Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2010 N 07АП-3445/10 ПО ДЕЛУ N А27-26212/2009

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2010 г. N 07АП-3445/10


Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2010 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Солодилова А.В.,
Судей Ждановой Л.И.,
Кулеш Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кулеш Т.А.
при участии:
- от заявителя: Клейменов А.П., Какаев А.А. по доверенности от 12.01.2010 г.;
- от заинтересованного лица: Быкова О.В., Разинкина Е.П. по доверенности от 12.05.2010 г.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной налоговой инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кемеровской области, г. Осинники,
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 15.03.2010 года по делу N А27-26212/2009 (судья Марченкова С.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное обслуживание", г. Осинники,
к Межрайонной налоговой инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кемеровской области, г. Осинники
о признании незаконным решения N 25 от 30.11.2009 г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное обслуживание" (далее - ООО "УК ЖКО", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной налоговой инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кемеровской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N 25 от 30.11.2009 г. (с учетом уточнения).
Решением арбитражного суда от 15.03.2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права, считает выводы, изложенные в решении не соответствующими обстоятельствам дела, просит отменить или изменить решение арбитражного суда, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на следующее.
ООО "УК "ЖКО" изначально перейдя на упрощенную систему налогообложения и, выбрав объектом налогообложения доходы, утратило право в применении такого объекта налогообложения со второго квартала 2007 года в соответствии со ст. 346.13 и ст. 346.14 НК РФ. Одновременно податель жалобы указывает на свой особый статус, позволяющий использовать объект налогообложения "доходы минус расходы" - участник договора простого товарищества, участник договора доверительного управления. При этом общество указывает на положения своего устава, в соответствии с которыми, основными видами деятельности заявителя являются: управление эксплуатацией жилого фонда, управление недвижимым имуществом.
Подробно доводы общества изложены в апелляционной жалобе.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, указанные в ней доводы в судебном заседании поддержал, настаивал на оставлении решения арбитражного суда в силе.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.03.2010 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Кемеровской области составлен акт проверки от 08.09.2009 г. N 24 и принято решение от 30.09.2009 N 25, которым Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальное обслуживание" предложено уплатить недоимку по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 597908 руб., налог на прибыль организаций в сумме 1340357 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 2240841 руб., в общей сумме 4179106 руб., начислены пени за несвоевременную уплату вышеуказанных налогов в общей сумме 262595 руб. 84 коп.
Кроме того, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налогов в общей сумме 445019 руб. 20 коп., п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа за непредставление налоговой декларации по единому налогу за 9 месяцев 2007 г. в сумме 1076234 руб. 40 коп., всего в сумме 1521253 руб. 60 коп.
Основанием для принятия такого решения, по мнению инспекции, послужило то, что налогоплательщик неправомерно не учел доход за июль, август, сентябрь 2007 г. в сумме 10129096 руб. и не исчислил налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 597908 руб. Кроме того, инспекцией установлено неправомерное применение Обществом общей системы налогообложения в 3 квартале 2007 г.
Не согласившись с решением инспекции от 30.11.2009 г. N 25, общество оспорило его в порядке апелляционного производства в Управление Федеральной налоговой службы России по Кемеровской области, г. Кемерово.
Решением от 13.11.2009 г. N 833 Управление Федеральной налоговой службы России по Кемеровской области решение Межрайонной ИФНС России N 5 по Кемеровской области N 25 от 30.11.2009 г. было оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "УК ЖКО" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение по настоящему делу, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
ООО "УК "ЖКО" зарегистрировано в МИФНС N 5 по Кемеровской области с 12.04.2006 г. с применением общего режима налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса РФ.
Переход к упрощенной системе налогообложения, в соответствии со ст. 346.11 Налогового кодекса РФ, или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
Статьей 346.13 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения (абзац 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Изъятие из указанного правила предусмотрено пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ: если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика, определяемый в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса РФ, превысит 20 млн. руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям. При этом, указанная величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 346.12 Кодекса указанная величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 г. N 360 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2007 год" коэффициент-дефлятор на 2007 год установлен в размере 1. 241.
30.11.2006 г. ООО "УК "ЖКО" представило в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, в качестве объекта налогообложения выбраны "Доходы".
Уведомлением о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 06.12.2006 г. N ПО Инспекция уведомила налогоплательщика о возможности применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "Доходы".
20.06.2007 г. ООО "УК "ЖКО" в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Кемеровской области было направлено уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения с 01.04.2007 г. и переходе с этой же даты на иной режим налогообложения.
Однако фактически налогоплательщик перешел на общий режим налогообложения с 01.07.2007 г., что подтверждается подачей налоговых деклараций в налоговый орган по налогам, подлежащим уплате по общей системе налогообложения.
Между тем, в силу прямого указания норм статьи 346.13 Кодекса налогоплательщик вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если его доход за 2007 год с учетом коэффициента - дефлятора на 2007 год составит 24 820 000 руб. (20 000 000 x 1,241).
В свою очередь, согласно представленных налогоплательщиком документов, подтверждающих доходы за 2007 год ООО "УК "ЖКО", превышение доходов, вышеуказанной величине, фактически произошло в декабре 2007 года (31 387 203,58 руб.), следовательно, только с 4 квартала 2007 г. налогоплательщик должен применять общий режим налогообложения.
Правильными являются выводы налогового органа о том, что переход налогоплательщика на общий режим налогообложения, как с 01.07.2007 г. так и с 01.04.2007 г. является неправомерным, учитывая, что право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения связано с наличием оснований, предусмотренных статьей 346.13 Кодекса, а не с фактом направления ООО "УК "ЖКО" в Инспекцию уведомления об отказе применения упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ.
Согласно указанному пункту налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налогоплательщик полагает, что ООО "УК "ЖКО" является управляющей компанией, которой согласно закону необходимо применять в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Однако налоговый орган при проверке не принял данный факт во внимание, хотя в п. 4 цели и виды деятельности отраженные в уставе ООО "УК "ЖКО" основными видами деятельности прописаны: Управление эксплуатацией жилого фонда: Управление недвижимым имуществом.
При проведении выездной налоговой проверки Обществом договоры доверительного управления имуществом в налоговый орган не представляло.
В подтверждение своих доводов Общество представило в судебное заседание в суд первой инстанции договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 21.04.2007 г., договор на теплоснабжение N 13 от 21.04.2007 г., договор N 06/07 от 21.04.2007 г. на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, договоры, заключенные Обществом с гражданами (Криводубовой Л.Е., Агафоновым Д.Н. м др.) с целью обеспечения прав Собственников по владению и пользованию имуществом дома, в соответствии с которыми Собственник поручает Управляющей организации управление многоквартирным жилым домом.
Оценив представленные материалы, арбитражный суд правомерно пришел к выводу, что указанные договоры не являются договорами доверительного управления имуществом, которые в силу ст. 1017 Гражданского кодекса РФ подлежат государственной регистрации, а являются договорами управления многоквартирными домами в силу раздела 8 Жилищного кодекса РФ. А, следовательно, оснований применения Обществом объекта налогообложения, предусмотренного п. 3 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ, не имелось.
Поскольку заявления, с прилагаемыми документами, на изменение первоначально избранного объекта налогообложения в налоговый орган от налогоплательщика не поступало, налоговый орган не имел право самостоятельно, без волеизъявления налогоплательщика, сменить ООО "УК "ЖКО" объект налогообложения с "Доходы" на "Доходы минус расходы".
Доводы заявителя о том, что ООО "УК "ЖКО", изначально перейдя на упрощенную систему налогообложения и выбрав объектом налогообложения доходы, утратило право в применении такого объекта налогообложения со второго квартала 2007 года в соответствии со ст. 346.13 и ст. 346.14 Налогового кодекса РФ, справедливо признаны судом первой инстанции неправомерными и во внимание не приняты.
Следовательно, заявитель с 1 квартала 2007 года по 3 квартал включительно должен был применять упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "Доходы", а с 4 квартала 2007 г. - общий режим налогообложения.
В соответствии со ст. 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
В связи с чем, доначисление единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 9 месяцев 2007 г. в сумме 597908 руб., привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности за неуплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в также за непредставление налоговой декларации по единому налогу за 9 месяцев 2007 г. правомерно.
В соответствии с п. 2 ст. 346.25 Налогового кодекса РФ организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признают в составе доходов погашение задолженности (оплат) налогоплательщику за поставленные в период применения упрощенной системы налогообложения товары (выполнение работы, оказанные услуги), переданные имущественные права, а в состав расходов погашение задолженности (оплата) за полученные в период применения упрощенной системы налогообложения товары (выполнение работы, оказанные услуги), переданные имущественные права.
Налоговым органом установлено, что на момент перехода Общества на общий режим налогообложения (01.10.2007 г.) у налогоплательщика имелась дебиторская задолженность в сумме 5584821 руб. 11 коп. за предоставленные жилищно-коммунальные услуги населению (в том числе льготы, субсидии, возмещение разницы в цене), оказанные в период применения упрощенной системы налогообложения, которая была полностью оплачена в период применения общей системы налогообложения (4 квартале 2007 г.).
В решении налоговый орган указал, что ООО "УК "ЖКО" неправомерно применило налоговые вычеты по НДС в сумме 1954009 руб. за июль, август, сентябрь 2007 г. поскольку не является плательщиком налога на добавленную стоимость в силу п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ.
Из материалов дела усматривается, что ООО "УК "ЖКО" осуществляло начисление платежей гражданам за жилищно-коммунальные услуги, на основании Постановления городского Совета народных депутатов N 150 от 22.09.2004 г. (с учетом изменений) размер платы установлен с учетом НДС. Общество выставляло своим покупателям счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС, заявило налоговые вычеты при представлении налоговых деклараций по НДС в 2007 г. в сумме 4388536 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
В соответствии со ст. 346.11 Налогового кодекса РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.
Следовательно, поскольку Общество не являлось плательщиком налога на добавленную стоимость до 4 квартала 2007 г., оно не обладает правом на применение налоговых вычетов по НДС.
В связи с чем, ООО "УК "ЖКО" неправомерно применило налоговые вычеты по НДС в сумме 1954009 руб. за июль, август, сентябрь 2007 г.
Довод налогоплательщика о том, что вступление в силу решения арбитражного суда от 15.03.2010 г. в неизменном виде повлечет за собой банкротство заявителя, не может быть принят апелляционным судом во внимание.
В соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Поэтому произвольное применение судом норма налогового законодательства в зависимости от финансового положения конкретного налогоплательщика ставило бы других плательщиков обязательных платежей в неравное положение. Кроме того, суд при вынесении решения не подменяет собой налоговый орган, а лишь при определенных условиях проверяет законность вынесенного им акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 258, 268, 271, п. 1. ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.03.2010 года по делу N А27-26212/2009 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
А.В.СОЛОДИЛОВ

Судьи
Л.И.ЖДАНОВА
Т.А.КУЛЕШ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)