Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.01.2012 ПО ДЕЛУ N А28-6889/2011

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2012 г. по делу N А28-6889/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Ольковой Т.М., Черных Л.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каранкевич А.М.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя: Коротких О.Н., действующей на основании доверенности от 20.12.2010 N 39, Серпокрыловой Т.А., действующей на основании доверенности от 20.12.2010 N 35,
представителей ответчика: Смитюк Л.В., действующей на основании доверенности от 13.01.2012 N 01-1-18/00124, Буровой Е.Б., действующей на основании доверенности от 13.01.2012 N 01-1-18/00123,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2011 по делу N А28-6889/2011, принятое судом в составе судьи Вылегжаниной С.В.,
по заявлению Центрального банка Российской Федерации

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Кировской области (ИНН: 4342001639, ОГРН: 1044307509718),
о признании недействительными решений от 18.03.2011 NN 1165, 1166, 1167, 1168, 1169, 1170,

установил:

Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк, налогоплательщик) обратился с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Кировской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 18.03.2011 NN 1165, 1166, 1167, 1168, 1169, 1170.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2011 в удовлетворении требований налогоплательщику было отказано.
Банк с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции подлежит отмене, т.к. принято с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств по рассматриваемому спору.
В обоснование своей позиции по жалобе Банк обращает внимание суда апелляционной инстанции на вывод суда первой инстанции, являющийся, по мнению налогоплательщика, неверным, о том, что опубликование Постановления Правительства Кировской области от 24.11.2009 N 31/418 на сайте Правительства Кировской области является официальным опубликованием данного документа, после чего с 01.01.2010 он подлежит применению, т.к. указанный сайт является именно информационным, а не источником официального опубликования.
Банк считает, что такая позиция суда первой инстанции противоречит Конституции Российской Федерации и Федеральным законам от 09.02.2009 N 8-ФЗ и от 27.07.2006 N 149-ФЗ.
Налогоплательщик в жалобе указывает, что не отрицает наличия у него информации об изменении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, однако настаивает, что для целей исчисления земельного налога новая стоимость земельных участков должна применяться с 01.01.2011.
Кроме того, Банк указывает на отсутствие у него свободного доступа к сети Интернет в г. Котельнич и в п. Оричи, что свидетельствует о том, что информация об изменении кадастровой стоимости земельных участков, содержащаяся в Постановления Правительства Кировской области от 24.11.2009 N 31/418 не является общедоступной.
Инспекция в отзыве на жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции по жалобе и отзыву на жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией проведены камеральный проверки представленных Банком уточненных расчетов по земельному налогу за 1 - 2 кварталы 2010 и первичного расчета за 3 квартал 2010, о чем составлены акты от 08.02.2011 и от 09.02.2011. По результатам проверки была установлена неполная уплата земельного налога в сумме 3786 руб.
18.03.2011 (с учетом рассмотренных возражений налогоплательщика) Инспекцией были вынесены решения NN 1165, 1166, 1167, 1168, 1169, 1170 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, согласно которым Банку было предложено, в т.ч., уплатить земельный налог в сумме 3786 руб.
Налогоплательщик с решениями Инспекции не согласился и обжаловал их в УФНС России по Кировской области.
Решениями вышестоящего налогового органа от 23.05.2011 решения Инспекции были оставлены без изменения.
Банк с решениями Инспекции не согласился и обратился с заявлением в суд.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь статьями 5, 387, 388, 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Кировской области от 24.11.2009 N 31/418 "О внесении изменении в постановление Правительства Кировской области от 15.01.2008 N 119/11", решением Оричевской поселковой Думы от 24.11.2005 N 2/1 "О земельном налоге", решением Котельничской городской Думы Кировской области от 30.09.2005 N 45, решением Котельничской городской Думы Кировской области от 28.10.2009 N 117, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, постановлением Правительства Кировской области от 11.01.2009 N 158/560 "Об утверждении Положения о порядке подготовки, принятия и издания постановлений и распоряжений Правительства Кировской области", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52, пришел к выводу о необоснованности требований налогоплательщика. При этом суд первой инстанции принял во внимание, что на момент определения своих налоговых обязательств по исчислению земельного налога Банк обладал необходимыми сведениями о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков по состоянию на 01.01.2010, однако необоснованно исчислил земельный налог, включенный в уточненные расчеты за 1 и 2 кварталы 2010 и первичный расчет за 3 квартал 2010 исходя из кадастровой стоимости земельных участков, не подлежащей применению.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 387 НК РФ определено, что земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
На территории муниципального образования "Оричевский район" земельный налог введен решением Оричевской поселковой Думы от 24.11.2005 N 2/1 "О земельном налоге" (в редакции, действующей в проверяемом периоде).
На территории муниципального образования "г. Котельнич" земельный налог введен решением Котельничской городской Думы Кировской области от 30.09.2005 N 45 об утверждении положения "О земельном налоге" (данное Положение действовало в редакции решения от 25.10.2006 N 8 в период с 01.01.2007 по 01.01.2010; с 01.01.2010 действовало положение "О земельном налоге", утвержденное решением Котельничской городской Думы Кировской области от 28.10.2009 N 117).
В соответствии с частью 5 статьи 65, частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Пунктом 9 Правил установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
В соответствии с пунктом 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 14 статьи 396 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет (пункт 2 постановления от 07.02.2008 N 52).
Постановлением Правительства Кировской области от 24.11.2009 N 31/418 "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 15.01.2008 N 119/11" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Кировской области, в том числе, по Котельничскому и Оричевскому районам.
В названном Постановлении N 31/418 содержится указание на его публикацию в официальных средствах массовой информации.
Порядок опубликования правовых актов Правительства Кировской области установлен в постановлении Правительства Кировской области от 11.01.2009 N 158/560 "Об утверждении Положения о порядке подготовки, принятия и издания постановлений и распоряжений Правительства Кировской области", действовавшем в период принятия Постановления N 31/418.
В соответствии с указанным порядком официальными изданиями Правительства Кировской области для опубликования правовых актов являются:
- газеты "Вятский край", "Вести.Киров" "Кировская правда",
- официальный информационный сайт Правительства Кировской области www.ako.kirov.ru,
- Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области.
Постановление N 31/418 было опубликовано 26.11.2009 на официальном сайте Правительства Кировской области в сети Интернет www.ako.kirov.ru.
20.02.2010 данное постановление было опубликовано в Сборнике основных нормативных актов органов государственной власти Кировской области N 1 (127) (часть 2).
Исходя из приведенных выше норм права, судом первой инстанции обоснованно было принято во внимание, что публикация постановлений Правительства Кировской области во всех вышеперечисленных источниках будет являться официальной.
Таким образом, с момента первой публикации Постановления N 31/418 в официальных источниках (с учетом положений статьи 5 НК РФ) будет исчисляться срок на его вступление в законную силу (пункт 8.6. Постановления от 11.01.2009 N 158/560).
Из изложенного выше следует, что налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны самостоятельно обеспечивать себя сведениями о кадастровой стоимости земельных участков посредством получения сведений через Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости для предоставления такой информации. Сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка отражены в кадастровой выписке об объекте недвижимости либо кадастровом плане территории, формы которых утверждены приказом Минюста России от 19.03.2008 N 66.
Иных способов доведения до налогоплательщика сведений о кадастровой стоимости земельного участка действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в силу положений статьи 388 НК РФ Банк является плательщиком земельного налога, т.к. имеет в постоянном бессрочном пользовании, право на которое зарегистрировано в соответствующем порядке, земельные участки, расположенные по адресам:
- г. Котельнич, ул. К. Маркса, 16, площадью 77 кв. м,
- г. Котельнич, ул. Луначарского, 87а, площадью 2565 кв. м,
- п. Оричи, ул. К. Маркса, 8а, площадью 2040 кв. м.
Правительством Кировской области была установлена кадастровая стоимость земельных участков, расположенных по адресам:
- г. Котельнич, ул. К. Маркса, 16, площадью 77 кв. м в размере - 57319,57 руб.,
- г. Котельнич, ул. Луначарского, 87а, площадью 2565 кв. м - 1 909 412 руб.,
- п. Оричи, ул. К. Маркса, 8а, площадью 2040 кв. м - 345 127, 20 руб.
Управление Росреестра по Кировской области письмами от 11.03.2010 и от 14.04.2010 сообщило Банку об изменении с 01.01.2010 кадастровой стоимости названных выше земельных участков.
28.04.2010 налогоплательщик представил в Инспекцию первичный авансовый расчет по земельному налогу за 1 квартал 2010, а 28.07.2010 представил первичный расчет по налогу за 2 квартал 2010. При этом сумма авансовых платежей по земельному налогу была рассчитана налогоплательщиком исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением N 31/418.
26.10.2010 и 29.10.2010 Банк представил в Инспекцию уточненные расчеты по земельному налогу за 1 и 2 кварталы 2010, а также первичный расчет за 3 квартал 2010, исчислив сумму авансовых платежей по земельному налогу исходя из кадастровой стоимости земельных участков в размере, утвержденном Постановлением Правительства Кировской области от 15.01.2008 N 119/2.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что, определяя свои обязательства по земельному налогу, Банк обладал необходимыми сведениями о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков и ему следовало исходить при этом из кадастровой стоимости названных выше земельных участков, определенной по состоянию на 01.01.2010, в связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельная ссылка Банка на Федеральные законы от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Суд апелляционной инстанции отклоняет также ссылку заявителя жалобы на Конституцию Российской Федерации, поскольку данный документ устанавливает основные принципы, права и свободы, провозглашенные в Российской Федерации, в то время как непосредственная их реализация определяется соответствующими нормативными правовыми актами, в т.ч. принимаемыми и местными органами государственной власти.
Таким образом, судом апелляционной инстанции отклоняется довод Банка о том, что опубликование Постановления N 31/418 на сайте Правительства Кировской области не является официальным опубликованием названного документа, что, по мнению заявителя жалобы, и являлось противоречием Конституции Российской Федерации и Федеральным законам от 09.02.2009 N 8-ФЗ и от 27.07.2006 N 149-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод Банка об отсутствии у него свободного доступа к сети Интернет в г. Котельнич и в п. Оричи, что лишает его возможности на получение своевременной информации, и принимает во внимание, что налогоплательщиком земельного налога является Центральный банк Российской Федерации, отсутствие у которого доступа к сети Интернет представляется арбитражному апелляционному суду сомнительным.
Довод налогоплательщика о возможности внесения владельцем сайта изменений в файл с расширением "doc", размещенный на сайте Правительства Кировской области, признается судом апелляционной инстанции субъективным мнением Банка о технических возможностях названного сайта, при отсутствии доказательств совершения Правительством Кировской области такого рода действий.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу. Оснований для удовлетворения жалобы Банка у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Центральный банк Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2011 по делу N А28-6889/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации (ИНН: 7702235133, ОГРН: 1037700013020) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Т.В.ХОРОВА

Судьи
Т.М.ОЛЬКОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)