Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 21.11.2005, 31.10.2005 ПО ДЕЛУ N А51-6550/2005 20-243

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


21 ноября 2005 г. Дело N А51-6550/2005 20-243

Арбитражный суд Приморского края установил:
Рассматривается заявление МИМНС России N 4 о взыскании с предпринимателя П. 31808,25 руб., в том числе 18256,86 руб. единого социального налога (далее по тексту - ЕСН), зачисляемого в Пенсионный фонд РФ; 9078,34 руб. пени; 160 руб. ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, 79,34 руб. пени; 2833,46 руб. ЕСН, зачисляемого в ТФОМС, и 1399,87 руб. пени.
Налоговый орган при рассмотрении спора заявленные требования поддержал в полном объеме и считает, что признание постановлений Губернатора Приморского края недействительными не освобождает предпринимателя П. от исполнения возложенной на нее обязанности по уплате обязательных страховых взносов. В связи с чем предприниматель, перешедший на упрощенную систему налогообложения, должен руководствоваться общим порядком налогообложения при исчислении страховых взносов в ПФ Российской Федерации и ФОМС РФ. Поскольку предприниматель не представила в налоговый орган соответствующие документы для определения налогооблагаемой базы для исчисления взносов с учетом реальных доходов и расходов, то предпринимателю исчислены взносы исходя из стоимости патента.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения заявления в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на заявление, в которых указывает, что налоговый орган применил нормы законодательства, устанавливающие ставки тарифов страховых взносов, признанные неконституционными и, следовательно, не подлежащие применению при разрешении возникающих споров.
Предприниматель ссылается также на то, что определить налоговую базу по ЕСН в соответствии со ст. 236 НК РФ не представляется возможным, так как объектом налогообложения признаются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Поскольку деятельность в 2001 году осуществлялась на основании патента, то учет расходов не велся.
Из материалов дела установлено.
П. зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, о чем 28 июня 2004 года сделана запись в ЕГРИП, свидетельство серия 25 N 00934037.
На основании решения руководителя МИМНС РФ N 4 по Приморскому краю N 185 от 14.12.2004 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка по уплате предпринимателем П. единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2001.
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом составлен акт выездной налоговой проверки N 140 от 24.12.2004, в котором зафиксированы нарушения налогового законодательства.
На основании акта выездной налоговой проверки налоговым органом было принято решение N 03/444ДСП от 31 января 2005 г. о привлечении предпринимателя П. к налоговой ответственности, согласно которому налогоплательщику предлагалось уплатить суммы страховых взносов в размере 29559 руб. и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 10557,55 руб.
Требование N 22222 от 03.02.2005 об уплате налогов и пени, доначисленных в ходе выездной налоговой проверки, со сроком исполнения до 13 февраля 2005 г. было направлено в адрес должника заказной корреспонденцией, доказательства направления имеются в материалах дела.
В связи с тем, что требование налогового органа о погашении сумм задолженности по итогам налоговой проверки не было исполнено в установленный законом срок, налоговый орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные документы, изучив пояснения заявителя и возражения налогоплательщика, суд считает требования налогового органа не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 222-ФЗ от 29.12.1995 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Право выбора системы, включая переход к упрощенной или возврат к ранее принятой системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона N 222-ФЗ от 29.12.1995 применение упрощенной системы налогообложения предпринимателями предусматривает замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Предпринимателю П. 20 декабря 1999 года был выдан патент серии АВ 25 N 410699 на право применения с 01.01.2001 по 31.12.2001 упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по виду деятельности "Розничная реализация непродовольственных товаров".
В соответствии со статьей 18 НК Российской Федерации специальным налоговым режимом, к которому относится упрощенная система налогообложения, признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
В силу положений абзаца 2 статьи 18 НК Российской Федерации при установлении специального налогового режима должны быть установлены все элементы налогообложения, которые определены в статье 17 Кодекса, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы.
Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ была установлена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, вместе с тем, не были определены все элементы налогообложения. Согласно пункту 2 статьи 4 Закона конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности субъектов малого предпринимательства и согласно пункту 2 статьи 5 Закона годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства в зависимости от вида предпринимательской деятельности устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Приморского края годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, а также порядок и сроки уплаты были определены постановлениями Губернатора Приморского края N 283 от 07.05.1996, N 120 от 17.03.1998, N 317 от 26.07.1999, N 410 от 23.05.2000, N 444 от 07.06.2000, которые, в свою очередь, решениями Приморского краевого суда от 1 марта 2001 года и от 13 августа 2001 года были признаны недействительными и не порождающими правовых последствий со дня их издания по причине нарушения порядка их издания.
Принимая во внимание изложенное, суд признает, что такой специальный налоговый режим, как упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, на территории Приморского края в 2001 году не может считаться установленным, поскольку не определены все его элементы.
В соответствии с пунктом "б" статьи 1 и со статьей 4 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" для индивидуальных предпринимателей установлен тариф страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением; в фонды обязательного медицинского страхования - 3,6%.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года N 18-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения пунктов "б" и "в" статьи 1 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и абзацев третьего и шестого пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в отношении правового регулирования страховых взносов в ПФ Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, поскольку оно нарушает конституционные принципы справедливого и законного установления обязательных платежей при определении существенных элементов, включая облагаемую базу для начисления страховых взносов.
В соответствии с данным правовым актом Конституционного Суда Российской Федерации положения Федерального закона от 20 ноября 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" как воспроизводящие нормы Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, подлежащими пересмотру в установленном порядке.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что впредь до установления законодателем нового правового регулирования индивидуальные предприниматели уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы за 1999 и 2000 годы в установленном Федеральными законами от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и от 20 ноября 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" размере 20,6% от заработка (дохода). После введения нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету в счет будущих платежей.
Со вступлением в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы в государственные внебюджетные фонды заменены уплатой единого социального налога.
Частью 3 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации установлен размер отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в составе единого социального налога (взноса) для индивидуальных предпринимателей, получивших доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Следовательно, с введением в действие главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации законодателем установлено новое правовое регулирование исчисления и уплаты индивидуальными предпринимателями обязательных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) недоимка (задолженность по уплате налогов и взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшаяся на 1 января 2001 года, и соответствующие пени исчисляются и уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а по задолженности, образовавшейся после 1 января 2001 года, пени исчисляются и уплачиваются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Кроме того, в период с даты вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года N 18-П до даты вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель специально не предусмотрел новое правовое регулирование размера ставок обязательных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.


Вместе с тем, принимая во внимание положения пункта 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П, выводы, изложенные в Постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 26.10.2004 N 6012/04, а также учитывая, что такой специальный налоговый режим, как упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, на территории Приморского края в 2001 году не может считаться установленным, суд признает, что отсутствуют правовые основания и надлежащие доказательства, позволяющие с достоверностью определить объект налогообложения, рассчитать сумму страховых взносов во внебюджетные фонды в порядке, предусмотренном главой 24 НК Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 237 НК Российской Федерации предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, определяют налоговую базу по единому социальному налогу как сумму доходов, полученных за налоговый период (календарный год) за вычетом доходов, связанных с их извлечением.
Как указано выше, в течение 2001 года предприниматель П. применяла упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности по виду деятельности "Розничная реализация непродовольственных товаров" на основании патента серии АВ 25 N 410699, выданного руководителем ИМНС по г. Арсеньеву.




Приложением N 6 "Порядок заполнения декларации о доходах" к Инструкции ГНС Российской Федерации от 29.06.1995 N 35 по применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" установлено, что индивидуальные предприниматели, выкупившие патент и применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в соответствии с Федеральным законом от 28.12.1997 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", в обязательном порядке заполняют лишь первый лист декларации и Приложение "З", в котором не предусмотрено наличие информации о произведенных расходах, связанных с извлечением дохода.
Следовательно, у предпринимателя П. отсутствовала обязанность представлять в налоговый орган информацию о произведенных расходах. Вместе с тем, определением от 19 июля 2005 года суд предлагал налогоплательщику представить документы, подтверждающие понесенные расходы.
Документы, подтверждающие произведенные предпринимателем П. в 2001 году расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, в материалы дела не представлены.
Учитывая, что согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 НК Российской Федерации налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги, и на момент судебного разбирательства у суда отсутствуют правовые основания для получения необходимых доказательств, достаточных для установления размера расходов, произведенных предпринимателем П. в 2001 году.
По мнению суда, применение положений подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК Российской Федерации для определения суммы страховых взносов, подлежащих уплате предпринимателем в 2001 году, расчетным путем на основании имеющейся у налоговых органов информации об аналогичных налогоплательщиках, является неправомерным, поскольку суд не располагает какими-либо доказательствами, что предпринимателем П. учет объектов налогообложения осуществлялся с нарушением.
Кроме того, суд считает, что у налогового органа отсутствуют основания для определения суммы страховых взносов расчетным путем, поскольку в рамках выездной налоговой проверки этого сделано не было.
В свою очередь, суд не подменяет собой налоговые органы по проведению налоговых проверок налогоплательщиков, а в силу положений статей 66, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле, и подлежат оценке судом.
Принимая во внимание, что расчет страховых взносов, подлежащих уплате предпринимателем П. в 2001 году во внебюджетные фонды, исходя из стоимости патента налоговым органом произведен неправомерно, а расчет страховых взносов в порядке, предусмотренном главой 24 НК Российской Федерации, не произведен, суд признает, что основания для доначисления страховых взносов и взыскания пени отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 216 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)