земельного участка планы границ земельного участка налогоплательщика, заявки предприятия о постановке на кадастровый учет, кадастровые планы земельных участков, распоряжения КУМИ г. Иркутска об утверждении границ земельных участков, представленных ФГУП "Аэропорт Иркутск", материалы отчета инвентаризации землеустроительного участка ФГУП "Аэропорт Иркутск", выполненного ВостСибТИСИЗ, письмо Роснедвижимости по Иркутской области от 22.02.2008, отзыв администрации г. Иркутска об участках, выделенных ФГУП "Аэропорт Иркутск". Проанализировав указанные документы, Арбитражный суд Иркутской области обоснованно сделал вывод о подтверждении факта осуществления ФГУП "Аэропорт Иркутск" землепользования на данном участке.
Согласно статье 1 Закона о плате за землю использование земли в Российской Федерации является платным, формы платы за землю - земельный налог и арендная плата.
Поскольку предприятие не является арендатором земель, оно обязано исчислять и уплачивать земельный налог.
Учитывая, что отсутствие правоустанавливающих документов на указанный земельный участок не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего, правомерным является вывод суда первой инстанции об обоснованности доначисления инспекцией земельного налога в сумме 8558643 рубля, соответствующих пеней и санкций.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает постановление апелляционной инстанции в данной части подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановление от 8 мая 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-12493/07-44 в части признания недействительным решения N 18-30/122-28 от 18.05.07 Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска в части доначисления земельного налога в сумме 8558643 рубля, штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1711728 рублей 60 копеек, пени в сумме 317525 рублей 66 копеек - отменить, оставив в силе в данной части решение суда от 01.02.2008 Арбитражного суда Иркутской области.
В остальной части оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции.
Взыскать с ФГУП "Аэропорт Иркутск" в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска 999 рублей госпошлины.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.07.2008 N А19-12493/07-44-Ф02-3380/08 ПО ДЕЛУ N А19-12493/07-44
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2008 г. N А19-12493/07-44-Ф02-3380/08
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Первушиной М.А., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска Бакань Г.Л., доверенность N 05-28/11 от 09.01.2008, Макаровой Н.С., доверенность N 14-14 от 08.07.2008, Арвачева С.Г., доверенность N 14-14 от 22.07.2008, Баранова П.В., доверенность N 08-20/002001 от 04.02.2008, представителя администрации г. Иркутска Харитоновой Н.А., доверенность N 059-72-478/7 от 25.10.2007, представителя ФГУП "Аэропорт Иркутск" Беликова П.А., доверенность N 37/169 от 07.07.2008,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска на постановление от 8 мая 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-12493/07-44 (суд первой инстанции: Гаврилов О.В.; суд апелляционной инстанции: Доржиев Э.П., Лешукова Т.О., Желтоухов Е.В.)
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Аэропорт Иркутск" (далее - предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (далее - инспекция) N 18-30/122-28 от 18.05.2007 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 1 февраля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 8 мая 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, принято новое решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с постановлением апелляции, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, начисление земельного налога в меньшем размере, чем следовало, не может нарушать права и интересы налогоплательщика. Факт непринадлежности ФГУП "Аэропорт Иркутск" участка 38:36:000024:0131 налогоплательщиком ничем не подтвержден. На данном земельном участке располагается аэродром и здание аэровокзала, использующиеся налогоплательщиком, что подтверждает факт его пользования этим участком.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон поддержали в судебном заседании свои доводы и возражения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 30.01.2007 налогоплательщиком в налоговый орган представлена налоговая декларация в отношении земельного налога за 2006 год, согласно которой сумма налога к уплате составила - 8481360 рублей, кадастровая стоимость земельного участка 2261695780 рублей, сумма исчисленного налога - 33925437 рублей.
Дополнительно по требованиям инспекции предприятием были представлены копия акта отвода земли N 33 от 16.06.1933, выданная на основании постановления президиума Иркутского горсовета от 17.02.1931 N 6, копия акта отвода земли от 05.02.1942, копия акта установления границ по состоянию на 29.09.1998, постановление администрации Иркутской области от 20.07.2005 N 109па "О результатах государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель обороны, безопасности и земель иного социального назначения на территории Иркутской области".
Также предприятием были представлены уточненные расчеты по авансовым платежам в отношении земельного налога за 1 квартал 2006 года и пояснения о расчете земельного налога в соответствии с кадастровой стоимостью земли (2261695780 рублей), указанной в постановлении администрации Иркутской области от 20.07.2005 N 109па.
Для подтверждения обоснованности расчета земельного налога инспекцией были проведены мероприятия налогового контроля, по результатам которых установлено, что кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих предприятию, составила 3041028157 рублей, а сумма налога к уплате составила 45615422 рубля.
Учитывая факт частичной оплаты земельного налога, инспекцией 18.05.2007 вынесено решение N 18-30/122-28 о привлечении предприятия к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 2337997 рублей с предложением уплатить доначисленный земельный налог в сумме 11689985 рублей и 433698 рублей 45 копеек пени.
Не согласившись с вынесенным решением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд апелляционной инстанции исходил из того, что один из участков, на основании стоимости которого был начислен земельный налог, находится в собственности другого лица, принадлежность предприятию второго участка инспекцией не доказана.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что земельный налог в сумме 8653 рубля, пени в сумме 321 рубль 3 копейки, штраф в сумме 1730 рублей 60 копеек доначислены инспекцией предприятию в отношении земельного участка, принадлежащего Костюро С.Р.
Исходя из пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Учитывая, что налогоплательщиком в отношении участка, принадлежащего Костюро С.Р., является последний, суд апелляционной инстанции обоснованно сделал вывод о том, что предприятию незаконно доначислен земельный налог в отношении данного участка.
Вместе с тем не основан на материалах дела вывод суда апелляционной инстанции о том, что довод инспекции о расположении на земельном участке N 38:36:000024:0131 взлетной полосы и аэровокзала однозначно ничем не подтвержден.
Арбитражным судом Иркутской области исследованы представленные в подтверждение принадлежности ФГУП "Аэропорт Иркутск" указанного земельного участка планы границ земельного участка налогоплательщика, заявки предприятия о постановке на кадастровый учет, кадастровые планы земельных участков, распоряжения КУМИ г. Иркутска об утверждении границ земельных участков, представленных ФГУП "Аэропорт Иркутск", материалы отчета инвентаризации землеустроительного участка ФГУП "Аэропорт Иркутск", выполненного ВостСибТИСИЗ, письмо Роснедвижимости по Иркутской области от 22.02.2008, отзыв администрации г. Иркутска об участках, выделенных ФГУП "Аэропорт Иркутск". Проанализировав указанные документы, Арбитражный суд Иркутской области обоснованно сделал вывод о подтверждении факта осуществления ФГУП "Аэропорт Иркутск" землепользования на данном участке.
Согласно статье 1 Закона о плате за землю использование земли в Российской Федерации является платным, формы платы за землю - земельный налог и арендная плата.
Поскольку предприятие не является арендатором земель, оно обязано исчислять и уплачивать земельный налог.
Учитывая, что отсутствие правоустанавливающих документов на указанный земельный участок не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю, поскольку оформление таких документов зависит от волеизъявления последнего, правомерным является вывод суда первой инстанции об обоснованности доначисления инспекцией земельного налога в сумме 8558643 рубля, соответствующих пеней и санкций.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает постановление апелляционной инстанции в данной части подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 8 мая 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-12493/07-44 в части признания недействительным решения N 18-30/122-28 от 18.05.07 Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска в части доначисления земельного налога в сумме 8558643 рубля, штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1711728 рублей 60 копеек, пени в сумме 317525 рублей 66 копеек - отменить, оставив в силе в данной части решение суда от 01.02.2008 Арбитражного суда Иркутской области.
В остальной части оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции.
Взыскать с ФГУП "Аэропорт Иркутск" в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска 999 рублей госпошлины.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА
Т.А.БРЮХАНОВА
Судьи:
М.А.ПЕРВУШИНА
А.И.СКУБАЕВ
М.А.ПЕРВУШИНА
А.И.СКУБАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)