Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.12.2005, 28.12.2005 N 10АП-3337/05-АК ПО ДЕЛУ N А41-К2-16302/05

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


21 декабря 2005 г. Дело N 10АП-3337/05-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2005 г.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2005 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи К., судей М., Ч., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В., при участии в заседании: от заявителя - Б., юр., довер. б/н от 03.05.05 сроком на 2 года, паспорт 4602 053031, от органа - не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Ногинску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2005 г. по делу А41-К2-16302/05, принятого судьей Р., по заявлению открытого акционерного общества "Зернопродукт" г. Ногинск Московской области к Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Ногинску Московской области об оспаривании ненормативного акта налогового органа,
УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Зернопродукт" г. Ногинск Московской области (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Ногинску Московской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения N 96 от 06.06.2005 по п. 1.1 подпункта "б" в части доначисления земельного налога в сумме 2554758 руб.




В обоснование заявления общество указало, что общество является землепользователем земельного участка и плательщиком земельного налога. Средняя ставка земельного налога на городские земли Центрального экономического района с численностью населения от 100 до 200 тыс. человек в размере 1,8 руб./кв. м. С учетом коэффициента 1,6, установленного ст. 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области" (приложение N 7) и коэффициента 50, установленного ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" 21-83 от 09.08.1994", а также коэффициентов, установленных соответствующими постановлениями Правительства РФ и федеральными законами, ставка земельного налога в г. Ногинске согласно прилагаемого расчета должна составлять: в 2002 г. - 4,14 руб./кв. м, в 2003 г. - 7,45 руб./кв. м, в 2004 г. - 8,20 руб./кв. м. В течение 2002 - 2004 гг. общество уплачивало за предоставленный участок земельный налог по ставкам, установленным решениями Совета депутатов Ногинского района N 3/2 от 27 декабря 2001 г., 85/14 от 27 декабря 2002 г., N 168/29 от 28 октября 2003 г. В соответствии с вышеуказанными решениями Совета депутатов общество исчисляло и уплачивало налог по ставкам в следующем размере: в 2002 г. - 16,58 руб./кв. м, в 2003 г.- - 29,84 руб./кв. м, в 2004 г.- - 32,82 руб./кв. м. В результате оплата по указанным ставкам производилась в большем размере, чем предусмотрено налоговым законодательством. Это явилось результатом применения повышающего коэффициента к средним ставкам налога, установленным ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области". В данной статье указывается, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением N 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю" за земли городов - 2,5, за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области. В таблице 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Приведенные в таблице коэффициенты применяются только при расчете налога на земли, на которых расположены курортные районы и зоны отдыха (столбец 1 таблицы 2). В Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район" и "зона отдыха", поэтому эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях права в силу ст. 11 НК РФ. В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" "26-ФЗ от 23.02.1995 под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании курортологических, гидрологических и других исследований. Территория общества в силу Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не может быть отнесена к курортных зонам, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к ним. Территория общества в соответствии с утвержденным постановлением правительства г. Москвы N 658 от 22.08.2000 "Положением о зонах отдыха в г. Москве" не может быть отнесена и к зоне отдыха г. Москвы (таблица 2 Приложение N 2 Закона РФ "О плате за землю"). По смыслу Закона столбец 2 таблицы 2 Приложения N 2 РФ "О плате за землю" указывает место курорта или зоны отдыха, а не описывает всю его территорию. Следовательно, зона отдыха Москвы - это не вся Московская область, а территория, на которой она может располагаться. Согласно ст. 98 ЗК РФ, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы, объект физической культуры и спорта, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты. В соответствии с пп. 4 ст. 7 главой 17 ЗК РФ земли рекреационного назначения входят в отдельную категорию как земли особо охраняемых территорий о объектов. Земли общества не могут быть отнесены к данной территории земель, поскольку не выполняют назначение и функции таких земель. Территория общества к местам рекреации местными органами власти не отнесена. Таким образом, повышающие коэффициенты, устанавливаемые ст. 2 Закона МО при расчете земельного налога в черте населенного пункта г. Ногинска применяться не могут.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2005 г. по делу А41-К2-16302/05 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.




Суд первой инстанции свое решение мотивировал тем, что в соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 ст. 21 Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований. Какие-либо иные нормативные акты законодательства о налогах и сборах не должны применяться при исчислении земельного налога в отношении земельного участка, используемого обществом. В частности, при исчислении земельного налога не должен применяться коэффициент к ставке земельного налога 2,5, установленный Законом Московской области "О плате за землю в Московской области" от 16.06.1995 N 18/95-03, как противоречащие Закону РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1. Коэффициент 2,5 применяется согласно Приложения 2 (таблица 2) Закона РФ "О плате за землю" для земель повышенной рекреационной ценности, в частности курортных районов и зон отдыха. Поскольку законодательство о налогах и сборах и Закон РФ "О плате за землю" не содержит определения термина "курортная зона", то в соответствии со статьей 11 ПК РФ этот термин следует применять в том значении, в каком он используется в Законе РФ N 26-ФЗ. Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 N 26-ФЗ предусмотрено, что курорт это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ст. 1 Закона N 26-ФЗ). Границы и режим курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, а для курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (ст. 16 Закона N 26-ФЗ). Признание территории курортом и определение границ курорта осуществляется ли! Правительством РФ, либо органами государственной власти субъектов РФ. Поскольку земли Ногинска в установленном порядке не признаны курортом, а также не определены грант курорта, то такие земли не следует считать курортной зоной, а потому не следует применяется коэффициент 2,5 при исчислении земельного налога в отношении земель, расположенных городе Ногинске Московской области. Коэффициент 1,6 с учетом градостроительной ценности территории применен быть не может, поскольку г. Ногинск к населенным пунктам, указанным в таблице 2 (столбцы 3, 4, 5) и таблице 3 (столбцы 4 - 9) ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" не относится.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Московской области 13 октября 2005 г. по делу А41-К2-16302/05 Инспекция обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт суда первой инстанции отменить в связи с несоответствием выводов изложенных в решении обстоятельствам дела, отказав обществу в удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что уплата земельного налога обществом в оспариваемые периоды осуществлялась самостоятельно с учетом ставок земельного налога установленных органами местного самоуправления на основании налоговых деклараций представленных в налоговый орган самим налогоплательщиком. Ставки земельного налога установленные органами местного самоуправления обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями. Решения Совета депутатов, устанавливающие ставки земельного налога за земли города, на основании которых производилась уплата земельного налога. Обществом как не соответствующие законодательству в судебном порядке не оспорены. Поэтому требования общества являются необоснованными. Московская область в целях налогообложения относится к зоне отдыха города Москвы и на земли городов Московской области установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в 2,5 раза. Увеличение ставок земельного налога на коэффициент 1,6 органами местного самоуправления по Ногинскому району в спорный период произведено в соответствии со ст. 9 Закона МО "О плате за землю в Московской области".
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу Инспекции, составленный в соответствии со ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ в котором считает доводы жалобы не соответствующими действующему законодательству в спорный период времени, по доводам, изложенным в отзыве.
Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства представителя Инспекции, причины неявки которого судом апелляционной инстанции признаны неуважительными.
Выслушав представителя лица, участвующего в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя в порядке статей 258, 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции повторно рассмотрев имеющиеся в деле и дополнительно представленные доказательства и пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт суда первой инстанции должен быть оставлен без изменения, а апелляционная жалоба Инспекции - без удовлетворения.
Так, в соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 ст. 21 Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Порядок взимания земельного налога в спорный период регулировался Законом РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991, где ст. 1 установлено, что пользование землей в РФ является платным.
В соответствии со ст. 8 Закона "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению N 2 (таблица 1, 2, 3) к Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищном фондом, дачными и садовыми участками и т.д., для которых установлен иной порядок исчисления налога). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Таким образом, Закон РФ "О плате за землю" установил пределы, в рамках которых могут быть установлены конкретные налоговые ставки.
Согласно ст. 2 Закона Московской области N 18/95-03 "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5, за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области (Приложение N 1).
В названной норме записано, что повышающие коэффициенты применяются не для всех земель, а лишь для тех категорий, в отношении которых таблицей 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" предусмотрено их применение.
В частности, в таблице 2 установлены коэффициенты увеличения ставки земельного налога в курортных зонах и зонах отдыха. При этом столбец 2 этой таблицы указывает на местонахождение курорта или зоны отдыха, а не описывает всю его территорию.
В Законе РФ "О плате за землю" не содержится определение "Курортная зона и зона отдыха".
Поэтому в силу ст. 11 Налогового кодекса РФ данные определения подлежат применению в том значении, в каком они используются в других отраслях права.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований.
Понятие зоны отдыха тождественно понятию земли рекреационного назначения.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы, объекты физической культуры и спорта, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты.
В соответствии с ст. 96 Земельного кодекса РФ к землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами:
Общество является юридическим лицом и имеет свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ (л.д. 74).
Общество имеет на праве собственности земельный участок, что подтверждено свидетельством о праве собственности на землю (л.д. 73), постановлением N 819 от 06.03.1996 об отводе и утверждении границ земельного участка общества (л.д. 66).
Являясь собственником земельного участка, общество в период 2002 - 2004 года оплачивало земельный налог по ставкам, утвержденным решениями Совета депутатов Ногинского района от 27.12.2001 N 3/2 "Об утверждении на 2002 год ставок земельного налога в Ногинском районе" (л.д. 51 - 54), от 27.12.2002 N 85/14 "Об утверждении на 2003 год ставок земельного налога в Ногинском районе" (л.д. 55 - 58), от 28.10.2003 N 168/29 "Об утверждении на 2004 год ставок земельного налога в Ногинском районе" (л.д. 59 - 65).
Обществом представлялись в Инспекцию налоговые декларации по земельному налогу за 2003 г. (л.д. 24 - 27), и за 2004 г. (л.д. 28 - 31), и сводная налоговая декларация за 2002 г. (л.д. 37).
15 февраля 2005 года общество обратилось в Инспекцию с заявлением (л.д. 48), приложив уточненные: сводную налоговую декларацию за 2002 г. (л.д. 32 - 34), налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 г. (л.д. 35 - 40), налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 г. (л.д. 41 - 45), и письмо Госстатистики о численности населения в г. Ногинске (л.д. 38).
Налоговый орган проведя выездную налоговую проверку составил акт N 96 выездной налоговой проверки (л.д. 14 - 21) и расчет пени, расчет земельного налога (л.д. 22 - 23).
По результатам рассмотрения заявления общества и акта выездной налоговой проверки Инспекцией принято решение N 96 от 06.06.2005 о привлечении к налоговой ответственности (л.д. 10 - 13).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что повышающие коэффициенты "2,5" и "1,6" не подлежали применению при расчете земельного налога за используемые обществом земельные участки.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам, и исследованных их в совокупности в судебном заседании, как в арбитражном суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, земельные участки, используемые обществом в силу Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не может быть отнесена к курортным зонам, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к ним. Территория, на которой располагаются земельные участки, предоставленные обществу, не отнесена к курортным зонам или зонам отдыха каким-либо правовым актом. Земли, предоставленные обществу, относятся к другой категории земель - землям поселений, и не выполняют функции земель рекреационного назначения.
Суд апелляционной инстанции считает, что поскольку увеличение средней ставки земельного налога с учетом градостроительной ценности могут применяться только к городам, имеющим численность населения свыше 500 тыс. чел., к которым г. Ногинск не относится, поскольку численность населения г. Ногинска составляет 116786 человек, применение коэффициента 1,6 также нельзя признать законным и обоснованным.




Ссылку Инспекции на Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2005 по делу N 4-Г-04-57, в соответствии с которым вся территория Московской области, без каких-либо изъятий, отнесена к зоне отдыха г. Москвы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает ошибочной. Так, данным Определением подтверждена правомерность применения повышающего коэффициента для категории земель, на которые распространяется действие таблицы 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю". Однако, в этом Определении не указано, что занимаемые обществом земельные участки отнесены к таким землям.
Требования обществом заявлены в пределах срока для их предъявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в судебном акте по рассмотренному делу, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Апелляционная инстанция не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названного судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области суда от 13 октября 2005 г. по делу А41-К2-16302/05 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по г. Ногинску Московской области - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)